Бог сотворил душу и тело безстрастными, но чрез
преслушание они впали в страсти.
св. авва Исайя
Страстями называются свойства человеческие в их
болезненном состоянии, произведенном падением. Так способность питаться
превратилась в наклонность к объядению и лакомству; сила желания в прихоти и
похоти; сила гнева или душевная энергияв вспыльчивость, ярость, злобу,
ненависть; свойство скорбеть и печалиться в малодушие, уныние и отчаяние;
естественное свойство презирать унижающий естество грех в презрение к ближним,
в гордость; и прочее.
св. Иоанн Лествичник
Страстию называют такое похотливое расположение,
которое, вгнездившись в душу, соделы-вается потом чрез долгий навык, как бы
природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою стремится к
удовлетворению его.
Страсть же несомненно во всяком случае
осуждается и, если не будет очищена равносильным покаянием, подлежит вечному
мучению.
св. Григорий Синаит
Страстные навыки суть задатки адских мук, как
действенные добродетели Царствия Небесного.
свт. Феофан Затворник
Страсти тоже, что сырость в дровах. Сырые дрова
не горят. Надо со стороны принесть сухих дровичек и зажечь. Они, горя, начнут
просушивать сырость и, по мере просушивания, зажигать сырые дрова. Так понемногу
огонь, гоня сырость и распространяясь, обымет пламенем и все дрова положенныя.
Дрова наши суть все силы души нашей и все отправления тела. Все они, пока не
внимает человек себе, пропитаны сыростию страстями, и пока страсти не изгнаны,
упорно противятся огню духовному. Они проходят и в душу , и в тело, забирают и самый дух сознание и свободу в свою власть и, таким образом, господствуют над всем человеком. Как они в стачке с бесами, то чрез них и бесы господствуют над человеком, мечтающим однакож, что
он сам себе господин. Вырывается из сих уз прежде всего дух. Благодать Божия
исторгает, дух, преисполняясь под действием благодати, страхом Божиим, разрывает
всякую связь со страстями и, раскаявшись в прошедшем, полагает твердое намерение
угождать прочее Единому Богу и для Него Единого жить, ходя в заповедях Его. Стоя в этой решимости, дух, с помощию благодати Божией, изгоняет потом страсти из души и тела и все в себе
одухотворяет.
св. Исихий Иерусалимский
Много страстей сокрыто в душах наших; но
обличают они себя только тогда, когда являются на глаза причины их (предметы, поводы).
св. Нил Синайский
Для чего демонам желается возбуждать в нас своим
воздействием чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, злопамятство и прочие
страсти? Для того, чтобы ум, одебелев от них, не мог молиться как должно; ибо
страсти неразумной части нашей, начав действовать (пришедши в движение), не
позволяют уму действовать разумно.
св. Иоанн Кассиан Римлянин
Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.
Страсти бывают двух родов: естественные,
вырождающиеся из естественных потребностей, как, например, чревоугодие и блуд, и
не естественные, не коренящиеся в естестве,
как, например, сребролюбие.
Действия же их проявляются четверояко: некоторые
действуют только в теле и через тело, как чревоугодие и блуд, а некоторые
проявляются и без содействия тела, как тщеславие и гордость; далее, иные
возбуждаются совне, как сребролюбие и гнев, а иные исходят из внутренних причин,
как уныние и печаль. Такого рода обнаружение действия страстей подает повод
допустить в них еще два рода, деля их на плотские и душевные: плотские в теле
зарождаются и тело питают и услаждают; а душевные из душевных склонностей
исходят и душу питают, на тело же нередко действуют разрушительно.
Страсти чревоугодия и блуда, коренясь в теле,
возбуждаются иногда без содействия души, по одному раздражению потребностей, из
коих исходят; но влекут и душу по ее связи с телом.
Эти восемь страстей хотя имеют разное
происхождение и разные действия, однако шесть первых, то есть чревоугодие, блуд,
сребролюбие, гнев, печаль, уныние, соединены между собою особым некиим
сродством, по коему излишество предыдущего дает начало последующей. Ибо от
излишества чревоугодия необходимо происходит блудная похоть, от блуда
сребролюбие, от сребролюбия гнев, от гнева печаль, от печали уныние.
Впрочем, хотя эти восемь страстей в таком между
собою находятся отношении, как теперь показано, однакож частнее они разделяются
на четыре союза: блудная похоть особенным союзом соединяется с чревоугодием,
гнев с сребролюбием, уныние с печалию, гордость с тщеславием.
Хотя эти восемь страстей искушают весь род
человеческий, впрочем не на всех одинаковым образом нападают. Ибо в одном
главное место занимает дух блуда; в другом преобладает гневливость; в ином
властвует тщеславие; а в другом гордость господствует: так что хотя все страсти
на всех нападают, но каждый из нас различным образом и порядком раболепствует им.
св. Феодор еп. Едесский
Из противоборствующих нам демонов первыми
вступают в брань те, коим вверены чрево-угодливые желания, кои внушают
сребролюбие и склоняют к тщеславию; другие же все, идя позади их, собирают
пораненных ими.
св. Максим Исповедник
Демоны, борющие при недостатке добродетели, суть
те, которые научают блуду и пьянству, сребролюбию и зависти; а при добродетелях
борющие суть те, которые научают самомнению, тщеславию и гордости, и таким
образом чрез десное скрытно насевают в нас шуее.
св. авва Дорофей
Иное суть страсти, и иное грехи. Страсти суть:
гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же
суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, то
есть совершает с телом те дела, к которым понуждают его страсти; ибо можно иметь
страсти, но не действовать по ним.
к оглавлению