Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   YouTube канал проповедей отца Олега   YouTube канал стихотворений Олега Урюпина   Facebook страничка  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

свящ. Борис Никитич Кирьянов

Полное изложение истины о Тысячелетнем царстве Господа на Земле


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  1     2     3     4     5     6     7     8     9     10  
к следующей страницек следующей странице


Глава 6

УЧЕНИЕ О ПЕРВОМ ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ – ВАЖНОЕ АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕДАНИЕ И СОКРОВЕННОЕ УЧЕНИЕ ЦЕРЮВИ, ПРЕДВОЗВЕЩЕННОЕ ПРОРОКАМИ, КОТОРОЕ ЕСТЬ ВОЖДЕЛЕННОЕ ЧАЯНИЕ ПЕРВЫХ ХРИСТИАН И ПРАВЕДНИКОВ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

 

Тысячелетнее царство – вершина пророчеств Ветхого Завета

1. Столь много полностью выписано для того, чтобы ты, а также те из благоверных, любящих истину Господню, которые пожелают прочитать это, читая это впервые, имели бы перед собой всю полноту суждения и учения об этом блаженных и святых Мужей апостольских и священномучеников Церкви Господней Папия Иерапольского, Иустина Мученика, Иринея Лионского, Мефодия Патарского. И сами бы видели, что это не какое-то мимоходом высказанное мнение или собственное воображение, а большое и важное учение Мужей апостольских, пресвитеров, принявших это непосредственно от самих апостолов Господних и прежде всего от самого тайнозрителя этого – ап. Иоанна, главы всех пророков Господних как Ветхого, так и Нового Завета, почему и все они так совершенно согласно пророчествуют об этом, заключаясь в пророчестве Апокалипсиса. Господь сказал: "Все пророки и закон предрекли до Иоанна" (Мф. 11, 13), т. е. до Иоанна Крестителя, но это разуметь надо не хронологически, а духовно, ибо пророки Ветхого Завета вершиной своего пророчества имели Тысячелетнее царство Господа, а Иоанн Креститель, явившись, сразу возгласил: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3, 2), т. е. уже о самом Царстве Небесном, Царю которого был он послан пророком и предтечею, наибольшим от всего Ветхого Завета, – "но меньший в Царстве Небесном больше его" (Мф. 11, 11), – столь велико достоинство самого Царствия Небесного! Ибо даже наибольший Ветхого Завета – Иоанн Креститель – не входил в него, ожидая по смерти своей Крестного часа и Воскресения "Первенца из умерших". Из этого видно, почему "все пророки и закон прорекли до Иоанна" Крестителя. А Иоанн другой – возлюбленнейший и наперсный ученик, апостол и нареченный при Кресте брат Господа, и также нареченный сын Богородицы, Царицы нашей Небесной и Матери всех нас – возвестил от Господа все Откровение Его, которое только можно открыть и вместить последователям Господа на Земле, всю полноту и вершину назначения пророческого, и явился главою всех пророков, как называет его св. Дионисий Ареопагит, удостоившийся отверстыми очами видеть достоинство Пресвятой Богородицы Девы и при Ней главу Евангелистов и Пророков Иоанна, как он называет его (См. послание св. Дионисия Ареопагита к ап. Павлу, хранящееся церковным Преданием и помещенное у нас в Четьих Минеях под 15 августа и в сочинениях еп. Игнатия Брянчанинова. Т. IV. С. 426-427).

2. Итак, мы видим, что все пророки вожделевают о царстве своем с Господом на этой еще земле как о конечном своем чаянии, и это есть поистине последнее слово их. Обилие пророческих речений об этом, приведенных и неприведенных, таково, что нет возможности разумному и благоверному сомневаться в этом. Ибо если все это отвергнуть и обратить в аллегорию, то тогда все превращается в сказку и несбыточные мечтания, которым нельзя верить, чем и искушали верующих, и доныне еще искушают, учители и рачители аллегорий и "правил священной герменевтики" в нездравомысленном и безверном толковании истин и "бездны богатства" – обетовании Божиих, возвещенных нам в Св. Писании и Св. Предании. Отвергающий это – и все Св. Писание превращает для себя и слушающих его в одни лишь бессильные слова и какую-то красивую сказку. И тогда для него осужденный за "сонные мечтания своего блуждающего ума и против воскресения мертвых нечестиво и нездравомысленно восстававший" Ориген и иже с ним (см. определение Шестого Вселенского Собора, 1 правило) становятся учителями и наставниками; а св. Ириней Лионский, св. Иустин Мученик, пресвитеры и Мужи апостольские и сам an. Иоанн – "хилиастами" и, страшно говорить, еретиками, – ибо так получается, да убоятся благоверные! Ибо нам надлежит более слушать Бога, нежели человеков, как сказали в пример нам апостолы Господни перед лицом синедриона иудейского, их фарисеев и книжников (Деян. 4, 19-20; 5, 29!).

 

Учение о Тысячелетнем царстве проповедывалось по Преданию и благословению апостолов, но сокровенно и главным образом для совершенных – по причине осаждавших Церковь ересей

3. Каждому разумному, думаю, понятно, что если бы учение о первом воскресении мертвых и Тысячелетнем царстве Господа было ересью, то Папий Иерапольский не был бы другом таких великих Мужей апостольских и епископов апостольских церквей, как св. Игнатий Богоносец и св. Поликарп Смирнский, поставленных от самих апостолов; и св. Поликарп Смирнский не держал бы у себя таких учеников, как св. Иустин и св. Ириней, и не послал бы последнего для утверждения Веры на Запад. Разве могли не знать св. Игнатий Богоносец и св. Поликарп Смирнский о мнениях и проповедывании св. Папия Иера-польского, который, как полагают, был еще и старше св. Поликарпа Смирнского? И разве могли они не знать, что проповедуют ученики их, возглашавшие учение от Ефеса до Рима? А если этого не могло быть, то значит, они проповедывали об этом не только с их согласия, но и с их благословения, как общее всем им апостольское учение и предание. Нигде нет и тени взаимного в этом между ними несогласия или опровержения. Поэтому эти доводы являются неопровержимыми, и против них вряд ли чего могут сказать те, которые осмеливаются, не исследовав этого основательно, говорить, что учение о Тысячелетнем царстве Господа является частным и незначительным мнением Иустина и Иринея, и даже дерзают называть это ересью "хилиазма", за что понесут, конечно, тяжкий ответ перед Церковью и Судом Господним. Если бы митр. Макарий подумал над всем этим, то наверно бы остерегся своих огульных и путанных и даже, можно сказать, невежественных суждений о Тысячелетнем царстве Господа и "хилиазме", причисляя к этому пресловутому названию всех без разбора: и святых, и еретиков, – кто только разговаривал об этом, и не осмеливаясь лишь поднять руку на самого ап. Иоанна, которого, однако, митр. Макарий, при его таком отношении к этому, должен был бы считать первым "хилиастом", поскольку ап. Иоанн первый возвестил Церкви об этом, и от него пошло открытое учение об этом, и на нем основывается.

4. Что же касается того, что св. Игнатий Богоносец и св. Поликарп Смирнский якобы не говорят об этом, то кто же из разумных не рассудит, что от этих великих Мужей апостольских дошли до нас лишь малые отрывки их посланий, притом написанных с одной лишь целью укрепления веры и общего спасения в первых церковных общинах, без цели богословского учения, написанных непосредственно перед своим мученичеством, когда, напр., св. Игнатий Богоносец был уже в узах и его везли под стражей в Рим на казнь. Было ли ему здесь уместно учить об отдаленной и сокровенной тайне Тысячелетнего царства, когда, по епископской его обязанности, надо ему в первую очередь укреплять основу веры и нравственности первых христианских общин, не давая лишнего повода осаждающим ересям и воздерживаясь от мудрости, предназначенной лишь для совершенных (1 Кор. 2, б)? Так поступал и ап. Варнава, который писал в своем послании: "Я объяснил (вам), сколько мог..., что служит к вашему спасению и что относится только к предметам настоящего времени. А если стану писать вам о будущем, то не поймете, потому что оно находится в сокровенности" ("Послание ап. Варнавы", гл. 17).

5. Из самих апостольских посланий, входящих в Новый Завет, мы знаем, с какой яростью и лукавством обрушивал диавол ереси свои на учение истины с первых же дней Церкви. Сама иудейская вера, отвергнувшая Господа, превратилась злобой иудеев в ересь и шипящего новой лестью змия. Послания ап. Петра, ап. Иоанна, ап. Иуды, ап. Павла с пастырским возбуждением и воинским гневом говорят о "лжеучителях" (2 Пет. 2, 1), "антихристах" (1 Ин. 2, 18-19), "мечтателях" (Иуд. 1, 8), "обманщиках, особенно из обрезанных" (Тит. 1, 10) и обличают еретиков того времени прежде всего как теоретиков безнравственности, которые превращают благодать заповедей в служение похотям (2 Пет. 2, 2-3). Их дьявольскому делу довольно содействуют "невежды и неутвержденные", которые к собственной своей погибели превращают послания ап. Павла, "как и прочие Писания" (2 Пет. 3, 16), что свидетельствует о том, что невежество и неутвержденность с самого начала, несмотря даже на проповедь самих апостолов, производили большой и гибельный вред. И мы можем видеть, что именно этот же вред они производят и в наше время в отношении многих истин Церкви, особенно же в отношении истины Тысячелетнего царства Господа.

Чрезвычайное озлобление иудеев против Спасителя, фарисейская закваска в них и дух их ожесточенной непокорности производили ядовитые и сильно растущие семена почти всех первых ересей – николаитов, Керинфа, Маркиона, Евиона, Симона Волхва и др. "В это отдаленное время, – пишет Дюшен, – ереси вырастали на почве еврейского мозаизма. Все лжеучители – это законники, преданные обрезанию, субботе и иным обрядам" ("Ист древ. Ц." Т. I. С. 54). Немало было и слагателей "иудейских басен" (Тит. 1, 14).

Между прочим, показательно до некоторой степени, что такой серьезный католический историк, как Дюшен, на которого часто ссылается и В. В. Болотов, в разделе о первых ересях, даже и в связи с Коринфом, ничего не говорит о хилиазме и лишь в разделе о первой христианской литературе упоминает о нем с оттенком некоторой пренебрежительности, но добросовестно излагает основное содержание его по указанному месту из св. Иринея Лионского и даже приводит ответ Господа Иуде, а в подстрочном примечании к этому говорит, что эти предсказания встречаются также в апокрифических книгах Еноха и Варуха, а также в Талмуде, и что во времена Папия на них "смотрели снисходительно (!), тогда как греческие учители III и IV вв. стали питать к ним презрение".

 

Чаяние первыми и последующими христианскими общинами "наступления дня Христова" (2 Фес. 2, 2) – Дня Тысячелетней Пасхи Его на Земле

6. Основываясь на свидетельстве сочинений св. Иустина и св. Иринея, а также на рассмотрении первых ересей, можно сказать, что проповеди и разговоры о первом воскресении мертвых и Тысячелетнем царстве Господа, особенно после появления Апокалипсиса, в конце I и во II веке были обычны и общи, они входили в чаяния первых христианских общин. Ввиду этого можно решительно утверждать, что эсхатология второго послания к Фессалоникийцам ап. Павла (гл. 2) относится именно к этим чаяниям. Слова апостола: "Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели", – и далее о самом антихристе.

Что может разуметься под словами "день Христов", "день тот"? Может ли разуметься под ними здесь судное пришествие и Царство Небесное, бесконечное, которое не измеряется днями? Конечно, нет. Здесь может разуметься только первое воскресение мертвых и Тысячелетнее царство Господа на Земле, ибо мы знаем, что уже ап. Петр в своем послании сказал: "Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день – как тысяча лет, и тысяча лет – как один день" (2 Пет. 3, 8). Вот этот-то тысячелетний день и есть "день Христов"! Это – день Христов на этой Земле – как день победы и торжества Его еще на этой Земле, где сатана насильственным переворотом княжил в мире сем и безумием беззаконной противобожной власти своей довел его до ужасов, катастрофы и погибели. Именно перед этим днем Христовым – днем Пасхи Его на Земле со Своими возлюбленными и праведными, для наступления и празднования этого Великого дня Светлого Христова Воскресения Земля наша, как дом, должна очиститься, прибраться и устлаться – в подобие горницы Тайной Вечери, о которой сказал тогда Господь: "Он покажет вам горницу большую, устланную, готовую" (Мк. 14, 15). На это очищение столь оскверненной, загаженной и испорченной Земли Господь даст Свою силу, ибо людям это непосильно. И потому мы видим, что в предсказаниях Господа и апостолов говорится об огне. Господь томится желанием об этом огне, говоря: "Огонь пришел я низ-весть на Землю, – и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!" (Лк. 12, 49). Как иначе можно истолковать эти слова Господа? И вообще, кто может их истолковать без этого? И потому, провидя будущее забвение и попрание этих слов, искажение их превратными (аллегорическими) толкованиями. Господь не только тогдашним, стоявшим перед Ним, но и будущим, нашим нынешним невеждам, фарисеям и саддукеям, как и всему народу, сказал с возмущением при этом: "Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, – как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе (!) не судите, чему быть должно?" (Лк. 12, 56-57). Ибо должно погибнуть этому миру и Земля должна очиститься от него огнем Господним, прежде нежели наступит день Господень – обетованный день Христов, день Пасхи Его, когда Он первым воскресением мертвых выведет всех возлюбленных, верных и праведных Своих из тени смертной и даст им торжествовать на этой Земле и праздновать Пасху Его, и возляжет с возлюбленными Своими в горнице новой, превосходнейшей и сотворит от нового винограда "вино новое" (Мф. 26, 29), и все единокровные Его верные и праведные будут праздновать, торжествуя, весь этот день Господень – тысячу лет! Об этом и св. Василий Великий духом говорит в молитве своей: "В радость и Божественный чертог славы Его совнидем, ид еже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную" (молитва 5 из утренних молитв, св. Василия Великого).

7. См. также 2 Фес. 1, 10: "Он придет прославиться во святых Своих и явится дивным в день оный (!) во всех веровавших". Поэтому этот День Господа на Земле, на которой Он был Сыном Человеческим (!), это Его Царское Тысячелетие на дорогой Ему Земле (Ин. 3, 16 + 17, 4!), есть День Победы Его на Земле (Апок. 19, 11-21!) – Воинской Победы Господа на Земле, как Величайшей и Божественной Победы в Величайшей Отечественной Войне на Земле, на этом нашем Земном Поле Битвы! Таково значение этой маленькой Голубой планеты, на которую в самом конце стянуты будут все Небесные, земные и адские силы! И потому это будет Всепобедная Божественная Новозаветная Пасха, обетованная Господом в Царстве Его Божием, Божественный Пир Его – для нас тысячу лет, а для Господа один День Его: Лк. 22, 16, 30! Мф. 26, 29! 22, 2-14! 2 Пет. 3, 8! Ежедневное Пасхальное торжество и Царский Пир Всепобедного Воскресения Господнего с лицезрением Самого Воскресшего Господа, в Котором и наше Воскресение и наша Победа от Победы Господней! Вот что такое Тысячелетие Господнее на Земле, которого несчастные неверующие и отвергающие сами себя лишают этого.

 

Огненное очищение Земли перед наступлением дня Господнего. Объяснение слов ап. Петра: "земля и все дела на ней сгорят" (2 Пет. 3, 10)

8. Об этом же очистительном огне говорит и ап. Петр после указанных слов, говоря: "земля и все дела на ней сгорят" (2 Пет. 3, 10). Здесь многие по неопытности и неведению в Св. Писании, без рассмотрения, думают, что это есть общий конец нашей Земли. Но даже филологически, обратившись к подлинному древнегреческому тексту, мы видим, что слово "земля" употреблено здесь без определенного члена, без артикля, который в греческом языке является весьма важным в таких случаях и показывает, что при его отсутствии слово, существительное, понимается в общем смысле, в неопределенном значении, т. е. в данном случае "землю" надо понимать не в смысле нашего земного шара, нашей земной обители, нашей планеты, подобно тому, как и мы на нашем языке употребляем это слово в двояком смысле: Земля – как планета, и земля – как вещество, почва, прах. В греч. тексте этого места стоит kai ge), тогда как, например, в молитве Господней "Отче наш", где молим; "да будет воля Твоя, яко на небеси и на Земли", – стоит в канонических списках Евангелий: kai epi tes ges – т. е. на Земле – в смысле нашего места обитания в мироздании, на нашей планете Земле. Точно так же и в Лк. 11, 2: kai epi tes ges. Так же и в приведенных выше словах Господа, Лк. 12, 49: eis tes ges. Но еще более убеждают и открывают нам в этом отношении слова заповедей блаженства: "Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю", – "земля" стоит здесь с определенным артиклем: ten gen, что особенно замечательно указывает на Тысячелетнее царство, где будет новый род, новая генерация людей – род кротких, смиренных, мирных людей, и они наследуют именно эту Землю, преображенную для них, а не другую какую. Это является самым глубоким толкованием и смыслом этих слов Господа, ибо без этого их нельзя удовлетворительно и точно истолковать. Так, учением о Тысячелетнем царстве Господа нам открываются, как ключом, сокровенные смыслы и значения многих слов и заповедей Господа и Апостолов в Новом Завете, тогда как без этого они остаются закрытыми и непонятными для нас, как бы не имеющими приложения.

9. Итак, теперь мы должны понять, что значат слова ап. Петра: "земля и все дела на ней сгорят" (2 Пет. 3, 10), – не сама планета наша сгорит, а сгорит тот верхний слой ее, тот прах земной, на котором, как на арене какой, разыгрывались и творились грехи и безумства мира сего, о котором сказано возлюб-леннейшим апостолом Иоанном, что он (т. е. мир) "весь лежит во зле" (1 Ин. 5, 19) и его заполняют "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская" (1 Ин. 2, 16), ибо он производит это уже сам по себе, и поэтому "мир проходит, и похоть его" (1 Ин. 2, 17). Потому-то "кто любит мир сей, в том нет любви Отчей" (1 Ин. 2, 15) и "дружба с миром сим есть вражда против Бога" (Иак. 4, 4). Ибо мир этот обречен огню: огонь, который низведет Господь, очистит от него Землю, этот ветхий дом наш. Поэтому ап. Петр после тех слов говорит далее: "Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса (oupavol) разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?" (2 Пет. 3, 11-12). Здесь "дня Божия", греч.: tes tou Theou emeras,- и "день" и "Бог" – оба с определенными артиклями поставлены, что особенно показательно, тогда как "небеса" – без артикля, т. к. обозначают околоземное пространство, "воды небесные" (Быт. 1, 7), а не небеса, на которых обитают ангелы. И сразу же за этим апостол говорит: "Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2 Пет. 3, 13), – и здесь: *** стоят опять без определенного артикля! К тому же надо обратить внимание на слово "правда" (***), которое имеет практический, земной смысл. Следовательно, все это относится к одному и тому же дню Божию – дню Господнему, в котором для нас тысяча лет.

И это есть исполнение ветхозаветных пророчеств, и в частности, того знаменитого пророчества Исаии, где он также говорит: "Вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. И вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот Я творю Иерусалим веселием и народ его радостию" (Ис. 65, 17-18). И здесь, в древнееврейском тексте этого места, стоит: *** и *** – оба слова без определенного артикля, который также в др.-еврейском языке имеет большое семантическое (семасиологическое) значение, и, таким образом, перед нами предстает с очевидностью полное и многозначительное согласие и соответствие Пророка и апостола, возвещающих одну и ту же истину одного и того же обетования одного и Того же Господа!

10. И все это тем более и как бы окончательно утверждается в этом разумении тем, что в начале этой главы своего послания ап. Петр говорит о гибели предыдущего, допотопного мира на Земле – "мира нечестивых" (2 Пет. 2, 5), который был потоплен водою, всем известным потопом, истребившим нечестивую, если можно так выразиться, цивилизацию допотопных людей, когда "увидел Господь, что великое развращение человека на Земле и что все помыслы и помышления сердца их были во зло во всякое время" (Быт. 6, 5), к чему, кстати сказать, и этот наш мир с его нынешней западной "цивилизацией" идет, опять повторяя прежнее, когда "конец всякой плоти пришел пред лице Мое, – говорит Господь, – ибо Земля наполнилась от них злодеяниями. И вот Я истреблю их с Земли" (Быт. 6, 13). И опять для глубокого и точного выяснения смысла и значения слов прибегнем к филологии и семантике. Смотрим это место в др.-еврейском тексте – и опять видим, что здесь употреблено в обоих случаях слово ***, определение которого находим в Быт. 1, 10, где Бог, образуя при сотворении землю, отделил сушу от вод, "сушу назвал землею" – *** Таким образом, ***, которая наполнилась злодеяниями людей и подверглась потопу, есть собственно суша – географическая поверхность обитания этих людей, этого первого "нечестивого мира", которая по связи с этим стала затем употребляться в значении "страны", "земли" определенного народа: "земля Израильская", подобно тому, как и мы называем свою страну "земля Русская". Для обозначения же земли в общем и космическом смысле в древнееврейском языке обычно употребляется ело зо – ***, например. Быт. 7, 4, 23, где, показательно, в одном стихе употребляются оба эти слова, переводимые в нашем тексте без различия одним словом "земля". Это же *** стоит и в Быт. 3, 17: "и проклята земля за тебя", что также открывает нам действительное значение этих слов в Божественном приговоре.

11. Вот почему для глубокого богословского суждения в таких вопросах надо хотя в малой мере знать языки подлинников Св. Писания – древнееврейского и древнегреческого – и обращаться, прибегать к ним, сверяя свои суждения со смыслом и значением слов в подлиннике Св. Писания, в непосредственной близости к слову самого священнописателя, к каждой "йоте и черте" закона, которые все хранятся пред Господом и все до единой Им исполнятся (Мф. 5, 18), – таково значение подлинника Св. Писания и каждой его буквы и каждого его письменного знака, как они вышли из-под руки священнописателя по действию Духа Святого! А без этого нельзя иметь глубокого и тонкого познания Св. Писания и можно впасть в своих суждениях в большую и превратную ошибку или оказаться невежественным. Ибо только так, с даром языков, можно исполнить заповедь Господа об исследовании Писаний (Ин. 5, 39).

 

Различный смысл слова "пришествие" в Евангелии от Матфея, главы 24, 37 и 25, 31

12. Также следует заметить и то, что Господь, говоря о Своем пришествии на Тысячелетнее царство на Земле, называет Себя Сыном Человеческим просто (см. Мф. 24, 37); тогда как о пришествии Своем на Суд всех и всего перед открытием Царства Небесного говорит: "Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей" (Мф. 25, 31), – то есть уже как Бог – "Сущий над всеми Бог" (Рим. 9, 5).

Кроме того, здесь нам открывается новое разумение. В обоих указанных местах – Мф. 24, 37 и Мф. 25, 31 – в нашем переводе употребляется как бы одно слово: "пришествие", и даже более значительно по форме в первом случае. Но не так, должны мы сказать, это в греческом подлиннике, и наш перевод здесь, к большому сожалению, скрадывает весьма важный для нас смысл. В Мф. 24, 37 употреблено слово e parousia, которое в собственном смысле означает лишь присутствие, наличие, ограниченное явление, прибытие, тогда как в Мф. 25, 31 стоит слово *** от глагола *** что означает прихождение, пришествие в полном и собственном смысле этого слова. Итак, явно два разных слова по подлинному выражению, а в нашем переводе как бы одно, да еще и в первом случае, которое относится к Тысячелетнему царству, звучит более "пришествием", чем во втором случае, где Господь говорит о Судном Своем пришествии. Верность этого суждения и существенное различие этих слов окончательно подтверждаются словами второго послания к Фессалоникийцам, где апостол, говоря о том, что антихрист будет убит и истреблен Самим Господом: "Которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2 Фес. 2,8), – употребляет это же самое слово "парусиа" с артиклем: ***. И наконец, это же "парусиа" стоит и в следующем стихе в применении к антихристу в словах; "Которого пришествие по действию сатаны" и проч. Итак, различия очевидны, и, как говорится, имеющий ум да рассудит.

Второе пришествие есть пришествие Господа на Тысячелетнее царство, как об этом говорит апостол (Евр. 9, 28) и св. Ириней (Пр. Ерес. IV, 22, 2). Пришествие же на Суд Божий есть особое пришествие и явление Господа как Судии – Судное пришествие. Поэтому, когда возражают, что пришествия только два, а не три, – то это так и остается. Явление Господа на Тысячелетнее царство и пребывание Его со Своими избранными в первом воскресении мертвых не может отождествляться с пришествием Его на Суд. Явление же Господа на Тысячелетнее царство имеет непосредственное отношение только к избранным участникам первого воскресения мертвых, – оно подобно и во образ тому, как Господь, по воскресении Своем, пребывая еще на Земле, являлся только избранным Своим, а весь прочий мир, пользуясь благодатию Его присутствия на Земле, однако не видел Его. Так будет и в Тысячелетнем царстве.

Господь, говоря о явлении ("парусиа") Своем на Тысячелетнее царство, говорит, что предваряющие Его катастрофические бедствия будут для мира подобны наступлению потопа во дни Ноя (Мф. 24, 37-39) и Церковь будет подобна Ноеву ковчегу, в котором спасались всего лишь восемь душ человеческих. Возможно, что к этому относятся слова Господа: когда приду, "найду ли веру на Земле?" (Лк. 18, 8). Но возможно, что это относится и к Судному Его пришествию, к состоянию людей третьего мира перед Его Судным пришествием, т. е." разумеется, к людям вне стана святых" (Апок. 20, 7-8). Ибо по действию во многом прообразности и подобия, которыми проникнуто все наше творение и бытие, Господь и в предсказании о конце второго этого мира на Земле вводит также то, что может относиться и к Его Судному пришествию. Таким же образом Господь, говоря о гибели Иерусалима, соединяет это с гибелью всего этого мира и "рода сего" человеческого (Мф. 24, 1-31, где, между прочим, и в стихе 27 также стоит "парусив", что также весьма показательно в пользу того, что здесь также говорится о пришествии-явлении Господа на Тысячелетнее царство, а не о Судном пришествии).

Итак, все это будем иметь в виду, чтобы нам иметь достаточное знание для тонкого и глубокого суждения в этом вопросе.

13. Что же касается указанного ап. Петром конца этого нашего мира – "мира сего" и "рода сего" (см. Лк. 21, 32), то оно полностью согласно с предречением Господним о великих бедствиях, когда "люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются" (Лк. 21, 26; Мф. 24, 29). И мы сами ныне видим, что мир и духовно, и физически приблизился к этому, ибо даже и по человеческому (научному) рассуждению до воспламенения воздушной и водной стихии осталось, как говорят, немного. Да и вообще во всем чувствуется приближение огня, ибо кругом высекают огонь, и везде стал огонь. Об истреблении же этого рода людского прямо говорит ап. Петр во 2 Пет. 2, 12: "Они, как бессловесные животные, водимые природою, рождаемые на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся". GM. также Деян. 2, 40: "Спасайтесь от рода сего развращенного". См. также 2 Фес. 1, 8.

 

Подтверждение из слов св. Мефодия Патарского того, что Земля не погибнет, но будет только очищена огнем

14. Св. Мефодий Патарский, ревностный обличитель Оригеновых заблуждений и его аллегоризма, в одном выступлении против оригенистов (привлекая некоторые места Писания, в частности Прем. 1, 14; Рим. 8, 19; Ис. 66, 22) также говорит и доказывает, что сама Земля не погибнет, но будет только очищена огнем. "Потому что Бог наш есть огонь поядающий" (Евр. 12, 29). Св. Мефодий Патарский пишет:

"Но непригодно и то, если сказать, что вселенная погибнет до основания, и не будет ни Земли, ни воздуха, ни неба. Хотя, для очищения и обновления, весь мир, объятый нисшедшим огнем, загорится, однако же он не придет в совершенную погибель и разрушение. Ибо если миру лучше не быть, нежели быть, то почему Бог, сотворивший мир, избрал худшее? Но Бог ничего напрасно не творил. Посему Бог устроил, чтобы тварь существовала и продолжала бытие, как утверждает это и Премудрость: "ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубною яда" (Прем. 1, 14). И Павел ясно свидетельствует, говоря: "ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих: потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих" (Рим. 8, 19-21). Тварь покорилась (говорит он) суете, но он ожидает, что тварь освободится от такого рабства, желая так называть настоящий мир. – Ибо работает тлению не невидимое, но это видимое. Посему тварь продолжает бытие, когда обновляется в лучший и благолепнейший вид, веселясь и радуясь о воскресении с чадами Божиими, за которых "тварь совокупно стенает и мучится до ныне" (Рим. 8, 22), ожидая и сама избавления нашего от тления тела, дабы когда мы восстанем и стряхнем с себя мертвенность плоти, как написано: "отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим" (Ис. 52, 2), и когда избавимся от греха, избавиться и ей от тления и работать уже не суете, а правде. Ибо "знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится до ныне; и не только она, но и мы сами имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего" (Рим. 8, 22-23). И Исаия говорит: "Ибо как новое небо и новая Земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше" (Ис. 66, 22). И еще: "Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса. Он Бог, образовавший Землю и создавший ее; Он утвердил ее; не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства" (Ис. 45, 18). Поистине не тщетно и напрасно, не для погибели, создал Бог вселенную, как думают суемудрые, но для того, чтобы она существовала, была обитаема и продолжала бытие. Посему и земля и небо необходимо опять будут существовать после сожжения и воспламенения всего. Почему же это необходимо, слово о том было бы длиннее сказанного. Ибо вселенная, разрушившись, преобразится не в бесформенное вещество и не в такое состояние, в каком была прежде устроения, и не подвергнется совершенному уничтожению и тлению.

15. Но если вселенная не уничтожится, скажут противники, то почему же Господь сказал, что "небо и Земля прейдут" (Мф. 24, 35); и пророк: "ибо небеса исчезнут как дым, и Земля обветшает, как одежда"? (Ис. 51, 6). Это потому, скажем мы, что в Писаниях обыкновенно перемена мира из настоящего состояния в лучшее и славнейшее называется уничтожением, так как прежняя форма с изменением всего в лучший вид пропадает; в Божественных словах нет никакого противоречия и несообразности. "Ибо проходит образ мира сего" (1 Кор. 7, 31), а не мир, сказано в Писании. Таким образом, в Писаниях обыкновенно называется уничтожением обращение прежней формы в лучший и благообразнейший вид, подобно тому как если бы кто назвал уничтожением изменение младенческого вида в вид мужа совершенного, когда возраст младенца изменяется в величине и красоте. "Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески разсуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое" (1 Кор. 13, 11). Посему надобно ожидать, что тварь будет страдать, как бы обреченная на смерть во время горения, но для того чтобы быть воссозданной, а не погибнуть, дабы мы обновленные жили в обновленном мире, не испытывая печали, по словам сто третьего псалма: "пошлешь дух Твой, созидаются, и Ты обновляешь лице Земли" (Пс. 103, 30), так как Бог даст благосостояние окружающему (нас). А если Земля будет существовать и после настоящего века, то по всей необходимости будут и обитатели, которые не будут умирать, ни жениться, ни родиться, но, подобно ангелам, неизменно в нетлении будут наслаждаться блаженством. Посему безрассудно говорить, какую жизнь в то время будут проводить тела, когда не будет ни воздуха, ни земли и ничего другого" (Св. Мефодий Патарский. Сочинения. Пер. с греч. Е.Ловягина. СПб., 1905. С. 225-227).

16. Возможно, что по подобию восьми душ, спасшихся в Ноевом ковчеге, столько же останется и верующих в последние дни антихриста ("когда приду, найду ли веру на Земле?" – Лк. 18, 8). Но в этот раз вместо естественного размножения народа избранного будет первое воскресение мертвых: "и соберут избранных Его" (Мф. 24, 31); и вместо прочих народов второго мира будут еще более многочисленные мирные народы третьего мира вне "стана святых и града возлюбленного" (Апок. 20, 8).

Учение о Тысячелетнем царстве Господа на Земле с самого начала от Самого Господа идет как Тайна Царствия Божия, учение сокровенное, предназначенное для избранных и достойных, написанных в Книге Жизни (Апок. 20, 15; 21, 27!), начиная с апостолов: "Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано... ибо огрубело сердце людей сих" (Мф. 13, 11-17 ! + 10, 11)

17. Так откроется то субботство избранных, о котором говорит ап. Павел: "Посему для народа Божия еще остается субботство" (Евр. 4, 9). О народе же Божием, который есть Церковь Его, сказано:

"Не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную – возлюбленною; и на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, – там названы будут сынами Бога Живого" (Рим. 9, 25-26; Осия 1, 10). Также и an. Петр говорит: "Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий" (1 Пет. 2, 9-10).

Евреи же, отвергающие Господа и Новый Завет, не войдут в Тысячелетие – см. Евр. 3, 10-11! О судьбах этого Первого и особого пред Господом Народа

Избранного возвещается в кн. Левит 26,40-45: только Остаток их смиренный и страдальческий, совершив покаяние, войдет со Славою Господней во Спасение и в Тысячелетие, и в самом конце (при Антихристе) примет мученическое увенчание Церкви (Апок. 22, 13! + Ин. 4, 22)! См. также: Втор. 28 гл. – на пути Проклятия! Ис. 10, 20-23! + Зах. 13, 7-91 Мф. 8, 11-12; 21, 43; 23, 39! Рим. 9-11 главы – весь "Еврейский вопрос"! особо 11,5и25- 32!+1 Фес. 2, 14-16!

При этом важно знать, что учение ап. Павла о Тысячелетнем царстве Господнем под *** находится в его послании к Евреям 3, 10-11, 19; 4, 1-11! Это важно, повторим, знать и исследовать желающим углубиться в это.

18. Так возведена будет к высшему ветхозаветная иудейская суббота и соединится в Тысячелетнем царстве Господа с днем воскресным.

О том же, что новый Иерусалим будет создан Самим Господом, ап. Павел также говорит в послании к Евреям, где, говоря о вере Авраама, пишет: "Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог" (Евр. 11, 10).

В этом же послании к Евреям апостол излагает учение о новом роде священства по чину Мелхиседека, которое откроется в Тысячелетнем царстве Господа и по которому Сам Господь будет Первосвященником во век почину Мелхиседека (Евр. 5,6-10). Это будет не левитское священство, образ которого продолжается доныне, а священство царственное, о чиноносителях которого сказано: "Они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет" (Апок. 20, 6).

В этом же послании к Евреям апостол напоминает им о том Завете, который завещан им от Господа "после тех дней" и который имеет осуществиться в царстве Мессии-Христа на Земле, великой неугасимой верой в которое Евреи живут от дней Авраама доныне вот уже четыре тысячи лет. Завещая, Господь говорит ветхозаветному народу Своему избранному, а вместе с ним теперь и нам: "Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней: вложу законы? Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего, и каждый брата своего, говоря; познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня. Потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов и беззаконий их не вспомяну более" (Евр. 8, 10-12). Явно, что этого нет сейчас ни у Евреев, ни у нас, но и для Царствия Небесного это не совсем достойно, ибо говорится: "Я буду милостив к неправдам их", – поэтому обетование это может относиться только к Тысячелетнему царству с Господом на Земле, стоящему между тем и другим.

19. Все это, а также многое другое, связанное с этим, излагается апостолом в послании к Евреям, о которых он так болезновал сердцем, что готов был сам стать отлученным от Христа, только бы они спаслись (Рим. 9, 3). И силою этой великой любви апостол, не будучи уполномоченным для благовество-вания обрезанным (Гал. 2, 7, хотя Деян. 9, 15), однако в завершение своей апостольской деятельности пишет это послание к единокровным своим, где всею силою своей апостольской мысли убеждает Евреев в истинности Господа Иисуса Христа и Его Нового Завета, в котором осуществляется само конечное и страстное их вожделение и чаяние – пришествие Мессии для царства на Земле, о времени чего даже апостолы не смогли удержаться, чтобы не спросить, ибо воскресший Господь был, конечно, уже совершенным Мессией. Апостолы видели Господа после Воскресения в богоцарственном величии, имеющим "всякую власть на небе и на Земле" (Мф. 28, 18), теперь воскресший Господь был уже совершенным Мессией, готовым осуществить вожделенное для их душ израильских царство Израиля, и они в последний час перед Его Вознесением так возбудились всеми этими чувствами, что не могли удержаться, чтобы не спросить: "Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?" (Деян. 1, 6). Один этот вопрос апостолов является достаточным свидетельством истинности предстоящего Тысячелетнего царства Господа на Земле, ибо явно и очевидно спрошено не о Царстве Небесном, а прямо о царстве Израиля, притом о восстановлении его, которое может быть только на Земле. Глагол ***, употребленный в этом месте подлинника, означает не только "восстанавливать", но и "ставить", "делать" с оттенком "делать, строить новое на старом месте". Ведь именно так сделан, построен и сам Новый Завет (Мф. 5, 17)1 Из этого вопроса апостолов о царстве Израиля видно также, что Господь в течение сорока дней после Своего воскресения много говорил и учил их об этом, т. е. о Тысячелетнем царстве Своем на Земле. И поэтому они содержали в себе это учение как существенную и важную часть всего вероучения Евангельского, но только сокровенную во времени, по сроку, особенно для верующих первого времени, первых веков, что показывает несколько резкий ответ им Господа: "Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян. 1, 7). Вот почему это передавалось Апостолами не посредством Писания, а посредством Предания (!), из уст в уста, как тайна, и апостолы не учили об этом открыто, но говорили об этом прикровенно, как мы и видим в их посланиях. И только один наперсный апостол Иоанн, тайнозритель всего Откровения Господнего, в силу своего особого чина, написав Апокалипсис, вероятно, вместе с тем непрямо говорил об этом некоторым наиболее любимым и доверенным ученикам своим, таким как св. Папий Иерапольский, – в виде (форме) пророчества, а не учения, т. е. сокровенно.

Останавливая же свое внимание на послании ап. Павла к Евреям, мы можем с достаточной основательностью сказать, что это последнее и завершающее послание великого апостола языков посвящено, собственно, обетованному царству Израиля под державой Царя-Мессии, то есть Тысячелетнему царству Господа на земле. Под покровом некоторой необходимой прикровенности оно есть последнее ревностнейшее слово сего чрезвычайного апостола к единокровным "сынам Израилевым" (Деян. 9, 15 + Рим. 9, 3-5) о предмете их величайшего чаяния. И кто рассмотрит по благодати Господней, тот увидит это.

 


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  1     2     3     4     5     6     7     8     9     10  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2019 Церковь Иоанна Богослова