Протоиерей Иоанн Журавский
Тайна Царствия Божия или забытый путь истинного Богопознания
к оглавлению
МАЛЕНЬКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга плод моего почти сорокалетнего вслушивания
в Божественную Симфонию словесных звучаний мыслей святых Отцов Церкви Православной,
безсмертных Искателей Умной Красоты. И конечно, это не академическое "исследование"
и не богословский трактат о Боге и о путях к Нему. Нет. И еще раз нет.
Это священная поэзия, отзвук того вдохновения,
каким были объяты Отцы. Это песня сердца об "умном делании", о той Дивной музыке
Небес, прославляющей Дивного Бога, какую Душа услышала в этой безсмертной Симфонии
Отцов, как основной лейтмотив всей Православной аскезы, всех святоотеческих
Писаний.
Диапазон моих голосовых возможностей не велик.
Но я пропел искренно, как мог. И если кто пропоет лучше о том же и звучнее,
я с любовию покорюсь ему, славословя Дивного Бога в Дивных Святых Своих.
Раскрывая сокровенные мысли Св. Отцов об "умном
делании", у меня не было намерения излагать этот предмет в виде системы. Далек
я был от этого намерения.
Систематично изложил в простейшей форме с безподобной
ясностью благословенный Поэт "умного делания" Богомудрый еп. Игнатий Брянчанинов.
У него это учение, эта "наука из наук" и "художество
из художеств" изложено в системе ясно, просто и доступно для всякого, желающего
усвоить это делание.
У меня было иное намерение. Мной руководило скромное
желание, сердечное желание: дать читающему не систему светлых мыслей Отцов о
Дивном Боге, а пропеть о Нем песнь и дать почувствовать сердцем Этого безконечно
близкого и живого Бога. У меня было тайное желание этой песней возбудить
в читающем сердечное, живое чувство к Богу Спасителю нашему.
А этот маленький ручеек чувства сам собою превращается
при надлежащем умном уходе за ним в реку живой, умной работы, в "умное делание".
И тогда непрестанная молитва не является "скучным механическим занятием", а
дыханием жизни. Ибо дышать этим воздухом непрестанной молитвы следует не потому,
что так нужно, а потому, что нельзя им не дышать: он является органической необходимостью,
духовным питанием. Такое делание молитвы вытекает из Живого чувства к Живому
Богу.
Сознать близость присутствия Божия на всяком месте
и воспринять чувства в живом ощущении Его присутствия это и есть тот спасительный
момент, оживотворяющий душу, из которого вытекает: "потрясающее благоговеинство",
страх и "умная молитва".
Для большего согревания моего намерения я и прибегал
к горячим мыслям только тех Отцов, которые и сами были "поэтами умного делания",
т. е. жили молитвенным вдохновением. Ибо молитва действительная, живая есть
божественное вдохновение благодати, песня сердца к Богу. Потому вдохновенный
Пророк певец, и сказал: "Пою Богу моему дондеже есмь".
А механическое занятие молитвой есть один из путей,
приводящих к этому вдохновению, к этой песне.
Горячие мысли горячих Отцов согревали мое намерение
подтолкнуть ближе к этому божественному вдохновению, к этому Огню тех, кто
около Него застывает. И если не умом, то чувством воспринять от Него согревание.
И если мне удалось хоть слегка возбудить в читающем
это чувство буду считать, что труд мой был не напрасен, в чьей-то душе родится
радостная песнь "О Боге Спасе моем".
А это и будет началом вдохновения благодатного,
началом молитвы внутренней, началом песни сердца к Богу. И тогда сердце вдохновенно
воспоет этому Дивному Богу, Великому и Живому, вечно живущему и безконечно близкому
к сиротливой душе человеческой, которую Он тепло согревает Свое потрясающей
теплотой Божественной воспоет Ему гимн славословия вечного.
Эта книга написана не для всех, а только для избранных,
она написана для моих духовных о Господе друзей, для искателей "умной красоты",
для тех, кто с болезнующим сердцем прошел через всю жизнь с устремленным исканием
"Умной Потери" своей души.
Эта книга духовный синтез моей жизни. Синтез,
родившийся в процессе моего сложного религиозного опыта. А сам синтез есть
квинтэссенция всей Православной аскезы, очень сложной и туманной для мудрствующего
разума и очень простой и ясной для верующего сердца.
Путь сердца и привел меня к этому спасительному
синтезу: к внутреннему познанию "Умной Красоты" и к обретению
пути, ведущему к Ней.
к оглавлению