Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
к оглавлению
Глава 1
1 Было по вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небеса: собрались все апостолы в Гефсиманию.
2 И сказал Петр к ним: вы знаете, братия, что Господь наш и Учитель сотворил нам завет и заповедал выйти во всю вселенную учить и крестить всех во имя Отца и Сына и Святого Духа, то есть во имя, которое на всех нас.
3 И ничего иного не творим, но повеленное нам Учителем.
4 Итак, придите, братья, благодатию единого естеством Бога предадим себя в заповедь, сказанную нам: "вот, Я посылаю вас, как овец посреди волков: итак, будьте мудры, как змеи, и чисты, как голуби".
5 И я знаю, братья, что змея, когда хочет кто убить её, все тело предаёт, а голову закрывает.
6 Так и мы, возлюбленные, смерть да восприимем, а Христа не отвергнемся.
7 Подобно же сему и голуби своих детей лишаются, а господ их не отвергаются.
8 Итак, мы знаем, как учил нас Учитель наш и Господь, говоря, что: "если Меня изгнали, и вас изгонят".
9 Ибо много скорбей нас ждёт, но есть благо, которое уготовано притесняемым ради имени Его.
10 Отвечал же Иаков, брат Господа, говоря: хорошо, отец Петр, наблюдение твое об этом; ибо время требует так быть. Знаете ли все вы, что мне сказано от нашего Учителя?
11 И отвечал Петр, говоря: мы все знаем, что ты здесь обручен и не можешь выйти из этого города; мы же бросим тогда жребий.
12 И когда бросили жребий, пал жребий Асийский на Иоанна; и тяжело он выслушал об этом, и вздохнув трижды и прослезившись, пал лицем своим на землю, и поклонился всем апостолам.
13 Петр же, взяв его за руку, поднял и сказал к нему: мы имеем тебя, как отца, и утверждение всем нам – твоё терпение, отец Иоанн. Что это ты сотворил, чтобы смутить наши сердца?
14 Иоанн же отвечал и сказал со слезами и воздыханиями горькими: согрешил я, отец Петр, в сей час; ибо надлежит мне в море увидеть великие беды, потому что выпал мне жребий Асийский.
15 Тяжело я выслушал об этом и не вспомнил я Учителя нашего, говорившего, что и волосы головы вашей все сосчитаны, и ни один из них не погибнет. Помолитесь Богу о мне, возлюбленные мои братия, да простит меня Бог в этом.
16 Они же, встав и став на восток, попросили Иакова, брата Господа, сотворить молитву.
17 Когда же сотворил он молитву, лобызали его каждый по чести своей и отпущены были с миром, каждый из них по-одному, на свой жребий.
18 Дан же был каждому служитель из семидесяти и двух; тогда случилось и мне, Прохору, быть с Иоанном.
19 Когда же сошли мы из Иеросалима в Иоппию, чтобы отплыть в страны Асийские, то пребыли у Тавифы три дня.
20 А когда пришел корабль из Египта, везя груз льняного полотна, то распродал его в Иоппии, намереваясь пойти в западные места.
21 И когда мы вошли в корабль и сели на дно его, начал плакать Иоанн и говорить ко мне, что: скорбь моря и беда ждет меня, и много имеет мучиться дух мой, а о смерти и о жизни не открыл мне Бог.
22 Итак, если спасешься, чадо Прохор, от моря, иди в Асию и войди в Ефес, и пребывай там три месяца. И если после трех месяцев я приду, то сотворим службу.
23 Если же пройдут три месяца и я не приду, возвратись к Иакову, брату Господа, в Иеросалим, и что скажет тебе, то сделай.
24 Когда же говорил сие Иоанн ко мне, час был десятый дня. И ураган, поднявшись, сделал великую бурю, так что корабль стал сокрушаться.
25 И пребывали мы в буре от десятого часа дня до третьей стражи ночи. И вдруг, когда воздымались три волны и гордо вспенивались, разом ударили, и распался корабль. Каждый же из нас, кто схватил сосуд, с тем и плавал.
26 И вот, Всевидящий Бог, как какой-нибудь нежный пастырь овец, так и нас, каждого, кто из нас взялся за сосуд корабельный, вывел нас, плавающих как бы в быстрой реке, и в час шестой дня выбросил нас и все сосуды вместе за пять поприщь от Селевкии, напротив Антиохии. Было же всех нас сорок шесть.
27 Итак, все мы, выплывшие на сушу, возлежали и не могли говорить между собою от голода и страха и усталости. И провели так лёжа от шестого часа до часа девятого.
28 И немного придя в себя, мы вошли в Селевкию, и просили хлеба, как попавшие в кораблекрушение, и, взяв, мы ели.
29 И придя в себя, начали все тонувшие со мною говорить такими жестокими словами, что: муж, бывший с тобою – волхв и околдовал нас, желая взять сокровища нашего корабля, и, взяв, ушел и не знаем, куда делся.
30 Волхв! объяви и предай нам волхва того и отпустим тебя. Если же нет, то не позволим тебе выйти из сего города, но ты повинен смерти. Где тот злоумышленник? Вот, мы все, бывшие на корабле, здесь, а он где?
31 И возстановили весь город на меня, и все повиновались словам их, и, поймав меня, отвели в темницу. А утром вывели меня на общественное место перед старейшинами города.
32 Они же приносили на меня жестокие слова, говоря: откуда ты и какой ты веры? какое твое занятие, как называется имя твое? Возвести нам со всей истиной прежде, нежели будешь наказан.
33 Я же против этого говорил: я – христианин, Иудейской земли и рода, называюсь Прохором, и попал в кораблекрушение морское, как и противники мои.
34 И старейшина города сказал: тогда как все, бывшие на корабле, нашлись, только без твоего товарища?
35 Но так как они говорят, что он – волхв и чародействовал на корабле, потому что был неизвестен, и ты нашелся с бывшими на том корабле, а твой товарищ взял имущество, положенное в корабль, при твоем согласии, – то вы – злодеи и повинны в крови человеческой.
36 И того, впрочем, поглотило море, а тебя восхотел суд спасти из моря и погубить в городе этом. Итак, возвести со всей истиной, где товарищ твой.
37 Я же с плачем и рыданием горьким сказал: я поведал вам, что я – христианин, ученик и апостол Христов. Ибо Сам Христос заповедал двенадцати ученикам Своим выйти во всю вселенную, чтобы учить и крестить всех верующих во имя Отца и Сына и Святого Духа.
38 По возшествии же Его на небеса собрались все апостолы в одно место безмолвно, и молитву сотворили, и бросили жребий, куда каждый из них пойдет.
39 Учителю же моему выпал жребий в страны Асийские, и скорбен явился ему жребий тот, и за сомнение мысли его открылось ему, что согрешил и за это суд моря примет.
40 Когда же мы вошли в корабль, он поведал мне с истиною уготованное нам быть. Повелел же мне на месте, называемом Мраморным, ждать его в число дней тех.
41 И если придет в число дней тех, то мы сделаем повеленное нам от Учителя нашего. Если же не придет, как сказал, повелел мне возвратиться в Иудею, в свою землю. Ни учитель мой волхв, ни я, но мы – христиане, – и я, и он.
42 Сановник же некий, именем Селевк, сойдя из Антиохии, приятных ради слов сих, когда я говорил к старейшине города того, повелел ему отпустить меня.
43 И он тотчас отпустил меня, и я шел сорок дней, и достиг в Асию, и пришел к селению, именуемому Мраморное. Было же то место при море каменистым.
44 И отдохнув от многих усилий и от немалой скорби, я прилег ко сну и немного насытился сном. И когда открыл я очи свои, и вот волна, надвинувшись от моря с великим шумом, извергла Иоанна на сушу.
45 Я же поспешно встал с жалостью; и я, как бывший в сей скорби (ибо я не знал, что это Иоанн), пошел принять его.
46 И когда я приблизился и протянул правую руку мою, чтобы принять его и поднять, он, встав, опередил меня. И, обнявшись, мы плакали, и воздали благодарение Богу обо всём.
47 И немного отдохнув, пришел Иоанн в себя, и мы начали рассказывать о сбывшемся с нами.
48 Он же возвестил мне, что он делал сорок дней и сорок ночей, носимый по морю волнами. Также и я возвестил ему всё смотрение, которое сотворил мне Бог, и какие слова и какие мучения соделали мне спасённые со мною.
49 И встав, мы вошли в Мраморное, и попросили хлеба и воды, и ели и пили, и пошли путем, который в Ефес.
50 И войдя в город, мы сели на месте, называемом "Позорище Артемиды", на входе в город, где была и баня градоначальника именем Диоскорид.
51 И учил меня Иоанн, говоря: чадо Прохор! пусть никто не узнает в городе этом, ради чего мы пришли, или кто мы, доколе Бог не откроет нас, и возымеем дерзновение.
к оглавлению