Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев)


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     61     62     63     64     65     66     67     68  
к следующей страницек следующей странице


ПИСЬМА К ДУХОВНЫМ ЧАДАМ

***

Милая К!

Господь да будет всегда с Вашей душой!

Давно я в долгу перед Вами и по обстоятельствам никак не мог расплатиться.

Вы интересовались смыслом некоторых евангельских текстов. Пишу пояснение.

"И сказал им (Христос ученикам): для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд, или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? (Мк. 4,21).

Пошли ко Христу — значит, зажгли свечу. "Я — Свет миру" (Евангелие от Иоанна). От этого Единственного Света мы зажгли огонь в своей душе. И зажгли мы затем, чтобы во свете идти за Светом.

Зачем же мы глушим эти светильники? Зажжем — погасим, зажжем — погасим. Как неразумные дети! И сами знаем, что это плохая игра. Ведь мы же страдаем и мучаемся, оставаясь во тьме! Кто же, зажегши лампу, спрячет ее в сосуд? Или поставит ее под кровать? Всякий ставит ее на подставке!

И ты подвесь лампу души — Божий Свет в высоту, чтобы не грязнилась, чтобы свет ее освещал все пути сердца, и было внутри тебя неугасимо светло, и чисто, и уютно.

И помни: пошел за Христом — значит, зажег свечу. И закрывать ее — совершать безсмыслицу вроде той, как спрятать зажженную лампу в шкафу, а самому сидеть в темной комнате.

Не закрывай же и не закрывайся от Божьего Света!

А вот и другой текст, интересовавший Вас: "Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу" (Мк. 4,22).

Если ты сознательно или безсознательно заглушаешь (гасишь) зажегшийся в твоей душе Божий Свет и думаешь, что временно можно и без него прожить, что быть всегда под таким светом как будто тяжело и напряженно, то ты глубоко неправ.

Если ты укрываешь в своей душе глубокий тайник любимых желаний, укоренившихся привычек и думаешь, что можно временно и поберечь этот тайничок и не сразу же обнаружить его, то ты глубоко неправ.

Как в человеческих делах на дневном свете открывается все старательно скрытое, как выходят наружу и делаются всем известными дела, свершенные очень потаенно, так тем более ничего невозможно укрыть от Божьего Света. Он пронизает все тайники и просветит все извилины души. И чтобы тебе в свое время не стало очень, очень стыдно пред Господом, пред другими, да и пред собой, что ты укрыл в своей душе приласканную гниль, уж лучше обнажи все сразу.

И с Божьим Светом поступи так, повесь его повыше в душе. Пусть осветит все закоулки, чтобы обнажилась вся неубранность и засоренность души. Будь безжалостен к себе. Это выгодней. Скорее во свете приберешься. Да не туши света и по временам. Уж какая приборка во тьме! Только размажешь грязь, разнесешь сор по углам, перетряхнешь его с места не место.

Это мы и делаем, когда ступим во свете шаг вперед, а потом, впотьмах, два шага назад. А душа томится и болеет от пустоты и неудовлетворенности.

Желаю Вам от всего сердца поучаться в Законе Господнем день и ночь, чтобы открылись глаза души и Вы видели "чудеса Закона Господня", то есть всю чудесную глубину его. А за словом Господним придет и Господь.

Будьте крепки в молитве, не ослабевайте стоять на страже души, отметая все нечистое, засоряющее помыслы и расслабляющее волю.

Да благословит Господь Вас и М. Передайте ей мой поклон! Господом же будьте хранимы.

Ваш убогий богомолец.
25 января 1931 г.

***

Мария!

Господь пусть будет всегда с Вами!

А Он в трудную минуту Вашей жизни, конечно, был у Вашего сердца и подсказал ему нужное и вдохнул в него решимость. Я видел это, когда читал конец Вашего последнего письма.

Конечно, Ваши мысли последнего времени и поступок сообразно с ними были чарованием, которое, как вредный густой туман, обволокло разум и подчинило ему и волю. И замечательно, что дьявол ловит хорошего христианина, уже "работающего Господеви", ловит его чаще всего мнимым подталкиванием на исполнение высоких христианских заповедей любви.

И цель сатаны одна — заслонить Самого Бога.

Между тем, мы имеем прямое повеление Христа на первом месте возлюбить Господа твоего всем сердцем: "Сия первая и большая всех заповедей".

Сатана делает ловкую подтасовку, человеческим и как будто более близким и понятным, и нужным, заменить Божеское, Бога затушевать, отодвинуть на задний план.

И цель понятна — выбить фундамент жизни, всякую прочную основу деятельности, выбить основу из-под того же дела любви к ближнему, на которое он толкает человека.

И вот Христос подсказал Вашему сердцу, что это заблуждение, и Вы с решимостью оттолкнули его. Слава Христу!

Так остановитесь на первом и главном.

А что дальше? Я же сказал Вам, что, поскольку поможет мне Господь, я подскажу Вам, когда придет момент — другое.

Пока же надо руководствоваться словами Иоанна Крестителя в ответ на вопрос народа: "Что нам делать?" Смысл слов Крестителя таков: каждый будь на своем месте, делай свое дело и живи по-Божьи.

В этом и пребудьте! Не занимайтесь планами, а в каждый момент жизни, чем бы она ни была наполнена, все сердце отдайте Христу. Вот наш подвиг. Пусть же совершит его Господь при нашей безраздельной отдаче себя Ему и Его благодатной воле. Пребудьте в смиренной молитве и делах любви! Да благословит Вас Христос и никогда не отступит от Вашего сердца.

26 ноября 1930 г.

***

Милость Божия пусть покроет Вас!

Зачем Вы волнуете себя?

Вопрос о спасении в семье становится у Вас как будто предметом расслабления. Вижу, что это уже вражеское дело. В нем ничего Божеского уже потому, что идет смущение из-за выдуманных предметов, нереальных. Например: приписывание мне какой-то перемены во взглядах.

Еще раз повторяю: все, что я говорил Вам, есть истина, которой держусь и теперь.

Положение той или иной личности в едином пути спасения может быть разное; и это зависит от особенности личности, ее склада. Вот это последнее стало для Вас как бы камнем преткновения.

А у меня только это и определяет разнообразие суждений.

Мой совет и просьба — оставьте дискуссии на эту тему, а исходите хотя бы из малой реальности, каковая жизненно охватывает все. И дай Бог больше не возвращаться к этой "больной" теме.

"Неприязнь" ее в том, что враг непременно подмешает "человеческое" в Божье, чтобы отвратить от Божьего. Этого и будете бояться. А ошибки — покроем взаимной любовью.

Теперь о Вашем вопросе.

С Божьей помощью я указал бы три приема восстановления себя и борьбы с искушением плоти.

Первое: молитва. Молитва — в миг и в час искушения. Она может быть мысленной, когда Вы находитесь на людях, и может быть наружной, когда Вы одна. Молитва решительная, резкая, с обрыванием похоти.

Второе: недопущение в себя даже ничтожной доли прилога, искушения, ни через мысль, ни через глаз, ни через чтение. Если борьба с прилогом всегда нужна, то в борьбе с искушениями плоти она всё, потому что в этих искушениях физический навык является смертью, а навык образуется из допущения "прилога".

Пресечение с безпощадностью "прилога", успеяние в борьбе с похотью плоти, так как грехи плоти почти на 100% делаются с соизволения человеческой плоти (хотя это и происходит иногда как бы полусознательно).

Третье: внушение себе Божьего страха, как испрашивается в молитве ангелу Хранителю: "Молись за меня ко Господу, да утвердит меня в страхе Своем". Утверждение себя в Господнем страхе указывается отцами как средство восстановления духовного бодрствования.

Наполнение мысли в три момента может быть разнообразным: нарушение заповеди, страх Господня Суда, пренебрежение Божьей любовью, загрязнение себя и удаление от Бога, общее духовное расслабление, вред для тела и пр. и пр.

Конечно, лучшее средство — молитва. В ней и укрепляйтесь и лучше достигнете и второго и третьего.

Господь да совершит все Своею всемогущею благодатною помощью.

Обращаю к Вам, в заключение, одну просьбу: ни с кем не говорить обо мне ни слова. До меня доходят совершенно детские сказки Марии. Вы, конечно, ей не говорите, а то она и предостережение воспримет по-своему.

Я чувствую себя получше, но в бедре боль еще сильна. Краснота ноги пропала. Очень жалею, что уже наступили холода так рано. Простите. Спасайтесь о Господе.

Всегда Ваш убогий богомолец.
20 сентября 1930 г.

***

Милая Зина!

Моя молитва Господу и приветствие моего сердца в виду Святого дня. Прими его.

Я спрашивал тебя: думала ли ты о промыслительных законах жизни?

Каковы же эти законы? Иначе: какова Божья воля о мире? И, в частности, каково положение христианина в жизни согласно той же Божественной воле?

За длинную историю христианства думали об этом двояко: в одни периоды жизни преобладал взгляд, что Господь благословляет земную жизнь, что Божья воля о жизни, чтобы человек был здесь счастлив, что христианство удобно совместимо со всем земным устроением и что отсюда задача жизни — осуществить исполнение христианских заповедей в радостной обстановке земной жизни — семейного счастья, материального довольства, невинных наслаждений, доброго смеха и счастливых улыбок.

Лет 15-20 назад этот взгляд имел много сторонников в русской церковной жизни.

А есть и другой взгляд — суровый, по которому христианство отрицает земное. По этому взгляду, земное устроение есть только необходимость, связывающая христианина, а задачей жизни будет ослабить путы жизни, выйти из них, чтобы дать свободу духу идти ко Христу.

Следовательно, по этому взгляду земная жизнь есть борьба, подвиг, и христианство сулит не смех и улыбки, а скорбь и очистительные слезы.

Где правда?

Родная о Христе! Нужно ли для тебя спрашивать об этом?

Ты переживаешь такую суровую школу жизни и такую суровую школу своего духовного роста, что для тебя совершенно реально то, что было для других предметом шумных логических построений.

Мало того: тебе, пережившей в суровых условиях первые шаги духовной жизни, должно быть странно, может ли быть спор о том, где правда.

И действительно, только сумрачное сознание периодов христианского упадка могло серьезно блуждать в вопросах полухристианского, полуязыческого ренессанса, обращая христианство в какой-то культ земной красивости.

Ведь даже поверхностное перелистывание Евангелия скажет, что тут была большая натяжка.

Разве можно пройти мимо классического определения Господа: "Царство Мое не от мира сего" (Ин. 18,36) и "Я не от мира" (17,14) и "вас (христиан) Я избрал от мира" (15,19).

А если Христос и христианство не от мира, то их взаимоотношение будет отношением несвязанности и противоречий, и потому: "мир вас ненавидит" и это совершенно естественно: "знайте, что Меня прежде вас возненавидел (мир)" (Ин. 15,18).

Если же так, если взаимоотношения христианства и мира есть взаимоотношения отчужденности, то следование за Христом в миру будет только несением креста и подвигом (Мф. 10,38).

Потому и говорится, что "от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11,12). И еще: "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата" (Лк. 13,24), "потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими" (Мф. 7,13).

Так вот какова Божья правда о христианской жизни. Путь за Христом есть крест, есть непрерывный подвиг, есть безжалостное насилие над собой. Сделай отсюда вывод для своей жизни.

Вывод будет один: не ищи от жизни роз, покоя, благодушного довольства и наслаждения.

Христианство — подвиг, подвиг и в твоем пути, пока он добрый путь ко Христу; всегда будет труд, напряженное принуждение себя, слезы и воздыхания.

Родная! Видишь, что крест, скорбь — это уже закон жизни во Христе. Захочешь ли ты уклониться от нее?

Скажу тебе больше. Посмотри вдумчивее! Не будет ли наличие скорби в жизни показателем правильности христианского пути, не будет ли в хорошей скорби о Христе присутствия Самого Христа, напротив, тупое благодушие не будет ли показателем широкого пути, чуждого Христу?

А потому полюби спасительную скорбь. Она — неизбежный путь к Богу, через нее — очищение.

Вот почему счастливы (блаженны) плачущие! С ними — Господь.

Ну, скажи теперь: с кем же ты хочешь быть? Останься с плачущими. Это — спасающиеся. А смеющимся ныне — горе (Лк. 6,25).

Всегда Ваш убогий богомолец.
7 октября 1930 г.


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     61     62     63     64     65     66     67     68  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова