Протоиерей Иоанн Журавский
Тайна Царствия Божия или забытый путь истинного Богопознания
к оглавлению
ГЛАВА 7
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О "ТРЕЗВЕНИИ" НАЧИНАЕТСЯ С ПОЗНАНИЯ НАШЕЙ "УМНОЙ ПРИРОДЫ" УМЕРЩВЛЕННОЙ ГРЕХОМ В АДАМЕ И УКАЗАНИЯ СРЕДСТВА, ПРИВОДЯЩЕГО К ВОСКРЕСЕНИЮ. ПРОСТОТА, ДОСТУПНОСТЬ И ВЕЛИЧИЕ СРЕДСТВА.
"Умная молитва" как верное средство спасения нашей
"умной природы" от неизбежного потопления в мысленном грехе, предлагается Отцами
потому, что другого средства и нет, столь действенного. Ибо никто так не познал
нашей "умной сущности" нашей души и ее тяжкой болезни, как Богомудрые Отцы,
потому и предлагают они это св. средство.
В долгих и многих слезах, при содействии Божественной
благодати откровения, они познали личным опытом тайну человеческой личности
и ее скрытую, таинственную болезнь, болезнь всего рода нашего и обрели спасительное
средство, при содействии Божием, к уврачеванию сей болезни. Исцелившись сами
и испытав на себе многомощное, благодатное действие сего средства, они, любя
нас, и предлагают его для нашего исцеления.
Они познали, что наша "умная природа", наша душа,
умерщвлена грехом в нашем праотце Адаме и в нем мы все умерли и потеряли сокровенную
Ангельскую жизнь, некогда нам свойственную. И с тех пор безтелесная умная душа
сделалась неразумной отелеснилась, вся превратилась в плоть, овеществилась,
сделалась плотской..., вся пребывает в помыслах и ощущениях плоти, пребывает
на земле, небесная жизнь стала для нее недоступной.
Сильным словом описывает душевную смерть человека
св. Макарий Великий. Он говорит:
"Поелику человек в преслушании умер страшною смертию
и принял клятву на клятву: "Тернии и волчцы возрастит тебе земля", то на земле
сердца его возродились и возросли тернии и волчцы. Враги обманом похитили славу
его и облекли его стыдом. Похищен свет его и облечен он во тьму. Убили душу
его, рассыпали и разделили помыслы его, совлекли ум его с высоты и человек-Израиль
стал рабом истинного фараона, и он поставил над человеком приставников и досмотрщиков
лукавых духов, которые понуждают человека, волею и неволею, делать лукавые
дела, составлять брение и плинфы (кирпич ред.). Удалившие человека от небесного
образа мыслей низвели его к делам лукавым, вещественным, земным и бренным, к
словам, помышлениям и рассуждениям суетным. Потому что душа ниспав с высоты
своей, встретила человеконенавистное царство и жестоких князей, которые понуждают
ее созидать им греховные грады порока. Если же душа воздохнет и возопиет
к Богу, то ниспосылает ей духовного Моисея, избавляющего
ее от египетского рабства. Но прежде пусть вопиет и стенает и тогда увидим начало
избавления" (Беседа 47, 6 7).
Вот здесь и приходит на помощь умерщвленной "умной"
душе ее "умный вопль" многомощная "непрестанная Иисусова молитва", оживотворяющая
душу. В этом таинстве "взывания" душа обретает свою жизнь, свое оживление
воскресает для Нового бытия духовного, небесного, обретает дар жизни Божественной.
Этот дар Божественной Жизни даровав всякому крещеному
во Имя Господа Иисуса Христа.
В купели крещения душе дается сей дар, духовный,
благодатный, ангельской жизни, дается даром. Но редко кто сохраняет в себе этот
дар, а потому и редко кто живет духовной жизнью. Большинство из крещеных, уже
в детском и отроческом возрасте, страстями своими потоптав сей светлый дар,
пребывает до смерти в жизни плотской, пехотной не подозревая того, что жизнь
плотская есть смерть духа (Рим. 8, 5 8).
Но дар сей не истребляется в нас грехами нашими,
а только зарывается, как некое сокровище, в земле наших всевозможных страстей.
И от нас зависит раскрыть в себе это сокровище
небесной жизни, этот дар Благодати, или оставить его зарытым.
Обретается нами это сокровище на поле покаяния.
Покаяние есть второе крещение и покаянием дается сей дар небесный, духовной
жизни. В покаянии Благодатью Св. Духа мы оживотворяемся и сия Благодать вводит
нас в Св. Таинство дивного Богообщения.
Эту мысль прекрасно выражает св. Григорий Синаит
такими словами:
"Следовало бы нам, говорит Святой, приняв Духа
жизни о Христе Иисусе, чистою в сердце молитвою, Херувимски беседовать с Господом;
но мы не разумея величия, чести и славы благодати возрождения, и не заботясь
о том, чтобы возрасти духовно через исполнение заповедей, и востечь до состояния
умного созерцания, предаемся нерадению, через что впадаем в страстные навыки
и низвергаемся в бездну нечувствия и мрака. Бывает и то, что мы даже мало помним
есть ли Бог.
А каковы мы должны быть, как чада Божий по благодати,
о том совсем не знаем. Веруем, но верою не действенною и по обновлении Духом
в Крещении, не перестаем жить плотски. Если иногда покаявшись и начинаем исполнять
заповеди, то исполняем их только внешне, а не духовно, и до того отвыкаем от
духовной жизни, что проявления ее в других кажутся нам неправостями и заблуждениями.
И так до самой смерти пребываем мы в заблуждениях; мертвыми духом, живя и действуя
не во Христе, и не соответствуя тому определению, что рожденное от Духа должно
быть духовно.
А между тем принятое нами во св. Крещении о Христе
Иисусе не истребляется, а только зарывается, как некое сокровище в земле. А
благоразумие и благодарность требуют позаботиться о том, чтобы открыть его и
привести в ясность.
КАК ЖЕ ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?
К этому ведут следующие два способа.
во-первых, дар этот открывается многотрудным исполнением
заповедей, так что поколику исполняем заповеди, потолику дар сей обнаруживает
свою светлость и свой блеск. Во-вторых, приходит он в явление и раскрывается
НЕПРЕСТАННЫМ ПРИЗЫВАНИЕМ ГОСПОДА ИИСУСА, или, что то же, непрестанною
памятию о Боге.
И первое средство могущественно, но второе МОГУЩЕСТВЕННЕЕ,
так что и первое получает от него полную свою силу.
Посему, если искренно хотим раскрыть сокрытое
"в нас семя благодатное, то поспешим скорее навыкнуть сему последнему сердечному
упражнению и иметь в сердце это одно дело молитвы, безвидно, не воображение,
пока она согреет сердце наше и распалит его до неизреченной любви ко Господу.
Тем, которые еще не имеют действия молитвы, надо
много молитвословить и даже без меры, чтобы непрестанно быть в этом многомолитвословии
и разномолитвии, пока от такого преболезненного труда молитвенного разогреется
сердце и начинается в нем ДЕЙСТВИЕ МОЛИТВЫ. Кто же вкусит, наконец, этой
благодати, тому надо молитвословить в меру, а больше пребывать в Умной молитве,
как заповедали Отцы" (Добротолюб. 1, стр. 113 114).
Вот благодатное средство к оживотворению нашей
умерщвленной души, средство Божественно-простое, доступное всякому и удобоисполнимое.
Из всех великих и богатых даров Господних, данных бедному, грешному творению
человеческому, порабощенному демонами, данных в Таинстве Св. Боговоплощения
и спасающих нас от этого порабощения это последний, величественный и совершенный
дар совершенного Бога
СПАСАТЬСЯ НЕПРЕСТАННЫМ ПРИЗЫВАНИЕМ ИМЕНИ ЕГО.
А это и значит молиться молитвой Иисусовой.
"Моление молитвой Иисусовой есть установление
Божественное. Установлено, что не через посредство пророка, не через посредство
Апостола, не через посредство Ангела, установлен самим Сыном Божиим и Богом",
говорит святитель Игнатий.
"После Тайной Вечери" между прочими возвышеннейшими
окончательными заповеданиями и завещаниями, Господь Иисус Христос установил
моление Его Именем, дал этот способ моления, как новый, необычный дар, дар цены
безмерной. Апостолы уже знали отчасти силу имени Иисуса: они исцеляли им неисцелимые
недуги, приводили в повиновение бесов, побеждали, связывали, прогоняли их.
Это могущественнейшее, чудное Имя Господь повелевает
употреблять в молитвах, обещая от Него особенную действенность для молитвы:
"Если чего попросите у Отца во Имя Мое то сделаю,
да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во Имя Мое, Я то сделаю".(Иоан.
14, 13 14).
"Истинно, истинно говорю Вам: о чем не попросите
у Отца во Имя Мое, даст вам". "Доныне Вы ничего не просили во Имя Мое Просите
и получите, чтобы радость Ваша была совершенна". (Иоан. 16, 23 24).
О, какой это дар! Он залог нескончаемых, безсмертных
благ! Он истек из уст Неограниченного Бога, облекшегося в ограниченное человечество,
нарекшегося именем человеческим СПАСИТЕЛЬ.
Имя, по наружности своей ограниченное, но изображающее
собою ПРЕДМЕТ НЕОГРАНИЧЕННЫЙ БОГА, заимствующее из Него неограниченное
Божеское достоинство, Божеские свойства и Силу".
"ПОДАТЕЛЬ БЕЗЦЕННОГО НЕТЛЕННОГО ДАРА!
Как нам, ничтожным, бренным, грешным принять
этот дар? Неспособны для этого ни руки наши, ни ум, ни сердце. Ты научи нас
познать по возможности нашей и величие дара, и значение его, и способ принятия,
и способ употребления, чтобы не приступить нам к дару погрешительно, чтобы не
подвергнуться казни за безрассудство и дерзость, чтобы за правильное познание
и употребление дара приять от Тебя другие дары, Тобою обоснованные, Тебе Единому
известные" (Еп. Игнатий Брянч. т. II 273).
"Итак, с верою призвав Сие спасительное Имя, досточтимое
и страшное для всякой твари, Которое паче всякого имени, и мы, недостойные,
смело подымем, с помощью Его, ветрила настоящего слова и начнем простираться
в предняя" (Св. Каллист, стр. 16).
к оглавлению