Новые грозные слова отца Иоанна Кронштадтского
"О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся"
1906-1907 года
к оглавлению
Слово тридцать шестое
На день преславного Вознесения во плоти Господа нашего Иисуса Христа.
31-го мая 1907 года
Нисшедший, Он же есть и восшедший, превыше всех небес, дабы наполнить все (небо и землю) (Еф.4,10). |
Приведенные слова взяты мною, возлюбленные братия и сестры, из послания святого Апостола Павла к жителям языческого города Ефеса, обращенным в христианскую веру. Он говорит, что Христос Бог, нисшедший во плоти на землю для нашего спасения, по совершении Своего великого дела, опять восшел на небо, или превыше всех небес, но восшел уже Богом во плоти, или Богом и вместе Человеком в двух естествах, но в едином Лице нераздельно, неразлучно, неслиянно. Апостол показывает и причину, почему Господь не остался на земле, а восшел на небеса.
Причина та, чтобы наполнить Собою все — небо и землю, быть Главою неба, всех Ангелов или Сил небесных, Начальств, Властей, Престолов, Херувимов и Серафимов и всякого имени, именуемого не только в этом веке, но и в будущем (Еф.1,21), и вместе Главою Церкви земной, которую Он стяжал Своею Кровью, и которую соединил Себе, ставши Главою ее.
Христос вознесся на небо, но и не оставил нас, чад Своих, но пребывает всегда и будет пребывать с нами до окончания века, по Его слову. Он вознесся для того еще, чтобы вместо Себя ниспослать на землю, или на Церковь Свою Духа Святого, третье Лицо Пресвятой Троицы, собезначальное соприсносущее, животворящее, равносильное, равнославное, Всесвятое, Всеблагое, всеправедное, всесильное, премудрое, всемогущее, чтобы Он принял явно торжественноравное участие в спасении искупленного Честною Кровию Христовою рода человеческого.
Если бы Христос остался на земле, то Дух Святой не пришел бы на землю, как Сам Христос возвестил, а это было невозможно по причине равенства Лиц Пресвятой Троицы и равного их действия и содействия. Как мир весь создан был ипостасным Словом Бога Отца при содействии Святого Духа, так и искупление и спасение человеческого рода должно было совершаться при непременном содействии Духа Всесвятого. Слава Твоему всеблагому, премудрому и всеспасительному промыслу, Пресвятая Троица, Боже наш, Отче, Сыне и Душе Всесвятый.
На какие мысли и воспоминания наводит нас вознесение Господне на небеса? На возвышенные, всерадостные мысли и воспоминания. Прежде, чем вознестись Иисусу Христу с земли на небо, Ему должно было снизойти на землю, нужно было зачаться, воплотиться, родиться Духом Святым от Пресвятой Девы, быть Младенцем или Богомладенцем, назваться Иисусом, постепенно возрастать, достигнуть отроческого и мужеского возраста, принять Крещение от Иоанна во Иордане, подвергнуться ради нашего спасения искушению от диавола, победить его, посрамить его, величавшегося своею силою и царствованием на земле, надобно было Богочеловеку проповедать людям слово Божие, иметь общение с ними, ради их спасения, есть и пить с мытарями и грешниками, беседовать с блудницами и блудниками, чтобы сделать их целомудренными, иметь общение с мытарями и фарисеями, вразумлять и обличать их, исцелять всякие болезни, воскрешать мертвых, явить власть Свою Божественную над всеми стихиями, ветрами, водами; явить власть Свою над злыми духами и всем царством сатаны, власть над смертию; нужно было претерпеть всякие неправды от злых людей, пострадать и умереть на кресте, сойти во ад, разрушить его, взять его многочеловечное богатство, лишить сатану всей власти, коею он похвалялся и которую думал иметь вечно, нужно было одолеть жало смерти и воскресить умерших и воскреснуть из мертвых победителем ада и смерти.
Прежде вознесения на небеса Он установил спасительные таинства: Крещение, покаяние и Таинство из таинств — Тайную Вечерю, или причащение Пречистого Тела и Крови Своей в знак Своей безпредельной к человекам любви, непрестанного общения, в очищение, освящение, обновление и обожение нашей возстановленной от глубочайшего падения и растления природы.
Прежде вознесения на небеса Он основал на земле Церковь Свою или божественное общество людей, спасаемых во Христе, соединенных между собою единою верою, законом Божиим, богослужением, священноначалием и таинствами.
Вот на какие мысли и воспоминания наводит нас преславное Вознесение Господа нашего на небеса.
Положив начало Церкви, Он предоставил дальнейшее ее устроение Апостолам при содействии Святого Духа, Которого они имели получить в великий день Святой Пятидесятницы.
И насажденная на земле Церковь Божия процвела, как крин, и возрастила благодатию Святого Духа безчисленное множество святых из всякого народа и племени, из всякого человеческого звания и состояния, обоего пола, особенно в первые века земля стала небом по причине безчисленного множества просиявших в Церкви святых в ликах апостольском, святительском, мученическом, в ликах преподобных святых отцов, безсребренников, праведников и всех святых.
Церковь Христова на земле была и есть величайшее чудо, в ней совершилось и совершается дивное обновление человечества, искренно верующие люди стали небесными ангелами, украшенными всякою небесною добродетелью. Они украсили Церковь как святою жизнию своею, так и безсмертными, Богомудрыми творениями, доселе услаждающими наш слух и назидающими верных чад Церкви.
Слава Тебе вознесшемуся со славою Христу, Богу нашему нас не оставившему, в нас действующему и нас спасающему. Аминь.
к оглавлению