Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 3
к оглавлению
«Царство Божие на земле», «прогресс» или Крест?
Первого августа, по нашему православному календарю, наша Святая Церковь начинает празднование Честному Животворящему Кресту Господню, которое достигает своего апогея 14 сентября в день Великого Праздника Воздвижения Креста Господня и завершается 21 сентября в день «отдания».
Зачем это? Разве не достаточно дня Великой Пятницы, когда вспоминается распятие Господа на Кресте, разве мало того, что и каждую пятницу Святая Церковь прославляет Крест Господень?
Глубокий внутренний смысл сокрыт в этом праздновании Кресту Господню: попечительная Матерь наша Святая Церковь желает привлечь наше особенное внимание к этому великому и спасительному знамению, против которого всегда велась, а в наши дни ведется нарочитая упорная борьба со стороны «мира, во зле лежащего» мира, который ныне так явно отступает от Христа и готовит себя к поклонению антихристу.
Неужели может дерзать называть себя еще «христианином» тот, кто закрывает глаза на все ужасы, происходящие в современном мире, и убаюкивает совесть свою и окружающих его людей уверявшими, что все это случайное, временное явление, а что в общем мир идет к «прогрессу», к установлению «Царства Божия на земле»?
Страшно подумать, что подобные уверения мы все чаще и чаще слышим в наши дни не только от людей неверующих, не только от сектантов, исповедующих «хилиазм» с его «тысячелетним Царством на земле», но даже от некоторых православных священнослужителей, вплоть до носителей высокого иерархического сана!
Что думают эти люди, которые, казалось бы, призваны наставлять людей в чистом учении Слова Божия и свв. отцов Церкви, и почему они так настроены, «идя в ногу» с сектантами, а порою и с неверующими в Бога и во Христа «прогрессистами», трудно сказать. Что-нибудь одно: или они до крайности наивны и вовсе не знакомы с ясным учением Слова Божия и свв. отцов, или они сами ни во что не веруют, а говорят то, чего требуют от них их господа-«хлебодатели», коим они верно служат, боясь потерять получаемые от них земные блага: деньги, титулы, звания, высокое положение в обществе, удовольствия и т.п.
Ведь Слово Божие не только не дает нам ни малейших оснований веровать в установление «Царства Божия на земле», или в какой-то земной прогресс человечества, а совсем наоборот оно предрекает истинным последователям Христовым многие скорби и «несение креста своего», в подражание и последование Господу-Крестоносцу, а миру этому, во зле лежащему, неизбежный конец. «Царство Христово на земле» обещано отнюдь не чувственное, а мысленное в душах всех истинно-верующих во Христа, для которых Господь стал Царем.
Ведь не напрасно, определяя каковым должно быть все течение жизни истинного христианина на земле, Христос-Спаситель сказал: «иже хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мк.8,34), а на Тайной Вечери, перед Своими крестными страданиями, предупредил учеников: «в мире скорбни будете» (Ин.16,33).
Не напрасно и святые Апостолы Христовы, в полном соответствии с этими словами своего Божественного Учителя, наставляли христиан: «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян.14,22) или: «Христос пострада по нас, нам оставил образ, да последуем стопам Его» (1 Петр.2,21).
А этот временный земной мир, в котором «прогрессисты» сулят людям какую-то совершенно-фантастическую, вопреки печальной очевидности, счастливую «райскую» жизнь, при полном благополучии и благоденствии всех людей, по ясному учению Слова Божия, обречен на уничтожение в «день Господень» , когда «небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр.3,10).
Современные умники не хотят и слышать об этом, говоря, что это, может быть, и будет «когда-то», «через много миллионов лет», но никак «не теперь». Такими утверждениями они уподобляются тем «наглым ругателям», о коих говорит тот же святой Апостол, предостерегая христиан от этих опасных для нравственности христианской людей: «прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается также» (2 Петр.3,3-4).
Характерно указание, что говорящее так это люди, «поступающие по собственным своим похотям»! Вот эти-то «похоти», которым они предаются, и затмевают их духовные очи, и они ничего не видят, ибо на все смотрят только под углом зрения своих «похотей», поглощающих все их внимание и все их интересы.
А между тем, Сам Господь ясно учил не откладывать в мыслях своих день Его Второго Пришествия на какое-то очень далекое, неопределенное будущее на «миллионы лет», а повелел всегда ожидать Его, сравнивая Свой приход, по его неожиданности для людей, с приходом татя: «бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет. Cие же ведите, яко аще бы ведал дому владыка, в кую стражу тать пройдет, бдел убо бы и не бы дал подкопати храма своего. Сего ради и вы будите готови, яко в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет» (Мф.24,42-44). «Верный раб и мудрый» не станет говорить, что Второе Пришествие будет «когда-то», «через много-много лет», а потому не надо безпокоить себя этой мыслью, ибо знает, что Сам Господь запретил говорить: «не скоро придет господин мой» (Мф.24,48).
Что уж и говорить о тех, которые не только не думают о возможной близости кончины мира и Второго Пришествия Христова, на что указывает нам множество признаков, а верят в какой-то сомнительный прогресс человечества в наступление общего благополучия и благоденствия, хотя вся современная жизнь с ее полным упадком истинной веры и нравственности, с страшными разрушительными, убийственными для человека последствиями, просто вопиет против этого такие вовсе чужды истинного христианства, хотя бы они и носили высокие звания и титулы христианских священнослужителей и иерархов!
Надо знать и помнить, что этот земной «прогресс», это воображаемое благополучие и благоденствие людей на земле обещает дать людям противник Христов антихрист. Вот слуги его, подготовляющее его воцарение в мире, уже заранее соответственным образом стараются настроить людей, всюду крича и проповедуя об этом якобы ожидающем людей «рае на земле».
И все те, кто стремятся к этому земному «прогрессу», забывая слова Христовы: «ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» (Мф.6,33), кто бегает несения креста своего, по заповеди Христовой, а думают лишь о том, как бы устроиться на земле получше и попривольнее, побогаче и повольготнее, наслаждаясь всеми земными благами и удовольствиями, находятся в одном лагере со слугами грядущего антихриста, работая сознательно или безсознательно на его скорейшее явление и воцарение в мире. Таковые не Христовы, а антихристовы!
А мы, если мы только истинные христиане, а не носим лишь фальшиво и лицемерно имя «христиан», должны постоянно взирать на Крест Христов, это спасительное знамение любви Божией к нам знамение спасения нашего и почерпая в нем неоскудеваемые благодатные силы, «яже к животу и благочестию», нести крест свой, как заповедал нам Господь, и смотреть на эту временную земную жизнь, только как на пребывание в странноприимнице, откуда надлежит нам вернуться «домой» в те «небесные обители», который уготовал нам Господь Своими крестными страданиями (Ин.14,2-3).
Мы должны с великим Апостолом языков «все почитать за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп.3,8).
А для этого нужно оставить все наши чисто-земные интересы, все споры, дрязги, распри и ссоры, от которых нет никому никакой пользы, а только один духовный вред.
«Житие наше на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп.3,20), вот что необходимо нам постоянно помнить!
Скоро все кончится кончится и этот временный, бренный и тленный, земной мир. Не будем же ради него, предаваясь своим мелочным страстям и похотям, терять надежду жизни вечной!
«Вышних ищите» , увещевает нас поэтому святой Апостол Павел: «идеже есть Христос одесную Бога седя горняя мудрствуйте, а не земная!» (Кол.3,1-2).
к оглавлению