Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   YouTube канал проповедей отца Олега   YouTube канал стихотворений Олега Урюпина   Facebook страничка  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Летопись
Церковных событий
и гражданских, поясняющих Церковныя.

От Рождества Христова до 1879 года.

Архимандрита Арсения


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  Предисловие     1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...  
к следующей страницек следующей странице


Лето от Р. Хр. 202, Септимия Севера 10.

Гонение на христиан.

На десятом году царствования своего Септимий Север издал указ, воспрещавший распространение иудейской и христианской веры. Хотя, таким образом, прежние христиане, по смыслу указа, оставлялись в покое, но и неудержимое распространение веры, и фанатизм языческих жрецов и черни, и страсти отдельных лиц были поводом к гонению, одному из сильнейших, хотя и не без промежутков, в которые христиане имели покой.

Мученики в Галлии.

В Лионе пострадал св. Ириней епископ со множеством других, в том числе и Андеол иподиакон, еще св. Поликарпом смирнским присланный сюда для распространения веры.

В Египте.

В Египте гонение свирепствовало с такою силою, что многие христиане ожидали пришествия антихриста и кончины мира. В Александрии, между другими, пострадал Леонид, отец знаменитого Оригена, которому тогда было семнадцать лет; св. Потамиена девица предана была на суд господином своим, распутным человеком, и скончалась в кипящей смоле.

В Африке.

В Карфагене пострадали двенадцать мучеников, уроженцев города Сциллы, св. Перпетуя, знатная женщина, сама описавшая допросы и заключение свое, и множество других.

Апология Тертуллиана.

В самом начале гонения сего Тертуллиан написал славную свою апологию и подал ее "предстоятелям римскоий империи" (antistites imperii romani), т.е. императору Северу и сыну его Каракалле, с 198 года сделанному соправителем. Говоря в ней, сколь несправедливо осуждать христиан за одно имя, свидетельствует о высокой нравственности христиан: "пусть о том свидетельствуют собственные списки ваши; между преступниками, осуждаемыми на казни и заточение за убийство, воровство и другие преступления, есть ли хоть один христианин? Вами, язычниками, полны темницы; а если в них заключены христиане, то уж разве только за то, что они христиане. Если же христианин виновен в преступлении, то это уже доказывает, что он перестал быть христианином"... О ненависти язычников к христианам: "вы постоянно преследуете христиан. Народ, и не ожидая приговора судей, побивает нас камнями, сожигает наши жилища. В ярости своей он не щадит даже умерших и из гробниц вырывает тела христиан, чтобы терзать их... Все служить предлогом для ненависти вашей: разольется Тибр или не разольется Нил, случится засуха или землетрясение, голод или болезнь, тотчас поднимаются крики: христиан львам! – как будто до пришествия Иисуса Христа никогда не испытывалось подобных бедствий"... "Но терзайте нас, сколько хотите! вы этим ничего не выиграете. Мы размножаемся по мере того, как вы пожинаете нас, и кровь мучеников делается семенем христианства". Тут же говорится, что во многих местах христиане деньгами (не в казну, как замечает Тертуллиан) откупались от преследования.

Лето от Р. Хр. 203, Септимия Севера 11.

Ориген, наставник оглашаемых.

Климент, наставник огласительной школы в Александрии, удаляется, во избежание гонения, на восток, и восемнадцатилетнему Оригену поручена была епископом Димитрием должность огласителя. До сего жил он в крайней бедности, потому что имущество его отца, казненного за веру, было конфисковано; теперь Ориген имел готовую квартиру, а содержался на четыре овола (около шести копеек серебром), которые выдавались ему ежедневно человеком, на этом условии купившим его собрание языческих писателей.

К Оригену во множестве стекались язычники, чтобы слушать его; а он занимался не только в училище, но и дома беседовал с приходившими к нему. Жизнь вел строгую; вина не пил; ночи проводил в молитве и чтении. Человек, заметный в обществе, он во время гонения показал себя усердным христианином: посещал заключенных, провожал мучеников на место казни, громогласно славя их подвиг и везде явно защищая христиан; за то чернь часто бросала в него камни, грозила и бранила. Не попал же он в число мучеников только потому, что Господь Бог хранил его. Однажды народ насильно возвел его на ступени храма Сераписова, одел в мантию жреца и требовал, чтобы он раздавал, по языческому обычаю, пальмовые ветви входившим в храм. Ориген взял ветви и, раздавая их приходящим, говорил: "возьмите их не как пальмы идолов, но во имя Христа!"

Лето от Р. Хр. 205, Септимия Севера 13.

Монтанизм Тертуллиана.







Тертуллианисты.

К сему времени относят отпадение Тертуллиана в секту монтанистов после того, как был в Риме и там поссорился с клириками римской церкви из–за снисходительного отношения их к еретикам монархианского направления, и в избытке горячности и ревности пристал к монтанистам, с большею строгостию относившимся ко всем гностикам и еретикам. В обществе Монтана Тертуллиана думал найти действительнейшее присутствие Духа Божия и в сочинении против Праксея, представителя монархиан в Риме, писанном около сего времени, сам говорит, что от людей душевных (a Psychcis, т.е. кафолической церкви) его отделили познание и защита славы Утешителя (agnitio et defensio paracteti). Когда скончался, неизвестно; известно только что, по неизвестной причине, и от монтанистов отделился и составил свою общину, которая, под именем тертуллианистов, продолжила свое бытие в Карфагене до конца IV столетия. Блаженный Августин, сделавшись епископом иппонским, убедил в Карфагене последних из нее (paucissimi enim, qui remanserunt) воссоединиться с Церковию и свою молельню (basilicam) отдать православным. См. Август, De haeresibus, 86.

Сочинения Тертуллиана.

От Тертуллиана осталось множество сочинений, которые, не смотря на враждебный иногда тон относительно православного клира и православных обычаев, высоко ценились последующими зап. учителями церкви – Киприаном, Иеронимом и Августином, хотя на востоке, исключая апологии, были вовсе неизвестны до самого XIV века. Для ознакомления с духом и приемами автора, приводим несколько мыслей из сочинения его "о свидетельстве души". Тут он говорит, что во всякой человеческой душе есть свидетельство о Боге. "Душа по природе христианка и свидетельствует о Боге. И когда она выражет свое чувство, то не на Капитолий взирает, а на небо. Она знает жилище живого Бога, потому что получила бытие свыше, от Него". Следуя естественному стремлению, она выражает понятие не о многих богах, а об едином истинном Боге. "Душа, заключенная в темницу телесную, извращенная и омраченная худым воспитанием, страстями и пороками, может быть доведена до служения ложным богам: но если когда приходит она в чувство, то называет Бога только одним именем Бога, потому это имя по праву принадлежит только истинному Богу. Она призывает Его, коль скоро пробуждается от омрачения страстей, или собирается с силами после долгой болезни, или пробуждается от сна". Тертуллиан знал, что познание Бога есть источник и двигатель цивилизации, жизненная сила всех исторических явлений, и что вся история человечества есть развитие богознания. "Я ссылаюсь на твое свидетельство, которое известнее всякой письменности, распространено более всяких книг, и учености, важнее всякого человека, потому что оно есть существо человека. Душа! ты должна сказать нам, ты, которая делает человека человеком, существом разумным, способным чувствовать и познавать. Но я не хочу звать тебя такою, какою ты выходишь из школ, запачканная пылью библиотек, вскормленная академиями и учеными обществами, наполненная и хвастающая знанием разных разностей. Я зову тебя простую, необразованную, естественную... Ты, сколько известно, ни сделалась христианкою, ни родилась от христиан; и однакож мы, христиане, требуем от тебя свидетельства о тебе против твоих (т.е. язычников), чтобы ты, душа, посрамила их за то, что они ненавидят нас и преследуют из–за таких вещей, в пользу которых говорит твое собственное сознание. Не нравится, например, людям, что мы проповедуем единого истинного Бога, от которого произошло все, что существует. Свидетельствуй же ты за нас! Чего нам не позволяют, то мы слышим от тебя публично и свободно, в доме и вне дома, когда говоришь: "Бог даст", "Так Богу угодно". И наше учение о Боге несокрыто от тебя. Часто мы слышим, как ты говоришь: "Бог благ, Бог подает все доброе", и прибавляешь: "только человек худ". Этим противоположением ты указываешь, что человек сделался худым чрез уклонение от Бога. И главное учение христиан, что Бог есть податель всякого блага, тебе известно, о душа! "Бог да благословит тебя", говоришь ты. Наконец ты свидетельствуешь о святости Бога и Его правосудии обычными изречениями: "Бог все видет; предаю воле Божией; Бог судья между нами". Такие возгласы мы слышим часто и от жрецов, и в храмах; не есть ли это свидетельство об истине, которое даже в капищах демонов оправдывает христианскую веру?" Тертуллиан далее говорит, что если выражение души о Боге несовершенно и неясно, то потому, что ясность эта дается только верою во Христа, чрез которого Бог открылся людям. Главное же доказательство божественного достоинства Иисуса Христа и Его учения у Тертуллиана то, что оно имеет силу облагораживать сердца человеческие и открывать очи человека к созерцанию истины; затем – чудесное распространение христианства.

Ересь монархиан.

Монархиане – секта, против которой ратовал Тертуллиан – появились еще в конце 2–го века и были обличаемы Иринеем лионским в лице Ноэта; в начале сего века Праксей был самым заметным представителем подобной же секты, которая впрочем не была значительна количеством. Они учили, что мысль о троичности лиц в Боге несовместима с учением о единстве Божием, и что Иисус Христос был воплотившийся Бог Отец, который и пострадал на кресте. Потому монархиан называли еще и патрипассиапами. Епископ римский Виктор, скончался 202 г., состоял в благоприятных отношениях к Праксею. К 215 году последователи Праксея слились в Риме с более многочисленными последователями Ноэта, так как основа учения тех и других была одна – единство лица в Божестве, или единоначалие (μοναρχία).

Лето от Р. Хр. 211, Каракаллы 1.

Имп. Каракалла.

В феврале сего года, по смерти Септимия Севера в британском городе Еборакуме (Иорке), ему наследовали оба сына его, Каракалла и Гета; но уже в марте следующего года старший убил младшего и воцарился один.

Мир церкви.

Каракалла, хоть и дурной государь, не преследовал христиан, подобно как и его ближайшие преемники – Макрин, Елиогабал и Александр Север, так что до 235 года Церковь имела покой от внешних врагов.

Св. Александр иер.

Около сего времени св. Наркис, бывший иерусаламский епископ, вновь занял свой престол, по смерти Гордия; а так как по преклонной старости (имея 116 лет) не мог исправлять свое служение, то в сотрудники ему избран исповедник Александр, епископ какой–то церкви в Каппадокии, прибывший на поклонение св. местам.

Его приветствие церкви антиох.

Еще бывши в узах за исповедание имени Христова, он услышал о возведении (210 г.) на антиохийский престол исповедника Асклипиада и приветствовал церковь антиохийскую следующим посланием: "Александр, раб и узник Иисуса Христа, блаженной церкви антиохийской желаю здравствовать о Господе. Легкими и удобоносимыми соделал Господь узы мои во время заключения, сподобив меня услышать, что на епископский престол антиохийской церкви вашей промыслом Божиим поставлен Асклипиад, муж достойнейший по заслугам веры"... Конец письма: сие письмо посылаю к вам, почтеннейшие братия мои, с блаженным пресвитером Климентом, мужем испытанным и украшенным добродетелию. Вы знаете его и узнаете еще более. Пришедши и сюда по распоряжению и усмотрению Господа, он утвердил и умножил Его церковь".

Сочинения Климента Алекс.

Упоминаемый тут Климент есть Климент Александрийский. Дальнейшая его судьба неизвестна. Из оставшихся после него творений известны теперь: Педагог, Увещание к язычникам, Строматы (в семи книгах), Наставления, и превосходное рассуждение о том, Кто из богатых спасется? исследование о Клименте есть в Прав. обозр. 1867 г. В пятой книге Наставлений говорит, что Кифа, упоминаемый в послании к Галатам 2, 11 – 15, был не ап. Петр, а из семидесяти апостолов.

Серапион ант. и его отзыв о Ев. Петра.





Докеты.

Асклипиад антиохийский был преемником Серапиона, от которого сохранилось послание к христианам церкви Рогской, в Киликии, с отзывом о так называемом Евангелии Петра апостола. Он говорит: "нам удалось достать это самое Евангелие у тех, которые его изучают; они последователи тех, которые первые им пользовались, а мы называем их докетами. Прочитавши эту книгу, мы нашли в ней нечто несогласное с учением Спасителя". Докетами (от δοχέω – кажусь) в первый раз названы у Серапиона еретики, которые отвергали Христа во плоти (1 Иоанна 4, 2), то есть вочеловечение Его, телесное естество Его признавали призраком, а Его земную деятельность только кажущеюся, привидением. Говоря, что христианство есть чисто духовная религия, при которой плотское и общежитейское неимеет нравственного значения, они вели не строгую и необузданную жизнь. Таковы были все гностики, имевшие притязание на возвышеннейшее понимание вещей божественных.

Лето от Р. Хр. 213, Каракаллы 3.

Занятие Оригена.

Ориген путешествовал в Рим, с намерением видеть эту церковь древнюю, недолго там пробыл и возвратился к своим обычным занятиям; за неусыпность и постоянство в трудах его прозвали адамантовым. Но видя, что у него недостает сил заниматься основательным преподаванием предметов богословских, исследованием и объяснением св. Писания и в тоже время оглашением приходящих, он одному из своих друзей, ученику Пантена, Ираклу, поручил обязанность огласителя только что приступающих к учению, а себе предоставил заниматься с более совершенными.

Труды его по св. Писанию.

В изъяснении св. Писания был столь заботлив, что имея уже около 30 лет, стал изучать еврейский язык и приобрел св. книги на этом языке. Кроме перевода LХХ, вывел на свет и малоизвестные дотоле переводы Акилы, Феодотиона и Симмаха (евионита, жившаго в царствование Септ. Севера и сделавшего перевод больше по смыслу чем по букве). Сличив переводы этих трех и семидесяти, он издал их в так называемых "тетраплах", а в "экзаплах" сделал свод шести переводов, в "октаплах" восьми. Это сличение, начатое в Александрии, окончено им гораздо позже в Кесарии и Тире.

Лето от Р. Хр. 215, Каракаллы 5.

Убийства в Александрии; Ориген на востоке.

Каракалла прибыл в Александрию и, мстя гражданам за насмешки и сатиры на его беспутство, собрал их по случаю какого–то торжества на площади и, окруживши воинами, велел избить; в тоже время другой отряд войска рассеялся по улицам, вторгался в дома, грабил и убивал. Убийства продолжались около суток. По случаю произшедших от того беспорядков, многие бежали из города, в том числе и Ориген. Жил он в Иерусалиме и Кесарии и, по просьбе местных епископов, проповедывал в церкви, изъяснял св. Писание, хотя еще и не имел священного сана. По требованию епископа Димитрия, скоро возвратился в Александрию.

Монархиане в Риме.







Ипполит, пресвитер.



Кай пресвитер.

В Риме Епигон, ученик Ноэта, приобрел себе приверженцев между клириками, приближенными к папе Зефирину. Сам папа благоприятствовал этому учению, или, может быть, для мира церкви не желал строгостию отдалять слабых членов. Ноэтиане, усиленные последователями Праксея, даже избрали себе епископа, Наталиса, бывшего исповедником в гонениеСевера; но папа Зефирин скоро убедил его возвратиться в недра церкви. В тоже время имел приверженцев и еретик Артемон, монархианского же направления, но Иисуса Христа признававший обыкновенным человеком, только облагодатствованным. Папа, живший в мире с ноэтианами, вел борьбу с партиею Артемона. Но пресвитер Ипполит, ученик Иринеия лионского, обличал тех и других еретиков и в своей ревности доходил до порицания папы. – Тогда же находился в Риме и другой ученик Иринея, пресвитер Кай, из сочинений которого против монтанистов сохранились отрывки.

Лето от Р. Хр. 217, Макрина 1.

Макрин император.

После Каракаллы, убитого военачальником Макрином в апреле сего года на походе против парфян, от войска был провозглашен императором, этот самый Макрин; но царствовал только четырнадцать месяцев.

Постановление карф. и синнадского о крещении еретиков.

Около сего времени, думают, епископ карфагенский Агриппин созывал в Карфаген собор из епископов Проконсулярской Африки и Нумидии; присутствовало семьдесят епископов. Предметом рассуждений было крещение еретиков. Поставлено: крещенных еретиками вновь крестить, при переходи в церковь. Такого обычая и держалась церковь африканская около полувека, доколе общий голос иных церквей не уяснил сего дела; о том далее. К сему же времени относят и собор синнадский, во Фригии, тоже определивший (Евсев. Ист. VII, 7).

Лето от Р. Хр. 218, Елиогабала 1.

Перемена на имп. престоле.

Жестокий и сластолюбивый Макрин убит в Антиохии; войско провозгласило императором родственника Каракаллы, 14 летнего Елиогабала, жреца в сирийском городе Емесе.

Катакомбы в Рме.

В Риме сего лета умирает епископ Зефирин; памятником его заботливости о пастве служат так называемые каллистовы катакомбы, т.е. усыпальница (χοιμηήρτιον, χατατύμβοζ), с подземными галлереями и местами для общественных молитвословий. Называются же каллистовыми, потому что Каллист пресвитер и его преемник, по его поручению, занимался устройством их. Указание на это есть в 12–й главе 9–й кн. Философуменов Ипполита.

Разделения в римск. Церкви.









Епископство Ипполита.

Каллист, в виду обстоятельств времени и увеличивающихся соблазнов среди христианского общества, допускал некоторое послабление в требованиях церковного благочиния и к еретикам ноэтианам относился дружелюбно. Строгие ревнители православия осуждали его тем более, что и в вероучении он не был тверд, и, предполагая невозможным различать лице Бога Сына от личности Бога Отца, без того, чтобы недопустить двух Богов, однажды при полном собрании верующих сказал Ипполиту и другим православно мыслящим: "вы двубожники, подражая патрипассианам, которые называли так православных. После этого православные (а они составляли тогда меньшинство) решились избрать себе особого епископа, и таковым сделался Ипполит. Кафедра его находилась, вероятно, в той части Рима, где в 1551 году найдена мраморная статуя, устроенная его почитателями. Учитель церкви представлен здесь в сидящем положении, и по сторонам его седалища (или кафедры) начертаны по гречески пасхальный круг на 112 лет, начиная с первого года царствования Александра Севера, и перечень других его сочинений.

Лето от Р. Хр. 222, Александра Севера 1.

Ал. Север.

Александр Север вступил на престол в марте сего года; мать его, Юлия Маммея, благоприятствовала христианам. О самом Александре современник Константина Великого, язычник Лампридий, писал, что он покровительствовал христианам и евреям, за что насмешники прозвали его архисинагогом.

Христианские храмы.

Полагают, что в его царствование воздвигнуты явно первые христианские храмы. По крайней мере, когда один содержатель питейного дома принес ему жалобу на то, что христиане для совершения своего Богослужения заняли место, ему принадлежавшее, то император велел оставить место за христианами, сказавши, что лучше употребить его на совершение молитвословий, чем на устройство харчевни.

Сочинения Ипполита.

С этого года начинается Ипполитово расчисление дней Пасхи, и в этом же году, по всей вероятности, начал он писать свое обширное сочинение Философумена или "обличение всех ересей". О его жизни и сочинениях см. исследование Иванцова–Платонова: Ереси и расколы первых трех веков христианства (Москва, 1877).

Ориген вызывается в Аравию.

К этому же, может быть, времени относится рассказываемое Евсевием в истории VI, 19. "Когда Ориген находился еще в Александрии, прибыл туда некоторый воин с письмами к епископу Димитрию и префекту Египта от правителя Аравии, в коих просил, чтобы тотчас отправили к нему Оригена, чтобы этот сообщил ему свое учение. Посему Ориген отправился в Аравию, и, исполнивши поручение, возвратился в Александрию". Правитель Аравии (римской, которой метрополия – Бостра) вероятно много хорошего слышал об Оригене и потому желал лично познакомиться с ним и его учением, хотя христианство в Бостре, местопребывании правителя, уже со времен апостольских было известно, и тут находилась епископская кафедра.

Лето от Р. Хр. 226, Александра Севера 5.

Новоперсидское государство.

В сие лето перс Ардшир (или Артаксеркс) возмутился против своего государя, царя парфянского Артабана, положил конец владычеству этого племени и возвысил персов, восстановивши при этом и древнюю религию Зороастрову. Основанное им государство (персидское царство Сассанидов, потому что Ардшир был из рода Сассана) называется новоперсидским и существовало более четырех веков.

Христианство в Персии.

Христианство в страны парфянского царства проникло еще в первом веке, потому что ап. Петр проповедовал там, и ап. Фаддей основал церковь в Едессе. Современник Иустина и Татиана, ученый христианин едесский Вардесан (к сожалению, несколько заразившийся гностическими заблуждениями) в своем превосходном, сочинении "о судьбе" против язычников упоминает о христианских общинах Парфии, Мидии, Персии и Бактрии.

Лето от Р. Хр. 228, Александра Севера 7.

Пресвитерство Оригена.

Ориген, приобревший всюду славу, вызван был в Ахаию, где многие еретики возмущали Церковь. На пути туда, приглашен был материю императора в Антиохию и беседовал с нею о предметах веры христианской, а в Кесарии епископ Феоктист и Александр иерусалимский, желая оказать уважение к достоинствам Оригена, возвели его в пресвитеры. Но это сделалось поводом к пререканиям. Димитрий алекс. оскорбился, что это рукоположение совершено без его ведома и писал епископам, оспаривая законность дела и поставляя на вид скопчество Оригена, (о чем дотоле известно было немногим в Александрии). Впрочем, по возвращении Оригена 229 г., Димитрий не препятствовал его занятиям в школе, хотя и относился к нему не с прежним дружелюбием.

Лето от Р. Хр. 231, Александра Севера 10.

Удаление Оригена из Египта.

Неудовольствия от еп. Димитрия и его приближенных заставили Оригена покинуть Александрию навсегда и переселиться в Кесарию. В толковании на Евангелие от Иоанна, начатом еще в Александрии, Ориген так говорить об этом своем удалении: "милосердие Божие вывело меня из Египта, как некогда народ Его; но и после отбытия враг преследовал меня и направлял против меня все ветры и бури Египта". Действительно, Димитрий старался всюду об отлучении Оригена от Церкви. Впрочем, скоро он умер, именно в 232 г., и на александрийском престоле преемствовал ему Иракл.

Занятие Оригена.

Оригену, поселившемуся в Кесарии, еп. Феоктист и Александр иер. поручили изъяснение Писания и проповедь в церквах. Кроме того, открыл он тут, по примеру александрийской, школу, где многие слушали его уроки; в том числе – Григорий, в последствии епископ неокесарийский, и брат его Афинодор, также епископ (уроженцы каппадокийские). Продолжал он и главное свое занятие, состоявшее в исследовании и сравнении всех известных тогда переводов св. Писания, – труд, стоивший Оригену двадцати восьми лет постоянной и неутомимой деятельности.

Собор в г. Иконии.

Около сего же времени (именно в 231 или 232 г.) епископом Кесарии Каппадокийской делается великий почитатель Оригена, Фирмилиан, который, по собственному свидетельству в письме к Киприану около 256 г., присутствовал на соборе епископов Галатии и Киликии в Иконии; на этом соборе определено было крестить всех еретиков, приходящих в церковь. Время этого собора полагают между 231 и 235 годами.

Лето от Р. Хр. 235, Максимина 1.

Воцарение Максимина и гонение на христиан.

В марте сего года имп. Александр убит вместе с своею матерью в Германии, близ нынешнего Майнца; возмутившиеся легионы провозгласили императором Максимина. Так как двор покойного государя состоял почти из одних христиан, то в числе четырех тысяч приверженцев Александра, избитых по повелению Максимина, большинство составляли верующие. Кроме того, издал он указ преследовать начальных между христианами, то есть – епископов; посему римский епископ Понтиан и епископ же Ипполит из Рима были сосланы в Сардинию.

Состояние церквей Понта и Каппадокии.

О том, что происходило тогда в Понте и Каппадокии, знаем из позднейшего рассказа еп. Фирмилиана в писме к Киприану карфагенскому: "Почти за двадцать два года пред сим, во времена после императора Александра, происходили тут многие беспокойства и притеснения и вообще всем людям, и в частности христианам. Частые и многие землетрясения разрушили многое в Капподокии и Понте, даже провалились некоторые города, и по этому поводу настало тяжкое гонение на имя христиан. Это гонение, наступившее после продолжительного мира, по своей неожиданности и необычайности тем более смущало и страшило народ. Правителем нашей области был тогда Серениан, жестокий и лютый преследователь. Когда верные находились в таком беспокойстве, от страха преследования бегали туда сюда, оставляя свое отечество преходили вдругие местности, – а переходить можно было, потому что гонение было не повсюду, а по местам, – вдруг некоторая женщина, объявившая себя пророчицею, привлекала и обольстила многих, крестила и совершала Евхаристию"? Наконец была облечена в своем нечестии.

Книга Оригена ?о мученичестве?.

Гонение коснулось и Кесарии Палест., где жил Ориген, и он удалился в Тир. Друг его, Амвросий в Александрии дававшей ему средства к занятиям (потому что был очень богат) и им же вырванный из сетей гностицизма, теперь был дьяконом церкви кесарийской, и вместе с Протоктитом, пресвитером тойже церкви, заключен в темницу, как христианин. Хотя оба исповедника не были приговорены к смерти, но преобрели славу терпением. Им–то и посвятил Ориген свою книгу "о мученичестве".

Лето от Р. Хр. 238, Гордиана 1.

Перемены на имп. престоле.

Максимин убит бунтовщиками близ Аквилеи; сенат наименовал императорами Пуппиена и Бальбина, но чрез месяц солдаты умертвили обоих и доставили престол шестнадцатилетнему Гордиану, внуку нумидийского правителя, за год пред сим принявшего титул императорский и погибшего в борьбе с приверженцами Максимина.

Юлий Африкан, писатель.

Около сего времени умер церковный писатель, Юлий Африкан, уроженец Никополя палестинского (древний Эммаусь). Для него Ориген доказывал подлинность истории о Сусанне в книге пророка Даниила, из сочинений Африкана сохранилось его послание к некоему Аристиду о мнимом разногласии родословий Христа у Матфея и Луки.

Оригенов свод текстов св. Писания.

Около сего же времени Ориген в Тире окончил свой 28 летний труд "свод текстов св. Писания" – в пятидесяти томах. Книги эти оставались при церковной библиотеке в Тире, доколе ученик его, Памфил, не перевез их в Кесарию, где они большею частию погибли в 653 году, при взятии этого города магометанами.

Лето от Р. Хр. 244, Гордиана. 1.

Собор в Бостре.

В этом году происходил собор епископов в Бостре, по следующему поводу. Берилл, епископ бострийский, начал вносить в церковь странное учение, будто Иисус Христос не существовал до рождения, как личность, и имел бытие только в мысли Божественной, как предопределенный Искупитель; что Божественное Его достоинство состоит только в Его духовном и нравственном единении с Богом. Таким образом Берилл, как видится, увлекся монархианством. Епископы области Аравийской, положив соборне вразумить его, на соборе, между прочими, пригласили и Оригена. Берилл познал свое заблуждение и отрекся от него.

Ипполит рим. на востоке.

В числе присутствовавших на соборе вероятно был и Ипполит римский, так как, по освобождении из ссылки, он проживал на востоке, в Антиохии и Аравии, и Евсевий в своей Церковной Истории, а также и Хроники, упоминает об нем рядом с Бериллом, равно как и блаженный Иероним (De viris illustr. 61). Последний говорит еще, что в одной из бесед Ипполита (недошедших до нас) есть прямое указание на то, что она была говорена в присутствии Оригена.

Григорий неок. И Александр угольник.

В городе Команах не было епископа, и народ пригласил св. Григория неокесарийского (епископа с 240 г., первого в Неокесарии) участвовать в избрании нового. Собрание было многочисленное и шумное; долго не решались кого выбрать. Многие желали в епископы человека ученого, красноречивого, притом же и знатного происхождения; Григорий напомнил, что следует смотреть на внутренние достоинства человека, прибавив, что часто самая скромная наружность прикрывает великие качества и добродетели. Тогда некоторые, смеясь, сказали: "если не обращать внимания на внешние достоинства, то не избрать ли Александра угольника?" Григорий спросил: "какой же это Александр?" Один из присутствующих тотчас привел человека в бедной, изодранной одежде, покрытого угольною пылью, кротко смотревшего на собрание. Григорий отвел его в сторону и из краткой беседы с ним узнал, что он человек благочестивый, получил хорошее образование, и не по нужде, а для подавления искушений и из смирения избрал свое занятие. По распоряжению Григория, умытый и приодетый Александр вновь явился собранию и в собеседовании о предметах веры поразил всех своим знанием св. Писания и мудростию. Все единодушно возгласили, что он достоин быть епископом. И так, прошед первые церковные степени, он принял епископство и достойно управлял паствою команскою даже до гонения Декиева, когда пострадал на костре. См. об нем в житии Григория неокес. 17 ноября.

Поход Гордиана против персов; смерть его.

Сапор, царь персидский, желая возвратить Пальмиру и др. места, еще с 234 отнятые римлянами, 240 г. вторгся в Сирию и Месопотамию, и овладел Антиохиею; но вскоре потерял свои завоевания и Гордиан, взяв Низибу и Карры, проник сего года до Ктезифона и восстановил Авгаря едесского, союзника римлян, на престол. Уступая интригам приближенных, он взял в соправители себе военачальника Филиппа, который и погубил его в сем же году.

Филипп имп.

Филипп, оставшись главою государства, наименовал своим соправителем сына своего, того же имени. Что Филипп исповедовал христианскую веру, неизвестно с должною верностию, хотя и был к христианам благосклонен. Сн. Евсев. Ист. Церк. VI, 34. Злат. Бес. о св. Вавиле ант. – Придя в Рим, Филипп издал строгие указы против развратников.

Лето от Р. Хр. 246, Филиппа 3.

Св. Дионисий Алекс.

Сего лета, по смерти Иракла, александрийским епископом делается св. Дионисий, из учеников Оригена, бывший до сего наставником огласительной школы.

Книги Оригена против Цельса.

Около сего же времени Ориген написал свое знаменитое сочинение "против Цельса" в восьми книгах. Цельс, известный в царствование Марка Аврелия епикурейский философ, написал "Истинное слово", в котором собрал все, что говорилось и могло говориться против христианства и в подкрепление язычества, которое впрочем понимал своеобразно, говоря, что можно допустить Верховное Существо, при котором существуют другие боги, как его слуги и представители в мире. Около восьмидесяти лет сочинение Цельса оставалось без ответа со стороны христиан. Краткое, но довольно обстоятельное изложение ответа Оригенова есть в соч. Образцова История Христианской Церкви, выпуск 1–й, изд. Спб. 1877.

Лето от Р. Хр. 247, Филиппа 4.

Собор в Аравии.

Сего лета епископы Аравии составили собор (вероятно в Бостре), на котором отвращены от заблуждения некоторые еретики, утверждавшие, что человеческая душа умирает вместе с телом, и вместе с ним же некогда воскреснет. В числе присутствовавших был и Ориген, деятельно участвовавший во вразумлении заблуждавших.

Елкесанты еретики.

Опровергал он и другие заблуждения, особенно сильную в Сирии и проникшую даже до Рима ересь Елкесантов, которые отвергали все послания ап. Павла и некоторые места в других книгах св. писания и хвалились какою–то книгою Елксая, упавшею к ним с неба. Они говорили, что слушающий этой книги спасется, и что отрицаться от веры, во время напастей, дело безразличное: "человек благоразумный, при нужде, на словах отречется, а в сердце – нет". Об них упоминает Ориген в беседе к народу на 82–й псалом.

Лето от Р. Хр. 248, Филиппа 5.

Св. Киприан карфагенский.







Письмо к Донату.

Сего лета, по смерти еп. Доната, престол карфагенский занят св. Киприаном. Воспитанный в язычестве, Киприан в очень молодых летах сделался преподавателем философии и красноречия в Карфагене, жил весело и роскошно. Ему случилось познакомиться с христианским священником Цецилием, который убедил его, что только христианское учение ведет к истине и спасению. Киприан уверовал и крестился, пробывши немалое время в разряде оглашаемых, в 246 году, а скоро рукоположен был и во пресвитера. В письме к другу, Донату, так описывал он чудную перемену, совершившуюся в нем после; обращения. "Я томился прежде во мраке и темноте, беспрестанно и неутомимо носился по волнам мира, в заблуждении, не зная, для чего живу, находясь вдали от истины и света. Но после того, как чрез спасительную баню крещения я получил новую жизнь и очистился от грехов прежнего жития, в облегченное сердце пролились потоки чистого и всеозаряющего света; и когда я свыше получил благодать Духа и чрез возрождение преобразился в нового человека, колеблющийся дух мой получил чудесную силу, для меня открылись непостижимые тайны; что было мрачного озарилось и стало видным; что прежде казалось трудным, сделалось легким; что казалось невозможным, теперь сделалось удобоисполнимым. Теперь я узнал, что прежняя жизнь для плоти и греха – жизнь земная, гибнущая, а жизнь по заповедям Христовым есть жизнь божественная"...

Александр. мученики.

В Александрии какой–то языческий ученый возбудил народ против христиан, говоря, что убиение их есть очистительная жертва, угодная богам. Чернь с яростию бросилась на христиан, побивала их камнями, грабила имущество, тиранила и позорила. Тогда многие оказались верными служителями Господа. Язычники заставляли их произнесть богохульные слова против Христа, но они предпочли смерть. Пресвитер Метра, две женщины Квинта и Аполлония, старец Серапион скончались после страшных истязаний. Это гонение было следствием народной вспышки, а потому и прекратилось чрез несколько дней.

Лето от Р. Хр. 249, Деки 1.

Воцарение Деки.

В половине октября сего года возмутившиеся легионы умертвили Филиппа близ Вероны и доставили императорский престол Декию.

Мнение Киприана о комедиан. искусстве.

Епископ тенийский (города Thenae) спрашивал Киприана, можно ли дозволить некоему комедианту, сделавшемуся христианином, для снискания себе пропитания, заниматься обучением других своему искусству? Киприан находит это, как вредное для нравов юных питомцев комедии, несообразным с честию церкви и советует епископу или из тамошних церковных доходов оказывать поддержку бывшему комедианту, или выслать его к нему, в Карфаген.

Лето от Р. Хр. 250, Декия 2.

Гонение на христиан.

Новый император, в видах преобразования империи и поддержания старинных римских обычаев и законов, решил истребить христиан и в гневе сего года, тотчас по прибытии в Рим издал грозный указ против них и разослал его по всем областям. Применение указа падало прежде всего на епископов. Как усердный чтитель старины, Декий думал истреблением христианства умилостивить богов и положить конец бедствиям империи.

Роды мук.

Всякие роды мук постигали твердых в вере: мечи, огни, дикие звери, зарывание живыми в землю, раскаленное железо, сдирание кожи и проч. Мучили медленно, чтоб истощить терпение христиан. Вот два примера изысканности мук. Один мученик, после дыбы и горячих угольев, был облит медом по всему телу и выставлен в жаркий день на снедение насекомым; другой, цветущий возрастом, обнаженный на кровати вынесен в сад и отдан на произвол непотребной женщине, которая начала обнимать его и искушать. Мученик откусил свой язык и бросил ей в лицо.

Муч. смерть епископов рим., антиох. и иерусалимского.





Церк. библиотека.

Римский епископ Фабиан скончался мученически 20 генваря сего года, а в Антиохии св. Вавила епископ умер в цепях и похоронен вместе с ними. Александр иерусалимский вытребован был в Кесарию на суд и там исповедал Христа вторично (в первый раз – за сорок лет пред сим, в гонение Севера). Брошенный в темницу, он долго пробыл там и умер в узах в следующем году. В истории христианского просвещения известен тем, что на свой счет собрал при иерус. церкви значительную библиотеку книг св. писания и существовавших в то время творений христианских писателей.

Гонение в Карфагене.

В Карфагене, по получении императорского указа, языческая чернь постоянно кричала в цирке: "Киприана львам!" Следуя убеждениям братии, Киприан удалился из города, а имение его было конфисковано. С апреля месяца и в Карфагене проконсул не довольствовался уже ссылкою ревностных христиан и конфискациею имений, а начал и казнить некоторых. Первым мучеником был Маппалик, умерший под пытками; о нем упоминает Киприан в письмах, кои писал верующим из своего уединения. Он же говорит в книге "о падших", писанной по прекращении гонения, что многие и отрекались от веры, а иные за деньги доставали свидетельство (libellum), что они принесли жертвы богам (хотя на самом деле удерживались от такого нечестия). Таких называли libellatiei, т.е. имевшими свидетельство.

Удаление от опасности.

В Неокесарии св. Григорий епископ убеждал свою паству не вдаваться без нужды в опасность, сам показал пример удаления, отойдя в некоторую пустынную гору в сопровождении обращенного им идольского жреца.

Гонение в Александрии.

Св. Дионисий александрийский в письме (252 г.) к епископу антиохийскому так изображает впечатление указа Декиева на александрийских христиан. "Все были поражены страхом; многие из людей более знатных из страха сами спешили в судилище, чтоб принести отречение. Приходившие вызываемы были по именам и подходили к нечестивому алтарю. Иные из них – бледные и трепещущие, словно самих себя приносили в жертву; толпа, стоявшая кругом, осмеивала их, ибо видно было, что они страшились и умирать, и приносить жертву. Другие подходили к жертвенникам с поспешностью, стараясь тем доказать, что никогда и прежде не были христианами. Иные убежали. Некоторые из взятых оставались тверды до темницы, а потом отреклись; другие даже вытерпели некоторые истязания, но не устояли до конца. Но оказалось и много таких, которые, подкрепляемые самим Богом и получившие силу, сообразную с их верою, пребыли дивными свидетелями Христа". Так назывались мученики, потому что свидетельствовали на суде об истинности дела Христова. Дионисий сам был схвачен, при выходе из города с детьми, но толпа незнакомых ему людей (свадебный поезд) разогнала воинов и увезла его насильно в отдаленное место.

Принятие падших.

В письме своем говорит также, что святые исповедники "принимали некоторых падших братий, виновных в коленопреклонении пред идольскими жертвенниками. Видя обращение и раскаяние их, и рассуждая, что оно может быть приятно Тому, который вообще не хочет смерти грешника, но ожидает его покаяния (Иез. 18, 23), они допускали их, вводили и представляли в церковь, делали общниками в молитвословиях и трапезах".

Лето от Р. Хр. 251, Декия 3.

Мученики в Смирне и Никомидии.

В Смирне епископ Евдемон отрекся Христа и своим примером увлек многих, но пресвитер Пионий пребыл твердым в исповедании веры, был распят на кресте и сожжен на нем. См. житие 11 марта. Тогда же пострадали в Смирне и многие другие христиане. В Никомидию привели многих христиан на суд. На допрос, который в те времена происходил открыто, собрались все жители города. Некоторые из христиан отвечали робко и дрожали. Чтобы ободрить их, из толпы вышел молодой христианин Кодрат, знатного рода, стал среди обвиненных и начал говорить за всех твердо и спокойно: "имя наше – христиане; звание наше – рабы Христовы; отечество наше – небо, куда Господь вселит всех уповающих на Него". Его мужественное исповедание и твердость среди мучений не только укрепили тех христиан, но и в отрекшихся уже возбудили раскаяние. Все они с радостию приняли мученическую смерть. См. житие Кодрата, 10 марта.

Жестокость гонения; возрастание церкви.

Невозможно не только описать мученичества, но и назвать имена пострадавших в гонение Декия! Гонение продолжалось всего около двух лет, но жестокостию превосходило все прежние. Хотя же многие отпадали от веры, но мужество других, дивные знамения, коими Господь ободрял и укреплял верующих, чудесные видения, все это изумляло язычников, заставляло вникать в дело и обращаться в христианство. Церковь росла и множилась, несмотря на страшное время, когда дебри и леса становились единственным убежищем от гонений за имя Христово.

Преп. Павел Фивейский.

В числе бежавших был и двадцатилетний египтянин Павел, получивший богатое наследство от родителей. Муж сестры его, чтоб воспользоваться этим богатством, решился донесть на него, что он христианин. Но Павел узнал о том и скрылся в пустыню Фиваидскую. Там он нашел пещеру, близ которой журчал ручей и росла плодовитая пальма. В этой пещере Павел, назван. Фивейским по своему местопребыванию, прожил 91 год, питаясь плодами пальмы и одеваясь ее листьями. Он считается первым христианским пустынником и дожил до времен Констанция императора.

Смерть имп. Дики; воцарение Галла.

Император Декий, со славою кончив войну с персами, при чем даже овладел столицею их Ктезифоном и не преминул замучить тамошнего епископа с другими (см. Чет. Мин. 30 июля), и истребив род Авгарей едесских, к концу сего года пал в битве с Готами, в Мизии (нынешней Болгарии). Войско доставило престол военачальнику Галлу. Христиане несколько успокоились.

Новатианский раскол в Риме.

В Риме пресвитер Новатиан, по личной нерасположенности к преемнику Фабиана, Корнилию, и по излишней строгости к падшим во время гонения, производит раскол к коему пристали и некоторые исповедники. Нашлись три епископа, сообщившие ему епископство и он сделался главою общины новатиан, или чистых (кафаров). Новатиан сам был ученый человек (есть его сочинение о Троице, против монархиан) и строгий подвижник; его личные достоинства приобрели ему приверженцев не только в Риме, но и в Африке, где в следующем году был уже свой епископ новатианской общины, не признававший Киприана. Новатиане отлучали от церкви невозвратно всех, повинных в смертном грехе, впрочем не отнимая у них надежды на Божие милосердие посредством покаяния, разорвали общение с кафолическою церковию и вновь крестили приходящих к ним от церкви.

Лето от Р. Хр. 252, Галла 1.

Продолжение гонения на христиан; еп. римские.

Император Галл в начале сего года прибыл в Рим, и уступая фанатизму язычников, продолжил выполнение указа Декиева против христиан; поэтому и Корнелий римский, как заметнейшее между христианами лицо, был сослан, и в ссылке умер 14 сентября сего года. Место его занял Лукий, так как притязания Новатиана были отвергнуты.

Письмо Киприана к Демитриану.

Во многих областях начала свирепствовать язва; правительство обратилось к помощи богов и предписало всюду умилостивлять их жертвами, а ненавистников богам истреблять. Впрочем возбужденное этим гонение не было ни сильным, ни повсеместным, завися от усмотрения властей, как видно из письма Киприана к правителю Африки, Деметриану, писанного во время язвы, где обличает его в жестокости и свирепости против невинных.

Христ. самоотвержение во время язвы.

Когда язва появилась в Карфагене, Киприан напомнил христианам заповедь о любви ко врагам, увещевал их платить добром за зло и подражать Христу, который прощал врагам и на кресте молился за них. "Не смотрите на лица страждущих", говорил он; "они все ваши братья, дети одного Отца небесного, и пусть язычники видят, что самая смерть не может угасить в сердце христианина любви ко врагам". Увещания епископа воодушевили христиан, и они приняли на себя попечение о больных и умерших, тогда как язычники, боясь заразы, оставляли их на произвол судьбы – на улицах и в поле. Так гонимые поражали своих гонителей!

Новатиане на востоке.

Приверженцы Новатиана стараются о признании своего главы епископами востока; но на происходившем в сем году соборе в Антиохии, под председательством епископа Димитриана, Новатиан был осужден: "потому что внес раздор в церковь и некоторых из братьев увлек в нечестие". Новатиане на востоке, слившись с монтанистами, долго свои общины во Фригии и исчезли к концу 5–го века.

Лето от Р. Хр. 253, Валериана 1.

Смерть Оригена; и его православие.

В начале сего года умер в Тире славный учитель, пресвитер Ориген, от последствий тяжких уз, какие вытерпел в гонение Декия за исповедание Христа. При жизни никто не сомневался в его православии и епископы не раз обращались к нему, как учителю истины; посему возникшие в последствии нарекания на него произошли, по всей вероятности, частию от сделанных другими вставок в некоторые его сочинения, особенно в сочинение "о началах", а частию и от естественных обмолвок и частных мнений его, которых сам он не выдавал за непогрешимые. Такие обмолвки и мнения в последствии послужили для невежд или недобросовестных людей основою лжеучения, известного под именем Оригенова.

Постановление о крещении младенцев.

В Карфагене происходил собор, на котором решено недоумение: можно ли крестить младенцев до восьмого дня от рождения? Собор решил утвердительно. Думавшие иначе основывались на ветхозаветном обычае обрезывать младенцев в восьмой день.

Христ. благотворительность.

Епископы нумидийские, восемь числом, письменно извещают Киприана, что соседние кочевые варвары, сделавши вторжение в Нумидию, опустошили поля и множество народа увлекли в плен, и просили пособия для выкупа пленных. В ответном письме Киприана читаем: "мы выслали сто тысяч сестерций" – около 25000 руб. сер. – "которые собраны (collecta) между клиром и народом здешней церкви, в которой мы, по милости Божией, председательствуем... А чтобы вы всегда мысленно имели их в молитвах ваших и в воздаяние доброго дела поминали при священнодействии братьев и сестер, которые в этом столько важном деле оказали готовность к пожертвованиям, я прилагаю имена каждого, а также имена и бывших тут сослужителей наших" – т.е. епископов – "которые от себя и от своей паствы кое–что по силам пожертвовали; и кроме собственного нашего пожертвования, я и жертвы (summulas) их означаю и посылаю. Всех их вы должны поминать в молитвах ваших".

Имп. Валериан.

В конце мая сего года император Галл убит мятежными воинами, которые отдали престол полководцу Емилиану. Но и этот был месяца чрез три убит, и императором сделался Валериан, сначала не неблаговоливший к христианам.

Лето от Р. Хр. 254, Валериана 2.

Киприан соборно решает дело испанских епископов.

Два испанские епископа, Василид и Марциал, во время гонения Декиева купившие себе от языческих властей свидетельство (libelum) в том, что принесли жертвы богам, и повинные в других преступлениях, сознались в том публично и по окончании гонения просили принять их в общение хотя как мирян. Но скоро задумали возвратить свои кафедры, уже занятые другими. Один, именно Василид, бывший епископ Астурики и Леона, ходил в Рим и, обманувши папу Стефана, преемника Лукиева, принять им в общение церковное, как епископ. По возвращении из Рима, он и начал хлопотать о восстановлении себя на еп. престоле, а по его примеру и Марциал, бывший епископ Мериды. Тогда законные епископы, Феликс из Астурики и Леона, и Сабин из Мериды, с письмами от своих общин и с письменным же к Киприану отзывом епископа сарагосского Феликса, лично отправились в Карфаген для решения этого дела. Обратились же в Карфаген потому, что Киприан и его церковь пользовались особенным уважением в тамошних местах. На соборе 36 епископов, под председательством Киприана, низложение падших епископов признано законным и законные преемники их подтверждены на своих престолах, о чем и сохранилась соборная грамота общинам Астурики и Леона, и Мериды.

Лето от Р. Хр. 255, Валериана 3.

Разногласие о крещении еретиков.











Соборы карфагенские.





Письмо Фирмилиана кесарийского.

В это время выявилась наружу разность мнений о крещении еретиков: тогда как в Африке большинство епископов, с Киприаном во главе, и многие на востоке, исключая Дионисия александрийского, признавали крещение еретиков недействительным и обращающихся крестили, не различая лет, в церкви римской кающихся еретиков присоединяли чрез возложение рук, считая крещение еретиков действительным, если только оно совершалось законно во имя Отца и сына и Святого Духа. В самой Африке некоторые епископы сомневались, какого обычая держаться; посему, в следствие запроса нумидийских епископов, осенью сего года на соборе подтверждено Киприаном соблюдать постановление карфагенского собора, бывшего при Агрипине. А так как и затем получены запросы из Мавритании, то на соборе пред Пасхою 256 года вновь подтверждено тоже, и определения соборные высланы в Рим, к папе Стефану, для сведения (может быть потому, что на обычай римский иные ссылались в Африке). Но папа, не соглашаясь с мнением карфагенского собора, грозил разорвать общение с африканскими церквами, как и с восточными, если не примут римского обычая. Киприан держал посему третий собор в начале сентября 256 года, но послы собора не были приняты в Риме. Киприан после этого отправил диакона Рогациана с известием о происходившем к Фирмилиану, епископу Кесарии Каппадокийской, и к концу 256 или к началу следующего получил от него отзыв с признанием законности африканского обычая и с строгим осуждением поведения папы Стефана. Фирмилиан говорит, между прочим: "Каково заблуждение и какова слепота того, кто говорит, что в синагогах еретических может даваться отпущение грехов, и кто не пребывает на основании Церкви, однажды Христом утвержденной на камне, как можно видеть из того, что одному Петру Христос сказал: еже аще свяжеши свяжеши на земли, будет связано на небеси; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небеси (Мф. 16, 19), – и опять из сказания евангельского, что на одних апостолов Христос дунул, говоря: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите держатся (Иоан. 20, 22-23)... И так власть отпущения грехов дарована апостолам и церквам, которые они, быв посланы Христом, основали, и епископам, которые по преемственному рукоположению им наследовали. Я справедливо негодую на столь явное и открытое неразумие Стефана, потому что, тщеславясь местом своего епископства и присвояя себе преемство Петра, на котором положены основания Церкви, вводить многие другие камни и поставляет новые основания многих церквей" и проч.

Это – древнейшее письменное свидетельство о неслыханных [255-1] дотоле притязаниях римского епископа на преимущественное значение римской кафедры. Впрочем дальнейших следствий раздражения обеих сторон непоследовало, потому что скоро настало общее гонение на христиан, заставившее забыть личные виды и притязания.

[255-1] Неслыханных, если не принимать в расчет, что не без причины же Тертуллиан насмешливо выразился о римском епископе: "слышу, что верховный первосвященник, епископ, епископов говорит: отпускаю грехи блуда и прелюбодеяния покаявшимся". De pudicitia, cap. 1.

Лето от Р. Хр. 257, Валериана 5.

Гонение на христиан.

Сего лета император Валериан, по наущению суеверного и преданного волхвованию вельможи Макрина, воздвиг гонение на христиан; сначала воспрещены богослужебные собрания, а чрез несколько месяцев вышел указ, которым повелевалось "епископов, пресвитеров и диаконов казнить; сенаторов и знатнейших из христиан лишать чинов и имущества, а если и затем останутся христианами, казнить; благородных жен, лишив имущества, заточать; прочих под стражею и в оковах ссылать в рудники".

Гонение прежде всего началось в Риме и вслед за некоторыми другими был умерщвлен папа Стефан 2 августа сего года. В сентябре Киприан сослан в дальний город Курубит, а Дионисий александрийский – в пустынное место области Мареотской, где и прожил до смерти Валериана.

Лето от Р. Хр. 258, Валериана 6.

Мученики.

В сем году пострадали, между прочим: вызванный в Карфаген и обезглавленный тут Киприан (31 августа), и епископ римский Сикст с архидиаконом Лаврентием, после разных пыток изжаренным на железной решетки; память 10 августа. Что происходило в Александрии, знаем из писем Дионисия ал. "мужчины и женщины, молодые и старые, юные девы и престарелые, воины и поселяне, всякого звания и лет христиане переносили побои, железо, огонь, и вступили в борьбу, из которой выходили победителями".

В Галлии, в г. Тулузе пострадал св. Сатурнин, первый известный тамошний епископ, в г. Лютеции (Париже, городе племени Паризиев) пострадали епископ Дионисий, пресвитер Рустик и диакон Елевферий. Обезглавленные тела их похоронены христианами на горе, получившей с того времени название Горы мучеников (Mons martyrum, нынешний Монмартр).

В Антиохии, между прочими, пострадал св. Никифор; о том, как ненавидел его священник Саприкий, исповедавший Христа и потом отрекшийся, см. поучительный рассказ в Четь–Мин. 9 Февраля.

Лето от Р. Хр. 259, Валериана 7.

Исп. мученики.

В генваре сего года пострадали (сожжены живые) в г. Таррагоне, в Испании, тамошний епископ Фруктуоз и диаконы Авгурий и Евлогий. Это первые известные мученики испанские. Таррагона имела в сии времена до 250 тыс. жителей, и Фруктуоз был вероятно не первым тут епископом.

Муч. кончина св. Ипполита

Может быть к сему времени относится и мученическая кончина св. Ипполита римского, который, в 252 году, прибыл с востока в Рим с письмами Дионисия александрийского к епископу Корнилию и известием, что Новатиан осужден восточными епископами. Последние дни свои жил пустынником в пещере близ Рима и занимался обращением язычников. Память его – 13 августа.

Дионисий рим. епископ.

В Риме почти целый год по смерти Сикста не избирали приемника ему; наконец в июле сего года занял кафедру епископ Дионисий.

Лето от Р. Хр. 260, Галлиена 1.

Прекращение гонения.

В конце прошлого или начале нынешнего года Валериан потерпел поражение от персов и попался в плен, где и погиб. Воцарился Галлиен, сын его, и тотчас указами прекратил гонение на христиан, признал за ними право собираться для богослужения и возвратил отнятые у них места для усыпальниц (χοιμητήρια, coemeteria). Евсевий упоминает о грамотах императора Дионисию (вероятно Рим.), Пинне, Димитрию и другим епископам, которыми извещались о том.

Чума в Александрии и самоотвержение христиан.

Галлиену недолго пришлось одному царствовать; в этом же году префект Египта, Емилиан, объявил себя императором и был виновником страшного междоусобия и борьбы на улицах Александрии; Емилиан погиб (к началу апреля), но весь город завален был трупами и вода обагрена кровию. Появилась чума; вымирали целые семейства. Христиане помогали страждущим, и многие ходившие за больными, сами умирали. "Таким именно образом" – читаем в письме Дионисия епископа в Риме – "оставили жизнь лучшие из наших братьев, некоторые пресвитеры и диаконы, и многие, весьма похваляемые, из мирян; а сей род смерти, дело великого благочестия и твердой веры, ничем не ниже мученичества? Совершенно иначе поступали язычники: они прогоняли заболевающих, убегали от самых любезных, выбрасывали на улицу полумертвых, оставляли без погребения умерших стараясь только избавиться от передаваемой сообщающейся смерти".

В этом году умер Савелий, епископ (с 250 г.) (пропущено слово). Птолемаиды, в нынешней Трипольской области, который распространял в тамощнем крае давнюю монархианскую ересь, говоря, что как у Бога одна сущность, так и одно лице, и троичность лиц есть только следствие различного проявления одного и того же лица – Бога, то как Отца творящего, то как Сына устрояющего, то как Духа оживотворяющего; в этом будто смысле и называется Сын единосущным Отцу. Ересь эта проникала и в Египет, и Дионисий обличает ее в письмах к Аммону, епископу Вероникскому, и другим лицам.

Лето от Р. Хр. 264, Галлиена 5.

Бедствия империи от искателей царской власти и варваров.

Не смотря на гибель Емилиана, и в других местах появились искатели царской власти (всех их до времен Аврелиана насчитывают до тридцати), которые воевали с Галлиеном и между собою и тем довершали беспорядки и бедствия империи от вторжения в нее разных варварских народов. На востоке сторону Галлиена держал только Оденат, начальник арабского племени, занимавшего Пальмирский округ. Он отбил персов и выгнал их из Месопотамии; посему Галлиен признал его своим соправителем с титулом императора.

Собор в Антиохи по поводу Павла самосатского.

К сему же году относится созвание собора в Антиохии по следующему поводу. Павел, по месту рождения называемый Самосатским, сделавшись с 260 г., по смерти Димитриана, епископом Антиохийским, начал учить о личном единстве Божества и что Сын и Дух находятся в Отце, как ум и сила в душе, и тому подобное. Так как обличения соседних епископов не вразумили его, то епископы многих провинций (более шестидесяти) съехались в Антиохию; знаменитейшими из них были Фирмилиан кесарийский из Каппадокии и Григорий неокесарийский. Был приглашаем и Дионисий александрийский, но он отказался по преклонности лет и немощам, Павел самосатский постарался скрыть свои настоящие мнения, притворился православно мыслящим, и отцы собора возвратились, радуясь миру церковному.

Кончина св. Дионисия алекс.


Св. мученики.

В этом же году скончался и св. Дионисий александрийский. Года за три пред сим написал он книгу "об обетование" в опровержение книги "опровержение аллегориков", написанной недавно тогда умершим епископом Арсинои, словом, которые, буквально толкуя выражение Апокалипсиса о тысячелетнем царстве Христовом, возобновлял и распространил хилиазм, давнее заблуждение некоторых, например Керинфа еретика, о видимом царстве Христовом на земле в продолжение тысячи лет. Впрочем, из этого творения, как и многих других произведений Дионисия, сохранились только отрывки.

Лето от Р. Хр. 267, Галлиена 8.

Начатки христианства у готов.

Готы, жившие при устьях Дуная и Днепра, в соединении с единоплеменниками, жившими при устьях Дона и Воспоре Киммерийском, делают страшное вторжение в империю (не первое); одна их часть разорила Фракию, а крымские готы на судах опустошили Малую Азию, проникли в Каппадокию и увели множество пленных. Эти пленные и были первыми благовестниками св. веры в стране готов.

Дионисий рим. помогает каппадокийцам.

Когда в Рим дошла весть о бедствии, постигшем Каппадокию, то епископ Дионисий оказал пособие тамошним христианам, как знаем из письма Василия Великого к папе Дамасу, спустя около века. Василий пишет: "из непрерывного предания отцов наших и из письменных, доселе хранящихся, памятников мы знаем, что Дионисий, блаженный епископ, сиявший у вас и правою верою и другими добродетелями, оказал призрение нашей кесарийской церкви, утешал отцов наших письмами и посылал людей для выкупа пленных наших". т.е. из рук готов.

Лето от Р. Хр. 268, Клавдия 1.

Перемена на имп. престоле.


Павел самосатский.

В марте сего года Галлиен убит заговорщиками, и престол достался военачальнику Клавдию. Впрочем ему повиновались только Италия, Африка и Фракия; в Галлии был свой император, а на востоке с 267 г., по смерти Одената, господствовала Зиновия, вдова его. Павел самосатский, епископ аинтиохийский, пользовался ее благосклонностию (Антиохия подчинилась власти Зиновии) и теперь небоязненно возобновил свое лжеучение, хотя еще недавно, на втором антиохийском соборе (266 и 267 г. под председательством Фирмилиана) обещал исправиться и хранить правую веру.

Лето от Р. Хр. 269, Клавдия 2.

Третий собор против Павла самосатского.

Так как епископ Павел и вносил лжеучение, и вел соблазнительную жизнь, и производил больше беспорядки [269-1] в церкви, то созван был в третий раз собор; на пути сюда Фирмилиан кесарийский умер в Тарсе 28 октября. Собравшиеся епископы, около семидесяти числом, осудили лжеучение Савеллия и Павла (последних представителей монархианской ереси), низложили Павла и антиохийский престол предоставили Домну.

Рим. епископы.

26 декабря сего года скончался Дионисий римский; на епископском престоле преемствовал ему Феликс 1–й.

Евсевий лаодикийский и Анатолий епископ.

Около сего же времени процветали Евсевий, епископ лаодикийский, и преемник его, епископ Анатолий, оставивший множество сочинений, в том числе и "канон пасхальный", то есть правила, в какие месяцы и числа праздновать Пасху.

[269-1] Замечательно, что он отменил пение гимнов в честь Господа Иисуса Христа и допускал пение гимнов в честь свою; епископов и пресвитеров своего округа страхом заставлял говорить проповеди с похвалами себе.

Лето от Р. Хр. 270, Аврелиана 1.

Имп. Аврелиан.

Император Клавдий умирает в начале сего года; брата его и преемник, Квинтилий, от пьянства погиб дней чрез двадцать, и в марте или апреле сего же года престол и достался военачальнику Аврелиану.

Св. Антоний полагает начало своим подвигам.

Около сего времени св. Антоний, начальник монашеского общежития, полагает начало своим подвигам. Он был уроженец городка Комы, в верхнем Египте, и наследовал после родителей богатое имущество. Занятый мыслию о благоугождении Богу и спасении души, он вошел в церковь и услышал там чтомыя слова из Евангелия: "если хочешь быть совершен, иди, продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и поди и следуй за Мною". Эти слова Спасителя богатому юноше (Мф. 19, 21) показались Антонию прямым ответом на его мысли. Он продал имение и роздал деньги нищим, оставив себе лишь необходимое, а чрез несколько дней, в уповании на Бога, отдал им и остальное, поручил малолетнюю сестру свою благочестивым женщинам, жившим общиною, и на 21 году от роду удалился пустыню.

Кончина св. Григория чуд.

Около сего времени полагают кончину св. Григория чудотворца епископа неокесарийского. Имеем от него символ веры о св. Троице и каноническое послание в ответ на запросы некоего духовного лица, вызванные последствиями готских нашествий.

Лето от Р. Хр. 272, Аврелиана 3.

Аврелиан решает спор в пользу правослвн. епископов.

Аврелиан, заботясь о собрании провинций империи, предпринял поход против царицы Зиновии и овладел Антиохиею. Здесь бывший епископ Павел, пользуясь покровительством царицы, все еще жил в епископском доме и ни во что ставил определение собора против него; в городском управлении занимал важную должность procuratoris ducenarii (т.е. советника, получавшего двести тысяч сестерций жалованья). Теперь православные обратились к Аврелиану с просьбою о возвращении церковного имущества от еретика, и император решил: "передать епископский дом тому, с кем италийские и римские епископы согласны в учении веры". Тогда–то уже мирская власть изгнала Павла самосатского из епископского жилища.

Лето от Р. Хр. 275, Амврелиана 5.

Гонения на христиан.

Аврелиан, сначала оказывавший христианам терпимость, под конец своего правления издал указ против них; впрочем, прежде чем указ достиг отдаленных провинций, сам Аврелиан был убит своими друзьями, по подозрению, в апреле сего года, близ Византии. Из мучеников того времени известны: Феликс, папа римский, преподобномученик Конон с сыном (6 марта), в исаврии, и Мамант в Каппадокии (2 сентября); преподобный Харитон, исповедник, пережил гонение и остальную жизнь провел в пустынном уединении, близ Иерусалима. Память его 28 сентября.

Перемены на имп. престоле и прекращение гонения.

После пятимесячного междуцарствия, в конце сентября императорский венец достался сенатору Тациту, который отменил указ Аврелианов против христиан; умер в апреле следующего года. Брат его, Флориан, присвоил себе власть, но чрез два месяца убит солдатами, и сенат римский признал императором военачальника Проба.

Лето от Р. Хр. 277, Проба 2.

Манес ересеначальник; Манихеи.

Сего лета царь Персии Беграм велел казнить ересеначальника Манеса. Маги обвинили его в отступничестве и богохульстве, и с него живого содрали кожу. Манес, родом из Вавилона и маг, в зрелом возрасте обратился в христианство и был священником; но он твердо держался персидских воззрений о двух началах, считал ветхий завета произведением злого духа, Зороастра, Будду, Христа и себя провозглашал за одно лицо, являющееся с небес сообразно нуждам человечества, и вообще учил многому такому, что заимствовано из разных религий и искажало св. веру. Например учил он, что для спасения частиц света (всего доброго), плененных царством тьмы, исходят от Бога две небесные силы – Иисус в виде солнца и луны, и Дух св. в виде эфира, которые привлекают к себе светлые частицы из мира и души людей и переправляют на небо, чередуясь [277-1] в этом занятии. Обличенный епископом касхарским (в Месопотамии) Архелаем и отлученный от церкви около 260 года, он решился распространить свою новую религию по всему миру, как одну только истинную, странствовал по Индии, Тибету и Сирии, и написал книгу, которая для его последователей заменила евангелие; книга озаглавливалась "Учение Господа"...

Гибель Манеса не прекратила его заблуждений; приверженцы его, известные под именем манихеев, быстро распространялись и вне пределов персидских, по областям римской империи. Этому распространению, кроме потворства страстям и народному суеверию, а также и фантастических рассказов о разных неведомых предметах, способствовала и организация манихеев в тайное общество, которое надеялось возобладать всем миром. Посему–то все правительства заботились об уничтожении этой секты, которая под разными видами держалась в течение всех средних веков.

[277-1] Так что чрез воздух собранные частицы и души препровождаются на луну, а когда луна наполнится ими (от того полнолуние), то препровождает их к солнцу и, облегченная, ущербляется и набирает новый груз.

Лето от Р. Хр. 282 - 293.

Перемены на имп. престоле.







Диоклитиан и Максимиан.

Император Проб убит солдатами в Сирмиуми; место его занял военачальник Кар, объявивший своими соправителями, с титулом цезарей, сынов своих – Карина и Нумериана. Чрез два года Кар, воюя с персами, у коих отнял некоторые местности в Месопотамии, умер от удара молнии; воцарились сыновья его – Карин на западе, а Нумериан но востоке. Чрез несколько месяцев Нумериан убит полководцем Апром, а сего погубил Диоклитиан, который и воцарился (в Халкидоне) в сентябре 284 года. Предстояла борьба с Карином, и Диоклитиан противопоставил ему Максимиана, наименованного цезарем в ноябре того же года. Карин [282-1] убит своими же солдатами в следующем году; а Диоклитиан в апреле 286 объявил Максимиана соправителем с титулом императора, поручив ему запад, а себе предоставив восток и имея столицею город Никомидию. В 293 году оба императора взяли себе соправителей, с титулом цезарей: Диоклитиан – Галерия, а Максимиан – Констанция Хлора.

Мученики сего времени.

За все это время не было издаваемо указов против христиан, и все–таки в некоторых местностях были мученики за св. веру. Происходило это иногда от фанатизма черни или от воли областных правителей, ссылавшихся на прежние законы и казнивших людей, которые особенно обращали на себя внимание ревностию по вере, в частности воинов, которые не клялись богами и не воскуряли фимиама пред изображениями императоров. Таких казнили, как изменников и богохульников. Из мучеников известны: св. Хрисанф и Дария в Риме около 283 г., св. мучен. Севастиан, Никострат и другие там же, около 287 г., св. Кристин и другие в Суассоне (Suessio), в Галлии, 285 г.

Порфирий неоплатоник пишет против хр. веры.

В это же время выступает на борьбу с христианством философская школа неоплатоников в лице Порфирия, написавшего в 270 – 280 гг. пятнадцать книг против христианства, в которых порицал святотатственное посягательстве христиан на древние верования и старался найти противоречие в самих книгах св. Писания, находя, например, странным, что законы Божии (ветхозаветные) отменены посланником Божиим (Иисусом Христом). Впрочем из этих книг немногое сохранилось, также как и из сочинения "против Порфирия", которое было написано современником Порфирия († около 305 г.), св. Мефодием, епископом патарским, и потом тирским († около 303).

[282-1] Карин, правитель запада, еще при жизни отца ознаменовал себя такими пороками и злодействиями, что отец, услышавши о том, сказал: он немой (non est meus). Vopiscus Hist Augusta.

Лето от Р. Хр. 297, Диоклитиана 13, Максимиана 11.

Указы против христиан.

Хотя общего гонения против христиан не было, но в этом году появились правительственные указы, дававшие повод к гонениям за веру. Именно, по усмирении бунта в Александрии и после казни самозваного императора Ахилла, Диоклитиан поручил наместнику Египта охранять "древнюю религию" от "нововводителей", то есть христиан, и "манихеев", которые вносят к римлянам гнусные обычаи персов". А цезарь Галерий, управлявший Иллириею, Фракиею и Елладою, издал повеление, чтобы в его войске все солдаты принимали участие в жертвоприношениях; от того многие христиане должны были или умирать за свою веру, или делаться отступниками.

Лето от Р. Хр. 300, Диоклитиана 16, Максимиана 14.

Св. Феона алек.

Сего лета скончался св. Феона, епископ александрийский (с 282 г.); из сохранившегося письма его к кубикуларию (придворному чиновнику) Диоклитиана, Лукиану, видно, что в то время много христиан состояло на службе при дворе императорском. Преемствовал Феоне св. Петр.

Арновий писатель.

Около сего времени Арновий, ритор из африканского города Сикки, обратился в христианство и в доказательство искренности своего обращения написал "Рассуждение против язычников" – в семи книгах. Это сочинение, не заключая важных данных ни для богословия, ни для церковной истории, весьма любопытно по опровержению как язычества вообще, так и неоплатоников в частности; из него же видим, что все старые возражения философов против христианства в сущности повторяются и нынешними противниками откровения. Арновий насчитывает тысячу пятьдесят лет, или около того, от построения Рима до времени, когда писал свое произведение, и около трех сот лет после Христа.


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  Предисловие     1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2019 Церковь Иоанна Богослова