Новые грозные слова отца Иоанна Кронштадтского
"О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся"
1906-1907 года
к оглавлению
Слово тридцать седьмое
17-го июля возвратился в Петербург протоиерей Иоанн Ильич Сергиев, после двухмесячнаго путешествия на свою родину. В последния две недели высокочтимый пастырь посетил г.Ярославль, где служил литургию в домовой церкви г. ярославскаго губернатора, некоторое время провел у него и направился в г. Рыбинск. Здесь с архиепископом ярославским Тихоном служил литургию в соборной церкви. Рыбинцы усердно приглашали дорогого гостя разделить с ними праздничную трапезу, но батюшка, чувствуя некоторое недомогание, прямо из собора отбыл на свой пароход и направился в г.Устюжну к давнему усердному почитателю своему Я.М. Поздееву. Здесь о.Иоанном была получена из Рыбинска следующая трогательная телеграмма: Сердечно признательны за ваше молитвенное соучастие в нашем духовном торжестве, глубоко скорбя о вашей физической невозможности разделить с нами трапезу. Единодушно возглашаем за ваше драгоценное здоровье и шлем вам благодарно радушный привет, да хранит вас Создатель, высокохристианского российского молитвенника, на многая лета. Архиепископ Тихон, протоиерей Сергий Богородский, староста Козьма Эльтеков, многочисленные рыбинские почитатели.
Из Устюжны батюшка во второй раз прибыл в Вауловский скит, где провел целую неделю, ежедневно совершая Божественную Литургию и поучая сестер и богомольцев доброй, христианской жизни.
Возвратившись в Петербург, батюшка, прежде всего, проследовал в свой Иоанновский монастырь. В алтаре пред Cвятым Престолом прославил и поблагодарил Господа за счастливое путешествие и благополучное возвращение, о чем в обители возносились ежедневныя моления во все время его путешествия. Потом поздоровался с членами причта, сестрами обители и богомольцами, прочитал дневные стихиры и каноны, и началась торжественная Литургия, в конце которой батюшка произнес следующее назидательное поучение.
Разъясним притчу, которую слышали сегодня из Cвятого Евангелия: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел (Мф.13,24-25). Кто разумеется под добрым семенем? Разумеются верующие, благочестивые люди, любящие Бога и друг друга, ревнующие о добродетельной жизни. Поле, на котором посеяно это семя, есть мир. Когда люди спали, пришел враг — диавол, насеял в умы людей плевелы, то есть гордость, зависть, лукавство и всякие другие грехи, насеял и ушел как ни в чем не бывало. И вот, когда взошла зелень, тогда явились и плевелы (26). Грех входит в людей и обладает ими по причине неверия, лености, нерадения, пристрастия к сему веку — играм, увеселениям, удовольствиям, к дорогим одеждам, богатству и прочему; из-за них человек не радит об угождении Богу и о своем духовном воспитании, которое необходимо прежде всего.
Ангелы, ненавидящие грех, удивляясь господству зла в мире, говорят: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы! Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? (27-28). Господь сотворил всех людей по образу Своему и по подобию — добрыми, чистыми, праведными. А мы чем сделались? Кто виноват, что в нас столь много плевел? Как уже сказано, это происходит от нашего невнимания и нерадения, которым и пользуется враг наш, чтобы сеять плевелы. Казалось бы, что людей порочных надо исторгнуть из среды людей благочестивых и истребить; однако. Господин не дозволил слугам Своим вырвать плевелы. Он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы (29-30). Ангелы не всеведущи; один Бог знает все; Он знает, что многие могут еще из худых сделаться хорошими, из ленивых усердными, из грешных праведными, или что от них могут произойти люди добродетельные. Вот почему Господь не истребляет тотчас, а терпит до времени людей порочных — воров, пьяниц, прелюбодеев, картежников, революционеров. Когда же вполне обнаружится, что от таких людей нельзя уже ожидать добрых плодов — покаяния и исправления, что они не сделаются доброю пшеницею, тогда, по повелению Божию, они будут срезаны косою смерти и брошены в огонь вечный: во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы, и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою (Мф.13,30). Если Господь видит, что люди преуспевают духовно, что они смиренны, кротки, терпеливы, воздержны, милостивы, чисты сердцем, правдивы, любят всею душею Бога и ближнего своего, тогда Он и в сей жизни исполняет благие их желания, венчает их Своею милостию и щедротами, и в жизни будущей готовит им вечный покой и блаженство.
Старайтесь же, дорогие братия и сестры, сделаться полным пшеничным зернышком или колоском (делаю уподобление), чтобы всем вам получить вечную жизнь, вечную радость. Аминь.
к оглавлению