[8]
"Повинуясь церковному преданию, допусти поклонение иконам, освящаемым
именем Бога и друзей Божиих и по причине этого
осеняемым благодатию Божественного Духа". (Слово 1, XVI; с. 12).[9]
"Божественная благодать сообщается состоящим из вещества предметам, так
как они носят имена тех, кто на них изображается". (Слово
1, Из Толкования на свт. Василия, 30 глав к Амфилохию о Св. Духе; с. 26 = с.
66).
Имя Бога свято потому, что в нем присутствует Он Сам Своими энергиями. А имена Святых
святы потому, что "с тех пор, как Божество, как некоторое животворящее
и спасительное лекарство, соединилось с нашим естеством, наше естество прославлено
и превращено в нетленное. Поэтому и смерть святых празднуется, и храмы им воздвигаются,
и изображения начертываются". (Слово 2, XI; с. 52). Поклонение воздается
"тем, на ком почил Бог, Который один только свят и во святых
почивает, как-то: во Святой Богородице и во всех святых людях. Это же суть
те, которые по возможности уподобились Богу как вследствие своего собственного
произволения, так и Божия пребывания и содействия, те, которые поистине
называются даже богами, не по природе, но по благодати, подобно тому как раскаленное
в огне железо называется огнем не по природе, но по положению и по участию в
огне. Ибо говорит (Писание): святи будите, яко Аз свят есмь". (Слово
3, XXXIII; с. 111).
"А что и святые суть боги, говорит: Бог
ста в сонме богов (Пс. 81:1), и что Бог стоит посреди богов, распределяя
каждому по заслугам как говорит божественный Григорий, толкуя это место. Ибо
святые и при жизни были исполнены Святаго Духа, также и по смерти их благодать
Святаго Духа неистощимо пребывает и в душах, и в телах, лежащих во гробах, и
в их чертах, и в святых их изображениях, не по причине их сущности, а <>вследствие
благодати и божественного действия". (Слово 1, XIX; с. 16).
Мы, вслед за св. Отцами и Церковью называем Имя Божие святым, святейшим, божественным,
поклоняемым, славным, пречестным, великолепым и т. д. Но святым не может
быть то, в чем не присутствует энергия Божия, ибо единственный податель всякого
освящения есть Бог. Мы почитаем святых и Богородицу, иконы и мощи и поклоняемся
им потому, что в них присутствует Бог по энергиям, и сами святые, по своему
соединению с Богом, называются богами богами по благодати, а не по сущности.
Но название одно и то же.
Именно поэтому о. Антоний возражал и против того мнения некоторых имяборцев, что Имя
Божие может быть приравнено лишь к иконе, а не к Самому Богу: "этим исповеданием
веры выражается вера только в благодатное соединение Господа Иисуса Христа со
Именем Своим, подобно благодатному соединению и присутствию Господню на Св.
Иконах. Но это неверно, ибо слово Божие есть Сам Бог по реченному: "Глаголы,
яже Аз глаголах вам, Дух суть и Живот суть" (Ин. 6:63), про Св. Иконы же
нигде не говорится, что они суть Дух и Живот, т. е. Бог; Имя же Божие есть Сам
Бог, как слово Божие, ибо Сам Бог изрек Его нам".[10]
Это означает, что Имя само по себе больше иконы, поскольку оно есть энергия Божия
(и это видно из того, что Именем освящается икона); а вот начертание
имени действительно равно иконе, т. к. в нем, как и в иконе, присутствует
Бог Своими энергиями. Это именно и имел в виду о. Антоний, когда писал: "когда
мы, говоря о Имени, имеем в виду тварное слово человеческое, коим выражается
идея о Боге и о Христе, то уместно говорить о присутствии Божием во Имени Своем,
когда же мы имеем в виду самое Имя, то оно есть сама Истина, есть Сам Бог".[11]
А вот что пишет преп. Феодор Студит:
"Еретик: Следует ли, говорят, поклоняться надписи или только изображению, название которого
написано? И, во всяком случае, одному из них, а не двум? И чему именно?
Православный: Этот вопрос подобен тому, как если бы кто спросил, следует ли поклоняться Евангелию
или наименованию на нем, образу креста или тому, что на нем написано? ...что
из видимого глазами лишено имени? И каким образом может быть отделено то, что
названо, от своего собственного наименования, чтобы одному из них мы воздавали
поклонение, а другое лишали? Эти вещи предполагают друг друга: имя есть имя
того, что им называется, и как бы некоторый естественный образ предмета, который
носит это имя: в них единство поклонения нераздельно".[12]
Что Имя Божие по начертанию есть Его икона, а по духовной сути своей Его энергия,
видно также из следующего высказывания прп. Феодора Студита, который на слова
иконоборца: "искусственное изображение, начертанное здесь с целью губить
души в жизни", говорит: "Что ты говоришь, дерзкий, называя
губительным для душ в жизни спасительное для мира подобие Христа? Человек
погибельнейший, беззаконнейший и Христу ненавистнейший! Ты против Христа,
ты против изображения Христа, которое и ангелы почитают, которого и демоны
трепещут? Ибо чье имя на нем надписывается? Разве
Кроноса или Зевса, ...которых призывание обман и которых изображение безбожие?
Если же изображается Христос, никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом
Святым (I Кор. 12:3), как говорят слова Писания; то смотри, что ты произнес
хулу подобно иудеям, не только на Христа, но и на Святаго Духа, назвавши
в Духе Святом изображенное и сказанное имя Иисуса Христа губящим души в жизни".[13]
Таким образом, утверждающие, что в Имени Божием не присутствует Бог, паки
и паки оказываются иконоборцами.
Показательно в этом отношении, что при разгроме Афона и вывозе с него имяславцев их гонители
дошли до того, что топтали ногами иконы; а до этого, когда на Афоне шли споры
об Имени Божием, имяборцы, издеваясь над имяславцами, писали на бумажках Имя
Божие и клали их в карман или топтали,[14]
так же как впоследствии иконы. Таким образом родство имяборцев с иконоборцами
очевидно не только из их учения, но и из соответствующих действий.
Рассмотрим учение имяборцев подробнее.