свящ. Борис Никитич Кирьянов
Полное изложение истины о Тысячелетнем царстве Господа на Земле
к оглавлению
Глава 2
СВЯТЫЕ ДРЕВНИЕ МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ ПРОПОВЕДНИКИ ИСТИНЫ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО ЦАРСТВА
1. Теперь для удобства восприятия последующего предварительно поговорим несколько о тех, которые проповедовали во Вселенской Церкви от лица апостолов и Мужей апостольских истину о Тысячелетнем царстве Господа, о св. Папии Иерапольском, св. Иустине Мученике, св. Иринее Лионском, св. Мефодии Патарском.
"Всякий, кто может возвещать истину и не возвещает, будет осужден Богом", говорит пламенным своим духом св. Иустин Мученик.
Св. Папий Иерапольский
2. В. В. Четыркин в указанном выше своем труде об Апокалипсисе от лица нашей превосходной и благословенной церковно-исторической школы В. В. Болотова пишет:
"Несравненную ни с чем важность для истории новозаветного канона вообще имеют свидетельства Папия, от сочинения которого "***" ("Изъяснение Господних изречений") сохранились только незначительные по количеству отрывки. Значение Папия обусловливается его отношением к апостольскому веку, которое хорошо определяет Ириней в словах: "***" (Пр. Ерес. V, 33, 4, у нас см. I, 4, 11: "Папий, бывший слушателем Иоанна, товарищем же Поликарпа, древний муж"). Папий принадлежал к более раннему поколению, чем все другие пресвитеры, которых знал Ириной, не исключая и Поликарпа [св. Папий Иерапольский. Б. К.]. Если Ириней не говорит о выдающемся долголетии Папия, то смерть его можно обозначить довольно ранней датой, а жизнь его ограничить пределами годов 60-140 (кончина Папия предположительно определяется ок. 135 г.)" ("Апокалипсис", с. 6). Стас
Однако Евсевий в своей Истории пишет следующее: "Папию приписывается пять сочинений под заглавием: "Изъяснение Господних изречений". На сии только усвояемые ему сочинения указывает и Ириней в следующих словах: "Об этом в четвертой своей книге а их всего пять -письменно свидетельствует и Папий, слушатель Иоанна, друг Поликарпа, муж древний". Таково сказание Иринея. Но сам Папий в предисловии к своим книгам отнюдь не называет себя слушателем и самовидцем святых апостолов, а говорит только, что он принял учение Веры от близких к ним, и выражается об этом следующим образом: "Я не премину изложить тебе, что хорошо узнал от старцев и хорошо запомнил, и присоединить объяснения для подтверждения истины; потому что я держался не тех, которые подобно многим говорят много, а тех, которые учат истине; я соображался не с теми, которые припоминают чужие заповеди, а с теми, которые держатся Заповедей, переданных от Господа для веры и происходящих от самой истины. Если мне случалось встречать кого-либо, обращавшегося со старцами(!), то я заботливо расспрашивал об учении старцев, например, что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома или Иаков, что Иоанн или Матфей либо кто другой из учеников Господа; что Аристион и пресвитер Иоанн, ученики Господни. Ибо я полагал, что книжные сведения не столько принесут мне пользы, сколько живой и более внедряющийся голос". Здесь достойно замечания, что Папий упоминает о двух Иоаннах... На это необходимо обратить внимание, потому что Откровение, известное под именем Иоанна, вероятно, видел второй [вот... Б. К.], если кому не угодно приписать его первому. Таким образом, Папий,
о котором мы теперь говорим, сознается, что учение Апостолов он принял от учеников, а Аристиона и пресвитера Иоанна слушал сам; по крайней мере, часто упоминая о них по имени, он в своих сочинениях помещает их предания... К приведенным словам Папия можно присоединить другие отрывки его сочинений, в которых он рассказывает нечто чудесное; что будто бы дошло до него по преданию. Прежде было сказано, что апостол Филипп со своими дочерьми имел жительство в Иераполисе [где жил и Папий. Б. К.]; а теперь заметим, что Папий, живший в те же времена, упоминает о чудесном событии, о котором он слышал от дочерей Филипповых. Именно, он повествует, что в его время воскрешен мертвый, рассказывает и о другом чуде, которое случилось с Иустом, прозванным Варсавою, что он выпил смертоносный напиток и по благодати Господа не испытал ничего худого. Этого Иуста святые апостолы по вознесении Спасителя поставили вместе с Матфием и молились, да будет кто-либо один из них избран по жребию вместо Иуды предателя для восполнения числа двенадцати, как повествуется в книге Деяний (приводит Деян. 1, 23-24). Тот же писатель рассказывает много и другого, что будто бы дошло до него по неписанному преданию [как жаль, что утеряно! Б. К.], именно, передает некоторые неизвестные притчи и наставления Спасителя и нечто близкое к баснословию, например, говорит, что по воскресении мертвых наступит царство Христово иа этой самой земле, телесно, и будет продолжаться тысячу лет. Такую мысль он вывел, я думаю, из апостольских сказаний, не поняв чего-либо, сказанного апостолами таинственно, в образах [Евсевий тоже склонен к аллегоризму. Б. К.]; потому что был человек ума, кажется, весьма ограниченного [какая надменность Евсевия! Б. К.], сколько можно судить по его сочинениям, хотя в весьма многих последующих писателях церковных, имевших в виду древность мужа, мог возбудить подобное своему мнение, например, в Иринее и других, державшихся того же образа мыслей.
Папий приводит в своем сочинении и некоторые сказания вышеупомянутого Аристиона о беседах Господних и предания пресвитера Иоанна. Отсылая к ним любознательных, мы считаем нужным к выписанным словам Папия присовокупить его предание о Марке, написавшем Евангелие. Оно излагается так: "Пресвитер говорит и то, что Марк, истолкователь Петра, с точностию описал все, что запомнил, хотя и не держался порядка слов и деяний Христовых, потому что сам не слушал Господа и не сопутствовал Ему. Впоследствии, правда, он был, как сказано, с Петром; но Петр излагал учение с целью удовлетворить нуждам слушателей, а не с тем, чтобы беседы Господни передать по порядку. Посему Марк нисколько не погрешил, описывая некоторые события так, как припоминал их: он заботился только о том, как бы не пропустить чего-нибудь слышанного или не переиначить". Так Папий повествует о Марке. А о Матфее он говорит следующее: "Матфей записал беседы Господа на еврейском языке, а переводил их кто как мог". Вышеупомянутый писатель пользуется свидетельствами из первого послания Иоаннова и из первого Петрова. Он рассказывает также историю о жене, которую за многие преступления обвиняли пред Господом, о чем пишется и в Евангелии Евреев" (Ц. И. III, 39). Так пишет Евсевий о св. Папии Иерапольском.
3. По поводу этих выписок Евсевия из сочинений св. Папия Иерапольского В. В. Четыркин пишет: "Под пресвитерами, о которых здесь говорится, вероятнее всего имеются в виду апостолы, факт, который, правда, иногда оспаривается, но без достаточно убедительных оснований... Сам Евсевий не находит препятствий к отождествлению "пресвитеров" Папия с "апостолами": "Об Аристионе же и пресвитере Иоанне говорит, что он сам был их слушателем" (Ц. И. III, 39, 7). Новейший же отрицатель связи между "пресвитерами" и "апостолами" у Ла-пия профессор Ларфельд вынужден, однако, признать и тот факт, что Папий был учеником ап. Иоанна, равно как и тот факт, что названный апостол именовал себя "***" и даже слыл в Асии как "***". Таким образом продолжает В. В. Четыркин приведенная Евсевием выдержка не говорит в его пользу [т. е. что св. Папий якобы не был сам слушателем апостолов. Б. К.].
А если иметь в виду, что ее толкованием он внес великую путаницу в библейскую критику и, имея всю возможность представить дело в ясном свете, однако допустил тенденциозные умолчания, то будет несомненным, что отрицание Евсевием свидетельства Иринея о самовидчестве Папием апостолов не имеет ровно никакой цены, поскольку для него нет никаких оснований ни в сочинении Папия, ни в других источниках для истории послеапостольского века. Можно еще заметить, что Евсевий здесь не повлиял на убеждение последующих церковных писателей, которые всегда считали Папия учеником апостолов (Аполлинарий Лаодикийский, Андрей Кесарийский, Максим Исповедник, Анастасий Синаит)". ("Апокалипсис", с. 6-7.)
Примечание: Старцами-пресвитерами называли себя сами апостолы 2 Ин. 1, 1; 3 Ин. 1, 1; апостол Павел к Флм. 1, 9 I См. Деян. 15, 1 29:
Первый Апостольский собор Церковь управлялась апостолами и пресвитерами. Б. К.
Так обошлась Евсевию и нам его надменность в суждении о досточестном Муже апостольском и повреждающая истину ученая пристрастность в некоторых местах его Церковной истории. Это, несомненно, отразилось и на истине Апостольского предания о Тысячелетнем царстве Господа, которую Евсевий при своих больших возможностях как церковного историка и как епископа и как приближенного к равноапостольному Константину Великому, мог, возобновив, вознести, и мог опорочить, и он по своей умовой надменности, не имея достаточно сердечной Христовой любви в себе, склонился к последнему, а вместе с этим впал и в арианство, за что и, как было сказано, не причислен к лику святых Церкви, собственным самомнением и тщеславием лишив себя этой великой небесной славы.
Св. Игнатий Богоносец "древнейший свидетель существования Апокалипсиса" (В. В. Четыркин)
4. Здесь же В. В. Четыркин приводит еще одно замечательное суждение свое, касающееся св. Игнатия Богоносца: "По вопросу о литературной зависимости св. Игнатия от ап. Иоанна можно положительно сказать, что послания св. Игнатия как бы насыщены терминологией Иоанновых писаний... По нашему мнению, св. Игнатий знал Евангелие от Иоанна. Он же является и первым свидетелем существования Апокалипсиса. Ничем иным, как отношением к последней книге, не можем мы объяснить выражения апостольского Мужа в его послании к Ефесянам, гл. 15: "***" ["чтобы мы были Его храмами, а Он был в нас Богом нашим", см. "Писания Мужей апостольских". СПб., 1895]... Таким образом, Игнатий Богоносец является древнейшим свидетелем существования Апокалипсиса" ("Апокалипсис", с. 5). См. также здесь I, 1, 3.
к оглавлению