Протоиерей Иоанн Журавский
Тайна Царствия Божия или забытый путь истинного Богопознания
к оглавлению
ГЛАВА 2
В ХРИСТИАНСКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ "ВЕРОЮ ПРОЗРЕВШЕЕ" БЫЛО ВОСТОЧНОЕ ИНОЧЕСТВО, В НЕМ И ХРАНИЛИСЬ ТАЙНЫ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ
Таким внутренним христианством, верою прозревшим,
было в историческом процессе Восточное монашество, которое подвигом своей умной
воли вступило на путь благодатной веры, опытно познало Тайны Царствия Божия
и с любовью поведало о том в своих богомудрых прикровенных писаниях.
По неисповедимым судьбам Божиим Восточное монашество
в христианском человечестве было хранящим Тайны Царствия Божия, было тем Сосудом
Святости Божией, Ковчегом Нового Завета, в коем хранилась "действенная благодать
освящающего совершенства" по выражению Св. Макария Великого (беседа 40). В
монашестве хранилась благодать, освящающая и весь внешний мир. Господь Бог имел
"действенное" соприкосновение с внешним миром через монашество. В этом Ковчеге
как некогда в Израиле хранилась Тайна Нового Завета Бога с человеком. Чем
был Израиль для нового человечества, тем
было и монашество для христианского человечества.
Древний Израиль, как в Ковчеге, хранил в себе
Тайну:
обетование Грядущего Бога-Спасителя.
Монашество хранило в себе ту же Тайну, но не в
обетовании, а в свершении. "Обетование" в монашестве оплодотворилось. Бог "обетованный",
"грядущий" уже пребывал в монашестве, как Спаситель человечества. "Тайна"
сокрытая от веков и родов, открылась святым Его, пребывающим на пути монашества
и сия Тайна "Христос в нас" по Апостольскому слову (Колос. 1, 26 27).
Эту Тайну монашество опытно познало и хранило
ее в светлых ликах своих святых.
Внешний мир христианский не вмещал этих тайн,
опытно их не знал. Он внешне передними благоговел, а изнутри, в опытном переживании,
они были для него неведомы. Христианство было для него Божественной притчей.
Ибо внешний мир христианский был весь погружен своим умом и чувством в вещественное
в земное, в суетно-преходящее, в бытие языческое, непросветленное, потому и
недоступны были для него внутренние Тайны Христианства, Тайны Царствия Божия.
Внешний мир христианский принадлежал, по своему
внутреннему устремлению "к чадам века сего, которые женятся и замуж выходят"
трудятся над продолжением тленного смертного
бытия. Ему не ведомо было иное бытие
вечное, безсмертное, Ангельское не ведомо
было Воскресение, бывающее здесь прежде Общего
Воскресения, по выражению св. Симеона Нового Богослова.
Внешний мир христианский не сподобился, не потрудился
усвоить внутреннюю Тайну Христианства, не потрудился достигнуть иного века и
Воскресения из мертвых, где не женятся, ни замуж не выходят, но бывают, как
ангелы на небеси (Мф. 22, 30; Лк. 20, 34 36; Фил. 3, 8 11). Не потрудившись
должным образом, он и не знал этих Тайн, пребывал в бытии тленном, смертном,
плотском. Ибо только трудники, нудящие себя, восхищают эти Тайны, входят в Царства
этих Тайн.
Таким трудником, восхитившим эти Тайны, и было
Восточное монашество, которое опытно усвоило их и хранило в себе.
Монашество, отрекшееся подвигом "умной воли" от
внешнего и вещественного, отрекшееся от труда, продолжения тленной, смертной
безконечности, отрекшееся от "невещественных владений", от мечтаний и вожделений
и устремившее свою духовную "умную природу" к Воскресению и бытию в веке ином
и было тем внутренним христианством, верою прозревшими, которому и открылось
иное бытие сокровенное, Божественное, скрывавшееся от веков и родов.
Монашество было и носителем живой веры в Живого
Бога. Оно и творило этой верой жизнь христианскую в темных народах языческих.
Оно озарило светом Веры Христовой эти народы. Свет Христов был в монашестве,
и сам Христос действенно пребывал в нем. Потому и тянулась простая верующая
народная душа в паломничество по монастырям и к старцам-инокам: она живым чувством
своего сердца ощущала там присутствие Живого Бога и не ошиблась: поистине Бог
был в монашестве и там она соприкасалась с Ним и обретала Его в Ликах св. иноков.
Через соприкосновение с монашеском внешний христианский
мир просвещался и обретал действенную благодать, которая освящала его внешнее
бытие и открывала путь к бытию внутреннему, духовному. Освящающая благодать
Христова исходила на внешний мир только через иночество, Других путей освящения
в Церкви Христовой не было, нет и не будет.
Всякая душа христианская, возжаждавшая благодатного
изменения своего жития, получала его и будет получать только через иночество.
Св. иноки являются носителями сей действенной благодати. В этом Тайна Церкви
Христовой. И Тайна сия святое благодатное иночество.
В св. трудниках иночества Восточного, которым
даны эти Тайны Царства Божия, хранился и сокровенный умный путь к освящению,
к обретению благодатной жизни и веры и к опытному усвоению этих Тайн.
И Первой Благословенной Трудницей в новом человечестве,
умным трудом своим восхитившей сокровенную Тайну Нового Бытия, была Преблагословенная
Дева и Мать, Родоначальница иного Рода, нового человечества. Родоначальница
рода Монашеского, Небесная Игумения земного иночества. Она первая проложила
этот путь к тайнам Царства Божия и к нужному восхищению этих тайн. От Нее и
пошло новое человечество: Ангельское, Божественное, Небесное иное иноческое,
устремленное к иному веку, к иному житию, к Воскресению Нетления.
Это Она Паломница дерзновенная
Ночью безсветной,
В темных веках бездорожных,
Дерзнула
Путь проложить
Кратчайший и непреложный
К изначальной Тайне Божьей
К святому нетлению.
Это Она всех кротких и нищих и скорбных, этих
безпокойных искателей "умного бытия" внутреннего, безсмертного, Божественного,
Любя увела за Собой
К светлой Вселенской Заутрене
Дивного Воскресенья
И с тех пор Вслед Ее ног
Что с трепетом боли прошли
среди терний,
По чудесным следам,
По Ее Стопам
Что пылают алмазами слез
И каплями алых рубинов
Текут вереницы
Узкой тропой...
А лица!
Их лица сияют Нетленной Ее красотой.
Идут... все идут... поспешают...
К Славе Нетленья.
Светлого дня Воскресенья.
к оглавлению