Архиепископ Аверкий (Таушев)
Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 3
к оглавлению
Наш путевождь ко спасению.
«Христовою любовью уязвився, преподобне, и Тому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел еси, и яко солнце отечеству твоему возсиял еси, тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: радуйся, Cepгиe Богомудре!» (Кондак преп. Сергию). |
… «Яко солнце отечеству твоему возсиял еси …» такими словами прославляет наша Российская Церковь преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, Игумена Радонежского чудотворца. И лучше этого ничего не скажешь о преподобном Сергии, ибо на языке человеческом нет достаточно слов, чтобы выразить все необычайное духовное величие этого дивного ангелоподобного угодника Божия и все величайшее значение его для нашего Отечества и для православного народа русского.
Преподобный Сергий это подлинный символ и, вместе с тем, живое воплощение Святой Руси!
Он наша слава, он наш верный путевождь ко спасению.
Не случайно, не напрасно называли его «печальником земли русской»: вся история нашего Богоспасаемого Отечества Святой Руси, на протяжении почти шести веков тесно связана с именем преподобного Сергия. Не будет преувеличением сказать, что величественнейшая и могущественнейшая Империя Российская, раскинувшая свои пределы на шестую часть света, смогла возникнуть только благодаря молитвенному предстательству и заступничеству этого великого «печальника за землю русскую».
Вспомним только, как сам великий князь Димитрий Донской счел для себя нужным перед решительной битвой с татарским ханом Мамаем на Куликовом поле лично прибыть в обитель преподобного Сергия, чтобы испросить у него благословения. И вера великого князя в силу молитв преподобного «печальника» блистательно себя оправдала: татарские полчища были разгромлены, и многолетнее тяжкое татарское иго с тех пор фактически перестало существовать, несмотря даже на формально еще продолжавшуюся зависимость Руси от Золотой Орды.
Сам Митрополит «всея Руси» Алексий глубоко чтил и любил преподобного Сергия, как «друга» и нередко давал ему трудные поручения для примирения враждовавших между собою русских князей, наделяя его особыми полномочиями и готовя его себе в преемники. Но преподобный Сергий, по глубокому иноческому смирению, исполняя все возлагаемые на него трудные послушания, отклонил от себя это высокое и почетное избрание.
Самое возвышение Москвы и объединение вокруг нее всех русских земель в одно мощное государство в значительной степени обязано молитвам и неустанным трудам преподобного Сергия, ибо основанная им Свято-Троицкая Сергиева Лавра сделалась сильным духовным оплотом Северо-Восточной Руси. Она распространила вокруг себя во все стороны множество новых обителей, вблизи которых селились русские люди, и охватывала ими, как бы какой-то сетью, весь дикий и малонаселенный прежде север, и стягивала его к новому церковному и государственному центру России Москве. И лавра преп. Сергия и эти, основанные им и его многочисленными учениками обители, сделались подлинными очагами духовного просвещения для все более и более разраставшегося Московского Государства, сея семена истинно-христианской православной культуры вплоть до самых отдаленных и глухих уголков его.
Истинным спасителем нашего Отечества явился преподобный Сергий в страшные времена так называемого «Смутного Времени», когда, казалось, оно находилось уже на краю окончательной гибели, и спасения ниоткуда нельзя было больше ждать. Основанная преподобным Сергием Св.-Троицкая лавра обратилась тогда как бы в военную крепость и в течение целых 16-ти месяцев отбивала осаду многочисленная полчища врагов. Лавра дала затем приют толпам ограбленных врагами и изувеченных крестьян, сбежавшихся под защиту ее от злого врага, и монастырь из военной крепости обратился тогда, как бы в больницу или богадельню. В то же время настоятель лавры преп. Дюниай архимандрит, вместе с келарем Авраамием Палицыным неустанно разсылали грамоты по разным городам русской земли с пламенными призывами подняться на защиту и спасение Веры и Отечества. Одна из этих грамот была прочитана протопопом в нижегородском соборе и так воодушевила Косьму Минина-Сухорука, что он обратился к своим гражданам с словами, ставшими для нас историческими: «Православные люди! Похотим помочь Московскому Государству не пожалеем животов наших! Встанем все, как один, за Русскую Землю, за Дом Пресвятые Богородицы! Заложим жен и детей, но спасем Отечество!»
Мы знаем, как воодушевленные слова эти подвигли русских людей на подвиг: образовалось ополчение под начальством князя Д. М. Пожарского, которое двинулось на Москву, где уже засели враги, торжествовавшие, казалось, окончательную победу над несчастным русским народом.
Но бдел над нами в неустанных молитвах своих великий «печальник» наш преподобный Сергий.
И спасение России от ужасов этого первого Смутного Времени тогда совершилось!
В Москве томился в плену у поляков в тягчайшем недуге один из маститых святителей по имени Арсений. И вот в то время когда ополчение стояло под Москвой, и в нем, после наложенного на воинство трехдневного поста, совершались усердный моления перед чудотворной иконой Божией Матери Казанской, среди полночной тишины, келлия святителя Арсения вдруг наполнилась необыкновенным светом, и он увидел пред собою преподобного Сергия.
«Арсений!» сказал преподобный болящему: «ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд об отечестве нашем преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».
Радостная весть об этом чудесном видении мгновенно проникла за стены города и исполнила христолюбивое ополчение наше неустрашимым мужеством. Несмотря на оказанное ими упорное сопротивление, враги должны были сдать воинству Пожарского Кремль.
Возрожденная после этого к новой жизни Россия быстро начала восходить от силы в силу и выросла в огромную мировую империю, какой еще не знала история человечества империю православную, сделавшись мощным оплотом святого Православия для всего мира.
Удивительно ли поэтому, что многие тысячи богомольцев ежегодно приходили в столь прославленную Троице-Сергиеву лавру, делая иногда сотни и тысячи верст пешком с дорожными посохами в руках, с котомками за плечами, чтобы поклониться святым мощам великого угодника Божия «печальника за землю русскую»? Приходили … и получали желаемое: духовное утешение, ободрение в скорбях, вразумление, а иногда и чудесное исцление своих телесных недугов.
Государи Российские и Первосвятители Российской Церкви почитали своим святым долгом, после своего настолования, поспешить туда же, в эту святую лавру, над которой «реют тени минувших веков», чтобы испросить у преподобного благословение и благодатную помощь на предстоявшее им ответственное и великое служение.
Даже лютые богоборцы, овладевшие нашей несчастной Родиной, в результате Богоотступничества русского народа, разрушившие и осквернившие множество наших храмов и святынь, очевидно, по молитвам преподобного Сергия, не посмели посягнуть на его лавру, и она, к счастью и великому утешению для всех истинно-верующих православных русских людей, существует до сих пор, и в нее по-прежнему, хотя и не в таком большом количестве, как прежде, стекаются богомольцы, чтобы излить свою обще-русскую скорбь перед священной ракой.
Вот в чем единственный верный залог нашего спасения!
Там, у нас на Родине несомненно наблюдаются уже какие-то признаки начала духовного возрождения. Не будем же отставать от этого спасительного движения и мы заграницей «в изгнании и разсеянии сущии»! Ведь мы живем на свободе, никем еще явно за веру не гонимые: используем же эту нашу свободу для нашего собственного духовного возрождения, в котором и мы все нуждаемся нисколько не меньше, чем наши подъяремные братия. Не будем заниматься безплодным мелочным политиканством, взаимной ожесточенной борьбой и интригами, создавая свои, узко-партийные и чисто-человеческие планы спасения России. Этим России никогда не спасешь! Нужно самое главное, о чем так ясно учит Господь Иисус Христос в Своем Святом Евангелии, «Единое на потребу».
Вспомним, о чем так горячо взывал перед самой нашей несчастной революцией наш великий праведник и пророк Божий приснопамятный, ныне святой Иоанн Кронштадтский:
«Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские: очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом, и Он примирится с нами!»
Вспомним также дивное видение, бывшее одновременно одному благочестивому старцу и престарелой инокини при нашествии Крымских и Ногайских татар, предводимых ханом Махмет-Гиреем в 1521 году. Сонм российских святителей и других святолепных мужей в священных одеждах выходил из Кремля, вынося чудотворную икону Божией Матери Владимирской, столько раз спасавшей Россию. При выходе их из ворот кремлевских навстречу им устремился наш великий «печальник» преподобный Сергий в сопровождении преподобного Варлаама. Оба они, припав к ногам святителей, вопрошали их, зачем они идут вон из города, оставляя его на разорение врагам. Со слезами отвечали им святители: «Много мы молили Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении русского народа от предлежащей ему скорби. Бог же не только повелел нам выйти из города, но и вынести с собою чудотворный образ Его Пречистой Матери, ибо презрели русские люди страх Божий и о заповедях Его не радят: вот и попустил Бог придти варварскому народу, да накажутся ныне и чрез покаяние возвратятся к Богу». Преподобный Сергий с Варлаамом стали умолять все же уходящих, чтобы они умилостивили своим ходатайством правосудие Божие, и начали, вместе с ними, петь молебен, слезно взывая о спасении Пресвятой Богородице.
И что же?
Летописцы повествуют, что татары уже собирались выжечь московские посады, но вдруг увидели вокруг города безчисленное войско русское и с ужасом известили об этом хана. Удостоверившись об этом и от других, посланных им на разведку, хан повелел спешно отступать от Москвы, не причинив ей никакого вреда.
Вот каков был этот наш великий «печальник за землю русскую»!
Ведь это все исторические факты, с которыми нельзя не считаться! Неужели же может быть еще неясно нам, каким путем должны мы идти для спасения России?
Единственный верный наш путевождь ко спасению, которого все мы должны держаться, это преподобный и Богоносный отец наш Сергий, Игумен, Радонежский чудотворец.
Преподобне отче наш Ceргие, моли Бога о нас!
к оглавлению