Монашеское делание
Сборник поучений Святых отцов и Подвижников Благочестия
к оглавлению
Человек
св. Иоанн Кронштадтский
Что такое в существе своем человек? Образ живого
Бога, с простою разумно-свободною и бессмертною душою, но какой образ? Образ,
поврежденный вольной волей человека, падший, искаженный в самой глубине, в корне
и ужасно погибающий от безчисленных страстей, в нем гнездящихся.
свт. Игнатий Брянчанинов
Бог первоначально сотворил духов и тот мир, в
котором они обитают, потом чувственный мир, наконец, человека, принадлежащего по
душе к сотворенным духам, принадлежащего по телу, в которое облечена душа, к
миру чувственному.
И духи, и человек, и вся прочая тварь вышли из
рук Создателя совершенными, совершенными относительно ограниченному естеству
своему, исполненными цельного добра, без малейшей примеси зла.
Зло явилось от свободного произволения разумных тварей.
св. авва Дорофей
Как прежде изгнали мы добродетели и восприяли
вместо их страсти, так теперь должны мы потрудиться не только изгнать страсти,
но и водворить в себе вместо их добродетели. Мы естественно имеем в себе
добродетели, данные нам от Бога. Ибо Бог в самом сотворении человека всеял в
него все добродетели, как и сказал: “сотворим человека по образу Нашему и по
подобию” (Быт. 1, 26). Сказано:“по образу”, поелику Бог сотворил душу
безсмертною и свободною, а “по подобию” относится к добродетели как бы так: “будьте святы, потому что Я свят” (1 Пет. 1, 16). Следовательно добродетели по естеству нам: а страсти не принадлежат к естеству нашему, но привносятся в него именно, когда душа
предается самоугодию, тогда уклоняется от добродетели и водворяет в себе
страсти.
игумен Никон
Все человечество и каждый человек находятся в
глубоком падении и испорченности, и сам человек не может исправить себя и спасти
и стать достойным Царствия Божия. Исправляет человека Господь Иисус Христос, для
этого и пришедший на землю, но исправляет тех, кто верует во Христа и осознает
свою испорченность, или, как мы больше привыкли говорить, свою
греховность.
св. Феодор Студит
Создавший нас и из не сущих приведший в бытие,
Бог, как в училище некое, ввел нас в жизнь сию, чтоб мы научились Евангельским
заповедям Царствия Его.
игумен Никон
Земная жизнь и дана человеку для того, чтобы он здесь избрал свободно или Бога, или диавола.
Чью волю исполняет человек здесь на земле, с тем он будет и после смерти.
св. Серафим Саровский
Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча
должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа его безсмертна, потому и
попечение наше должно относиться более к душе, нежели к телу.
В нас действуют 3 воли:
1-я Божия
всесовершенная и спасительная,
2-я собственная своя человеческая, если не
пагубная, то и не спасительная, и
3-я бесовская пагубная. И эта третья
вражеская воля научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать
их из тщеславия и для одного добра, а не ради Христа. Вторая собственная воля
наша научает нас делать все в угождение наших похотей, не обращая внимания на
благодать, приобретаемую через делание добра. Но первая воля Божия и
всеспасительная лишь в том состоит, чтобы делать добро и добродетель единственно
для стяжания Духа Святаго, как для сокровища неоскудеваемого, вечного.
св. Марк Подвижник
Плоть имеет и похоть, и волю.
св. Ефрем Сирин
Душа делится трехсоставно:
на силу мысленную,
раздражительную и
вожделетельную.
св. Антоний Великий
Душа в теле, в душе ум , в уме слово.Ум не есть душа , но дар Божий, спасающий душу.
свт. Игнатий Брянчанинов
Сила души ум, хотя и духовна, но имеет местом
своего пребывания головной мозг ,так и сила словества, или дух человека, хотя и
духовна, но имеет местом своего пребывания верхнюю часть сердца, находящуюся под
левым сосцем груди, около сосца и несколько выше его. Соединение ума с сердцем
есть соединение духовных помыслов ума с духовными ощущениями сердца.
свт. Григорий Палама
Умом называется и деятельность ума, состоящая в
мыслях и разумениях; ум есть и производящая сие сила, называемая в Писании еще и
сердцем. По сей силе ума, главнейшей между нашими силами, сущая в нас душа есть
мысляща. В упражняющихся в молитве действо ума состоит в помышлениях (в
богомыслии) и очищается удобно; порождающая то душа не очистится, если вместе не
очищаются и все другие силы ее. Ибо душа есть нечто единое, имеющее много сил,
почему она вся оскверняется, в какую бы из сущих в ней сил не вкралось зло,
потому что они все состоят в общении с сею единою, по единству души.
свт. Игнатий Брянчанинов
Дух обыкновенно называется сердцем, как и вместо
слова ум употребляется слово голова.
Читая в Отцах о сердечном месте, которое обретает ум молитвою, надо понимать словесную силу сердца, помещенную Творцом в верхней части сердца, силу, которою сердце человеческое отличается от сердца скотов, имеющих силу воли или желания и силу ревности или ярости, наравне с человеками.
свт. Григорий Палама
Сердце... есть хранилище помыслов. Сердце есть сокровенная храмина ума и первый
плотской орган мыслительной силы.
св. Иоанн Лесгвичник
Сознание производит или прекращение зла, или
уменьшение онoго. Сознание же есть порождение совести, а совесть есть слово и
обличение Ангела-хранителя, данного нам при крещении.
св. Никита Стифат
Три состояния жизни признал разум: плотское,
душевное и духовное. Каждое из них имеет свой собственный строй жизни, отличный
сам по себе и другим неподобный.
Плотское устроение жизни то, когда всецело
предаются удовольствиям и наслаждениям настоящей жизни, ничего не имея из
душевного или духовного устроения и даже не желая стяжать то. Душевное состоит в
средине между грехом и добродетелью, когда пекутся о довольстве и здоровья тела
и заботятся о славе человеческой, равно и труды по добродетели не отметают, и
избегают дел плотских, не прилежат ни к добродетели, ни к греху: к добродетели
по причине несладкости ее для них, а греху из-за страха лишиться человеческих
похвал. Духовное же устроение то, когда не позволяют иметь ничего из первых
двух и не допускают худа, отличающее каждое из них, но, будучи свободны от того
и другого, на посеребренных крылах любви и бесстрастия перелетают через оба
состояния, не позволяя себе делать ничего из запрещенного.
Живущие плотски и плотское мудрование всегда в
себе пребывающим имеющие, будучи совершенно плотяны, Богу угодить не могут, как
“омраченные смыслом” и никаких лучей божественного света к себе не пропускающие.
Ибо приналегшие на них облака страстей, наподобие высоких стен, отгораживают их
от духовных светочей, и они остаются без света. Будучи расстроены и повреждены
во внутренних чувствах душевных, не могут они воззреть на мысленные красоты
Бога, видеть свет воистину истинной жизни и стать выше ничтожных видимых вещей.
Но как бы оскотинившись и мирским переполнившись чувством, привязывают ум к
видимому, и все попечение и труд обращают на преходящие блага, друг с другом
из-за них воюют, а бывает, что и души свои за них полагают, прилепившись
к богатству, славе и плотским удовольствиям и великим лишением почитая неимение
их. К ним праведно как от лица Божия изречено пророческое оное слово: “не вечно
Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть” (Быт. 6, 3).
Душевно живущие и потому называемые душевными
суть какие-то полоумные и как бы параличом разбитые. Никакого никогда не имеют
они усердия потрудиться в делах добродетели и исполнения заповедей Божьих, и
только славы ради человеческой избегают явно укоризненных дел. Одержимы будучи
самолюбием, сею питательницею пагубных страстей, все попечение обращают они на
сохранение здоровья и услаждение плоти, от всякой же скорби, от всякого труда
и всякого злострадания ради добродетели отказываются, паче надлежащего питая и
грея враждебное нам тело. Держась такого образа жизни и поведения, оземленяют
они ум, отучневший от страстей, и делаются неспособными к принятию мысленных и
божественных вещей, коими душа отторгается от земли, и вся устремляется к
мысленным небесам. Так страждут они, потому что обладаемы еще суть вещественным
духом , по коему любят свои души и исполнение
своих желаний всему предпочитают. Будучи чужды Духа Святаго, они непричастны и
даров Его; почему и плодов божественных не увидишь в них не только любви к
Богу и ближнему, радости в нищете и скорбях, мира душевного, искренней веры и всестороннего воздержания, но и сокрушения, слез, смирения и сострадания: все в них полно надмения и гордости. В
глубины Духа входить не имеют они сил: ибо нет в них света, который руководил бы
их к тому и отверзал их ум к уразумению писаний, а других, когда они вещают о
том, слушать неохочи они. Праведно потому и о них изрек Святой Апостол:
“Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает
это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно” (1 Кор. 2, 14).
Духом ходящие и духовную всецело восприявшие
жизнь благоугодны Богу, как Ему, яко Назореи, себя посвятившие, и всегда об
одном заботящиеся, чтоб очищать души свои трудами подвижническими и соблюдать
заповеди Господни. Готовые и кровь свою пролить за любовь к Господу, они плоть
свою истощают постами и бдениями, дебелость сердца утончают слезами, уды яже на
земле умерщвляют злостраданиями (произвольными лишениями), молитвою и
богомыслием ум исполняют света и светлым его соделывают, отвержением своих
пожеланий освобождают души свои от пристрастия к телу и становятся совершенно
духовными; почему духовными не только признаются, но и именуются от всех
праведно. Они, идя к бесстрастию и любви, окрыляются к созерцанию творения и
оттуда приемлют ведение сущего чрез сокровенную в Боге премудрость, одним тем
даемую, которые стали выше тела уничиженного. Пришедши таким образом всякое
чувство мирское и мыслию просвещенною став выше чувства, они светлы бывают
разумом и посреди церкви и многочисленного собрания верных отрыгают благие
словеса из чистого сердца, и бывают для людей соль и свет, как и Господь изрек
об них: “Вы соль земли; вы свет мира” (Мф, 5, 1314).
свт. Феофан Затворник
Когда сознание и свобода на стороне духа,
человек духовен; когда на стороне души, он душевен; когда на стороне плоти, он
плотян.
св. Ефрем Сирин
Апостол людей поступающих естественно назвал
душевными, а поступающих противоестественно плотскими; духовные же суть те,
которые и естество преобразуют в дух.
св. Иоанн Кассиан Римлянин
Остановясь посредине между плотию и духом, не
остаться не достигшими степени совершенства духовного, полагая, что для сего
совершенства достаточно по одному внешнему состоянию отделиться от жизни и
удовольствий мира, и быть только не причастными разврату и смешению плотскому.
Ибо если останемся в сем состоянии теплоты (равнодушия), которое считается самым
худшим, то будем изблеваны из уст Господа, как Он говорит: “как ты тепл, а не
горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих” (Апок. 3, 1516).
свт. Феофан Затворник
Жизнь есть сила действовать. Жизнь духовная есть
сила действовать духовно, или по воле Божией. Такая сила потеряна человеком;
посему, пока снова не дастся ему, он не может жить духовно, сколько бы ни
полагал намерения. Вот почему излияние благодатной силы в душу верующего
существенно необходимо для жизни истинно-христианской. Истинно-христианская
жизнь есть жизнь благодатная.
к оглавлению