свящ. Борис Никитич Кирьянов
Полное изложение истины о Тысячелетнем царстве Господа на Земле
к оглавлению
Глава 9
ОПРОВЕРЖЕНИЕ АВГУСТИНОВСКОГО И ЦЕЗАРЕПАПИСТСКОГО ТОЛКОВАНИЯ митр. МАКАРИЯ НА 20 ГЛАВУ АПОКАЛИПСИСА
1. После всего вышеприведенного м. Макарий пишет: "В доказательство своих мыслей хилиасты обыкновенно указывали и указывают на 20 главу Апокалипсиса, в которой излагается видение Иоанна Богослова, как ангел, имеющий ключи ада, сошел с небеси, связал и заключил диавола в бездну на тысячу лет, как было потом "первое воскресение", когда последователи Христовы ожили и "воцаришася (рус.: царствовали) со Христом тысячу лет", как по истечении тысячи лет "разрешен будет сатана от темницы... на мало время, и изыдет прельстити языки, сущия на земли", и вскоре последует суд над всеми мертвецами воскресшими и вечное мздовоздаяние им и диаволу. Но:
а) известно, что Апокалипсис есть книга пророческая и глубоко таинственная, смысл которой в точности нам не доступен [? это можно назвать еретическим агностицизмом: противоречит учению ап. Петра 2 Пет. 1, 19-21! и делает пророческие книги для нас как бы закрытыми, бесполезными и напрасными! вопреки Самому Господу в Лк. 24, 25! Б. К.]. А толковать буквально места пророческие, если они представляются в этом виде противоречащими [?] другим местам Писания, прямым и ясным [?], совершенно противно правилам священной герменевтики [? вот оно знаменитое талмудическое (!) выражение м. Макария. Б. К.], которая справедливо предписывает в подобных случаях изъяснять пророчества в смысле таинственном [? ибо больше ничего не остается делать. Б. К.]: потому что Бог, давший людям откровение. Сам Себе противоречить не может [? Вот так: после решающей все дело ошибки дальше все идет по железной логике, как и у многих заблуждающихся это бывает! Б. К.];
б) Сколько возможно проразумевать таинственный смысл 20 главы Апокалипсиса [сладострастие таинственности, таинственность для таинственности! Б. К.], лучшие [?] толкователи его, вслед за блаж. Августином [? Августина, с его невежеством, женственной патетикой и цезарепапистским учением о "граде Божием", с его манихейской и платоновской закваской, которые так и остались в нем на всю жизнь, поистине худший толкователь не только Апокалипсиса, но и всего Св. Писания! Насколько же м. Макарий увлечен был католичеством и его схоластикой! Б. К.] изъясняли эту главу так: под именем ангела, сошедшего с неба и имеющего ключи ада, разумеется ангел завета Господь Иисус [? это такое кощунственное безрассудство, которое можно назвать безумием! Б. К.], приходивший на землю, чтобы смертию Своею "упразднить имеющего державу смерти, сиречь диавола" (Евр. 2, 14), "разрушить на земле дела диавола" (1 Ин. 3, 8) и "изгнать его вон" (Ин. 12, 31). Под именем связания и заключения диавола в темницу разумеется то, что Господь Своею проповедию. Своими многократными опытами [?] изгнания бесов из людей и особенно Своею смертию, действительно, изгнал диавола вон [? Какое безумие надо иметь, чтобы считать, что в нынешнем нашем мире нет Дьявола! Поднять бы сейчас м. Макария из гроба в эту нашу "перестройку"... Да и вообще как понимать тогда Деян. 26, 18!, Апок. 12, 7-12; 13, 2; 20, 10 и всю эсхатологию, и мн. др.? Б. К.], связал крепкого (Мф. 12, 29), "совлек его начала и власти, изведе в позор дерзновением, победив их на Кресте" (Кол. 2, 15)".
Примечание: у св. Ипполита Римского об этом написано в "Главах против Кая": "Еретик Гай возражает: "Сатана связан по причине того, что написано: "Христос вошел в дом сильного и связал его, и похитил нас, его орудие" (снес. Мф. 12, 29). Ипполит опровергает его и говорит: "Если бы диавол был связан, как бы он мог тогда соблазнять верующих и преследовать и похищать людей? И если ты говоришь, что он был связан перед верующими, то как бы он тогда мог приступить ко Христу, Который не совершил ни единого греха?, как сказано:
"Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего" (Ин. 14, 30). И если он так связан, то как тогда Господь мог учить нас молиться: "избави нас от лукавого"? И как он мог бы тогда пытаться испрашивать Симона и апостолов? И он, связанный, как мог он испытывать учеников и им досаждать? "Потому что нагла брань", как сказано, "не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против ми-роправителей тьмы века сего" (Еф. 6, 12). Если бы он был связан, он не занимался бы настойчиво борьбой или не "похищал посеянное в сердце" (Мф. 13, 19), как говорится в притче о сеятеле. Смысл слов "он связал сильного" следующий: Он обличил и постыдил тех, которые пришли не к Нему, выступив против диавола, чтобы их очистить Своим действием и сделать их детьми Отцу. Это вытекает из слов, которые Он произнес затем: "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12, 30). Итак, дьявол будет связан в конце времен (Апок. 20, 1-3!); и ввергнут в небытие, когда прийдет Господь, сообразно со словами Исаии: "Безбожник должен быть извергнут, чтобы он не видел величие Господа" ("Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа" Ис. 26, 10)". Святой Ипполит. Римский. Главы против Кая (серия "Die Griechischen christilichen Schriftstelleran Berlin. Hippolytus. Werke", c. 246, VII. Апок. Ин. 20, 2, 3 п. 10-30 перевод с немецкого).
Далее м. Макарий с еще большим католическим, августиновым и фарисейским невежеством и безрассудством продолжает:
"Под именем тысячелетнего царства Христова разумеется весь неопределенный [? это уже безумное противоречие ясно определенному количеству тысяча! Б. К.] период времени с самого начала благодатного царства Христова на земле, или, собственно, с тех пор, как соделалась вера Христова при Константине Великом [?] торжествующею и господствующею в мире [?? А продолжающийся плен Константинополя, вот уже почти шесть веков, под звериной пятой мусульманских истребителей Христианства, не говоря уже о всем прочем, какое же здесь "торжество и господство в мире"? Не безумие ли есть такое утверждение м. Макария, зарывшегося уже совсем в своих католических книгах и аллегоризме? Б. К.], до скончания века, соответственно тому, как у Псалмопевца: "помяну в век завет свой, слово, еже заповеда в тысящи родов" (Пс. 104, 8), выражение: в тысячи родов означает неопределенно все будущие роды человеческие до конца мира [Когда же тогда "конец мира"? через десятки тысяч лет? или вообще "неопределенно"? Кто сейчас в христианстве может принять такое безумие? Б. К.]. Под именем первого воскресения разумеется воскресение людей в христианстве духовное [?! Это уже самая настоящая ересь оригенизма, которую можно встретить разве только в протестантстве и нынешних крайне безумных сектах, как секта, например, иеговистов. С таким "духовным" оригеновским толкованием можно уйти еще и гораздо дальше Оригена и всю нашу Веру и все обетования Господни превратить в "духовную" сказку, в сонные грезы, в "еллинские и иудейские басни". Б. К.], которое начинается через обращение их, оправдание и возрождение, соответственно словам: "восстани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос" (Еф. 5, 14, снес. Ин. 5,24), и оканчивается, когда истинных христиан души переселяются из настоящей жизни, бывшей для них как бы смертью [Если эта жизнь "как бы смерть", то какое же в ней "царство благодати" и "торжество", и "господство" по м. Макарию?! Б. К.] в истинную жизнь со Иисусом Христом [противопоставление этих двух жизней как "истинная" и "неистинная" тоже настоящая ересь и безумие, вводящие в ересь докетов и подобных, которые и жизнь Самого Господа на Земле считали призрачной. Б. К.]. Далее разрешение диавола от темницы на малое время, чтобы прельстить языки, означает явление на земле антихриста [?] незадолго перед самою кончиною мира [Какое невежество, постыдное незнание Св. Писания! Кажется, никто, даже из самых невежественных и поврежденных умом толкователей этих мест Апокалипсиса не толкует так! Б. К.]. Наконец, суд над всеми мертвецами ожившими и мздовоздаяние как им, так и диаволу, это всеобщий и последний суд и последнее мздовоздаяние".
Поразительно невежество м. Макария в Св. Писании, особенно в эсхатологии! Если бы он вместо Августина и католических учебников прочитал хотя бы одну последнюю книгу св. Иринея Лионского из его "Пяти книг", которыми зачитывалась вся Вселенская Церковь! Но увы...
Однако в обличительной борьбе с его враждой против Истины приходится спросить его также: на каком же основании он "наконец, суд и мздовоздаяние" в этой главе в одной и той же главе! Апокалипсиса понимает не "таинственно" и "духовно" и не аллегорически, а прямо?? Почему же он эти слова Апокалипсиса о суде и мздовоздаянии не истолкует, например, как "осуждение людей в Христианстве духовное, которое начинается..." и проч.?? Почему же вдруг м. Макарий оставил здесь свое "духовное" и "таинственное" разумение? И лишь на самых последних строках этой главы Апокалипсиса, когда уже далее некуда идти, вдруг решил понимать прямо и буквально, против чего он так ратовал на всем протяжении перед этим?
2. Явно, что все это "толкование" Апокалипсиса м. Макария есть совершенное книжническое извращение и безумие.
Толкуя Апокалипсис по "правилам священной герменевтики", а не по апостолам. Мужам апостольским и св. Отцам, м. Макарий показал на этом своем толковании, до какого безумия можно дойти, отвергнув и похулив Истину и Апостольское предание. И это свое противобожное, еретическое и пагубное безумие м. Макарий хочет навязать нам вместо столь благодатных, столь животворящих, столь радующих и столь согласных со всеми пророчествами Св. Писания толкований и откровений св. Иустина Мученика и св. Иринея Лионского! Таково отступничество от Истины, от Апостольского предания, от Апостольского основания!
Макарий не толкователь Апокалипсиса, а рыцарь "священной герменевтики" (!). Герменевтика языческая, еллинская наука о способах и приемах толкования древних авторов, которую средневековые католические схоласты в своем упоении Аристотелем, Платоном и Цицероном нелепо и кощунственно применили к толкованию Св. Писания и заковали его для себя в эти оковы и цепи.
Макарий католическая душа, схоласт, своим схоластическим, книжническим (Мф. 23, 2!) умом построил себе свой "град Божий", подобно Августину и подобно ветхозаветным талмудистам воздвигает "предания старцев и заповеди, учения человеческие" (Мф. 15, 1-9; Мк. 7, 13!), которыми устраняет и подменяет Слово Божие, Откровение Самого Господа, пророчества и предсказания Св. Писания, своим еретическим аллегоризмом искажает их истинный смысл.
Такое толкование Апокалипсиса, какое дает нам м. Макарий со своими "правилами священной герменевтики", без преувеличения является ересью хуже несравненно хуже! Аполлинариева хилиазма, ибо прикрывает от наших глаз и самого антихриста.
Это еще более худшее и безумное оригенство. Это упразднение всех действительных благ не только Тысячелетнего царства Господнего, но и вообще всего Царства Небесного, которые превращаются этим дьявольским аллегоризмом и антихристовым бесплотным докетизмом в сонные грезы и сказки, и басни. Имеющий ум да разумеет всю опасность этого для нашей веры. "Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире" (1 Ин. 4, 2-3; 2 Ин. 1, 7). "Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Ефес. 5, 23)1 Макарий же прямо учит о переселении лишь души из настоящей жизни в будущую.
На этом заканчиваем опровержение всех доводов и мнений м. Макария. И обратившись к Господу, скажем с Давидом:
"ДУХ ТВОЙ БЛАГИЙ НАСТАВИТ МЯ НА ЗЕМЛЮ ПРАВУ"! на Землю Правды! (Пс. 142, 10) "Благословенные Им и кроткие наследуют Землю, и насладятся множеством мира (покоя)" (Пс. 36, 22, 11) 4- Мф. 5, 5 (!) Господь "Бог Земли"! (Апок. 11, 4)!
Неужели же стали непонятными и не воспринимаются умом такие слова: "И мы будем царствовать на Земле" (Апок. 5, 10)! "Я прославил Тебя на Земле" (Ин. 17, 4). Слова молитвы Господней, произносимой в Церкви каждый день: "Да будет Воля Твоя, яко на Небеси и на Земли" (Мф. 6, 10; Лк. 11, 2).
"Дана Мне всякая власть на Небе и на Земле" (Мф. 28, 18) + Ин. 3, 16 (!) + Пс. 103, стихи 5, 30, 35 (!).
2 Петр. 3, 5 13 ! = Апок. 21, 1-2 (!) 1 Кор. 10, 28 + Апок. 11, 15 + Притч. 2, 21; Ис. 26, 19 и многие другие таковые!
В заключение этого с сердечной болью приходится также сказать: люди, как дети и как животные, не понимают великой и чрезвычайной драгоценности сотворенной для них Богом их небесной Обители этой Голубой планеты, единственной во всем Мироздании, которую обслуживает весь этот Космос, подобно тому как вся Земля с ее природой создана была для небольшого по внешности человека Адама и все служило ему! Вода, воздух, животные, растения, драгоценные вещества недр Земли и морей, цветы, которыми любовался Сам Создатель Господь (Мф. 6, 28-29!) все это драгоценно, благодатно и прекрасно, даже в нынешних жалких остатках (2 Кор. 5, 1), и единственно во всем этом Космосе!
Все благостию и премудростию Твоею сотворил Ты, Господи, и все дал человеку, и вот что натворил человек...
к оглавлению