Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
к оглавлению
Глава 10
1 И был некий муж в городе Вофоре, некий человек на острове Патм, именем Мирон, и жена его Фония; и имели они трех сыновей ораторов.
2 И был муж тот богат весьма и имел множество слуг. Старший же сын его имел в себе дух прозорливый.
3 Мирон же, увидев Иоанна и меня, бывших странниками, ввел нас в дом свой.
4 Сын же его, имеющий духа прозорливого, разумел о нашем пришествии и убежал из сего города в иной город острова того, в иную землю, боясь, чтобы не был изгнан из него дух Иоанном.
5 Мирон же, узнав, что убежал сын его, говорит жене своей: если б были люди эти, вошедшие в дом наш, добрыми, не случилось бы нам таковой напасти.
6 Но поскольку некоторые рассказывают, что они – волхвы и околдовали дом наш и прогнали сына нашего.
7 И говорил, плача: увы мне, дитя моё, ибо я согрешил; на погибель твою ввел волхвов этих в дом мой.
8 И сказала ему жена его: если это так, то почему не изгонишь их из дома нашего, чтобы и другим как бы они не сделали того же? А лишившись всех детей, умрем горько.
9 И сказал Мирон к жене своей: не выгоню их, потому что они сделали зло, но брошу их в темницу, доколе не сделают возвратиться сыну нашему живому, и тогда накажу их люто.
10 Мирон же был тестем начальнику города того.
11 Иоанн же разумел духом все эти разговоры и сказал мне: чадо Прохор! знай, что Мирон много зла умышляет против нас. Ибо сына его старшего, имеющего дух прозорливый, когда мы пришли, испугался дух и изгнал его в иной город, и из-за этого ковы строит против нас.
12 Но не скорби, чадо Прохор, обо всём, надвигающемся на нас. Ибо когда он сотворит нам притеснение, тогда и сам начнет веровать и весь дом его в проповедуемого нами Господа нашего Иисуса Христа.
13 Когда же он говорил мне это, пришло письмо от сына Миронова, имеющего дух прозорливый, следующего содержания: Аполлониад ритор, отцу моему Мирону, – радоваться! Волхв Иоанн, которого ты ввел в дом наш, сотворил мне некое злодеяние, ибо духа палящего послал на меня, который и изгнал меня даже до этого города, и я получил бедствие немалое.
14 Но я нашел помощника, пречистого Кинопса, и рассказал ему всё, чем я пострадал ужасно.
15 И тот мне сказал: чадо Аполлониад! если Иоанн, волхв и учитель христианский, не будет предан зверям и не умрет люто, ты не сможешь жить в городе своём, ни дома своего видеть.
16 Итак, теперь, отец, умоляет тебя чадо твоё, прося твоей помощи: смилуйся над сыном твоим погублением Иоанна, чтобы, возвратившись скоро, я насладился видом и красотой отца моего и матери моей и двух братьев моих прекрасных.
17 Будьте же здравы все, пребывающие в доме нашем.
18 Мирон же, получив послание и прочтя его, запер нас в доме; и, пойдя, показал начальнику послание сына своего.
19 И начальник, прочтя его, весьма разгневался на Иоанна, более же за то, что имело послание имя Кинопса.
20 Ибо все, находящиеся на Патме, имели его как Бога из-за волшебского пустословия.
21 Начальник же, услышав слова Мирона и имея веру им и письму сына его, тотчас повелел Иоанну быть на борьбе со зверями.
22 И послал он в дом Мирона, и посланные, взяв нас, повели в темницу. Потом повелел вывести нас на общественное место.
23 Когда же были мы приведены, сказал Иоанну начальник: благочестивый царь тебя, сотворившего дела, достойные осуждения, пощадил и не погубил, но желая вразумить тебя, повелел послать тебя в изгнание сюда и с твоим другом.
24 Вы же, придя, сотворили здесь зла больше, нежели сотворили в городе Ефесе. Итак, скажи, каким злым искусством прогнали вы сына тестя моего Мирона, а моего шурина? Но сначала поведай мне, какой ты веры?
25 Иоанн же, отвечая, сказал ему: я – Иеросалимлянин и раб Иисуса Христа, Сына Божия, Который ради грехов человеческих был распят и погребен, и воскрес в третий день, и Пославшего нас благовествовать во все народы, чтобы они уверовали в Него.
26 И сказал игемон: благочестивый царь из-за этой вины повелел быть тебе изгнанным; ты же снова те же слова приносишь на себя. Нечистый! научись почитать безсмертных богов и покоряться закону царскому. Не говори лжи, называя Богом человека, умершего за многие беззакония.
27 Иоанн же сказал: я чту Безсмертного Бога и Его всегда проповедую желающим свято и праведно жить.
28 И сказал начальник: я не требую многоречивости из уст твоих нечистых, но сделай повеленное тебе и отстань того учения. А моего сродника Аполлониада возврати в дом свой здравым.
29 И сказал Иоанн: о игемон! я учения этого не могу отстать, ибо из-за него ожидаемая надежда щадит меня.
30 Если же об Аполлониаде риторе что говоришь ко мне, – никакого же, впрочем, не знаю зла, сделанного ему.
31 Итак, прикажи мне, чтобы я послал ученика моего и приведет его сюда, и ежели что имеет от нас, да говорит против нас, ибо без него не можешь умертвить меня, если он не обличит моей вины пред тобою.
32 И повелел игемон сделать так. Иоанна же повелел посадить в темницу и связать его двумя цепями.
33 И сказал Иоанн: прикажи мне прежде написать письмо к Аполлониаду, а потом налагай цепи. И начальник подумал, что он хочет освободиться от уз чарами, и повелел сделать так.
34 Тогда Иоанн, взяв бумагу, написал так: Иоанн, апостол Иисуса Христа, Сына Божия, духу прозорливому, живущему в Аполлониаде риторе. Повелеваю во имя Отца и Сына и Святого Духа: изыди из создания Божия и больше не входи в него, но вне острова этого изыди и с людьми не пребывай, но в местах безводных.
35 Получив же письмо, я пошел в город тот, где был Аполлониад, отстоящий от города Вофоры на шестьдесят поприщ.
36 Дойдя же туда через два дня и найдя его, я пошел к нему. И когда приблизился, тотчас дух прозорливый вышел из него.
37 И сказал ко мне Аполлониад: зачем пришел ты сюда, благого учителя добрый ученик?
38 И сказал я: я пришел взыскать разума души твоей и мудрости и довести тебя к начальнику, зятю твоему, и в дом твой.
39 Аполлониад же, когда вышел из него дух, стал снова в человеческом расположении и тотчас повелел приготовить мне вьючного животного. Сам же сел на коня своего осёдланного и мы пошли в путь.
40 И когда мы вошли в ворота города, спросил меня Аполлониад, говоря: где находится учитель твой?
41 Я же сказал ему, что: из-за тебя посажен в темницу.
42 Услышав же это, Аполлониад не вошел в дом свой, ни разговаривал с кем из своих, но мы пошли в темницу.
43 Когда же он толкнул в дверь, стражник темничный тотчас открыл и, увидев Аполлониада, поклонился ему, пав на землю.
44 Он же вошел в темницу и увидел Иоанна лежащим на земле, связанным двумя цепями. И Аполлониад, пав на землю, поклонился Иоанну.
45 Иоанн же сказал к нему: хорошо ты пришел, чадо Аполлониад. Встань, чадо. Бог да благословит тебя. И встав, он снял цепи с Иоанна и вывел его из темницы.
46 И сказал Аполлониад стражнику темничному: если начальник скажет что-нибудь тебе о человеке этом, скажи ему, что Аполлониад, придя, взял его. И повел нас в дом свой.
47 Отец же его и мать и братья пребывали в плаче о погибели его. И как увидели его, встав, облобызали его все со слезами.
48 И сказал к нему Мирон, отец его: что это было с тобою, чадо, что убежал ты из дома своего и сделал нам плачь великий?
49 Аполлониад же сказал: дом наш был исполнен множеством грехов прежде сего. Ныне же, когда вошел к нам апостол Христов, не разумели мы того, что о нём: кто Пославший его и кто посланный.
50 Поэтому, отец, было нам это, чтобы из этого разумели мы Пославшего и посланного.
51 Услышав же это от сына своего, Мирон сказал к нему: если это так, чадо, идем и поведаем начальнику, ибо он повелел посадить Иоанна в темницу по слову моему и из-за послания, присланного тобою.
52 И сказал Аполлониад к отцу своему: не безпокойся, отец, об этом, ибо ты знаешь, что начальник есть зять наш, и всё, что скажем к нему, сделает.
53 И сказал Аполлониад к Иоанну: причина бегства моего такова. Знают же отец и мать мои то, как когда мне было три года, я возлежал на одре моём, спав глубоким сном.
54 И предстал мне некий муж по левую сторону одра и, потреся меня, разбудил меня. И я видел его черным, более сажи; очи же его были как свечи горящие.
55 И сказал ко мне: открой уста. И я открыл. И он вошел в уста мои и наполнил внутренность мою.
56 И с того дня сделал меня знающим о добре и зле и обо всём, происходящем в доме моём; и не только это, но и всё показывал мне; я же в тоске был о своей беде.
57 Когда же, впрочем, вошел ты, апостол Христов, в дом наш, сказал мне этот злой дух: выйди отсюда, Аполлониад; если же не выйдешь, то умрешь ужасно. Ибо сей человек – волхв, и ищет тебя погубить.
58 И я тотчас убежал, и он выгнал меня в город тот, и не дал мне впредь возвратиться, говоря мне, что: если Иоанн не умрет, ты не сможешь в дом свой возвратиться.
59 Я же спросил Кинопса, и он мне сказал так же.
60 Когда же пришел твой ученик в город, в котором я был, и как я увидел его, тотчас дух, пребывающий во мне, вышел из внутренности моей, также, как и вошел прежде; и я облегчился от многой тяжести, и воспринял великую тишину, и исправился ум мой, и я был добр к твоему ученику.
61 Сказал же Иоанн к Аполлониаду: хочешь ли узреть силу Распятого? Вошедший во внутренность твою дух был прозорливым, и когда мы вошли в дом ваш, желая остановиться, понял дух лукавый, что он будет изгнан из тебя нами, силою Христа; потому изгнал он тебя из дома твоего.
62 Послушай же, чадо Аполлониад, что не только в лицо мы обличаем злых и нечистых демонов именем Христовым, но и письмами их изгоняем силою Его.
63 И Иоанн взял у меня письмо, отправленное к прозорливому духу, и показал его Аполлониаду.
64 Он же, прочтя его, удержал у себя. И взяв отца своего и обоих братьев своих, мы пошли к начальнику, и поведал ему Аполлониад всё, как он пострадал от прозорливого духа и о добрых делах Иоанна.
65 Выслушав же то, начальник присоединился к ним и возлюбил весьма учителя моего Иоанна. И выйдя от начальника, мы пришли в дом Мирона все вместе.
66 И начал Иоанн от святых Писаний учить всех, находящихся в доме Мирона. И все, быв оглашены, просили его, чтобы крестил их.
67 Он же научил их об Отце и Сыне и Святом Духе и крестил всех, кто в доме Мирона; и мы оставались в доме его.
к оглавлению