Монашеское делание
Сборник поучений Святых отцов и Подвижников Благочестия
к оглавлению
Цель монашеского делания
(Мф. 25, 34)
Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира.
(Лк. 17, 21)
Царствие Божие внутрь вас есть.
св. Серафим Саровский
Истинная цель жизни христианской есть стяжание Духа Святаго Божияго.
старица схимонахиня м. Рахиль
На что призван, то и исполняй. Все земное заманчиво. Над голубым сводом есть еще небо, куда должны стремиться все живущие.
игумен Никон
Наше спасение в том и состоит, чтобы спастись, то есть не попасть в руки демонов, а избавиться от них и войти в Царство Божие, беcконечную, непостижимую здесь радость и блаженство.
св. Ефрем Сирин
Царствие Божие внутрь вас есть. Поелику Сын
Божий в тебе, то и царство Его в тебе. Вот богатство небесное в тебе, если
хочешь сего. Вот царство Божие внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи
усерднее и без труда найдешь его. Вне тебя смерть, и дверь к ней грех. Войди
в себя, пребывай в сердце своем, ибо там Бог.
свт. Феофан Затворник.
Поелику первое Божие о человеке определение
есть, чтоб он был в живом союзе с Богом, а союз сей выражается, когда кто умом и
сердцем живет в Боге, то коль скоро кто стремится к такой жизни и тем паче
делается причастным ее в какой-либо мере, о том надо говорить, что он исполняет
задачу жизни, для которой введен в течение бытия. Да сознает сие трудящийся в
сем роде жизни и да не смущается, что не делает явно каких-либо дел, особенно
важных. Это одно совмещает все.
Царствие Божие в нас зарождается, когда ум
сочетается с сердцем, сам растворившись с памятью о Боге. Человек тогда предает
Господу , как жертву приятную Ему, свое сознание и свободу, а от Него получает власть над собою, и силою, от Него получаемою, правит всем своим, внутренним и внешним, как бы от Его лица. Царствие Божие в нас есть, когда Бог царствует в нас, когда душа во глубине
своей исповедует Бога своим Владыкою, и покорствует Ему всеми силами и Бог
властно действует в ней и “производит в вас и хотение и действие по Своему
благоволению” (Флп. 2, 13). Начало сему царствию полагается в момент решимости
работать Богу в Господе Иисусе Христе, благодатию Святаго Духа. Тогда человек
христианин свое сознание и свободу, в которых состоит собственно существо
человеческой жизни, предает Богу, а Бог принимает эту жертву и, таким образом,
происходит союз человека с Богом и Бога с человеком, восстановляется завет с
Богом, прерванный падением и прерываемый произвольными грехами.
св. Иоанн Кассиан Римлянин
Конец нашей подвижнической жизни есть Царство
Божие, а цель чистота сердца, без которой невозможно достигнуть того конца.
св. Серафим Саровский
Торжище (Мф. 25, 1 13) жизнь наша; двери
чертога брачного затворенного и не допустившего их к жениху смерть
человеческая; девы мудрые и юродивые души Христианские; елей есть получаемая
через добрые дела во внутрь нашего естества благодать Духа Святаго,
претворяющего оное из тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы во свет и от бывшего некогда вертепом существа нашего, где страсти иногда яко скоты и звери
привязаны были к яслям вертепа, то есть вожделениям нашим, в пресветлый чертог
вечного радования о Христе Иисусе Господе нашем, Творце и Избавителе и вечном
Женихе душ наших.
Так если рассудить обстоятельно о заповедях Христовых и Апостольских, так дело наше Христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей Христианской жизни лишь средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святаго.
Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое
Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святаго Духа Божияго.
Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды
Духа Святаго, все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни
будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не
дает. Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал: “Кто не собирает со Мною,
тот расточает” (Мф. 12, 30).
Блаженны будем, когда обрящет нас Господь в
полноте даров Духа Святаго, ибо тогда мы сможем благодерзновенно надеяться быть
восхищенными на облацех в сретение Господа, грядущего со славою и силою многою
судити живым и мертвым и воздати комуждо по делом его. Вот почему, повторяю еще
раз, я вам желаю, чтобы вы всегда были в благодати Духа Святаго, приобретали ее средствами, о которых я уже
сказал вам, и рассуждали бы, которое средство дает вам более благодати Духа
Святаго, тем средством и занимались бы. Примерно: даст вам более благодати
Божественной молитва и бдение бдите и молитесь; много дает Духа Божия пост
поститесь; более дает милостыня милостыню творите и таким образом о всякой
добродетели Христа ради делаемой рассуждайте.
Если мы в Духе Божием, то благословен Бог; не о
чем горевать, хоть сей час на страшный суд Христов; ибо в чем застану, в том и
сужду. Если же нет, то надобно разбирать, отчего и по какой причине Господь Дух
Святый изволил оставить нас? И снова надобно искать и доискиваться Его и не
отставать до тех пор, покуда искомый Господь Бог Дух Святый сыщется и снова
будет с нами Своею благодатью.
св. Макарий Великий.
Кто приходит к Богу и действительно желает быть
последователем Христовым, тот должен приходить с тою целию, чтобы перемениться,
показать себя лучшим и новым человеком, неудержавшим в себе ничего из
свойственного ветхому человеку. Ибо сказано: “кто во Христе, тот новая тварь” (2 Кор. 5, 17).
св. Иоанн Кронштадтский.
Каждый человек должен возродиться Духом Святым и
водою и сделаться новым человеком с новым умом, новым сердцем и
обновленной волей, то есть измениться коренным образом
благодатию всеблагого Бога.
игумен Никон.
Исполнение заповедей изменяет душу человека,
обновляет его, делает человека “новым” по образу Божию, точнее, по образу
Спасителя нашего Иисуса Христа. Самым основным свойством нового человека
является смирение: “научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (Мф. 11, 29).
Древний Патерик.
Венец монаха есть смиренномудрие.
св. Никита Стифат.
Познай себя самого; и это есть воистину истинное
смирение, научающее смиренномудрствовать и сокрушающее сердце.
св. Максим Исповедник.
Стяжавший убо любовь стяжал Самого Бога; ибо
“Бог есть любовь” (1 Ин. 4, 16).
св. Паисий Величковский
Когда новоначальный монах, по отречении его от
мира и действия грехов великих и смертных, положит пред Богом обещание
воздерживаться не только от малых грехов повседневных и простительных, но и от
действия самих страстей и злых помыслов, и войдя внутрь к сердцу умом своим
начнет призывать на всякую брань и на всякий
злой помысел Господа Иисуса или если по немощи своей уступит прилогу вражию и
нарушит заповеди Господни, припадет к Господу с сердечной молитвою, осуждая себя
и в этом устроении пребудет до своей кончины, падая и восставая, побеждаясь и
побеждая, день и ночь прося отмщения от соперника своего, то не будет ли
существовать для него надежда на спасение? Ибо, как показывает опыт, невозможно
даже и самым великим мужам вполне уберечься от повседневных грехов, сущих не к
смерти, источником которых бывают: слова, мысль, неведение, забвение, неволя,
воля, случай и которые прощаются вседневною благодатию Христовой, по словам
святого Кассиана.
свт. Григорий Богослов
Три знаю чина спасаемых, а именно: рабство,
наемничество, сыновство. Если раб ты, ран убойся; если наемник, устремляйся к
принятию мзды; если выше первых двух, и сын ты, то как отца (Бога) почитай
(устыдись). Сделай добро, потому что добро есть отцу повиноваться. Хотя бы тебе
и ничего за то не имело быть, но и в том есть награда, чтобы отцу угодное
творить.
к оглавлению