|
|
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
|
|
|
Летопись Церковных событий и гражданских, поясняющих Церковныя.От Рождества Христова до 1879 года.Архимандрита Арсения
к оглавлению
Лето от Р. Хр. 902, Льва Философа 16. |
Прекращение Багдад. Митрополии. | Прав. митрополит багдадский, по наветам несторианского патриарха, изгнан халифом, и паства его в большинстве примкнула к несторианам. Но для тамошних греческих торговцев и других православных патриархи антиохийские не переставали присылать священников (монахов).
| Мученики в Сицилии. | Сицилийские мусульмане, под водительством эмира палермского, возмутились против жестокого Ибрагима, царствовавшего в Африке; но Ибрагим смирил бунтовщиков и после упорной осады взял Палермо. Многие мусульмане искали спасения в греческих владениях части острова, называвшейся Демоне (т.е. διαμενόντων, устоявших, непокоренных), коей главным городом считался Тавромин, а также на материке Италии; иные бежали в Константинополь. Это послужило к нарушению мира между сицилийскими мусульманами и греками, заключенного лет за пять. Ибрагим приступил к осаде Тавромина и первого августа сего года взял его. Не только солдаты и способные носить оружие, но и старики, и девицы, и младенцы, и клирики, коим мусульманский закон дарил жизнь, были безпощадно истреблены. За бежавшими и скрывшимися были наряжены охотничьи поиски, и вот в приведенной толпе оказался епископ Прокопий. "Твои убеленные волосы", сказал ему Ибрагим, "побуждают меня говорить с тобою мирно. Если имеешь смысл, откажись от христ. веры; этим спасешь жизнь и свою, и всех тут находящихся, а я дам тебе такой сан, что в Сицилии ты будешь ниже только меня одного". Прокопий улыбнулся, и когда мусульманин спросил: "ты не знаешь, кто говорит с тобою?" отвечал: "знаю; демон говорит устами твоими, и потому смеюсь". Тогда вскричал Ибрагим: "разорвите ему грудь, выньте у него сердце; я хочу знать тайны этого гордеца". Святый старец во время мук, доколе было сил, обличал тирана и ободрял христиан к мученичеству. Ибрагим в ярости схватил сердце страдальца и съел его (он был до крайности суеверен); затем велел остальных пленников убить на теле епископа и трупы сжечь.
Разослав отряды войск для покорения остававшихся за греками укрепленных мест, Ибрагим 3-го сент. лично отправился в Калабрию, но 23 окт. внезапно умер при осаде Козенцы, а войско его в безпорядке воротилось домой. Греки воспользовались возникшимими между мусульманами замешательствами, заняли Тавромин и укрепили его.
| Уничижительные знаки для христиан. | Ибрагим первый из африкан. владетелей установил, для большего унижения своих подданных, особые поносные знаки. Именно, приказал он, чтобы они носили на плечах белый лоскут с изображением христиане свиньи, а евреи обезьяны, и чтобы эти же животные изображались на досчечках, прибитых у дверей домов их. В азиатских мусульм. Землях мы встречаем подобное распоряжение несколько раньше. Когда философ Константин прибыл к эмиру мелитинскому, то нашел, что на дверях христ. домов находились изображения злых духов.
| Папы римские. | В Риме, по смерти Иоанна 9-го, занимали папский престол: Венедикт 4-й, из посвященных Формозом, умерший в начале 903 г, Лев 5-й, занимавший престол только тридцать дней, изгнанный и уморенный в темнице Христофлом, который в свою очередь уморен 904 года Сергием 3-м, получившим престол при помощи богатой римлянки Феодоры и зятя ее, тосканского маркиза Адальберта. Сергий был из худших "наместников св. Петра". Им управляла помянутая Феодора; от Марозии, дочери ее, имел он сына Иоанна, бывшего в последствии папою; другая дочь, Феодора, жена маркиза тосканского Адальберта, имела сына Альберика, который в последствии обладал Римом.
| Взятие Солуни мусульманами. | 29 июля 904 г. мусульмане с моря взяли Солун, ограбили и произвели страшное кровопролитие; затем со мвожеством пленных, никем не безпокоимые, отплыли в Крит.
| Лето от Р. Хр. 906, Льва Философа 20. |
Ссылка патр. Николая. | Лев имп., не имея наследника от трех умерших супруг, вошел в связи с некоею Зоею, и когда сия родила ему сына (Константина Багрянородного), захотел получить церковное благословение на брак с нею. Патриарх отказался (пот. что четвертый брак воспрещен канонами и законами гражданскими) и убедил его отправить приглашение дря совместного рассуждения об этом деле к папе Сергию и патриархам Михаилу Алекс., Илии иерусал. и Симеону ант. Но, недожидаясь соборных рассуждений, император велел придворному священнику Фоме благословить брак и объявил Зою императрицею. Патриарх отлучил Фому и самаго императора от св. таин. Тогда император сослал его в монастырь (в феврале сего года); и другие епископы, не одоб-рявшие поступка императора, тоже лишились кафедр.
| Решение спора о четвертом браке собором в К-ле. | В августе или сентябре сего же года прибыли в К-ль папские легаты, и в присутствии их состоялся собор, на котором четвертый брак разрешен только на сей раз для императора, Николай патриарх осужден и на его место возведен синкелл Евфимий, первый сего имени.
| Лето от Р. Хр. 907, Льва Философа 2. |
Начало державы Угров и гибель Моравии. | Сего года Угры полагают конец княжеству моравскому. Князь Моймир 2-й и цвет его войска погибли в битве под Пресбургом. Угры, около 873 г. вышедшие из стран приуральских, вступили чрез Карпаты в Паннонию и отняли часть ее у мораван, а болгарских наместников оттеснили с левой стороны р. Тисы почти до Дуная, и наконец сокрушили державу моравскую. Первым вождем их был Альм, а сему ок. 888 г. преемствовал Арпад. Угры были язычники, но подвластным себе христианам предоставляли полную свободу веры.
| Кончина Бориса болгарского.
Симеон ограждает независимость болг. церкви. | Сего же года скончался в монастыре Борис-Михаил, первый христ. государь болгарский и просветитель своего народа. Симеон продолжал его дело и с величайшем усердием заботился, чтобы в переводах книг с греч. языка на славянекий дать новокрещенным все нужное для них книжное учение. Сам он получил воспитание при конст. дворе и был отлично образован. Отстаивая свои права от посягательств со стороны греков, вел частые с ними войны, в сем году принял титул "самодержца" (άυτοχράτωζ, как назывались греч. императоры) и объявивши митрополита доростольского (нын. Силистрия) Леонтия патриархом, изъял церковь болгарскую от власти конст. патриарха.
| Лето от Р. Хр. 911, Константина Багрянородного 1. |
Перемены на имп. и патр. престолах. | Имп. Лев ум. 11-го мая сего года, оставив престол шестилетнему сыну Константину, под опекою брата своего Александра. Последний тотчас сослал в монастырь патриарха Евфимия [911-1] и возвратил Николая. 7-го июня 813 года Алесандр умер в следствие пьянства и излишеств всякого рода, и над малолетним императором учреждена опека из патриарха, магистра (генерала) Иоанна Гариды, Зои императрицы и некоторых сенаторов.
| Марк песнописец. | Около сего же времени скончался епископ отрантский Марк, песнописец и дополнитель церковного устава. Его дополнения помещаются в Уставе под именем "Марковых глав". Они написаны в К-ле, когда Марк состоял в клире великой церкви.
| Война греков с болгарами. | Симеон болг., оскорбленный еще Александром правителем, вторгается во Фракию и подступает к самому Константинополю в 913 г. Но старанием патриарха Николая заключен был мир, на условии, что малолетний император женится в свое время на дочери Симеона. А так как этот договор нарушен был матерью императора, то Симеон возобновил войну, 914 г. взяли опустошил Адрианополь, а в 917 нанес грекам страшное поражение при городе Анхиал. К сим временам относятся многие письма патр. Николая к Симеону с целию восстановления мира.
| Папы римские. | В Риме, по смерти Сергия 3-го в 911 г. были папы, творение Марозии: Анастасий 3-й по 913 г. и Ландон по 914. После сего Иоанн 10-й, любимец Феодоры младшей.
[911-1] Неизвестно, когда умер Евфимий, но есть надгробное ему слово, сказанное Аревою, митр. Кесарии Каппадокийской, от коего имеем и другие сочинения, напр. толкование на Апокалипсис.
| Лето от Р. Хр. 918, Константина Багрян. 8. |
Роман Лекапен, соимператор. | Роман Лекапен, начальник флота, взял верх над всеми опекунами императора, обручил с ним дочь свою Елену, велел постричь императрицу Зою и 11 дек. сего года объявлен и венчан императором. Так как он не соглашался признать за царем болгарским титула имп., то в 919 г. война возобновилась с большим против прежнего ожесточением.
| Лето от Р. Хр. 920, Константина Багрян. 10, Романа 1. |
Христофор соимператор. | 17-го мая сего года Роман венчал царским венцом сына своего Христофора и довел свое бесстыдство до того, что в актах писался, в молитвах возглашаем был уже на третьем только месте законный имп. Константин.
| Собор в К-ле. | Так как доселе еще происходили споры и раздоры по поводу четвертого брака, то имп. Роман созвал собор, на который прибыли и легаты папы Иоанна 10-го. На соборе подтверждено безусловное запрещение четвертого брака, а относительно третьего постановлено: "не имеющему детей в сорок лет, если вступает в третий брак, не давать св. Причастия пять лет, а человеку в тридцать лет имеющему детей четыре года". Этот собор известен под названием собора единения, пот. что на нем совершилось примирение и воссоединение епископов, доселе разделявшихся образом мыслей о четвертом браке и поддержкою мнений и о сем предмете то Евфимия патр., то Николая.
| К-ль в осаде от болгар. | 923 г. Симеон болг. подступил к Константинополю, но вынужден был снять осаду, узнавши, что хорваты и сербы грозят собственным его владениям.
| Лето от Р. Хр. 925, Константина VI 15, Романа 1-го 7. |
Патр. конст. | Николай патриарх умирает 15-го мая сего года; об нем и его делах см. Прибавл. к твор. Отцов 1861 г., стр. 163 и дал. Преемником ему был в августе, из митрополитов амасийских, Стефан 2-й, евнух.
| Силетский собор. | В сем году папа Иоанн 10-й, обратив внимание на распространение славян, богослужения в землях хорватских, пишет архиепископу сплетскому и подчиненным ему епископам, что он посылает от себя одного кардинала и одного епископа для присутствования на соборе и поручает им "исправить все в славянской стране, чтобы и в ней богослужение совершалось согласно с обычаями рим. церкви, то есть на латинском, а не на чужом языке" и проч. О том же писали князю Томиславу, выражая удивление, что столь преданные римской церкви чада в богослужении употребляют варварский славянский язык, и подозрение, не скрывается ли под этим языком что нибудь противное римской церкви. На соборе, происходившем в Сплете, только один епископ, Григорий нинский, выступил защитником славянского богослужения. Постановлено было, что ни один епископ не должен посвящать в духовное звание знающего только славянский язык, посвященные уже прежде могут исправлять только низшие должности, а священники, знающие только славянский язык, не должны быть допускаемы до совершения литургии ни в одной церкви, разве только при совершенном отсутствии латинских священников, и не иначе, как по испрошении на то епископом разрешения от самого папы.
| Папа ограничивает определения его. | Из послания того же папы к архиепископу 926 г. узнаем, что определение собора принято крайне неблагоприятно в народе, что последовала жалоба папе с указанием на старое дозволение (т.е. Иоанна 8-го), и потому папа, утвердив остальные постановления собора, приостановил окончательное решение вопроса о славянском богослужении до более удобного времени.
| Лето от Р. Хр. 927, Конст. Багр. 17, Романа Лек. 9. |
Смерть Симеона болг.
Иоанн экзарх и Храбр черноризец. | 27 мая сего года скончался болг. царь [927-1] Симеон, к концу жизни ведший неудачные войны с уграми и хорватами. Памятником его любви к просвещению остаются: квига Златоструй (сборник из творений Златоуста), Летопись Малалы (от сотворения мира до имп. Юстиниана), переведенная по его поручению Григорием монахом, Слова Афанасия алекс. против ариан, переведенные по его же поручению, и Шестоднев, или шесть слов о сотворении мира, частию составленные, частию переведенные Иоанном пресвитером и экзархом (благочинным), трудолюбивым писателем и проповедником. К сему же времени относится и черноризец Храбр, от коего сохранилось сказание об изобретении славянских писем, с защитою славянской письменности против недоброжелателей.
| Петр болг. Богомилы. | Преемником Симеону был сын его Петр, коего правление, не весьма деятельное, допускавшее разные сторонние влияния, кончилось ослаблением болгарского государства. В его же время усиливаются в Болгарии еретики [927-2] богомилы, смесь язычества с павликианством, признававшие два начала, отвергавшие церковь и ее установления. Их учение о свободе и равенстве всех граждан преобретало им всюду приверженцев.
[927-1] О нем см. "Век болг. царя Спмеона" Спб. 1812.
[927-2] О Богомилах см. статью Левицкого в Христ. чтении 1870 года: "Богомильстве-болгарская ересь X XIV в.".
| Лето от Р. Хр. 928, Конст. 18, Романа Лек. 10. |
Патриархи конст. | 15-го июня сего года ум. Патриарх Стефан 2-й; на его место возведен, 14-го дек., Трифон монах. О его святой жизни и простоте, равно и о низложении 2 сент. 931 г., см. Четь-минеи 19 апреля.
| Папы римские. | На западе папа Иоан10-й схвачен по повелению Марозии и мужа ее Гвидо, брата италиянского (в Павии) короля Гуга, и лишен зрения, после чего вскоре умер. Преемник его с 929 г., Лев 6-й ум. Чрез семь месяцев; Стефан 8 занимал престол два года. Тогда Марозия пользуясь безпрекословною властию в Риме мужа ее, велела (в 931 г.) посвятить в папы сына своего от папы Сергия 3-го, Иоанна двадцатилетнего.
| Лето от Р. Хр. 932, Конст. Багр. 22, Романа Лек. 14. |
Признание патриарха болг. | Петр, царь болг., приходит в К-ль и женится на внучке имп. Романа, Марии, дочери Христофора († 926 г.). При этом случай Роман согласился признать за архиепископом болгарским титул патриарха. Патриаршил же Дамиан.
| Феофилакт патр. конст. | Патриарший конст. престол, около двух лет остававшийся праздным, в 933 году занят шестнадцатилетним сыном имп. Романа, Феофилатком, любителем коней, изнеженным и роскошным в своей жизни.
| Римские события. | В Риме племянник Марозии, Альберик, достигает власти над городом с именем сенатора римского, изгоняет ее и мужа ее и заключает (933 г.) в тюрьму папу Иоанна 11-го, в которой этот и умер, кажется, насильственно. Папский престол оставался праздным около трех лет.
| Лето от Р. Хр. 935, Конст. 25, Романа Лек. 17. |
Муч. смерть Вячеслава и Людмилы. | 28 сент, сего года св. Вячеслав, князь богемский, убит братом своим Болеславом, который и занял престол; за семь лет пред тем умерщвлена и бабка его, св. Людмила, супруга первого христ. князя богем., Боривоя. Убийство совершено под тайным внушением ревнителей лат. обрядности. И действительно, едва Болеслав воцарился, как ввел в церковь лат. обычаи: женатые священники были выгнаны, а их жены выданы за других мужей, и лат. язык введен при богослужении, хотя не везде вдруг. [935-1]
| Папы римские. | В Риме папский престол три года оставался незанятым; наконец Альберик дал папу в лице Льва 7-го, который управлял три года с половиною, и имел преемником себе (939 г.) Стефана 9-го, которому греч. историк 15 века, Георгий Франза, приписывает введение опресноков и бритья бород священниками, так же как и открытой прибавки к символу (вероятно на основании каких либо распоряжений Стефана) См. χρόνιχον IV,I.
| Евтихий алекс. патриарх. | 940 года умирает алекс. патриарх Евтихий, после семилетнего управления церковию. Он написал "всеобщую историю" от сотворения мира до своего времени, труд драгоценный, в котором собраны неизвестные по другим источникам свединия о церкви в Египте и патриархах александрийских под мусульман. владычеством.
[935-1] О Вячеславе см. Филарета Святые южных славян, 16 сент.
| Лето от Р. Хр. 944, Конст. Багрянор. 34, Романа Лек. 26. |
Перенесение нерукотв. образа из Едессы в Царьград. | Имп. Роман за значительную сумму денег и отпуск мусульм. пленников получил от эмира Едессы (с дозволения и халифа багдадского) нерукотворенный образ Христа Спасителя, от времен Авгаря находившийся в том городе. 15-го авг. внесли его торжественно в храм Влахернский, а потом поставили в дворцовой церкви Богоматери. Обстоятельства перенесения святыни подробно описаны имп. Кон-стантином Багрянородным; праздник перенесения совершается 16 августа.
| Заточение Романа имп. | 16 дек. сего года Стефан, сын Романа, провозглашенный соимператором вместе с братом своим Константином еще в 927 г., велел схватить отца и постричь в монастырь на острове Проте.
| Лето от Р. Хр. 945, Конст. Багрян. 35. |
Единодержавие Конст. Багрянор. | 27 генв. сего года, сыновья Романа, Стефан и Константин VII, по распоряжению законного императора, схвачены за общим столом, сосланы и пострижены на островах. Когда они получили дозволение посетить своего отца, то этот со слезами встретил их и сказал словами Писания: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася мене (Ис. 1, 2). Роман ум. 948 года.
| Киевские христиане. | Сего же года послы греческие прибыли в Киев для заключения договора с русским князем Игорем, недавно воевавшим с греками. Игорь и языческая дружина его клялись Перуном, полагая к ногам идола щиты и мечи свои, а христиане присягали в церкви св. Илии. Договор написан еще во имя имп. Романа, пот. что греч. послы отправлены еще им.
| Лето от Р. Хр. 946, Конст. Багрянор. 36. |
Пр. Лука и Иоанн Рыл. | В сем году скончались: 1) преп. Лука Елладский, коего память 7-го февр. Называется младшим в отличие от преп. Луки архимандрита, подвизавшегося в Сицилии близ г. Этны и сконч. Столетием раньше. 2) преп. Иоанн Рыльский, подвизавшийся в Балканских горах, в ущелье при потоке Рылле, в сотне верст от г. Средца (Софии). Был он болгарин и основал обитель, в которой доныне почивают мощи его. Об нем см. Пролог 19 окт.
| Лето от Р. Хр. 950, Конст. Багрянор. 40. |
Начатки христианства между уграми. | Около сего времени [950-1] два удельные князья угорские, Вологуд и Гиула, приняли крещение в Константинополе. Пула, князь трансильванский, взял с собою и монаха Иерофея, посвященного в епископа патр. Феофилактом, и пребыл в вере. А Вологуд скоро сделался отступником, нападал на греческие и немецкие земли и попавшись в плен королю Огтону, был повешен за свои жестокости. Не сохранилось известий об успехах проповеди Иерофея; но можно думать, что кроме княжеского дома он был нужен и для многочисленных славян и волохов, христиан еще со времени болгарского владычества в той стране.
| Пр. Василий и Андрей юродивый. | Около сего же времени полагают кончину 1) преп. Василия нового, о коем см. четьи Мин. 26 марта, и 2) пр. Андрея юродивого. Был он родом славянин, в юности купленный цареградским вельможею. Последний отличал его пред другими рабами и отдал в научение искусному учителю. Андрей начал юродствовать в Константинополе, а пристанище находил в доме некоего священника Никифора, который в последствии и описал жизнь его. Упоминаемый в житии почитатель и ученик Андрея, Епифаний, есть, думают, бывший потом патриарх Полиевкт. Память Андрея 2 окт.
[950-1] Пот. что Конст. Багрянор. в 949 году окончивший свое сочинение "об управлении государством", не упоминает о сем; известие сохранилось у греч. историка Скилицы, писавшего в 1081 году.
| Лето от Р. Хр. 956, Конст. Багрян. 46. |
Патр. Полиевкт. | 27 февр. умер патр. Феофилакт в следствие падения колесницы. Преемником ему был Полиевкт евнух, человек образованный и добродетельный, ревнитель церковного благочиния и красноречивый проповедник.
| Папы римские. | В Риме по смерти Стефана 9-го в 942 г. были папы Марин 2-й († 946) и Агапит 2-й, не имевшие светской власти, которая сосредоточивалась в руках Альберика, сенатора и патриция. По смерти Альберика в 954 году, эта власть перешла к сыну его, восемнадцатилитнему Октавиану. В след. году умер папа Агапит, и Октавиан, взойдя на папский престол, опять соединил в себе духовную и мирскую власть. При посвящении он принял имя Иоанна (XII сего имени), и это первый папа, который переменил имя. В 956 г. собрал армию и заставил Пандольфа, лонгобардского князя Каниуи, признать себя вассалом римского престола.
| Павел преп. | В этом же году скончался преп. Павел, подвизавшийся на горе Латре, в Вифинии; память его 15 декабря.
| Крещение Ольги княгини русс. | В 954 году приходила в Константинополь русская великая княгиня Ольга и приняла св. крещение; см. в житии ее. В крещении названа Еленою может быть потому, что восприемницею была Елена, супруга императора.
| Лето от Р. Хр. 959, Конст. Багрянор. 49. |
Св. Арсений корцирский. | 19 генв. сего св. Арсений, епископ Корциры (Корфу), скончался в Коринфи, на обратном пути из К-ля, куда ходил для оправдания корцирян в изменнических замыслах против империи. Мощи его перенесены в Корфу и доселе почивают там в греческой кафедральной церкви; тут же и Евангелие, писанное рукою святителя. Им приведен в порядок известный ныне "чин тайны Елеосвящения".
| Воцарение Романа 2. | В окт. сего года умер Константин имп., как думають, от отравы, данной сыном Романом. Воцарившись, Роман 2-й тотчас велел постричь свою мать и сестер.
| Сим. Метафраст. | Около сего же времени ум. преп. Симеон, наз. Метафрастом (перелагатель), пот. что исправил и лучше изложил бывшие до того в ходу жития многих святых. Он был сенатором и близким лицом к государю.
| Римские дела. | В Италии Беренгарий, присвоивший себе имп. титул владетель Мантуи и Вероны, и Адальберт сильно теснили папу, и этот обратился за помощию к немецкому королю Оттону. Послы папские потребовали с него, между прочим, клятвы, что "он сохранит папе жизнь, члены тела и достоинство, ничего не предпримет в отношении к Риму без совета с папою и римлянами, и возвратит церкви все земли св. Петра". Оттон поклялся, и в 962 году прибыл в Рим. Папа короновал его имп. венцом и помазал священным елеем; при этом на гробе ап. Петра он с гражданами дал клятву в верности императору, а император, с своей стороны, подтвердил дарственные грамоты Пипина и Карла на герцогство (ducatus) римское, многие города Тосканы и Кампании, обещая возвратить и патримонии сицилийские, "если Бог предаст их в наши руки". Но едва император на обратном пути достиг Павии, как узнал, что папа вызвал Адальберта из Прованса (где тот нашел убежище у сарацын владевших Фрассинетом близ Тулона, с 900 г., и другими местами между Ниццою и Монако) и возмутился. Он послал доверенного человека в Рим и граждане сказали ему: "папа ненавидит императора, освободившего его от Адальберта, по той же причине, по какой диавол не любит своего Творца; император желает блага церкви и государству, а папа против него. Дворец латеранский сделался гнездом разврата, и женщины боятся посещать церковь апостолов, зная, что там ни безопасны от насилия ни замужние, ни вдовы, ни девицы. Храмы рушатся, дождь каплет на алтари; входящие опасаются за жизнь свою. Вот почему Адальберт нравится папе более, нежели император"!
| Восстановление христианства на Крите. | В 960 и 961 гг. храбрый военачальник Никифор Фока отнял остров Крит у сарацын. Восстановление христианства на сем острове совершено присланными сюда нарочно миссионерами, из коих особенно славен преп. Никон монах, подвизавшийся тут лет двадцать. В 962 г. в Азии Фока отнял Алеп у мусульман.
| Лето от Р. Хр. 963, Никифора Фоки 1. |
Смерть Романа имп.
Воцарение Никифора Фоки. | 15 марта 24-х летний имп. Роман умирает от отравы, или от невоздержной жизни. После него остались два малолетних сына Василий и Константин, и две дочери Феофания и Анна; последняя родилась чрез два дня по смерти отца. Правление перешло в руки императрицы и придворных евнухов; последние задумали погубить Никифора Фоку, после его триумфального входа в столицу в мае месяце, но по старанию патриарха сенат, взявши с него клятву в верности, опять послал его в Азию с войском. Евнухи поручили доместику Иоанну Цимисхию схватить его; но Никифор узнал о том считая себя свободным от клятвы, провозгласил себя в Кесарии императором (в июне месяце), а 16-го авг. имел торжественный въезд в К-ль. Ему шел 51 год, и не имея наклонности к супружеству, теперь вынужден был жениться на вдовствующей императрице Феофании.
| Папы римские. | В Риме когда разнеслась весть о возвращении имп Оттона, папа Иоанн 12-й бежал осенью сего года, был заочно судим, низложен и замещен (в дек ) Львом 8-м, который сидел на престоле до февраля следующего года.
| Лето от Р. Хр. 964, Никифора Фоки 2. |
Папы римские. | В феврале Иоанн 12-й, пользуясь удалением императора, успел снова овладеть Римом и изгнать своего соперника, Льва; но 14-го мая умер от побоев, нанесенных мужем оскорбленной им женщины. Римляне избрали папою Венедикта 5-го, но в июне сего же года Оттон овладел Римом и восстановил Льва 5-го, а Венедикта взял с собою в Германию и послал в Гамбург, где тот и умер в след. году. В апреле 965 года умер папа Лев; римляне, с дозволения императора и в присутствии его уполномоченных, избрали епископа нарнийского Иоанна, который и управлял римскою церковию почти семь лет, под именем Иоана XIII.
| Успехи греков в войне с арабами.
Потери Сицилии. | В июне 964 года Никифор лично повел войска на воcток и отнял у мусульман киликийские города Аназарб, Росс, Адану, Мопсует и Тарс. В этом же году и с острова Кипра изгнаны мусульмане. В следующем взята Лаодикия. За то в Сицилии, взятием Тавромина в 962, и Раметы в 965 г., мусульмане полагают конец владычеству греков. Христиан в Сицилии теперь насчитывали до 100000, а мус. до 600000 (отступников наполовину)
| Начало христианства в Польше. | В 965 году Мечислав. князь польский женился на богемской княжне Домбровке, крестился и призвал славянский клир из Богемии; первым епископом в Польше называют некоего Иордана. Впрочем вторичная женидьба на немке и признание власти нем. императора проложили сюда путь латинскому духовенству.
| Лето от Р. Хр. 966, Никифора Фоки 4. |
Вражда между болг. царем Петром и императором.
Западно-болг. царство. | Царь болгарский Петр присылает в К-ль уполномоченных за получением обычной с давних времен от империи суммы денег на содержание стражи по Дунаю и недопущение угров вторгаться в пределы империи. Никифор с безчестием прогнал послов и послал войско для завоевания Болгарии; но это войско потерпело поражение, и император отправил патриция Калокира к великому князю русскому Святославу договориться о совместном завоевании болгарских земель. Императору тем легче представлялось это дело, что Петру повиновалась теперь только половина [966-1] Болгарии; в другой, западной, еще с лета 963 года вельможа Шишман провозгласил себя царем и отступил от Петра. Столицею его был город Средец (др. Сардика, с 14 в. называвшаяся Софиею по имени соборного храма).
| Первое вторжение русских в Болгарию. | Святослав, согласно уговору с Никифором, в 967 году напал на Болгарию, быстро овладел Доростолом (Силистриею) и без особенной трудности занял Малую Преславу (близ Шумлы), но скора оставил все завоевания и поспешил в Россию для защиты Киева от печенегов.
| Учреждение еписк. кафедры в Праге. | В 967 году папа, по просьбе сестры князя богемского, Болеслава 2-го, жившей в Риме монахинею, учредил в Праге епископскую кафедру и писал по этому случаю, чтобы божественная служба совершаема была "не по обряду и чину болгар и руссов [966-2], и не на славянском языке; вы", говорится князю, "изберите епископом клирика, хорошо знающего латинский язык и способного возделывать новое поле церкви". Первым пражским епископом был саксонский славянин Дитмарь, священник, зашедший туда на богомолье. Его избрали потому именно, что знал он славянский язык и латинский; посвящение получил от архиепископа майнцкого.
[966-1] С знатнейшими в ней городами: Доростолом, Преславою, Филинпоголем и др.
[966-2] Разумеет русских в Венгрии, которые держались христианства еще со времен Кирилла и Мефодия, и оставались православными даже до конца XVII века. Впрочем папа мог иметь в виду и Киевских христиан, даже на основании окружного послания Фотиева.
| Лето Р. Хр. 968, Никифора Фоки 6. |
Церк. дела в греч. Италии. | Император велел патр. Полиевку дать митрополиту гидрундскому (Отранто) право и власть архиепископа над епископами Акерента, Турси, Гравины, матеры и Трикарико, которые доселе зависели от римского престола "потому что", сказал император, "теперешние папы развратны и святокупцы" и во всей Калабрии и Апулии воспретил совершать богослужение на лат. языке. Такие меры вызваны были, конечно, противодействие к опасному для греческой власти влиянию латинства.
| Луитпранд в К-ле. | В июне сего года был в К-ле посол западного имп. Оттона 1-го, Луитпранд, епископ кремонский, с предложением выдать царевну Феофанию за сына Оттонова, Оттона же; но Никифор, раздраженный неприязненными действиями Оттона против союзников его, Беренгара и Адальберта, а также распространением власти на лонгоб. князей Кануи и Беневента, считавшихся греческ. вассалами, отказал.
| Борис болгар. | Осенью сего года умирает царь болгарский Петр; ему наследовал сын его, Борис 2-й.
| Лето от Р. Хр. 969, Никифора Фоки 7. |
Убиение патр. ант. и иерусалимского. Завоевание Антиохии греками. | Греки, в прошлом году завоевавшие Едессу и другие крепости в Сирии, и в нын. Продолжают теснить мусульман; последние, заподозривши патриархов Иоанна иерус. и Христофора ант. в сношениях с своими единоверцами, первого сожгли, а второго изрубили на части. Патриций Петр, овладевши Антиохиею всем же году, предал убийц Христофора казни.
| Распоряжения папы в лонгоб. Италии. | В мае сего года, папа, опасаясь влияния конст. патриарха, и с своей стороны дал епископам капуанскому и беневентскому титул архиепископский и передал им свою митрополитскую власть над епископами южной Италии, бывшими вне непосредственных владений греч. империи. Только епископы городов Неаполя и Бара продолжали получать посвящение непосредственно от папы; Неапольская республика
С избирательными дуксом или консулом во главе хотя признавала верховную власть империи, но заключала в себе, при большинстве лат. населения, меньшинство греков и греч. церквей, и Бар, хотя местопребывание греч. наместника, оставался в сущности латин. городом.
| Кончина св. Ольги. | В июне сего года скончалась св. Ольга, великая княгиня русская. Нестор летописец говорит: "Она предшествовала христианству в земле нашей, как утренняя заря пред светом полуденным. Как луна в ночи, так светила она между людьми неверными. Она и по смерти молит Бога за Русь, Ее славят все сыны русские, видя ее лежащую в теле". Мощи ее были перенесены вел. Князем Владимиром в Десятинную церковь и там почивали открыто.
| Второе вторжение русских в Болгарию. | С осени сего года Святослав снова появился в Болгарии, покорил столицу, Великую Преславу, и начал готовиться к вторжению в пределы самой греч. империи.
| Убиение Никифора и воцарение Цимисхия. | В ночи на 11-е декабря, по почину императрицы, убийцы умертвили сонного императора; Иоанн Цимисхий, из-за которого хлопотала императрица, тотчас провозглашен императором вместе с малолетними Василием и Константином, и еще до рассвета отправился в великую церковь для коронации. Но патр. Полиевкт остановил его словами, что нельзя ему, еще с дымящимися кровию руками, вступать в церковь Божию, а нужно принесть покаяние. Цимисхий кротко обещал сделать все для примирения с Церковию, но представил, что он вовсе не налагал рук на императора, а вот такие-то убили его по распоряжению императрицы. Тогда патриарх настоял императрицу сослать на один из островов (Проту, близ К-ля), убийц заточить, и отменить все указы Никифора, изданные не впользу Церкви. Все это было исполнено, и даже все свое частное имущество Цимисхий роздал бедным. После того совершилось и венчание на царство (25 декабря).
| Лето от Р. Хр. 970, Иоанна 1-го Цимисхия 1. |
Перемены патриархов. | 16 генв. сего года умер Полиевкт патриарх, за несколько дней пред смертию рукоположивши в патриархи ант. некоего монаха Феодора. Преемником Полиевкту был лично известный Цимисхию игумен с горы Олимпа Василий, который и посвящен в неделю Православия, 13 февраля. Он известен под именем Скамандрена по основанной им обители на Скамандре.
| Поражение русских в Болгарии. | Заключив мир с имп. Оттоном, который, впрочем без особенных успехов, воевал греческие пограничные земли в южн. Италии, и выславши царевну Феофанию в супруги сыну его, Цимисхий, после безуспешных переговоров с Святославом, обратил оружие на русских, нанес им несколько поражений, вытеснил из Преславы и Доростола и в июле 971 г. вынудил Святослава заключить мир и удалиться из Болгарии.
| Уничтожение вост. царства болгарского. | Счастливая война греков с русскими кончилась уничтожением восточного болгарского царства, которое присоединено к империи; царь Борис выслан в К-ль. Император по этому случаю совершил торжество. В триумфе, какого давно уже не видела столица (со времен Велисария), везли на богатоубранной колеснице икону Пресвятой Девы, покровительницы К-ля; венец царей болгарских отдан Цимисхием в великую церковь.
| Патриаршество болгарское. | Вместе с сим упразднено и патриаршество болгарское; последний патриарх, Дамиан, лишен кафедры, и в Доростол назначен конст. патриархом митрополит, зависимый от него. Но в западно болг. царстве уже существовал независимый от конст. патриарха архиепископ, которому болгары также усвояли имя патриарха.
| Устав афонских монастырей. | 971 г. Цимисхий утверждает "Устав" для монастырей и монахов афонских. Верховное управление обителями предоставлено избираемому Проту (προτος первый), с выборными, от них. Место заседаний их протат, келлия в местности Карее. См. Порфирия История Афона, ч. III (Киев, 1877).
| Лето от Р. Хр. 974, Иоанна Цимисхия 4. |
Переселение павликан во Фракию. | К сему году относятся: переселение многих павликиан из аз. провинций, по распоряжению императора, в Филиппополь и окрестности его, и низложение патр. Василия 1-го.
| Низложение патриарха Василия.
Походы Цимисхия в сем и след. годах. | Низложение Василия последовало по причине обвинений его в недоброхотстве императору. Патр. престол дан Антонию, из игуменов студийского мон. Летом сего года Цимисхий лично водил войска в Сирию, перешел Ефрат, взял Емесу и Низиб, но с другой стороны мусульмане овладели Триполем и Бейрутом. В след. году он взял Анамею и Дамаск, и отнял Бейрут. На возвратном пути из Киликии он заметил прекрасную дачу и спросил: кому она принадлежит? Ему сказали, что евнуху Василию, аккубитору (каммергеру.) Цимисхий со вздохом заметил: "жаль видеть, что казна истощена, римские войска терпят нужду, император должен предпринимать дальние походы, а плоды всего этого идут на обогащение одного евнуха." Евнуху знал об этом и не простил императору.
| Лето от Р. Хр. 976, Василия и Константина 1. |
Начало царствования Василия 2-го и Константина 8-го. | Скоро по возвращении в Константинополь, подкупленный евнухом придворный отравил Цимисхия, и он умер 10 генваря сего года. На престол взошли дети Романа 2-го Василий 2-й двадцатилетний, и Константин 8-й семнадцатилетний, под опекою евнуха Василия и возвращенной из ссылки матери. Но узнавши о смерти Цимисхия, начальник войск на востоке, Варда Склир, провозгласил себя императором; высланный против него Варда Фока вскоре также принял имп. титул, и больше двенадцати лет восточные области были поприщем смут.
| Самуил, царь болгарский. | Давид, царь западной Болгарии и сын Шишмана, уступает престол брату Самуилу и постригается. Самуил счастливо воевал с греками, опустошил Македонию и в 976 г. жителей Лариссы переселил внутрь своих владений, а мощи св. Ахиллия, епископа ларисского († ок. 330 г.) перенес из Лариссы в г. Преспу, тогдашнюю столицу свою, где жил и архиепископ (патриарх) болгарский. Преспа и доныне наз. Ахиль, по имени святого.
| Пр. Афанасий. | В 980 г. скончался преп. Афанасий афонский, основатель Лавры, известной под его именем. См. житие его 5-го июля.
| Лето от Р. Хр. 983, Василия и Константина 8. |
Победа греков над зап. императором. | Сего года ум. В Риме имп. Оттон 2-й, к концу своей жизни вздумавший отнять южную Италию от греков, как приданое супруги своей; но греческий катапан из Бара, в союзе с сицил. мусульманами, нанес ему сильное поражение близ г. Россано (982), так что Оттон едва спасся от плена.
| Церк. дела Богемии. | В генваре сего года ум. Дитмар, пражский епископ; на его место в феврале избрали иподиакона Войцеха, богемца, который долго жил и учился в Магдебурге и в честь тамошнего архиепископа принял имя Адальберта. Теперь ему было не больше двадцати лет. Князь Болеслав, как вассал императора, отправил Войцеха к нему в Италию для утверждения выбора; Оттон 2-й дал ему кольцо и пастырский жезл, и послал в Майнц для посвящения. Войцех вошел в Прагу босыми ногами. Как воспитанный с восьми лет по иноземному, в школе лицемирия и ханжества, Войцех тотчас воздвиг гонение на славянское богослужение и славянские книги. "И в Моравии, и в Чехии, и в Польше его старанием разрушена православная вера, славянская письменность заглушена, утверждена латинская вера и письменность, православные епископы и священники частию истреблены, частию разогнаны". Так заметил об нем некий давний жизнеописатель Кирилла и Мефодия (см. Филарета Святые южн. славян, стр. 101). За свой фанатизм он два раза вынуждаем был искать убежища в Риме; наконец отправился проповедывать в Польшу и убит (997 г.) язычниками близ Гданска (Данцига).
| Киевские мученики. | К сему же 983 году относят мученническую кончину двух киевских христиан, по след. поводу. Вел. Князь Владимир по случаю побед над хорватами в нын. Галиции и ятвягами (в нын. Гродненской и Мин. губ,) приносил жертвы богам. Старшины сказали: "бросим жребий на отрока и девицу; на кого падет, того принесем в жертву богам". Жребий пал на юного Иоанна, сына варяга христианнна Феодора. Отец не хотел выдать сына, и сбежавшиеся язычники умертвили обоих. Мощи отрока Иоанна почивают в Антониевой пещере; к нему прибегают с молитвою о чадородии неимеющие детей.
| Папы рим. | На папском престоле, после Иоанна 13 († в сент. 972), сидели: Венедикт 6-й, чрез 18 месяцев Задушенный кардиналом, [983-1] который и папствовал под именем Вонифатия 7-го, но в августе 974 изгнан римлянами и бежал в Константинополь. О преемнике его, Донусе 2-м, мало известно. С 22 дек. 975 был папою Венедикт 7-й, из епископов сутрийских, погребавший Оттона. Во дни его прибыл в Рим дамасский еп. Сергий, бежавший от сарацын, и получил от него в управление греческий монастырь св. Вонифатия и Алексия. По смерти Венедикта († 10 июля 984) сидел на престоле Петр, еп. павийский, принявший имя Иоанна 14-го, но чрез восемь месяцев возвратившийся Вонифатий 7-й, при помощи своей партии, посадил его в тюрьму и уморил голодом (20 авг. 985). Чрез одинадцать месяцев Вонифатий умер скоропостижно; его так ненавидели, что тотчас по смерти труп волочили по улицами бросили на площади, откуда некоторые клирики прибрали его. Избранный вместо него Иоанн управлял четыре мисяца и умер, не получивши посвящения; потому его и не считают в числе пап. Наконец избрали римлянина Иоанна 15-го, который и посвящен 25 апр. 986. Императ. власть не имела влияния на дела италийские; малолетний Оттон 3-й жил в Германии и состоял под опекою матери, Феофании, и несогласных между собою вельмож.
| Патр. константинопольские. | В Константинополе, после отречения Антония патриарха в нач. 979 г., престол оставался не занятым, по причине политических замешательств, больше четырех лет. Наконец в половине 983 сделался патриархом Николай 2-й Хризоверг.
[983-1] Название cardinales presbyteri прренадлежало прежде приходским настоятелям церквей в Италии; в таком смысле употреблено оно в 746 еще году в "постановлениях" (capitula) папы Захарии. Но уже со второй половины 9-го в. им обозначали только старших священников римских, членов папской консистории; затем и епископы члены стали называться кардиналами.
| Лето от Р. Хр. 988, Василия и Конст. 12. |
Крещение русской земли. | Сего лета русский вел. князь, завоевавши Херсон у греков, заключает, с ними мир, принимает св. крещение и женится на двадцатилетней Анне, сестре императоров. Возвратившись из Херсона в Киев, крестит всю землю русскую; первым митрополитом Киеву поставляется в Константинополе из св. Михаил, болгарин, коего мощи до ныне нетленно в Киеве почивают. Древнейшие русские епископии в Новгороде, Чернигове, Белгороде (близ Киева), Ростове и Владимире Волынском.
| Русские войска в Империи. | По уговору с князем Владимиром, императоры получают шесть тысяч русского вспомогательного войска, с которыми нанесено окончательное поражение мятежному Варде Фоке в 989 г.
| Агапий, патр. антиох. | Между бумагами убитого Фоки найдено письмо к нему от Агания, патриарха ант., несколько одобрявшее поступок его. Посему император Василий вызвал его в Константинополь (990 г.) и поселил в монастыре, из котораго он еще семь лет управлял делами своей кафедры, пока сам не отказался добровольно.
| Лето от Р. Хр. 995, Василия и Конст. 19. |
Успехи христианства в землях угорских. | В Угрии христианство распространялось по немногу и между природными венграми, благодаря поддержке Сарольты, дочери трансильв. князя Гиулая, и супруги князя Гейзы; сам Гейза (вст. на престол 972) принял св. крещение, но приносил и языческим богам жертвы и Богу истинному, отвечая на деланные ему представления, что он достаточно богат для даров и христ. Богу, и своим отечественным. При связях с имп. Оттоном 3-м, он допускал в свои земли и лат. мессионеров, которые впрочем не имели успеха, доколе на последовавшее в сем году сватовство к родственнице Оттона, Гизел, сына его Стефана, не получен ответ, что брак может состояться только при условии обращения венгров в христианство, конечно, по латинскому обряду. Вследствие сего, одновременно с невестою, прибыли монахи из Италии и Германии, которые перекрестили Стефана и занялись обращением угров. Впрочем Гейза умер (997) прежде, чем латинство утвердилось прочно. Сын и наследник его, Стефан, одолел родственных себе князей, восставших в защиту ли греческого исповедания, или своих удельных прав, и вместе с получением (1000 года) королевского венца от имп. Оттона доставил латинству преобладание в своем государстве, как вере господствующей. Им учреждена лат. архиепископия в г. Остригоме (Гране) и три епископские кафедры.
| Констант. патриархи. | Конст. патр. Николай Хризоверг ум. во второй половине 996 г. Преемствовал ему Сисиний, сконч. В 999 году; он, вероятно по обстоятельствам времени, вновь разослал по епархиям "окружное послание" Фотия против латинян. Ибо хотя совершенного разрыва между церквами еще не было, все-таки православие латинян считалось сомнительным и единение с ними вызывало осторожность. После него патриаршил, из игуменов, Серий 2-й, внучатный племянник знаменитого Фотия.
| Арсений алекс. | На алекс. патриаршем престоле сидел тогда Арсений, который выхлопотал у египет. халифа Азиза († 996) повеление коптам отдать ему церковь Богоматери в Каире. В Каире он и начал жить с того времени; ему следовали и его премники.
| Папы римские. | В Риме по смерти Иоанна 15-го в 996 г. сделался папою, с утверждения императора, Григорий 5; но возмутившийся против императора римский вельможа Кресцентий (Ченчи) изгнал его и доставил престол епископу Пиаченцкому, Иоанну 16-му, в 997 г. Григорий 5-й в Павии соборне анафематствовал обоих, а когда Оттон с войском подошел к Риму, то Иоанн схвачен был своими врагами, которые, опасаясь, что император помилует его, поспешили урезать ему нос и язык, и вырвать глаза. В таком состоянии бросили его в темницу.
| Преп. Нил калабрийский. | Когда узнал об этом преп. Нил калабрийский, земляк Иоанна (пот. что Иоанн был грек из Калабрии), то, не смотря на свои преклонные лета, поспешил в Рим и умолял императора и папу отдать ему несчастного; но папа Григорий в злобе велел еще провести Иоанна по римским улицам на осле лицом к хвосту и заключил в тюрьму, в которой тот и умер. Огорченный беспощадностью папы и императора, Нил отправился с своими монахами из Рима и на пути остановился близ Гаэты в пустынном месте. Гаэтский герцог (dux) признавал верховную власть греч. империи. Он позволил Нилу, по его желанию, устроить монастырь на избранном месте. Через три года, чувствуя приближение смерти, он поехал в греч. монастырь св. Агафии, близ Тускулума, верстах в 50 от Рима, и тут скончался 26 сент. 1002 года. И греки и латыняне имеют его во святых.
| Преемники папы Григория 5-го. | Папа Григорий 5-й ум. 18 февр. 999 г., и его место занял архиеп. равенский Герберт, бывший учителем Оттона 3-го; как папа, он известен под именем Сильвестра 2-го. После его смерти (12-го мая 1003) был на престоле Иоанн 17-й, сконч. чрез пять месяцев (в окт.), а за сим 19 марта 1004 г. вступил Иоанн 18-й. Во дни его немецк. король Генрих вступил с войском в Ломбардию и, одолевши Ардуина, владетеля Мантуи, по смерти Оттона (1002 г.) провозгласившего себя королем Италии, венчался в Павии королевским венцом.
|
к оглавлению
|
|