Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев)
к оглавлению
ПИСЬМА К ДУХОВНЫМ ЧАДАМ
***
Милая Нина!
Господь с Вами! Я получил Ваше письмо. Рад скоро ответить.
Моей ноге лучше. Считаю, что в человеческих средствах лечения лучше всего мне помогла грелка, которой я пользовался недели три, ежедневно.
Сейчас мы перебрались в новое помещение. Взяли две комнаты в семье, состоящей из мужа, жены и двух детей.
Дом основательный, комнаты хорошие. Большого тепла не будет, так как комнаты высокие, большие окна и двери на террасу! Сколько возможно — утеплим. Сейчас температура — 12-14 градусов. Заботимся запасти дрова.
Божьей милостью, следовательно, забота о помещении отпала. И здоровье лучше. Осталась боль в бедре. Употребляю присланное Вами втиранье.
Итак, обо мне не тревожьтесь.
Все переживаемое складываю в сердце, во всем вижу Господень Промысел, и из всего извлекаю один урок — быть достойным Божьей любви.
Теперь о Вас.
В вашем письме много тяжелого. Главное — зачем Вы как бы обрываете связь с Господней волей? Если утвердиться на ней, то не следует выдвигать своих желаний и проявлять нетерпимость. Нетерпеливость подтачивает веру, ослабляет силы жизни и порождает оторванность.
А вера дает покой и уверенность.
В чем Вы болезненно ослабляете себя? Слушайте.
Первое. Зачем Вы допускаете в себе развитие тоски по маме? Разве не к Господу она ушла? И разве это плохо для нее? И, по-человечески, разве не естественен ее уход? Зачем же Вы тревожите ее дух? Для Вас она не умерла, а ушла в другую комнату, чтобы отдохнуть там от земли до дня радостного Восстания, когда снова все соберемся у своего Отца. Хорошо быть на могилке и помолиться о радостной встрече. Все иное — смерть.
Второе. Зачем нервность в деле изменения жизни? Господь ведет, и разве Он не в силах привести? Разве требуется помочь Ему нашими усилиями?
Третье. Зачем пренебрежение здоровьем?
Милая Нина! Я очень прошу Вас: будьте умницей и не выпускайте себя из рук. Ведь Вы уже хорошо мыслите и правильно пишете: "Я прошу дать мне силы и терпенья..." Вот эту силу и надо претворить в жизнь с помощью Божьей.
Как раз Ваша общая задача — накопление сил души. Вы переживаете ответственное для себя время, когда, по Божьей воле, уходят земные нити, и должна формироваться углубленность и индивидуальный подвиг.
Скажу, кстати, об отношениях с семьей. Думаю, что надо прекратить дискуссии об ошибках. И совсем забыть об этом периоде.
И затем смотреть на взаимные отношения как на дело любви и христианского совместного подвига (в какой бы части он ни объединял). Сторониться любви не должно: "О сем познают яко Мои ученицы есть аще любовь имате между собой".
Долг любви — наш первый христианский показатель.
Еще не забыть сказать Вам о словах Е.И. Забудьте о них и думать. Это же совсем шаблонное, трафаретное суждение. Теперь, когда мы имеем компетентные суждения, его место в корзине под столом. Так что пусть это трафаретное суждение ни в какой мере не отразится на Вашей настроенности.
В своем письме Вы сообщаете, что долгое время не получали от меня вестей. Это дело меня озабочивает. Хорошо ли действует Ваш адрес? Не изымаются ли письма?
Я отправил Вам три письма. Одно (первое), написанное А.А., и два я писал сам. Я буду проявлять осторожность.
Кстати, и Вы делайте то же. Я просил бы: а) не вести обо мне никаких, абсолютно никаких разговоров с посторонними; б) не исполнять никаких поручений для третьих лиц без моего указания.
Верьте, так лучше. Да и Вы сами это прекрасно знаете.
Сообщаю свой адрес (без передачи кому бы то ни было) с правом использовать его не чаще одного раза в месяц.
Адрес будет такой: ст.Ж.Белорусской ж.д. (г.Москва), 4-й проселок, дом В.А.Попендик, Л. и больше не прибавляйте ничего, даже инициалов.
В своих письмах делайте цифровые пометки в левом нижнем углу третьей страницы. В первом письме — 1, во втором — 2, в третьем — 3 и т.д.
Обещанного канона не прилагаю (и очень сожалею об этом), так как не имею времени его переписать. За письмом пришли и его ждут.
Простите. Да благословит Вас Господь. Буду ждать Вашего письма. Христос г. Вами всегда.
Ваш убогий богомолец.
22 сентября 1930 г.
***
Милая Нина!
Господь с Вами!
Я Вам пишу с некоторым чувством досады.
Давно Вам не писал и берег запись всех Ваших вопросов. А на прошлой неделе отправил письмо в город, а оно утерялось. Мне досадно, что и время прошло, и что я за необходимостью разорвал листок с записью.
Конечно, я помню о главном, о Вашем основном настроении и мыслях.
Вам трудно залечить пережитое. Я очень понимаю Вас, не менее сочувствую Вам.
Но я боюсь, как бы в переборовании пережитого Вы не утратили часть своего лучшего. Хочу верить, что Господь не допустит этого. Вот почему главным моментом поведения я считаю для Вас смиренное предание себя Божьей воле и смиренную молитву Христу.
В практическом поведении не нужно замыкаться в себе, а нужно новое принуждение себя к христианскому любвеобильному служению ближнему, с полною открытою сердечностью, без подневольного снисхождения.
"Уход в другой мир", мир неба — хорош. Ах, как он хорош! И пусть он не суживает горизонты, а поднимает, чтобы все было видно, чтобы, по Евангелию, "открыты были глаза и отверсты уши". Лучше возвыситься, слабости простятся.
И еще одно практическое указание: не пренебрегайте здоровьем. Грешно это! И ни к чему это!
О планах на будущее хочется отдельно побеседовать с Вами.
Сейчас прошу Вас написать мне, что для Вас представляется неясным в вопросе о Божественном Промысле? Пришлите мне все вопросы, какие требуют выяснения. Можно даже не классифицировать их, то есть писать вразбивку и об общем Промысле и о частном, и не в порядке проработанной мысли.
Будете писать мне, не ставьте никакого обращения. Так лучше!
Радуюсь с Вами, что Вы имеете возможность занять отдельную комнату. Значит, условия молитвы будут благоприятней.
Я испытываю меньше боль. Спасибо за лекарство. Уж очень много Вы прислали его!
Какое-то основное недомогание идет упорно во мне. С Божьим благословением хочу обратиться к лучшему здешнему гомеопату. Плохо пишу, потому что завязан палец.
Простите. Да благословит Вас Христос. Всегда с любовью о Христе.
***
Н., милая!
Пусть в Вашем сердце всегда будет Христос!
И мне помешало пространство!
Когда я читал Ваши последние письма, я так напряженно хотел быть с Вами.
Мне так хотелось приласкать Вас как хорошего ребенка, которого не хотят понять большие и у которого своя большая боль и некому рассказать о себе!
Зачем Вы волнуете себя? Ведь Вы уже знаете, что моя душа вся открыта Вам и я всегда сумею понять Вас и, с Божьим благословением, рассказать Вам о Божьей воле.
Все Ваши разрозненные вопросы связываются в цепь, и она легко расторжима. Я напишу об этом отдельно.
Сейчас я вновь хочу сказать Вам: "Успокойте свое сердце".
Что нужно? Вы уже нашли нужное слово: "по-детски". Да, да... предаться Христу и за Его волей стать ребенком. "Если не обратитесь и не будете, как дети, не можете войти в Царство Небесное".
Итак, подробно я еще напишу.
Не писал Вам после 12-го, потому что неблагоприятно складывались обстоятельства.
Большое письмо, написанное Вами, Вы поберегите и при случае перешлите мне. Мне очень хотелось прочесть его.
Теперь о текущем. "Покаянный канон" Вы читали. Он написан для "большого" читателя, т.е. рядового верующего. Его назначение указано в заголовке: "Для молитвенных размышлений", т.е. он должен будить потребность посмотреть в свою душу и обратиться ко Христу. Редакция канона неровная: по местам более гладкая, а то шероховатая. Строй ясный.
а) Факт ухода от Бога;
б) Последствия ухода и путь зла;
в) Возвращение к Богу только через Христа и Церковь;
г) Ошибки сознания и их исправление познанием Христа;
д) Ошибки сердца, падение жизни и их исправление очищением сердца;
е) Укрепление воли;
ж) Заключение: результат покаяния — обновление человека благодатью Святого Духа.
Да, еще порадую Вас, Н. Я как будто угадал Ваше желание и пишу об евангельских образах, где раскрываю смысл евангельских слов со стороны нравственного приложения их. Как-то Господь поможет исполнить?
Помолитесь в чистом сердце.
За все, все, идущее от Вас, примите мой поклон.
Благословение Господа на Вас да будет нерушимо. Простите.
28 ноября 1930 г.
***
Нина, милая!
Господь с Вами!
Главное — не думайте, что я забываю о Вас. Хочется написать Вам много и сказать многое, да не всегда позволяет обстановка и самочувствие.
Вы написали мне в последних письмах о таких серьезных предметах, что в одном письме и не исчерпаешь их всех.
Начну с главного.
Уверьтесь, Нина, в том, что Ваше спасение и Ваша жизнь мне дороги и будут дороги всегда. И я всегда буду болеть Вашими скорбями и радоваться вместе с Вами! И всеми силами души я хотел бы облегчить Ваш путь. В том и мой долг, и мое счастье, и мой венец у Христа.
Ему слава вовеки! Истинно.
Теперь о Промысле. Тут Вы ставите ряд вопросов, которые замыкают Вас в кольцо. Надо разобраться.
Божественный Промысл, Вы знаете, есть отеческое попечение о жизни. Он вовсе не связывает жизней и не ставит им обязательнейших вех, как думают об этом принимающие предопределение. Божественный Промысл не непреклонный рок, не фатум древних. Человек свободно выбирает путь и идет. Господь благословляет, поддерживает. Но спасение не совершается механически. Иначе какая цена ему? И во что обращается тогда человек? Спасение продолжает быть свободным подвигом. Припомните статью о благодати и свободе. И вот человек решается на подвиг спасения, и за спасение он ведет борьбу. Так поступали святые. Они выбирали для себя лучшее, удобнейшее для спасения.
И теперь для христианина не исключается надобность выбора, когда ставится вопрос: за Бога или против Бога. Может быть выбор и в других обстоятельствах, менее значительных. Например: переменить обстановку, взять новый подвиг на том же пути к Богу и пр. Но как все такие вопросы решались святыми подвижниками не своею волею, а по Божьему указанию и совету опытных, то тем более нам в настоящее время надлежит браться за такие ответственные решения со всей тщательностью, ища и молясь о Божьем указании.
Итак, в основном пути к Богу, в бореньях за него человек свободен. И человек обязан их нести. Святой Промысл тут нимало не связывает. Такова вся область борьбы с грехом ради спасения. Но вот когда в пути спасения человек сталкивается с неизбежным, промыслительно попущенным в мире зла, в котором живет человек, тогда он смиренно подчиняется священному Промыслу и терпеливо несет приключившееся. Он вовсе не изменяет путь спасения, а он только пополняется скорбью от несоответствия двух миров и терпеливо несет ниспосланное. Например, разве может даже святой и праведный человек отменить в мире болезни и смерть?
Ясно, что нет. Он и несет их с терпением, покорный священному Промыслу. Вот святой Гурий Казанский, память которого праздновалась недавно, три года страдал неисцельной болезнью пред своей смертью! И неизбежность подчинения миру земли, в котором мы живем, и земному порядку, попущенному Богом, можно проследить не в одних болезнях, а в десятках других явлений жизни.
Вот почему и пишется в речи о Промысле: такие явления жизни, такой порядок прими как неизбежность, промыслительно попущенный, и обрати его на свою пользу. И еще пишется: и для Божьего Сына не был отменен порядок жизни.
Значит, не надо смешивать борьбу с грехом в себе с законами ограниченной человеческой жизни, которым мы вынуждены подчиняться.
В последнем случае Промыслом попущен земной порядок, и человек подчинен ему неизбежно и должен извлечь для себя благо и из болезни, и из других явлений ограниченного мира.
С точки зрения написанного решается частный вопрос: принять ли добавления занятий? Решение просто: если это занятие не нарушает основного пути, и даже если они не снижают общего настроения, в то же время, по условиям жизненной обстановки, не в Вашей воле находящейся, деньги нужны, то, понятно, без колебаний надо взять такую работу.
Если же она не по силам, и если она будет отражаться на понижении настроения, то поступать обратно.
Пока кончу на этом. Других Ваших больших вопросов не забыл. И о пути буду писать.
С молитвой ко Господу приобретайте душевную ровность. Кто идет ко Христу, тот под Его рукой, и ему не нужно волноваться, что он забыт Господом. Отдадимся же с детской покорностью и непосредственностью Его воле.
Что Вы вступили на путь принуждения себя в деятельной христианской любви, то очень хорошо. Господь — помощник. Я верю, что после первых трудных шагов будет и легче и радостнее.
Читали ли Вы "Покаянный канон" в полном составе всех песней?
Как Ваше мнение?
И еще Вас хочу порадовать. Я как будто угадал движения Вашего сердца и Ваши мысли относительно Евангелия, С Божьей помощью, в отдельные благоприятные моменты пишу о евангельских образах. Беру их из святого Евангелия Марка. Сейчас пока исчерпал 3 первых главы, кончая стихами 4-й, посвященными притче о сеятеле.
Как-то благословит Господь написать? Молитвенно вручаю Вас Господней руке и покрову Пречистого. Простите.
Всегда Ваш убогий богомолец.
12 декабря 1930 г.
***
Милая Нина!
Господь с Вами!
Вчера получил Ваше письмо. Спасибо. Простите, что у меня не было возможности написать Вам, и мое поздравление придет к Вам после 14-го. Слава Господу и за эту радость сейчас писать Вам.
А мысленно я буду у Вас и сегодня вечером, и завтра, чтобы по молитве Господу, благословить Вас и порадоваться всему Господнему промышлению о Вас. Дорожите им пуще всего. С ним жизнь и счастье. Пусть через скорби... Значит, так надо для нас, и в общем плане Божьих забот о мире. В качестве подарка для Вас пишу, с Божьей помощью, "образок". Вы интересовались объяснением слов Евангелия Марка, 4 гл. ст.10-12. Вот как надо их понимать.
"Когда же остался без народа (Христос), окружающие Его... спросили Его о притче (о сеятеле). И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи".
Вот слова большой радости, а вместе и трепета. В отношении ко Христу одни люди — слушатели. Послушали и ушли. Другие — ученики и последователи. Эти остались, чтобы наполниться словом Господним и следовать Слову.
Первые — "внешние", вторые, очевидно, "свои". Первые — смотрят и не видят, слышат и не разумеют. Вторые — пронизают невидимое, и им открыты тайны Царствия Божия.
Вникай, вникай! У настоящих учеников открыты глаза, и они видят тайны Божьего Царства. Они, зрячие, знают, куда идут, и знают, что только один путь. Они, счастливые, бегут во свете к одной своей цели, потому что в сердце у них открытая им тайна. Она влечет их!
Господи! Как же блаженны видящие! Как счастливы ходящие во свете! Им открыты Твои тайны. И Твое Царство влечет их.
И как жалки невидящие. Они бродят в потемках. И нудно ползут своими земными путями, да не обратятся и прощены будут грехи их. Так и есть в жизни!
Один человек в Бога верит, и в церковь ходит, а нет в нем жизни! И верно, что еще нет у него правды в пути. У него все заслоняет своя маленькая жизнь и свои заботы. И они впереди, а Христос к случаю, когда понадобится. И вот он топчется и ползет. И, конечно, ничего он не видит. Жизни своей не видит. И хоть он слушает слово жизни, но заткнуты у него уши и ничто не доходит до его души. И он по-прежнему, без пользы и радости для себя, толчется вокруг Христа и около стен церковных, и нудно тянется его жизнь.
Это — "внешний".
А другой, посмотришь, загорелся. И поистине, как сказал Господь, как будто у человека открылись глаза.
Да, воистину открываются у человека глаза, потому что он начинает видеть одну цель жизни, видит один путь, легко выбирает нужное в жизни, откидывает ненужное, и с душевным спокойствием, Богу содействующу, твердо, во свете и радости он пойдет по своей дороге.
Тогда же ему открываются "Божьи тайны". Ведь он же идет к Божьему Царству? И чем он ближе к своей цели, тем она достойней, ясней, видней.
Таков смысл. А Вы "день ото дня" благодарите в веселии Господа, "припав к Богу, Христу Его".
Ей и пребудьте вовеки.
Благословение Господне на Вас. Простите.
Всегда, всегда Ваш убогий богомолец.
24 января 1931 г.
***
Милая Нина!
Господь с Вами!
Я пишу Вам второе письмо. Первое начал и оставил незаконченным. Я начал письмо с мыслью о крестном пути, потому что этой мысли, как главной, посвящена часть Вашего письма.
И оставил письмо незаконченным, так как оно приняло большие размеры. Сделаю из него отдельный богословский эскиз, посвященный теме христианского пути.
Значит, вопрос пути я сейчас обхожу. А по поводу Ваших суждений скажу только, что Вам надо выправить суждение о "естественном". Откуда у Вас мысль, что "естественное" это есть зло и грех? Зло и грех в неестественном, то есть в том, что вкралось и испортило естество и сделало его не тем, чем оно должно быть. И в христианском пути идет борьба не с естественным (которое создано Творцом), а идет борьба с порчей его, за восстановление естественного.
Так и в самом суровом подвижничестве. И там шло не убийство естественного, а восстановление первозданной "доброты". "Погубление" души, к которому зовет Христос, есть погубление "ветхого Адама", т.е. опять тень зла и греха, искажение добра.
Если б подвижничество стало на путь убийства "естественного" как зла, то оно выродилось бы в манихейство, бывшее в древности, или в буддийскую борьбу с телом как злом.
Этим совсем не уничтожается "отрицание мира" в монашестве и внешний подвиг в нем же. И то и другое необходимы, чтобы высвободиться от рабства злу. А так как зло идет через мир, или через тело, то отсюда и насилие над миром и телом как проводниками зла.
Я лично для себя недосягаемо высоко ставлю внешний подвиг. И моя личная тоска об этом недосягаемом растет и растет.
Если б не моя болезнь, я бы распорядился собою по руководству этого внутреннего чувства.
Теперь о тексте Евангелия от Марка: "Кому много дано"... Если вчитаться в его смысл, то мысль о каких-либо преимуществах "имущего", в смысле особых заслуг — отпадает. Объяснение текста подчеркивает, что Господь одинаково всем желает спастись и готов на всех излить Свои дары, но один способен принять их, другой не способен. "Имущий" Божье — принимает Божье. В этом смысле ему и дается. Тут нет заслуги, но нет и "естественности". Это дар благодати. А человек стережет его и должен быть достоин его.
И еще Вы спрашиваете меня о том, что до сих пор переживается с болью. И просите сказать о моем переживании отрыва от любимого.
В совершающемся со мной вижу Божью волю. Принимаю ее только как премудрую, милосердную. Учусь смотреть на все несовершенство, как нечистое, и хочу научиться наполнить сердце жалостью, что мы, люди, мало познали Господа и плохо умеем ходить пред Его Светлым Лицем.
В настроении жалости человека ("что есть человек, яко помниши его") написан Покаянный Канон. Да, верно, что в нем преобладающая мысль о ничтожестве человека.
О своей поездке ничего не могу сказать. Будете на Пасхе в Москве, заходите к нам. Известите письмом с коротким сообщением о дне.
Поздравляю с Божьей милостью, со святым Причастием, и с духовной радостью о Христе спасающем. В этой радости молю Господа, да сподобит Он Вас разделить Его страданья и приблизиться к Великому дню Божественного Восстания. Простите.
Всегда Ваш убогий богомолец.
10 марта 1931 г.
***
Милая Нина!
Христос воскресе!
Сегодня среда. Ровно неделя прошла с Пасхальной среды.
Переживалось чувство неудовлетворенности. Причины, думаю, две. Одна в том, что при обилии тем и при краткости времени предметы охватываются вскользь и остается впечатление нагроможденности, без удовлетворения договоренностью. А вторая причина — несвежесть головы, при которой нет возможности ухода в трактуемый вопрос без остатка. А совсем удовлетворяет только такой уход.
Но я благодарю Христа за все! За радость праздника, за души празднующих, за осязание мира и любви. За все, за все до мелочей, до отдельных слов и малых поступков.
Теперь о некоторых деталях.
Первая из них — письмо, Ваше мнимое письмо. Не могу понять, что же это было?
Вторая — сон. Если придать ему вещность, то как понимать его? Почему он встревожил?
Третья — о семье. В целом речи об ней не могло быть. Могла быть речь о Ваших личных переживаниях. И к этому надо подойти основательно. Были признаки, что острота Вашей боли проходит. Или это были внешние причины? Казалось, что Ваше внутреннее занимает свое личное совершенствование. А потом, Пасха Господня — это примиренность и любовь. Значит, ко всем этим данным и к делу личного переживания надо подойти осторожно.
Как жалко, что в этом пункте не установлена ясность. Верю, Господь поможет! Моя мысль была о том, что не недостаток понимания мешает ясности, а только недоговоренность при открытии, когда острота боли закрывает душу, при частичном и, может быть, одностороннем открытии ее.
Разве для меня нет боли в этом деле? Я хочу понять все, до конца. Последнее письмо с этой стороны многое дает, и до сих пор мои суждения не кидались в разные стороны, а углублялись в одном направлении.
Что думается теперь? Думается, что с Божьей помощью все изживется не к утрате лучшего, а к большему приобретению. И это достигается не само собой, а делом и подвигом.
Вы взяли путь личного подвига. Это совсем хорошо. И спрашиваете Вы, что делать? Для внешнего делания у Вас есть молитва, упражнения в Священном Писании, храм, свои занятия, домашняя работа. Довольно! Если будет иной вечер излишек времени, отдавайте его чтению. Чтение разнообразьте. Все-таки идейность — опора ума, и мы привыкли к умственной жизни. Потом не пренебрегайте все-таки питанием, сном. Помните, что отсекается не самое тело, а искажение (грех) нормальных потребностей тела.
Если же при всем практикуемом будет потребность в дополнении внешнего делания, то Вы напишите.
Второе — внутреннее делание. Вы знаете, что в нем центр тяжести в контроле помыслов. Конечно, Вы его и практикуете в борьбе с грехом. Теперь — призовите помогающего Христа и мужественно противостаньте помыслу болезни. Как будто ее и не бывало. Противовесом пусть будет сердечное убеждение, настроенность: "Ты зовешь меня к Себе, радостями зовешь и скорбями. За все слава Тебе". "Сам твори во мне волю Твою".
Наконец четвертая деталь, о том, что нужно было сообщить. Минувшей зимой я очень плохо чувствовал себя по здоровью. Да и теперь я не вижу "крепости" своих дней.
И мне хочется передать Вам весь опыт пережитого. Может быть, это ценно. Тут и личный опыт, и опыт виденного. В одиночестве все обсмотришь точным взглядом и взвесишь все по объективной справедливости, насколько сможешь ее понять.
И еще добавлю сожаление, что не все сказал о Вашем лучшем устройстве на будущее. Но... милостив Господь. Не без пользы для души и спасения Вас и теперь возделывайте себя. Будущее — в Господних руках. Лишь бы нам крепко пребыть под этой мудрой и любящей рукой.
Творите же, Нина, Его волю в смирении, радостной покорности.
Помысел болезни и теперь откиньте. Держите сердце в просторе и преданности Отцу Благому. Не обращайте внимания на планы и большие задачи. Освящайте Господним присутствием каждый данный миг жизни и учитесь уходить в счастье этих мгновений настоящего. А ко всему принижающему настроение относитесь так, как Вы выучили себя относиться ко внешнему, т.е. выводя себя из него, становясь над ним, почти игнорируя его.
Христос Господь дает благословение и с ним силу идти путем, на который Он призвал Вас, и достигнуть постоянного зрения Его лица "доброты неизреченной", и в этом счастье со всеми угодившими Ему. Простите.
Всегда Ваш богомолец.
10 апреля 193?г.
к оглавлению