Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Протоиерей Иоанн Журавский

Тайна Царствия Божия или забытый путь истинного Богопознания


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  Предисловие     1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...  
к следующей страницек следующей странице


ГЛАВА 9

СВЯТЫЕ ОТЦЫ БЫЛИ ИСКАТЕЛЯМИ СВОЕЙ ДУШИ – УМНОЙ БОЖЬЕЙ КРАСОТЫ, ОБРЕТАЛИ ЕЕ НА ПУТИ УМНОГО ТРУДА. УМНЫМ ТРУДОМ ОБРЕТАЛИ АНГЕЛЬСКОЕ ЖИТИЕ НА ЗЕМЛЕ И ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ.

Эти благословенные небесные человеки и земные Ангелы – Святые Отцы – неутомимые взыскатели драгоценной Божией Жемчужины – этого Сокровища, зарытого в поле среди терний всевозможных страстей и вожделений – Искатели Образа Присносущной Славы Божией, этой безсмертной умной сущности – нашей безтелесной Души, исполненной божественной Красоты и неувядаемой Лепоты, – как они возлюбили эту свою Душу, это дивное Божие творение! И с какой горячностью они устремлялись в путь исканий от юных дней и до глубины старости! И с каким жарким сердцем ее искали!

О Душа, Душа! Безтелесная Умная Божия Красота и – телесная многострастная, безумная грешница. Светлая Возлюбленная Невеста Небесного Царя и – жалкая рабыня темных вожделений и подруга блудных демонов.

Ей служат Ангелы и Архангелы! О Ней плачут Херувимы и Серафимы! О ней молятся непрестанно Святые! Ее возлюбил вечной любовью сам Владыка Небес! Ее ищет Божий Сын с пронзенным сердцем, в кровавом поту со многими слезами.

"И сам Седящий в небесном граде на престоле величествия на высоких, весь пребывает с душою в теле ее; потому что образ Ее положил он горе в небесном граде святых Иерусалима, собственный Образ неизреченного Света Божества Своего положил в теле ее. Он служит ей во граде тела и она служит ему во граде небесном. Душа сделалась наследницей Его в небесах, а Он приял ее в наследие на земле. Ибо Господь делает наследием души и душа наследием Господа" (св. Макарий Вел. 46, 4).

Такую сокровенную, божественную песнь о душе пропел Дивный равноангельский Макарий. Да, познали Святые эту Божью Тайну о грешной душе человеческой и содрогнулись, встревожились Божественной и Спасительной тревогой. В момент небесного просветления они увидели, поняли, уразумели всем своим существом: если Сам Бог оставил свои светлые небеса и сонмы Ангелов и приходил на эту темную скорбную, мрачную землю – в это место изгнания падших умных сущностей и среди этой "умной тьмы" – среди демонов и падших человеков стал искать в поте кровавом, со смертельной скорбью свой Образ, Свое любимое, Свое потерянное – если Сам Владыка и Творец был первый Искатель потерянной Души и Сам о Себе сказал: "Я пришел взыскать потерянное..." – то как же они, – пепел и земля, скрывающая в себе Сей Образ, сию потерянную душу – не действуют, не ищут, не трудятся во взыскании?

Услышав своим болезненно-чутким сердцем эту Тайну Божьего взыскания, это Божье безпокойство, услышав этот Ангельский плач, эту Божию скорбь о человеческой душе – они, оставив свою многовожделенную жизнь плоти "и оттрясе тину от очесе умного", устремились в поиски, вместе с Ищущим Богом и с плачущими Ангелами, устремились в пустыни и леса, в горы и скалы, в голод и жажду, в наготу и стужу, в тесноту и слезы, в отреченье и муки, в молитву и плач. Устремились молитвенным и трезвенным вниманием в умное трудничество взыскания своей души...

И вместе со св. Лествичником с воплем взывали к Богу:

"Не могу более сносить действия вожделений

Ищу той безсмертной красоты

Которую Ты даровал мне прежде сего бытия".

(Лествица, слово 29, 11)

И в долгих моленьях и многих слезах, в трудах и борениях, они – о, эти неутомимые взыскатели души и бытия духовного, взыскатели Умной Красоты, уязвленные небесной стрелой, пробужденные слезами Ангелов

Крестоносцы духа –

Вереницей –

Сквозь слезы немолчных молений,

Сквозь вопли и стоны тайных борений

Уходили на крестный путь Тесноты

С крестом на распятье... И телесную жизнь,

И свой ум,

Пригвоздив ко Кресту умной молитвой".

Они обретали То Сокровище, что Сам Бог искал, о котором плакали Ангелы и все Небесные Силы – обретали Умную Божью Красоту, обретали свою потерянную душу, обретали свою радость, свой свет, свое вечное веселие и ликование, обретали свое Воскресение, свою Светлую Пасху, свою вечную жизнь, обретали Дивного Бога, Имя которого Чудно и Дивно было для них и спасительно для всякой потерянной грешницы-души.

Да, таков непреложный духовный закон:

"Теряющий свою душу – теряет Бога

Обретающий свою душу – обретает Бога".

Теряет ее всякий и каждый, теряют все. Но обретают весьма и весьма редкие. Теряет ее всякий и каждый в обольстительных мечтаниях ума, в плотолюбных вожделениях сердца. Теряет ее живущий невнимательно к своим помыслам, и умом своим носящийся. И редко кто обретает свою потерянную душу. Обретают лишь те отрешенные, что продают свои богатые мысленные владения мечтаний и плотолюбных вожделений, отрекаются от сатаны и всех мысленных дел его и покупают слезами Поле Покаяния, на котором зарыта грешница-Душа – эта Божья Жемчужина – Драхма и трудятся в поте лица, раскапывая и очищая от мусора свою потерю.

Праздник обретения Души всегда велик. На земле он проходит незаметно, а на Небе – веселие: там Ангелы со своим Владыкою радуются:

"Порадуйтесь со Мною:

Я нашел потерянную Драхму,

Так, говорю вам, бывает радость

У Ангелов на небеси

И об одном грешнике кающемся" –

Сказал Владыка Ангелов.

Праздник обретения души, грешницы души – праздник Ангельский, Праздник Божественный. Лишь когда человек дойдет до Порога Узких Врат Тесного мысленного Жития, Тесного Умного Прохода, где оставляем все вещи: все земное, вещественное, а при этом и мысленное, тогда переступив Порог вещественного, мысленного обретаем во многих слезах невещественную Небесную Потерю – свою Душу, Умную Божью Красоту и с нею и Дивного Бога. Тогда наступает сей Праздник Радования.

Немногие находят этот Порог Тесноты и Отречения от вещественного и мысленного – и редкие переступают через него в жизнь невещественную, редкие живут жизнью истинно духовной, небесной, немногие познают Ангельское радование на земле, не многие познают святоотеческую Тайну "Внимания к себе".

А потому и "много званных, да мало избранных". Мало спасающихся от невнимательного вещественно-смертного бытия. Мало приобщающихся вниманием Жизни Безсмертной. Мало взыскующих свою Душу и еще менее обретающих ее. Ибо велик подвиг отречения от вещественного и мысленного. Велик труд обретения потери невещественной – своей Души Через потерю вещественного и мысленного обретается невещественное и умное.

Просвещенные Божественной Благодатью, Отцы это поняли, познали, потому и трудились всю жизнь во взыскание своей умной потери души. Трудились смиренно и с терпением, в скорбях и самоозлоблении. И обретали ее не в пещерах и не в лесах, не в голоде и жажде, – а в "Умной Тесноте Внимания", в "Умной молитве". А все остальное служило только пособием этой "Умной Тесноты". Умным трудом, умным деланием обретали "Умную потерю". Они познали тайну "Умной Молитвы" сокрытую от веков и родов и в святом трудничестве, в покаянии и слезах обретали сей молитвой свою душу, а с нею и дивный Дар Благодати, дарованный нашей природе во Христе Иисусе. Дар богатый и многодейственный, великий и благословенный. Дар Нового бытия Богоносного. Они познали сей дар опытно: в изменении своего жития, в просвещении своей "умной" сущности, в живом ощущении сердца, носившего в себе Святого Живого Бога – потому и были богоносными и святыми. Живя во плоти на земле, они жили духом на небеси. Еще здесь среди греха и растления носили в себе взысканную Умную Красоту – просветленный безсмертный Образ Божий, Который сиял в них немеркнущей Славой. Сиял на посрамление злобных демонов, поправших сей Образ для большего укрепления и укрепления нашей изнемогающей веры в наше непреложное и непостыдное взыскание.

Взыщем и мы – благодатью содействующей – свою потерянную Умную Красоту – свою Душу, если вступим на путь "Умной Тесноты". Ибо только на узком пути "Умной Тесноты" она обретается. В Умной Тесноте молитвенного Внимания познает человек свою бездну падения. На пути Внимания познает Безсмертную Красоту Души и бездну Божьего Милосердия и Любви к этой умной грешнице – душе. Только на пути отрешенном и мысленно тесном человек познает небесное величие души и там впервые видит ее боголепный образ и познает все безумие греха, искажающего этот образ Божьей Красоты. Там приносит покаянную клятву до смерти любить этот Образ. Приносит клятву ненавидеть грех невнимания и его гибельную безобразность.

С глубоким сознанием отрекается от мысленного растлителя – сатаны и от кружения в его вихре вредительных помыслов.

Да, только на пути мысленной Тесноты раскрывается весь ужас и безобразие мысленного греха и там же раскрывается безсмертная красота мысленного Образа, сиявшего в человеке еще прежде брения.

Только Св. Отцы познали Тайну о нашем мысленном естестве души и пропели об этом

"Образе неизреченной славы

Хотя и в язвах согрешений" – чудные небесные гимны.

Неподражаемый Певец нашей Умной Мысленной Природы: грешницы-души – св. Андрей Критский – пропел о ней безсмертные песни, облитые Божественными слезами. В его песнях слышатся рыдания Ангелов, плачущих об этой Умной Красоте, об этой Божьей Грешнице, ее же возлюбил Сам Божий Сын Любовью вечной. Потому Св. Церковь и приняла эти песни и всегда поет их со слезами в святые дни Великого Поста, в дни Великого Покаяния.

Вместе со св. Андреем Критским безчисленные поколения смиренных христиан целые столетия обливают своими слезами эти песни, плачут о своей великой грешнице-душе, которая в них с воплем рыдает:

"Помилуй мя, Боже, помилуй мя!"

Рыдают об этой Божьей грешнице Святые Ангелы, плачет церковь Небесная, а с ней плачет и земля. Ибо Душа человеческая – Великая Божья Красота и велико ее падение.

Кто однажды узрел своими внутренними очами эту свою великую грешницу, у того уже не высохнут слезы всю жизнь. Кто однажды узрел ее безсмертную красоту "Хоть и в язвах согрешений", для того уже навсегда померкла всякая иная красота земная, он ей уже не будет поклоняться. Красоте земной поклоняются одни непрозревшие красотой внутренней. Красота земная – только переходящая слабая тень красоты внутренней, вечной. Красота земная – не самоцель, а только еле приметная тропа к великой цели, и то для немногих. Немногие, глубокоодаренные одиночки этой тропой обретают путь к безсмертной красоте. Остальные идут широким, проторенным путем искусства и его техники. Идут путем внешнего канона, обряда, внешнего благочестия. Это – путь для "многих званных". Но немногие на нем обретают спасение, избранные идут от внешнего обряда к внутреннему служению, ко вниманию. Внешним обрядом, искусством обретают внутреннюю красоту. Это те немногие, которые вступают на путь "умной тесноты", распинают свою жизнь вожделений на кресте отрешенности и взывают: "Ищу Твоей безсмертной красоты, которую Ты даровал мне прежде сего брения".

Только тот, кто устремился от вожделений в поиски своей Души – безсмертной красоты, тот ее обретает, хотя бы она и была в погибели страстей (св. Макарий Вел.). Обретает ее в покаянном плаче и слезах и только здесь впервые познается боголепный образ и при помощи Божией силы видит и познает и свое страшное падение. Кто еще не созерцал своей падшей безтелесной грешницы и не рыдал, потрясенный этим видением, тот еще и слеп, и нищ, и убог. Тот еще не видит и не знает, что такое умная безсмертная красота. Сквозь слезы глубокого сокрушительного покаяния она бывает видна всякому. Но в редких рождается это глубокое сокрушительное покаяние. Поэтому редкие познают себя, свою душу. Редкие обретают путь преп. Марии Египетской или блаженной Таисии. Большинство расслаблено сластолюбивыми вожделениями, не в состоянии оставить свою постель греха и опуститься в купель слез к ангелу покаяния. Грех душу расслабляет, парализует, делает ее дряблой, немощной, безсильной. И настолько обезсиливает и истощает, что душа бывает не в силах и покаяние принести. Покаяние Марии – это покаяние ее неистощенной души. И какая же это, поистине, величественная душа, – душа св. Марии и ее покаяние! Как она встревожилась за свою душу Божественной тревогой! С каким мужеством и отвагой бросилась в борьбу со страшным змием, вырывать из пасти его свою обреченную душу, которую он уже пожирал, бросилась спасать поруганную Божию умную красоту!

Какая мужественно-прекрасная и сильная душа в таком слабом, изнеможенном женском теле! Сорок лет напряженной борьбы в пустынной обстановке, сорок лет борьбы с присосками страстей внутреннего, мысленного змия, который присосался к ней и высасывал ее душу! Что за сила! Что за величие души! Недаром св. и великий Макарий изрек, что "Душа и демон – равномощны!" Благодать Господня помогла ей победить демона страстей. И всякой душе помогает, которая не с двоедушием, а с мужеством и решительно вооружается на подвиг против греха. Но редкие вовремя выступают против своих страстей. Большинство с ними живет всю жизнь, не замечая того, что маленькие страсти истощают духовную энергию души. А истощенные души для подвига не способны. Они уже не в силах пройти по суровому и трудному пути покаяния. Они лежат на постели своих маленьких вожделений и страстей, которые их держат в плену 38 лет, т. е. всю их жизнь – и к Богу они уже придти не могут. Они лежат и ждут, чтобы теперь Сам Бог к ним пришел. Они настолько расслаблены, что не могут и с помощью вещества подняться от земли, как сделал Закхей, к миропроходящему Богу, отыскать Его своим взором и привлечь к себе. Да, Бог привлекается умным взором души. Он видит этот тайный взор, ищущий Его, и поспешно выходит навстречу душе.

Умный взор человеческой души – глубокая, Божественная и непостижимая тайна. Только святые слегка приоткрыли эту тайну. Велика и таинственна душа и способности ее также велики и таинственны! Умный взор человеческой души на что упадет, то и привлекает к себе. Способность таинственная, потрясающая и страшная, но и спасительная.

Св. Давид взглянул на проходящую мимо Вирсавию – на чужую жену, и привлек ее к себе. Но привлек (Увы! Увы!) плач и рыдания на всю жизнь. А с ним оплакивают этот взор и тысячелетия... Взглянул Закхей на Бога и привлек Его к себе, привлек спасение всему своему дому. И св. Апостол говорит об этой же тайне нашего умного взора. Он говорит: Мы взираем открытым лицем на славу Господина и преображаемся в Тот же образ (2 Кор. 3, 8). Здесь сокрыта тайна учения святых отцов об "умной молитве". На что ум внимательно взирает, то и воспринимает. Поэтому и сказано умно ищущим Бога: "Непрестанно молитесь Непрестанно взирайте на славу Господню, на славное имя Господне. Этим привлечете к себе Бога". Но душа расслабленная, истощенная страстями, не в силах бывает умно взирать на Бога, не в силах искать Его умным взором. Поэтому мало разумеющих "умное делание" и еще меньше пребывающих в нем с разумом.

Да, грех с его маленькими страстями страшен! Он, как неистребимый паразит души, своими присосками маленьких страстей крепко держится и живет за счет ее духовных соков, расслабляет ее, истощает и делает неспособной для жизни духовной. Поэтому большинство христиан и живет жизнью земной, вещественной, плотолюбной. Жизнь духовная, внутренняя, отрешенная от вещественности, для них недоступна. Жизнь ангельского безсмертия в умном взирании для них непонятна. Они лишены возможности созерцать безсмертную красоту. Лишены возможности видеть мысленно свою великую грешницу – душу, Боголепную умную красоту, и увидеть ее в хламиде страстей, увидеть в смрадных рубищах вожделений и греха!

Да, только тот увидел внутренними очами свою Душу и познал ее достоинство, только тот при помощи Божьей Силы видит и познает и свое страшное падение. И какое это таинственное видение – увидеть свою безтелесную душу, Божью Умную Красоту и увидеть ее в хламиде страстей, увидеть в смрадных рубищах вожделений и греха.

Это видение бывает потрясающим, неописуемым, божественным. Это видение и рождает неутихающий вопль:

"Помилуй мя, Боже, помилуй мя!" И гонит эту грешницу: в горы и леса, в отреченье и муки, в плач и молитву.

Св. Андрей Критский воспел великое творение Божие в великом падении. А таинственный Певец Души св. и равноангельный Макарий, Великое Светило Великих Египетских Отцов воспел о ней сокровенные песни: о ее величии, о славе, о ее богоподобной Умной Красоте. Эти песни Церковь с любовию хранит в его Богодухновенных писаниях.

Вот его Небесная Песня об Умной Божьей Красоте, о нашем Мысленном Естестве – о Душе. "Песня" одна из многих. Песня, пропетая Духом Святым чистейшими устами светлейшего Богоносного Макария.

Он поет ее такими словами:

"Господь создал себе Прекрасную Обитель – человека". Тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться в теле его, как в Доме Своем, имея прекрасною Невестою возлюбленную Душу, сотворенную по Образу Его" (Беседа 49, 4).

"Душа – подлинно дело великое, Божие, чудное. При создании ее так сотворил ее Бог, что в естество ее вложил законы добродетелей: рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь, владычественный ум и создал ее удободвижную, легкокрылою, неутомимою: даровал ей способность приходить и уходить в одно мгновенье и мыслью служить Ему, когда захочет Дух.

Одним словом, создал ее такою, чтобы соделаться ей невестою и сообщницею Его, чтоб и Ему быть в единении с Нею и ей быть с Ним в единый дух, как сказано "Прилепляяся Господеви, един дух с Господом" (1 Кор. 6, 17). "Ибо нет иной такой близости и взаимности ни у одной из тварей, какие есть у души с Богом и у Бога с душою" (Беседа 45, 5).

"Ибо душа драгоценнее всех созданий" (Беседа 15, 41). "Когда для спасения твоего приходили Ангелы; Сам Царь, Сын Царев сотворил совет с Отцом Своим и послано Слово и облекшись в плоть и сокрыв Божество Свое, чтобы подобным спасти подобное, положило душу свою на кресте. Так велика любовь Божия к человеку! Безсмертный благоволил быть за тебя распятым. Почему, смотри, что значит душа и как высоко ценится Богом?! И Бог, и Ангелы взыскуют ее, чтобы иметь в собственном своем общении и в Царстве.

А сатана и силы его ищут, чтобы привлечь ее на свою сторону" (Беседа 15, 42).

"Посему размысли, человек, свое достоинство, как драгоценен ты! Выше Ангелов поставил тебя Бог, когда Сам в лице Своем приходил на землю быть за тебя ходатаем и Твоим Искупителем" (Беседа 15, 41).

Вот св. Отцы и размыслили свое достоинство: "познали свою умную природу, свое мысленное естество и горячо устремились ко взысканию своей души – сего нетленного образа Божия безсмертной Красоты. Устремились в сродную себе "умную область: от жизни по плоти – к жизни по духу, от пространного и широкого пути мысленного кружения – в мысленную тесноту внимания и молитвы.

И Божиим содействием обретали Искомое: обретали Умную Божью Красоту – свою Душу, а с нею и дар Божественного бытия, дарованный нам во Христе Иисусе Господе нашем.

Свою Душу и Ангельское благодатное бытие они обретали на пути умного богоношения, т. е. в устах, в уме и сердце.

Носили со вниманием непрестанно Святейшее Имя Божие, многодейственное и спасительное для всякого, кто носит Его с верою и любовию.

Св. Отцы и нас приглашают обретать свою Душу и благодатное Ангельское бытие сим

"Умным трудом", "Умной Тесноты" –

Вниманием и непрестанной молитвой.


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  Предисловие     1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова