свящ. Борис Никитич Кирьянов
Полное изложение истины о Тысячелетнем царстве Господа на Земле
к оглавлению
Глава 10
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАСКРЫТИЕ ИСТИНЫ
1. Итак, мы видим: на нашей Земле как бы три мира, которым определил Господь быть на ней.
До потопа первый мир, как и апостол его прямо называет (2 Пет. 2, 5).
От потопа до Тысячелетнего царства второй, средний мир, в котором совершил Господь посреди Земли спасение Свое.
Тысячелетнее царство третий мир и третий век на Земле, которым надлежит закончиться Земле и всему бытию ее "Жизнь будущего Века", как поем в Символе Веры.
Земля необходимо должна закончиться Тысячелетним царством Господа на ней, ибо необходимо должно быть торжество Господа еще на этой Земле, которую Он сотворил для нашего блага и где Он был спасительным пришествием Своим и где пострадал, пролив Свою Кровь. Не сатана, но Господь необходимо должен восторжествовать на этой Земле, и конец ее должен быть Божиим, Господним.
2. Прародители наши Адам и Ева едва побыли в раю земном, как грехопадением от лукавого лишились его, и больше никто из людей не видел этой чрезвычайной благодати Господней, Самим Господом насажденного сада, Едема (Эден! *** Быт. 2, 8). Но неужели только для столь кратковременного, если не сказать мгновенного, блаженства оказавшихся недостойными было создано все это рукою Господней, тот рай, который и нам всем предназначался, и само слово которого до сих пор витает над нами и произносится устами нашими. Сам Господь сходил в рай, и первые безгрешные люди видели Бога своего, как подобного им человека, но только небесного. Неужели все это так легко разрушено было диаволом навсегда и погибло безвозвратно? Неужели Господь, восстанавливая падшего человека, не восстановит и всего того, что было благом его первозданного существования и что пало вместе с его падением и о чем апостол, провидя, говорит: "Тварь с надеждою ожидает откровения (***) сынов Божиих... и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего" (!Рим. 8, 19-23 тело! + Еф. 5, 23 (!) Флп. 3, 21, Евр. 10, 5). И потому мы знаем, что Господь, восстанавливая безгрешность нашу, восстановит и рай, насаждение руки Своей, и мы, если сподобимся, узрим его, и опять в нем Господа, и всю первозданную красоту Земли, даже еще более благодатную по чрезвычайной благодати благоволения любви Господней к избранным Своим (2 Пет. 3, 13).
3. Избранные и блаженные участники первого воскресения мертвых и Тысячелетнего царства Господнего на Земле, приуготовляемые и совершаемые Господом к переходу в Царство Небесное, будут исполняться всякого благого и полезного ведения, для их премудрого ведения и познания будут открыты все тайны Земли, начиная от ее создания. Господь воззовет прошлое (Еккл. 3, 15), и многими другими Божественными средствами и силами, избранным и всем участникам царства будет показано все, что благоволит Господь открыть им и что сами они пожелают, все, что запечатлено в Св. Писании, и тайну последнего времени и даже дни Самого Господа на Земле. Все это дано будет узнать для вечного совершения и исполнения ведениями и познаниями (2 Петр. 1, 8-11!), и все это, конечно, прилично будет узнать нам именно еще здесь, на этой же Земле, до вступления в Царство Небесное, когда все прежнее минет и будет все новое (Апок. 21, 1, 5).
Таким образом. Тысячелетнее царство Господа на Земле есть достойный и Божественный конец Земли и ее завершение, увенчание ее бытия и бытия рода человеческого на ней. И это есть также исполнение Божественной цели сего временного творения и нашей временной жизни в нем. "Ибо видимое временно, а невидимое вечно. Ибо (мы) знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный" (2 Кор. 4, 18-5, 1).
О царстве Тысячелетнем и Царстве Небесном
4. Тысячелетнее царство Господа на Земле есть также конец, и цель, и исполнение всех ветхозаветных пророчеств, вожделение пророков. И когда Господь говорит: "Все пророки и закон прорекли до Иоанна... От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12-13), то здесь, как мы уже говорили выше, указывается и Тысячелетнее царство и Царство Небесное: потому что ветхозаветные пророки до Иоанна Крестителя пророчествовали о царстве Господнем на Земле, и для Ветхого Завета это было высшей его целью и наградой, ибо далее Тысячелетнего царства Ветхий Завет и не мог простираться в своей детоводительной силе, он "был детоводителем ко Христу" в Его Тысячелетнее царство, которое есть земное преддверие и предвкушение Царства Небесного, так что вошедший в Тысячелетнее царство войдет и в Царство Небесное. Но от дней Иоанна уже возвещается само Царство Небесное; и сам Иоанн Креститель сразу уже гласом вопиющего возглашает: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!" (Мф. 3, 2). Вот почему Иоанн Креститель высший и наибольший пророк Ветхого Завета, "но меньший в Царстве Небесном больше его" (Мф. 11, 11).
Итак, очевидно, что Ветхий Завет венчается Тысячелетним царством Господа на Земле, а Новый Завет соответственно превосходнейшему достоинству своему венчается Царством Небесным. Но как мы с ветхозаветными праведниками вкусим их Тысячелетнего царства, так и они с нами затем Царства Небесного, ибо нас объединяет общее для всех нас земное происхождение наше. Все их праведники, "свидетельствованные в вере, не получили обещанного, то есть субботствования и царства с Господом на Земле, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" и "дабы получить лучшее воскресение" (Евр. 11, 39-40 и 35), т. е. первое воскресение мертвых, ведущее в воскресение в Царство Небесное. Слова же "лучшее воскресение" показывают, что не одно есть воскресение, как утверждают некоторые невежественные, но есть несколько различных и последовательных воскресений частные воскресения мертвых, как высший род исцеления, воскресение Лазаря как уверение в общем воскресении праведных, то есть в первом воскресении мертвых, затем есть общее для всех судное воскресение на суд Божий (Ин. 5, 29), и, наконец, последнее воскресение в Царство Небесное, в котором изменимся для жизни небесной и бесконечной.
Подобно тому как есть учение о крещениях (Евр. 6, 2), так есть учение и о воскресениях, но оно возвещается не общей проповедию в общем учении, а сокровенным словом тайной премудрости Божией в Св. Предании, о чем великий апостол сказал: "Мудрость же мы проповедуем между совершенными... проповедуем премудрость Божию тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы... А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий" (1 Кор. 2, 6-10). Под властями же века сего здесь разумеются и духовные, церковные власти, от которых первосвященники-архиереи, и законники, и старейшины народа избранного не могли узнать Бога своего. Которому служили обрядами и символами, когда Он явился лично Сам для предсказанного спасения, ив ожесточении своем распяли Его. Посему и к концу века сего, в последнее время также многие от властей сих во след Каиафе, синедриону и Пилату ожесточатся и войдут в состояние христоубийственное. Ибо Каиафа и синедрион прообразуют власти церковные, а Пилат, о котором Господь сказал, что на нем менее греха (Ин. 19, 11), прообразует власти гражданские.
Полагают, что архиерейство опять дойдет до состояния Анны и Каиафы, а "иночество" (монашество) до состояния фарисейства. Подобно этому и прочие. Также и настроенный ими народ снова закричит: "Распни!", когда будет требовать истребления Церкви. Ибо во всех столицах будут требовать истребления Церкви.
Тысячелетнее царство необходимо для исполнения пророчеств и обетовании Божиих
5. Также и слова Апокалипсиса, называющие воскресение праведников "первым воскресением мертвых" (Апок. 20, 5-6), прямо показывают, что есть еще другое воскресение, т. е. что даже таких великих и общих для многочисленного количества людей воскресений будет не одно. А что первое воскресение мертвых является воскресением праведных, об этом и Сам Господь говорит, прямо давая это название: "И блажен будешь, что они (бедные) не могут воздать тебе, ибо воздается тебе в воскресение праведных" (Лк. 14, 14). Именно так, по преемству от Самого Господа через апостолов, называют его и св. Иустин Мученик, и св. Ириней Лионский, который особенно точно придерживается этого названия. Между прочим, Евангелие повествует, что, услышав эти слова о воскресении праведных, некто из возлежавших с Господом на этом званном угощении у одного из начальников фарисейских, сказал Господу: "блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!" (Лк. 14, 15), что также может относиться только к Тысячелетнему царству Господа на Земле, и Господь не отверг его такого чисто иудейского понимания воскресения и царства праведных, о которых Он Сам здесь говорил всем им. Ибо о вожделенном вкушении хлеба, как произнес это возлежавший с Самим Господом, можно говорить только в представлении Тысячелетнего царства, а никак не Царства Небесного, о котором здесь, по Евангелию, Господь не сказал ничего и о котором возлежавший с Господом иудей в своем ветхозаветном состоянии не мог еще, конечно, думать. Он мог думать о Царстве Божием только по пророкам, прорекшим до Иоанна, т. е. по предсказаниям и представлениям Ветхого Завета, которые, как уже было сказано, возвещали блага Тысячелетнего царства.
6. Ибо когда Исаия пророчествует, что придет время и мечи перекуют на орала, и младенец будет играть над норой аспида, и теленок будет пастись вместе с медведицей, то когда и где этому надлежит исполниться? в Царстве Небесном или в царстве Тысячелетнем? Ясно для всех, что для благ Царства Небесного это слишком мало и неподходяще, ибо всему этому земному, с плугами, аспидами и медведями, в небесное идти было бы слишком несоответственно. Следовательно, исполнение этого может быть только в Тысячелетнем царстве Господа на Земле, в нем исполнятся все эти пророчества пророков Ветхого Завета, и оно необходимо для исполнения этих ветхозаветных пророчеств, которые иначе обращаются в пустые слова, и сказку, и несбыточные мечты, и Бог как бы несостоятельно говорил в них. Поэтому Тысячелетнее царство совершенно необходимо для исполнения этих пророчеств и обетовании Божиих. Все праведники не только народа избранного, но и всего рода человеческого, творившие в жизни своей добро и правду по вере в Бога, услышавши глас Сына Бо-жия, восстанут, чтобы торжествовать в Господе своем на этой еще Земле и царствовать с Ним как с Царем добра и правды. Праведный Иов вне народа избранного в страданиях своих, раздирающих душу его, восклицает:
7. "А я знаю. Искупитель мой жив! И Он в последний день (см. Ин. 6, 39-40, 44, 54; 11, 24) восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога! Я узрю Его сам! Мои глаза не глаза другого увидят Бога!" (Иов 19, 25-27). Какая сила слов!!
К какому воскресению восстановлению кожи его можно отнести эти бесподобные в Св. Писании слова многострадального и великого праведника рода человеческого из глубины веков? Неужели кто решится отнести их к Царству Небесному, минуя Тысячелетнее? Но тогда неужели ничего не значит столь вопиющий их телесный и даже плотской смысл: "восставит из праха кожу мою", "я во плоти моей узрю Бога", в которых совершенно земное чаяние? А если кто и этому захотел бы противоречить, то нельзя, имея разумение, противоречить тому, что Иов не мог говорить выше ветхозаветных пророков, имевших прорекать только до Иоанна. Несомненно, Иов Духом в нем Божиим восклицал здесь о воскресении и царстве праведных, имеющих быть при Тысячелетнем царстве Господа на Земле. Ибо к благам Тысячелетнего царства также относятся в своей мере те слова, которые в полной их мере относятся к Царству Небесному: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не восходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2, 9; сравн. Ис. 64, 4). Ибо Тысячелетнее царство есть преддверие и предвкушение Царства Небесного. Царство же Небесное с его уже совершенной и бесконечной жизнью в Боге является качественно совсем уже новым во всех отношениях, оно есть новое бара *** Троицы, новое творение
Элогим *** (см. Быт. 1, I): "се, творю все новое" (Апок. 21, 5). Если Земля есть подножие ног Господа, а небо престол Его (Мф. 5, 34-35), то соответственно этому различны и достоинства и блага царства Тысячелетнего и Царства Небесного. Ап. Павел, восхищенный до третьего неба, не мог пересказать и слов, слышанных там (2 Кор. 12, 2-4).
8. Избранные и блаженные участники первого воскресения и Тысячелетнего царства Господа на Земле будут избавлены от судного воскресения и от предстояния Суду вместе с грешниками, и "над ними смерть вторая не имеет власти" (Апок. 20, 6), ибо именно только так и должно быть, соответствуя величию и благоговению Господа, Судии, Которому дана вся власть на небе и на Земле и Которому отдан весь суд. "Сын оживляет кого хочет" (Ин. 5, 21). Бог "кого хочет милует, а кого хочет ожесточает", ибо "помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего" (Рим. 9, 16-18). "Не властен ли горшечник над глиной... Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?" (Рим. 9, 20-24).
Поэтому Господь уже во дни спасительного Пришествия Своего сказал в отношении некоторых: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего во царствии Своем" (Мф. 16, 28).
И апостол говорит к этому: "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся" (1 Кор. 15, 51).
Истолкование слов ап. Павла в 1 Фес. 4, 15-17
9. Также и в другом месте: "Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе (!) воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем" (1 Фес. 4, 15-17).
Вот слова откровения, которые, словно кончик одного пальца от всего тела, дал нам великий апостол от той мудрости, которая проповедуется совершенным и в которых является тайная и сокровенная премудрость Божия. Как можно понять и истолковать их без понятия о первом воскресении мертвых праведников в Тысячелетнем царстве Господа на Земле? Кто может вообще истолковать их и явить глубину смысла их? И потому нет на них истолкователя с тех пор, как прекратилось возвещение истины Тысячелетнего царства и учение ее по преданию Апостольскому. Откуда, каким образом апостол может говорить о себе: "мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господнего, не предупредим умерших"? Ведь мы знаем, что апостол мученически умер, а здесь он говорит о себе как о живущем: "мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках"!
Для отвергающих или не ведающих истину первого воскресения мертвых и Тысячелетнего царства эти места посланий апостола совершенно непонятны и темны, и они ничего вразумительного, кроме пустой аллегории, сказать о них не могут. Но если и эти слова апостола признавать за аллегорию, как это делают в своем заблуждении Ориген и наш догматист митр. Макарий, то тогда нам в Св. Писании почти нечего и делать без аллегории. Но конечно, это не аллегория, а прямая правда и будущая действительность. И все это можно понять и истолковать только признав истину первого воскресения мертвых и Тысячелетнего царства на Земле, из которого и зазвучат тогда в сознании понятно эти слова апостола: "мы, живущие... восхищены будем на облаках... в сретение Господу... на воздухе... и так всегда с Господом будем", т. е. в сретение всеславному уже Пришествию Господа на Суд, когда Он придет "во славе Своей и все святые ангелы с Ним" (Мф. 25, 31), и святейшие апостолы и все совершенные святые с ними, минуя Страшный Суд, соединясь с Господом, "так всегда с Ним будут" во Царствии Небесном.
10. Также нельзя понять без Тысячелетнего царства слова: "Не все мы умрем, но все изменимся", которые апостол говорит как тайну, т. е. тайну Апостольского предания о Тысячелетнем царстве Господа на Земле. Апостол говорит о последнем и всезавершительном ("втором") Пришествии Господа, но говорит из Тысячелетнего царства, говорит Духом.
При этом, для разумения совершенных, следует сказать, что как Господь соединяет конец Иерусалима (ветхозаветного) с концом всего мира (Мф. 24 гл.; Лк. 19, 41-44; 21, 5-36), присоединяя также и конец храма, так соединяются в словах и речах Господа и апостолов и пришествие на Тысячелетнее царство с Пришествием на Суд, которое принято теперь называть "вторым" Пришествием, и также Тысячелетнее царство с самим Царством Небесным, объединяя иногда общим названием Царства Божия, в которое входит даже и отдельное, частное внутреннее состояние каждого из нас в мире сем, как сказано: "Вот, Царство Божие внутрь вас есть" (Лк. 17,21). Все это мудрые должны разуметь и различать.
Сказав выше приведенные слова из 1-го послания к Фессалоникийцам, апостол присовокупляет: "Итак, утешайте друг друга сими словами". Действительно, эти слова весьма утешительны и радостны для сердца верующего, а наипаче для знающего и разумеющего истину первого воскресения праведных и Тысячелетнего царства их с Господом на Земле. Во дни апостола, при наличии живого Апостольского предания о воскресении и царстве праведных, эти слова всем верным в Церкви были тогда понятны. Теперь же, с утратой большинством верующих этого Апостольского предания, они сделались совсем непонятными и как бы бессмысленными для многих, какой-то фантазией и сказкой, никто в Церкви их не толкует, никто не обращает на них внимания верующих, они в презрении лежат без употребления вместе со многим другим. При саддукейском ныне неверии в первое воскресение мертвых и Тысячелетнее царство Господа эти слова апостола не только не утешают, но стали совсем непонятными, и те, которым надлежит толковать Св. Писание, сами не понимают их и соблазняются ими. Тогда как в Писании нет ни единого слова напрасно сказанного, и "все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3, 16).
11. Из этого можно видеть, к чему приводит изъятие из веры важной истины домостроительства спасения Божиего. Ветхозаветные книжники и фарисеи перед спасительным Пришествием Господа установили десятину с мяты, аниса и тмина, а важнейшее в законе суд, милость и веру оставили, и потому, когда пришел Господь, они Его не могли узнать и принять, несмотря на то, что Он пришел точно по предсказанному пророками и написанному в книгах (Св. Писания). Подобное этому, надо полагать, будет и перед пришествием Господа на Тысячелетнее царство, и даже, может быть, еще хуже, поскольку этого пришествия они вообще не признают. Но поистине, "камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это от Господа, и есть дивно в очах наших" (Мф. 21, 42). Сказав же эту притчу, Господь добавил к этому: "Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его; но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка" (Мф. 21, 43-46). Что обличает Господь их безбожное состояние это они поняли, а что надо принять истину Господню, хотя бы и обличающую нас этого они не поняли. Так же и в последнее время нашего века будет: "так будут последние первыми, а первые последними; ибо много званных, а мало избранных" (Мф. 20, 16). И потому апостол, говоря во втором своем послании к Фессалоникийцам о пришествии антихриста, говорит, что от него будет исходить обилие чрезвычайных и всевозможных обольщений, от которых многие будут погибать за то, "что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду". И именно в заключение этих своих слов говорит: "Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим" (2 Фес. 2, 10-12 и 15). Истина же и учение о первом воскресении праведных и Тысячелетнем царстве их с Господом на Земле именно и есть такое Апостольское предание.
"Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа" (2 Тим. 2, 19).
"Ибо мы не сильны против истины, но за истину" (2 Кор. 13, 8).
к оглавлению