Т. Сенина (инокиня Марфа)
Письмо Н.Н. об имяславии
к оглавлению
Имяславие и обожение
Между прочим, учение противников имяславия вообще ниспровергает полностью все наше
спасение, потому что оно делает невозможной реальность обожения. Ведь обожение
происходит именно через причастность человека к божественным энергиям.
Об обожении свт. Григорий Палама пишет: "Благодать совершает неизреченное
соединение... целиком же всецелые всецело святые взаимопроникаются с Богом, взамен
себя восприемля всецелого Бога и как бы в награду за восхождение к Нему Самому
только Бога стяжевая" (Триады III. 1. § 27) т. е. происходит полное обожение,
святые становятся Богами по благодати по энергиям Божиим. "Бог ...дает
зреть Себя яве, и не гадании (Числ. 12:8)... Он настолько соединяется с
ними [святыми], что Сам весь взаимопроникает с ними всецелыми, такожде и они
целиком всецело с Ним...; слушая же все это, если и не по пресущественной сущности
полагаешь быти зримым Богу, то по боготворящему дару же
и энергии Его, благодати сыноположения, нерожденному обожению..."
(Триады III. 1. § 29).
Св. Дионисий Ареопагит: "И это присуще всей вообще, объединенной и единой
Божественности () то, что Она
каждым из причащающихся причаствуется вся, и никто не причащается лишь какой-то
ее части" (О Божественных Именах, 2,5).
Преп. Максим Исповедник: "Бог Слово, Сын Бога и Отца, для
того и стал Человеком и Сыном Человеческим, чтобы соделать человеков богами
и сынами Божиими" (Главы о богословии... Сотница вторая, 25)
Если же энергии не Бог, то обожение невозможно. Скорее всего, именно неверие в
обожение и мнение, что спасение заключается в том, чтобы человек стал просто
"очень хорошим человеком", а не богом по благодати, и была
действительной пружиной восстания против имяславия. Поскольку, если не верить
в обожение, то тогда действительно и не нужно, чтобы энергии Божии были Богом.
А учение свт. Григория Паламы именно на проповеди обожения и стоит, и именно
отсюда проистекает его учение об энергиях Божиих.[40]
Совершенно согласно со св. отцами писал и о. Антоний Булатович: "Ради чего
создал Бог человека? Ради того, чтобы осчастливить созданное существо приобщением
ему Божества Своего. ...чтобы соединить его с Собою союзом Божественной любви
и сделать человека причастником Божественного Естества.[41]
...чтобы обожить его, обожение же человека заключается в том, что в человека
вселяется Энергия Божества. Сущность Божества Божия неприобщима твари, но Деятельность
приобщима".[42]
Вот из многого немногое, что можно сказать в защиту имяславия. Противникам же его
можно лишь посоветовать, прежде чем заниматься опровержением "еретиков-имебожцев"
попытаться "опровергнуть" святых отцов, которые учили точно
так же. Но это им придется делать с осторожностью, ибо "опровергателям"
учения свт. Григория Паламы грозит анафема Собора 1351 года (этот Собор в Церкви
почитается в качестве дополнительного к VI Вселенскому, разъяснившего подробнее
его учение о действиях Божиих), а утверждающим, что в иконе (а значит, и в Имени
Божием) не присутствуют энергии Божии, т. е. Сам Бог, анафема VII Вселенского
Собора. Поэтому как бы не пришлось тем, кто требует наложить на "имебожцев"
церковные прещения, самим подпасть этим прещениям (если не покаются) за ересь
иконоборства и за ересь Варлаама и Акиндина (она же латинская ересь о тварной
благодати), да в придачу еще и за идолопоклонство, т. к. если они не признают,
что в иконе присутствуют энергии Божии, и что энергии эти суть Сам Бог (а этот
вывод необходимо следует из имяборства), то как же они поклоняются иконам? (Иконоборцы
были последовательны: отрицая присутствие Бога в иконах, они им не поклонялись.)
к оглавлению