Новые грозные слова отца Иоанна Кронштадтского
"О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся"
1906-1907 года
к оглавлению
Слово тридцать девятое
Во вторник, 29 октября, живущие и служащие в Иоанновском женском монастыре имели счастие утешаться служением дорогого основателя и покровителя монастыря, протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Три с половиною месяца батюшка вследствие болезни не служил в своей обители. Не только живущие здесь, но и посторонние богомольны, в прежние годы привыкшие к более частим его служениям, с нетерпением ожидали того дня, когда опять увидят дорогого и доброго пастыря, услышат от него слово назидания, сподобятся причастия Святых Тайн. И вот желание исполнилось. К началу литургии, кроме монахинь, собралось много богомольцев, хотя только вечером накануне стало известно о предполагаемом служении. Когда после продолжительной пасмурной и холодной погоды появляется ясное солнышко, то все живое становится бодрым, жизнерадостным; свет солнечный и теплота имеют весьма благотворное влияние на жизнь всего мира. Нечто подобное можно было наблюдать и среди почитателей дорогого батюшки, на себе самих испытавших благотворное значение его молитвы. Настроение у всех праздничное. Ощущая в себе неземную радость, все смотрят на сияющее добродетелью и небесным миром лицо старца-подвижника, возносят вместе с ним усердные молитвы, а в конце литургии с великим вниманием слушают его назидательное поучение, приблизительно следующего содержания.
Начну сегодня мою проповедь теми словами, которыми начал Свою Божественную проповедь Господь Иисус Христос, выступив после Крещения на служение роду человеческому. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное . Уясним себе сущность истинного покаяния, к которому призывает людей Господь Бог. Покаяние есть такое состояние, когда человек вполне пришел в сознание своей греховности, когда он скорбит душею, ясно представляя себе ту бездну, которая готова поглотить не раскаянных грешников. Покаяние необходимо для каждого человека, потому что все мы много согрешаем (Иак.3,2); грехи наши многочисленны, как песок земной, как звезды на небе; они пустили разветвления во все стороны существа человеческого. Поэтому человек грешный удаляется от Бога на безмерное расстояние, во тьме ходит, делается рабом диавола, наследником вечной муки; он — мертвец духовный. И, напротив, кто обращается к покаянию, тот начинает воскресать и приближаться к Богу.
Далее, так как мы грешим добровольно, то и каяться должны добровольно, не ожидая к этому какого-либо принуждения. Искренно, с сокрушенным и смиренным сердцем, перед лицом Бога всеведущего, без пощады своему ветхому человеку, разобрать свою жизнь и свои многочисленные грехи, безпристрастно осудить себя в них, искренно желать исправления от грехов и страстей, ежедневно опутывающих нашу душу — вот истинное покаяние! Разумеется, покаянное чувство является не вдруг по причине многочисленности наших грехов. Кроме того, принадлежность истинного, душеспасительного покаяния есть перемена греховных стремлений на добрые христианские чувства и стремления; наши души стали безплодными, или стали приносить дурные, горькие плоды тьмы и греха, надо их сделать благоплодными, приносящими плоды добродетели. Сотворите плоды достойные покаяния (Лк.3,8).
Покаяние есть великий дар благости Божией человеку-грешнику, ибо чрез него человек, безмерно удалившийся от Бога, вновь вступает в блаженный союз с Ним. Человек, конечно, не мог бы так приблизиться к Богу, если бы Сам Бог не приблизился к нам. Но вот Сам Единородный Сын Божий пришел к нам, принял на Себя естество человеческое, чтобы уврачевать подобное подобным, уподобился нам во всем, кроме греха, чтобы удобнее учить людей, беседовать, благотворить, чудодействовать, пострадать за грехи людей и открыть вход в Царство Небесное. Представляя себе, как Бог приблизился к нам, и мы должны приближаться к Нему, воспрянуть от сна греховного и от тьмы к свету, должны обновиться и бодро, твердо, усердно исполнять заповеди Божии. Только таким способом можно приблизиться к Богу и быть в союзе с Ним. Иначе какое общение праведности с беззаконием, что общего у света со тьмою, какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор.6,14-15)
Итак, дорогие братия и сестры, пользуйтесь покаянием все, молитесь, чтобы Господь просветил сердечные очи ваши и помог видеть бездну разстояния грешного человека от Бога. Впрочем, я не нахожу, чтобы все вы были далеки от Бога, как далеки неверующие. Вы соединяетесь с Богом через веру, усердную молитву, поучение в слове Божием, причастие Святых Таин, поэтому вы уже не далеки от Бога, да вселится Он в вас Своею благодатию, да живет в вас, да наставляет, да утешает вас среди скорбен и бедствий земной жизни!
Посмотрите еще, как приблизился к нам Господь Бог! Безчисленные лики Ангелов удивляются тому, как приблизился к нам Господь чрез Таинство причащения. Вот мы — священнослужители, по данной нам благодати совершили это таинство, сами причастились и вам готовимся преподать Святые Тайны Христовы. Подумайте, какая благость, какая близость Божия: приимите, ядите; Сие есть Тело Мое … Пийте от нее вси; Сия есть Кровь Моя Нового Завета … — говорит Господь. И человек верующий чувствует, что он причащается истинного Тела и Крови Христовой, ибо Святые Тайны в самом существе своем истинны, животворны, просветительны, обновительны для души и тела причащающихся с верою и усердием, деятельным покаянием.
Господь хочет приблизить нас к Себе и другими безчисленными дарами Своей благости. Например, Он подает безконечное разнообразие и изобилие плодов земных, с безчисленными разнообразными вкусами. И в этих дарах Он показывает Свое крайнее снисхождение, любит, ласкает нас, как самый добрый отец, желая всех привлечь к Себе. Неверующие не хотят видеть во всем этом премудрых действий Божественного промысла. В своем ослеплении они доходят до безумия, отрицают самое бытие Божие и утверждают, что все происходит чрез слепую эволюцию (учение о том, что все рождающееся происходит само собою, без участия Творческой силы). Но у кого есть разум, тот не поверит таким безумным бредням. Верующий на все смотрит сквозь веру, которая основывается на Божественном откровении. Здесь он найдет ясный ответ на все волнующие его вопросы, здесь он может получить самые верные наставления о том, как надо жить для угождения Богу и спасения души. Из этого чудного источника — слова Божия, будем и мы почерпать для себя наставления к доброй христианской жизни и деятельности, будем узнавать волю Божию благую и совершенную и приближаться к Богу чрез покаяние и дела добродетели, будем стремиться к соединению с Ним на веки в Царстве Небесном. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное! Аминь.
к оглавлению