Протоиерей Иоанн Журавский
Тайна Царствия Божия или забытый путь истинного Богопознания
к оглавлению
ГЛАВА 3
ОТЛИЧИЕ ЗАПАДНОГО МОНАШЕСТВА ОТ ВОСТОЧНОГО
В восточном Монашестве сокрыта
тайна Конца
К этой Славе Воскресения Западное Монашество устремилось
иным путем внешним, вещественным. Отсюда у западного монашества опыт иной,
движение иное, отличное от Восточного. У него опыт начала христианства, опыт
Галилейских полей и цветущих лилий (Франциск Ассизский и др.) и движение за
Христом по плоскости этих полей (Крестовые походы), динамическое устремление
освобождать Св. Землю (внешнюю) от врагов
христианства (внешних) и борьба с антихристом (внешним).
Это основные линии пути движения Западного Монашества
и его деятельности. Они остаются для него существенными и ныне.
Западное монашество в свой юности со своей влюбленностью
в историческом процессе духовного развития остановилось на внешнем, на поверхности
здесь оно и застыло. В западном монашестве потому и много действия на плоскости
внешней, много динамичности, что оно пребывает в возрасте молодости, в свежести
юных сил. Дальше своего юношеского возраста оно не развилось, да и не могло.
Ибо западные народы, по свой внутренней одаренности и развитию, по своему возрасту
народы юношеские, духовно незрелые.
Западные народы, по своему незрелому возрасту,
восприняли Тайну христианства хотя и сильно и красиво, вплоть до "святой влюбленности",
но восприняли внешне, извне. Внутренняя сущность была для них недоступна.
А Красота Дщери Царевой была вся внутри говорит
пророк (Пс. 44, 14). И эта внутренняя красота не была ими воспринята. Отсюда
потом и родилась тоска по этой внутренней красоте, по Горнему, выразившаяся
в Готике католических храмов.
Искусство зодчества храмов не случайно: оно выражает
собою внутреннюю Тайну строющего народа религиозную тайну восприятия душой
Бога.
Готика это искание Бога в небесах. Готика
это устремление ввысь, тоска, это крик души взыскующей внутреннего. Готика
это голод души, это тощие руки мольбы, простертые ввысь, к небесам, ищущие
"там", чего нет "здесь" на земле. В этих чертах и отразилася существенная
особенность религиозного опыта западных народов,
западного монашества.
И совсем иной религиозный опыт Восточного христианства,
Восточного монашества. Здесь нет устремления ввысь. Восточные храмы готики не
знают: они крепко стоят на земле. Здесь небо от земли неотделимо. Здесь нет
тоски по небу. И эти черты полностью выражают опыт внутренней Восточной Церкви,
Восточного Монашества.
Здесь, на Востоке обладание; там, на Западе
искание. Здесь внутрьпребывание в тайне с Богом, там устремление ввысь,
искание Бога в небесах. Здесь отрицание "мира сего" и пребывание в мире Горнем,
Небеси. Там утверждение "мира сего", и взыскание мира грядущего Здесь Богоносная
умная молитва и тихая радость обретения. Там экзальтированная влюбленность,
переходящая в тоску исканий устремленных.
Потому Восточное монашество все внутри, во внутреннем
созерцании. И его возраст возраст седых веков, оно детище древних народов.
Его возраст возраст созерцания "конца".
И опыт Православного монашества есть Божественный
опыт "конца". Опыт конца тленного, внешнего, грешного бытия, опыт конца смертного
образа человеческого.
И светлый, величественный, потрясающий опыт
начала иного бытия Богоносного, опыт выявления Бога во плоти пришедшего, опыт
выявления безсмертного Богочеловеческого Образа "неизреченной славы" Лика
Христова в образе человеческом.
С Тайной монашества Восточного неразрывно связаны
и конечные судьбы христианского человечества, судьбы всего мира. В монашестве
и только в Восточном монашестве, православном монашестве, сокрыты последние
времена и сроки, в нем сокрыта тайна "конца".
С исчезновением монашества исчезнет и христианство.
С исчезновением христианства исчезнет и внешний мир: придет его конец.
к оглавлению