Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   YouTube канал проповедей отца Олега   YouTube канал стихотворений Олега Урюпина   Facebook страничка  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Летопись
Церковных событий
и гражданских, поясняющих Церковныя.

От Рождества Христова до 1879 года.

Архимандрита Арсения


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  Предисловие     1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...  
к следующей страницек следующей странице


.

.

Лето от Р. Хр. 501, Анастасия 10.

Появление болгар.

В десятом году царствования Анастасиева болгары, пришедшие от р. Волги и утвердившиеся в стране между Прутом, Дунаем и Днестром, производят первые свои вторжения в рим. провинции за Дунаем и опустошают Мизию и Фракию.

Лето от Р. Хр. 506, Анастасия 16.

Агденский собор.

Во владениях короля вестготского, Алариха 2-го, православная вера не была теснима, и православные епископы в сент. сего года держали собор в Агде (др. Груки 209, у моря близ Марсели). Присутствовали 34 епископа, под председательством св. Кесария, архиеп. арелатского, и постановили 70 правил касательно церк. благочиния.

Незлобие патриарха Македония.

Император Анастасий не любил патр. Македония за невыдачу его исповедания веры, переданного ему прежним патриархом, и потому благоприятствовал врагам его, лицемерным людям и еретикам. Последние даже искали умертвить его и подкупленный бедняк поразил было патриарха мечем; но Македоний не только не искал суда, а еще назначил ему на содержание ежегодную пенсию от себя.

Лето от Р. Хр. 507, Анастасия 17.

Усиление франков и ослабление вестготов в юж. Галлии.

Кловис нападает на короля вестгот. Алариха, поражает его в битве близ Пуатье и убивает; многие города сданы ему православными, не смотря ни на что ненавидевшими ариан; в начале 508 года сдана без сопротивления и Тулуза, столица вестготов. Пятилетний сын Алариха, Амальрих, увезен приверженцами своего дома в Испанию и нашел защитника в деде своем по матери, Теодорике остготском. Этот в конце июня 508 г. выслал в Галлию войско под начальством православного военачальника, который освободил от осады Арль и Каркасону и возвратил Нарбонскую провинцию. Феодорик управлял, как опекун внука, владениями его до своей смерти.

Православные в Африке.

Примас бизаценской провинции, не взирая на запрещение королевское, но имея в виду благо церкви, созвал остававшихся еще епископов на собор, где общим советом положили и без королевского позволения тайно посвятить епископов на праздные кафедры. Решение это быстро исполнено: многие пресвитеры и диаконы против собственной воли получили епископство. Но когда король узнал о том, то сослал в Сардинию примаса и более ста других епископов, в разное время.

Мощи блаж. Августина.

Некоторые из высланных в

Сардинию епископов перенесли с собою туда из Иппоны и останки блаж. Августина. О состоянии православной церкви в Африке под владычеством вандальским см. статью в Христ. Чт. 1873 г.

Лето от Р. Хр. 511, Анастасия 21.

Перемена на конст. престоле.

Македоний, патр. конст., хотя не осуждал явно генотикона Зенонова, все таки противодействовал монофизитам и потому к концу сего года, обвиненный в несторианстве; сослан в Пафлагонию, а на его место возведен пресвитер и казначей великой церкви, Тимофей, единомышленник Анастасия.

Палест. монахи у императора.

Патр. Илия иер. отправил к императору всех монаст. настоятелей Палестины с изъявлением почтения и просьбою даровать мир церкви, волнуемой еретиками; во главе настоятелей был пр. Савва. О его смирении и беседах с императором см. в житии его 5 декабря. Хотя же император и оказал милости палестинским обителям, но злобствовал на Илию иер. и Флавиана ант. за то, что они теперь признавали халкид. собор, тогда как года за три пред сим, по требованию Анастасия, подписались было в верности генотикону.

Лето от Р. Хр. 512, Анастасия 22.

Еретический собор в Сидоне, и изгнание Флавиана ант.

В конце прошлого начался и начале нынешнего окончился созванный, в угождение императору, противниками халк. собора собор в г. Сидоне из восьмидесяти епископов, под председательством Сотириха, митрополита Кесари-Каппадокийской, и анафематствовавши халкидонский собор, подтвердил лжеучение Евтихия и Диоскора. Когда кончился собор, Ксенаия, еп. иерапольский, со множеством сирских монахов прибыл в Антиохию, по поручению императора, чтоб заставить Флавиана проклясть халкид. собор. Толпы монахов возбудили недовольство черни, которая любила Флавиана за добрую его жизнь, и были избиты до смерти; с другой стороны монахи второй Сирии явив Антиохию же поддержать патриарха и также произвели немало беспорядков. Этим случаем воспользовался император и сослал Флавиана в аравийский город Петру (где он и умер), а на его место поручил Ксенаие избрать Севера монаха, евтихианина, в ноябре сего года. Север еще в 609 г. явил себя в Константинополе ревнителем ереси и сделался известен императору.

Собор не признается многими.

Когда Север узнал, что Илия иерус. не принял его общительной грамоты, то в май 513-го года послал в Иерусалим несколько клириков и императорских офицеров принудить его силою к тому. Но собравшиеся окрестные монахи и граждане прогнали посланных Севера с бесчестием и анафемой пославшему. В самом ант. округе общительная грамота, в которой Север анафематствовал халкидонский собор, большинством сирских епископов не была принята: Юлиан бострийский и Петр дамасский даже отказались от своих кафедр и удалились в палест. монастыри, а Козьма из Епифании и Севериан из Аретузы написали отлучительную грамоту, и переодетый в женское платье с покрывалом архидиакон епифанский вручил ее Северу при выходе, а сам успел скрыться. Император велел правителю Финикии удалить Косму и Севериана с кафедр; но когда губернатор донес, что это необходимо сопряжено будет с пролитием крови, так как граждане любят их, то оставил их в покое.

Лето от Р. Хр. 514, Анастасия 24.

Неудача Севера в распространении ереси.

В персид. владениях оставалось в православии много христиан, особенно в Месопотамии; даже и Алмундар 3-й, араб, владетель Гиры [514-1], около сего времени принял христианство от православных священников. Север ант. хотел склонить его на сторону монофизитов и прислал для того в Гиру двух епископов; но араб удивил их известием, что сейчас получил письмо о смерти архангела Михаила. "Это невозможно", сказали те; но получили в ответ: "как же возможно, что Иисус Христос, будучи только Богом и не имея человеческой природы, был распят за нас, когда даже ангел не может умирать?" – Послы воротились без успеха.

Притворство Анастасия.

Этот и след. год имп. Анастасий, угрожаемый Виталианом, правителем Мидии, возмутившимся против него, искал примирения с православными и не раз писал папе Ормизде (преемнику Симмаха † 514) с изъявлением искреннего желания умиротворить церковь; но когда опасность миновала, вновь открыл гонение.

Православие в Бургундии.

В конце 515 г. по смерти Гундобальда вступил на престол сын его Сигизмунд, еще при жизни отца отрекшийся от арианства. Теперь примеру короля последовали и прочие бургундцы (в сравнении с прочими подданными православными малочисленные), и арианство исчезло в королевстве. Наиболее содействовал обращению Сигизмунда и затем торжеству православия Авитт, еп. виеннский, славный ученостью и добродетелями.

[514-1] Гира, теперь не сущ. город, находилась в верстах в пятидесяти от местности др. Вавилона и была столицею основавших ее (в нач. 4-го в. арабов, выходцев из южной Аравии (Гомерит. страны), признававших верх. власть Персии. В седьмом веке основанный верстах в десяти от Гиры город Куфа скоро затмил первую, и Гира запустела.

Лето Р. Хр. 517, Анастасия 27.

Происшествия в Иерусалиме.

Анастасий велел схватить патр. Илию иерус. и сослать в г. Аилу, близ Чермнаго моря; на патр. престол возведен в сентябре страж Честнаго Креста, священник Иоанн, обещавший импер. сановнику вступить в общение с Севером. Но св. Савва и другие пустынные отцы закляли его не входить в общение с ним и лучше пострадать за честь халкидонского собора. Получив о сем известие, император назначил в Палестину нового губернатора и взял с него слово обязать Иоанна к принятию монофизитства. Тот немедленно по прибытии в Иерусалим заключил Иоанна в темницу; а когда сей обещал ему в первое же воскресенье выполнить свое обещание, то освободил его. Оповещенные патриархом, окрестные монахи, в числе более десяти тысяч, собрались в Иерусалим и наполнили храм св. Стефана, где сановник ожидал от Иоанна исполнения обещания. Когда патриарх взошел на амвов, имея по сторонам Савву, начальника пустынных обителей, и Феодосия, начальника общежитий, присутствовавшие закричали: "анафематствуйте еретиков, подтвердите собор!" И тотчас они анафематствовали Нестория, Евтихия, Диоскора, Севера и всех, неприемлющих халкидонского собора. Иоанн и Савва сошли с амвона, а Феодосий еще остался и воскликнул громким голосом: "кто не приемлет четырех соборов, как четырех евангелий, да будет анафема!" Анастасий дукс, слыша это и испугавшись за себя, бежал из Иерусалима в Кесарию, а племянник императора Ипатий, патриций, бывший тогда в Иерусалим по обету, публично одобрил поступок патриарха. Император, опасаясь возмущения, оставил Иоанна, Феодосия и Савву в покое.

Патр. Иоанн конст.

Тимофей конст. умер 5-го апр. сего года, а несколько прежде его и Македоний – в Ганграх; вместо Тимофея возведен его синкелл, Иоанн каппадокиянин; пред посвящением уступил требованию императора и осудил халкидонский собор.

Диоскор Алекс.

На алекс. престоле, по смерти Иоанна Никеота, сидел такой же еретик, Диоскор 2-й, племянник Елура.

Лето от Р. Хр. 518, Юстина 1.

Юстин имп.


Собор конст.







Название патриарха кон. Вселенским.

Анастасий ум. внезапно, во время сильной грозы, 9-го июля сего года. На имп. престол вступал начальник телохранителей Юстин, 68-ми летний старик, не умевший ни читать, ни писать, но добрый христианин. 20 числа тогоже месяца патриарх созвал собор из сорока епископов, находившихся в Константинополе, и игуменов столичных и окрестных (один из них, по неграмотности, вместо подписи поставил крест), которые все были священниками, исключая диакона Евефия, игумена обители неусыпающих. На соборе осуждены все отвергающие халкид. собор, оправдана память умерших поборников православия, прочитаны некоторые произведения Севера ант. и осуждена его ересь, и наконец определено внесть в церк. помянники (диптихи) отцов четырех вселенских соборов. Император подтвердил соборные определения, которые и были разосланы по всем церквам. Везде происходили посему соборы для принятия решений Константинопольского (в Иерус. 6-го авг. из 33 еп., в Тире 16 сент.), которые и доносили о своем православии. Одно из таких донесений, именно донесение собора епископов Сирии второй (в г. Мариамме, близ Емесы), замечательно тем, что в обращении к патр. константинопольскому назвало его патриархом вселенским, как заботившегося о православии и в антиохийском округе и во всей вселенной.

Посольство в Рим.

Для воcстановления союза и с рим. церковью, император и патриарх в сентябре отправили грамоты к папе Ормизде; но достигли они по назначению только 20-го декабря.

Лето от Р. Хр. 519, Юстина 2.

Церк. общение с Римом.

С ведома короля Теодорика, папа отправил в Константинополь своих легатов и там 28 марта торжественно объявлено единение церквей: конст. патриарх внес в помянники пап римских, а папа – Акакия патр., при котором началось разделение.

Перемена на ант. кафедре.

В сент. Север ант., предупреждая ссылку, бежал ночью из Антиохии в Александрию, где вместе с Юлианом, бывшим еп. галикарнасским, нашел хороший прием у патр. Тимофея, преемствовавшего Диоскору 2-му. На престол же ант. прислан из Константинополя Павел, бывший некогда в Аитиохии же священником.

Сила ереси в Египте.

Тимофей алекс. оставлен в покое императором, так как он вел себя осторожно, да и в тамошнем населении преобладало евтихианство.

Происшествия в Южн. Аравии.

В Аравии царь гомеритский, Дгу-Новас, жидовской веры, взбунтовавшийся против верховного своего государя, Елезвоя абиссинского, сего года побежден и бежал в горы; Елезвой ставит нового царя (в Дафаре или Санаа, потому что и там и здесь живали цари), в зависимости от себя.

Лето от Р. Хр. 520, Юстина 3.

Епифаний конст.

24 февр. умирает патр. Иоанн константинопольский. На его место избран синкелл, священник Епифаний.

Христианство в Британии.

В Британии, завоеванной с 450 годов язычниками Англами и Саксами из Дании и Германии, в настоящее время христианство держалось только в Валлисе. Епископы тамошние на двух соборах прошлого и нынешнего года осудили пелагианство, доселе там еще существовавшее; ревностию к вере и церк. благочинию ознаменовал себя особенно св. Давид, епископ меневийский (в югоз. углу Валлиса), который за то и избран в митрополиты всего Валлиса.

Лето от Р. Хр. 522, Юстина 5.

Происшествие в юж. Аравии.

По смерти царя, гомер., поставленного абиссинцами, Дгу-Новас снова овладел царством к зиме сего года "и прежде всего захватил всех христиан, грозя им смертию, если не сделаются евреями, избил до ста восьмидесяти священников, которых нашел, а вместе с ними истребил и абиссинцев, которые оберегали церковь (в Дафаре), а церковь обратил в синагогу". Так написал сам Дгу-Новас к Алкундару гиренскому, приглашая его истребить христиан и у себя и обещая за это знатную сумму денег.

Крещение царя цанов в Константинополе.

В сем году Юстин принимал в Константинополе царя цанов и лазов, Цата. Лазы населяли часть древней Колхиды, к северо-востоку от Трапезунда, и признавали власть персов. Когда царь Замназ умер, сын его Цат отправился в Константинополь и просил покровительства Юстинова, говоря, что хочет быть христианином и не хочет принять царского венца от персидского царя потому, что этот обяжет его приносить жертвы и исполнять требования своей религии. Юстин принял его с радостию, крестил и даже женил на девице знатного происхождения, Валерии; затем дал ему царский венец и белую одежду, на которой вышито было изображение императора, и отпустил с богатыми подарками. Этот поступок Юстина был поводом к охлаждению между ним и царем персидским.

Лето от Р. Хр. 523, Юстина 6.

Мир церкви в Африке.

В мае сего года ум. король вандальский Тразимунд; преемствовал ему племянник его Гильдерик, сын Гунерика и Евдокии, дочери Валентиниана 3. Он тотчас вызвал из ссылки всех правосл. епископов, разновременно заточенных предшественником; в числе их был и св. Фульгенций, епископ Руспы, возвращенный с о. Сардинии. Поставлен и епископ для Карфагена, Бонифаций.

Папы рим.

6-го авг. сего года умер папа Ормизда; в его дни король Теодорик, хотя арианин, принес в дар церкви св. Петра два серебр. канделябра, весом в семьдесят фунтов. Чрез семь дней по смерти Ормизды на кафедру возведен Иоанн 1-й.

Указ Юстина об язычниках, евреям и манихеев.

Сего года Юстин издал закон, коим язычники и евреи лишались права на занятие каких бы тони было общественных должностей, а манихеи осуждались на смертную казнь. Последние жестоко преследовались на всем востоке римской империи, и в Персии после того как царь Кавад открыл, что они составили заговор в пользу одного из его сыновей, обещая ему царство, если только приметь их веру.

Негранские мученики.

Дгу-Новас, утвердившись на царстве, двинулся с войском против области Негранской, христианской по преимуществу, и заключавшей в себе более двух сот тысяч населения. Негран сдался, полагаясь на слово клятвопреступника. О жестоком преследовании христиан в городе и округе см. в житии св. Арефы, 24 октября. Есть утешительное послание игумена Иакова Саруга "из окрестностей Едессы, верного города римлян" к христианам негранским по сему случаю. Оно напечатано на сирском языке с немецким переводом в журнале Zeitsehrift der Deutschen Morgenlandisehen Geselleschaft 1877.

Лето от Р. Хр. 525, Юстина 8.

Папа Иоанн в Конст.







Смерть его.

Юстин хотел насильно обратить столичных ариан в православие и церковь их отдать православным. Когда узнал об этом Теодорик, то вызвал из Рима папу Иоанна и послал его с четырьмя сенаторами в Константинополь сказать императору, что во всей Италии с православными будет поступлено так, как в империи с арианами. В первый еще раз видели папу на востоке и приняли его с необычайными почестями; столичные жители встретили его верст за пятнадцать с крестным ходом. В день Пасхи, 30 марта, папа совершал тожественную литургию на латинском языке в церкви дворца Плацидии, [525-1] и свое поручение выполнил с успехом, потому что ариане оставлены в покое; но король заподозрил его в измене и, по возвращении, заключил под стражу в Равенне, где он и умер 27 мая 526 года. Преемствовал ему Феликс 4-й.

Смерть Теодорика.

Чрез три месяца после Иоанна умер и Теодорик, оставивши престол внуку своему, Аталариху, восьмилетнему, под опекою матери его, Амаласонты.

Происшествия в юж. Аравии.

В южной Аравии Дгу-Новас царь потерпел в 525 г. поражение от царя абиссинскаго Елезвоя, взят в плен и казнен. Елезвой поставил царем, подручным себе, некоего Емисифея, возобновил церкви в Дафаре и Негране и прислал сюда епископа (из Александрии). В Негран поставлен начальником сын св. Арефы мученика. См. в журнале Странник за 1873 г. статье "Записки о мученичестве св. Арефы".

[525-1] Дворец Плацидиии, бывшей императрицы западноримской, принадлежал ее потомкам от дочери Юлианы Аниция, бывшей в замужестве за Ареовиндом патрицием. В дворцовой церкви престол освящен был от имени папы и богослужение совершалось по рим. обычаю; в этом дворце останавливался после и папа Вигилий, и апокрисиарий рим. престола обыкновенно здесь служили.

Лето от Р. Хр. 527, Юстиниана 1.

Воцарение Юстиниана.

За четыре месяца до смерти, Юстин провозгласил августом своего племянника (от сестры) Юстиниана и венчал царским венцом его и супругу его Феодору 1-го апреля, а 1-го августа умер, на 77-м году от рождения. Юстиниану [527-1] было 45 лет; царствовал 39.

Патр. антиохийские.

29-го мая сего года страшное землетрясение разрушило Антиохию; при этом погиб в развалинах и патриарх Евфразий. Из Константинополя прислан для воссоздания падших стен города сановник Аврамий, но народ избрал его в патриархи.

[527-1] О славянском происхождении Юстиниана и его заслугах для церкви см. Филарета Святые южных славян под 14-м ноября.

Лето от Р. Хр. 528, Юстиниана 2.

Указ по церк. делам.

21-го ф. сего года указом (constitutio) на имя патр. Епифания Юстиниан воспретил епископам оставлять свои города и приезжать в столицу без точного имп. дозволения, а 1-го марта постановил: "если кафедра епископская упразднится, то жители города имеют выбрать трех лиц доброй веры и нравственности, чтобы из них уже посвятить достойного. Имеющий быть посвященным не должен иметь ни детей, ни внуков, чтобы заботами о семейных делах не отвлекаться от служения Богу и церкви, и достояния бедных не расточать на своих родственников".

Крещение вождя герульского.

Гретес, один из вождей племени герулов, живших в Паннонии, прибыл в Константинополь и принял св. крещение; поступив на службу империи, он приобрел известность в войнах с персами, начавшихся с первого же года царствования Юстинианова.

Лето от Р. Хр. 529, Юстиниана 3.

Крещение князя гуннов.

В сем году князь живших близ Воспора гуннов, именем Грод (Гρωδ), принял крещение в Константинополе и, щедро одаренный, возвратился в свою страну с обязательством защищать тамошние рим. владения от варварских племен; но вскоре убит своими подданными за перемену веры истребление идолов. Гунны овладели даже Воспором, но были прогнаны, и Воспор укреплен сильнее прежнего.

Утверждение христианства в стране лазон.

К сему же времени относятся заботы императора об утверждении христианства, а вместе и своей власти, в стране цанов и лазов; для того пролагались дороги, вырубались просеки в лесах и строились церкви, которые получали священников от митрополита Фазийского (в нын. Сухуме).

Закрытие школ языческих; остатки зычества в Греции.

В сем году Юстиниан велел закрыть последние языч. школы в Афинах и всех оставшихся язычников с женами и детьми крестить, наставивши предварительно в истинах веры. Последние представители язычества, философы, числом семь, удалились в Персию. Из остальных язычников патриций Фотий предпочел принятию христианства казнь, другие – конфискацию имений, но таких было немного. Только в горных ущельях горы Тайгета, близ Спарты, между горцами удержалось поклонение Зевсу даже до половины 9-го века.

Указ об еретиках.

В это же время издан указ об отнятии церквей у еретиков и привлечении их силою к православной церкви; впрочем, дальнейших последствий указа не видно.

Монте-Кассинская обитель.

К сему году относится основание знаменитого монастыря на Кассинской горе, в рим. Кампании, преп. Венедиктом нурсийским. Тут он нашел капище и жертвенник Аполлону, которого еще чтили окрестные жители, и положил конец суеверию. Устав монашеского жития, написанный им, доселе наблюдается на западе у так наз. "венедиктинских монахов". О пр. Венедикте см. Четь-Мин. 14 марта.

Собор Авразийский.

3-го июля сего года в Нарбоннской Галлии (во владениях вестготских), в г. Аравзиуме (нын. Оранж) происходил, под председательством св. Кесария арелатского, собор из 14 епископов, на котором осуждено лжеучение полупелагиан и составлены 25 положений православного вероучения о грехе и благодати.

Лето от Р. Хр. 530, Юстиниана 4.

Бунт самарян.

Распоряжения императора о насильственном обращении еретиков, к коим причисляли и самарян, возбудили мятеж последних; в мае сего года они взялись за оружие и нанесли много вреда христианам в Неаполе, как называлась древняя Самария, и окрестностях. Они провозгласили императором некоего Юлиана, убили епископа Аммона и многих священников изжарили на сковородах. Высланное против них войско поразило их; в битве пал и Юлиан, самарянский мессия. Многие из Самарян крестились. См. в житии Саввы.

Сампсон.

27-го июля сконч. преп. Сампсон, пресвитер, основатель знаменитой странноприимницы в К-ле.

Лето от Р. Хр. 531, Юстиниана 5.

Кончина пр. Саввы.

5-го декабря сего года скончался пр. Савва, на 94 году жизни. Устав божеств. служб или Типик. установленный им для своей лавры, пользуется уважением в церкви и доныне.

Монофизитские секты в Александрии.

В Александрии преобладали евтихиане, но и они теперь разделились на две секты, по такому поводу. Один монах спросил жившего там Севера, лжепатр. антиохийского: тело Иисуса Христа подвержено было тлению, или неподвержено? Север ответил, что отцы признавали его подверженным тлению; иначе оно было бы только призрачным и фантастическим, как утверждали манихеи. Этот же вопрос предложили Юлиану, бывшему еписк. галикарнасскому, скрывавшемуся в другой местности Египта, и он, следуя началам Евтихия, сказал: "тело Христово всегда было непричастно тлению; иначе придется допустить различие между человеческим естеством и божественною природою Слова, т.е. признать две природы во Христе; но тогда что скажем против халкидонского собора?" Север и Юлиан стали писать друг против друга, и евтихиане разделились на две партии: приверженцев Севера называли фтартолатрами, чтителями тленного, а эти своих противников афтартодокетами и фантазиастами, т.е. чтителями призрака. Патр. Тимофей соглашался и с теми, и с другими. Из афтартодокетов выделились еще секты меньшин, признававшие тело Христово одна сотворенным, другая несотворенным, а из фтартолатров – агноэты, усвоявшие Христу неведение некоторых вещей.

Дионисий Малый.

Сим годом окончился пасхальный круг, составленный Кириллом александрийским; продолжение вычисления, в котором первый год круга был 532, сделано для запада римским монахом Дионисием Малым (так названным по росту). Кириллов круг оканчивался 248 годом алекс. летосчисления, начинавшегося со вступлением Диоклитиана на престол; а Дионисий в своем вычислении первый начал считать годы от Рождества Христова. Его хронология доселе в употреблении у нас, хотя многие признают, что она четырьмя годами предваряет истинный год воплощения Бога Слова. Дионисий известен также собранием правил соборных (Codex Dionisii), чего дотоле не было делаемо в Риме надлежащим образом, и определений decretalium) папских от Сириция, ум. 398 г., до Анастасия 2-го, ум. 498 года.

Лето от Р. Хр. 534, Юстиниана 8.

Падение ванд. царства.

Сего лета вандальская Африка покорена императором. Когда в 531 г. Гильдерик был низложен и убит Гелимером, то Юстиниан решился наказать убийцу и в 533 отправил в Африку полководца Велисария с 500 судов и 16000 войска; 13-го сентября флот (отправленный из столицы с молебным пением и окропленный св. водою) пристал у Карфагена и в загородной церкви св. Киприана православные торжествовали память этого святого. В след за тем сдался Карфаген а чрез несколько месяцев (в мае 534) сдался и король. Так кончилась владычество вандалов! Арианская ересь, которой они держались, сгубила их, не позволяя ни слиться с пятью миллионами правосл. подданных, ни возбуждать сочувствия к их власти, а усобицы из-за престола ослабили и связь их между собою. Велисарий имел триумфальный въезд в Константинополь; в числе несенной добычи находились и священные сосуды храма Соломонова, похищенные из Рима Гензериком. Гелимер получил от императора поместье в Галатии, где и жил, до смерти оставаясь арианином.

Кодекс законов.

В этом году обнародован исправленный "Кодекс Юстинианов", т.е. свод законов римской империи; первое собрание их опубликовано было еще в 529 году. Этот свод обнародован весь на латинском языке, который еще и теперь был оффициальным на востоке в гражданских делах, но в употребление стали входить греческие выдержки из него, и сам Юстиниан свои новые указы, новеллы, начал публиковать на лат. и греч. языках вместе.

Примечание. Этот год был последний, в который сенат римский назначил консула, по древнему обычаю, для запада.

Лето от Р. Хр. 535, Юстиниана 9.

Начало завоевания Италии.

Юстиниан не признал короля остгот. Теодата, убийцу Амалазонты, предъявил свои права на Италию и послал Велисария для завоевания ее. Сицилия и Южная Италия до самого Неаполя без особенного труда отняты у остготов.

Права карфаг. Епископа.

Император Юстиниан, даровавши разные преимущества Карфагену, названному в честь его Iustiniana, подтвердил за епископом карфагенск. все его древние права и неподчиненность ни одному из патриарших престолов. Епископствовал Репарат, который держал теперь и собор из 217 епископов по разным делам церковным.

Архиепископия Юстинианы Первой.

К сему же году относится учреждение еще одного независимого (автокефального) округа – Первоюстинианского. Юстиниан по государственным соображениям должен был местопребывание префекта и главное управление префектуры Илларийской перевесть из Солуни ближе к Дунаю; а желая почтить родину свою, село Таврезий в Дакии средиземной, он устроил на его месте большой город, названный (в отличие от других Юстиниан) Юстинианою первою (Iustiniana prima), сделать его местопребыванием префекта и поставленному сюда епископу Кателлиану повелел быть не только митрополитом (как епископу главного города префектуры), но и архиепископом [535-1] т.е. в управлении епархиями своего округа пользоваться самостоятельностию, подобно патриархам, избираться и посвящаться собором митрополитов своего округа, и для этого округа заступать место римской кафедры, которой доселе были подведомы вошедшие в состав его провинции (Дакия средиземная с гг. Сардикою и Наисом, прибрежная между рр. Искером и Тимоком, Мизия верхняя между рр. Тимоком и Савой, Дардания с г. Скоплем, Превалитания или Триваллия с гг. Скодрою и Лешем, Македония вторая и часть Паннонии второй с г. Бассианою, нын. Бачкою в австр. владениях). Юстиниана первая находилась на месте нынешн. Кюстендила.

Обращение язычников и евреев в Африке.

Так называемые мирные (pacati) мавры близь Триполя и Лептиса приняли христ. веру. На оконечности Пентаполя были два города, оба именем Ангила; там еще приносили жертвы Аммону и Александру. Юстиниан и к ним послал проповедников веры, обратил в христианство и основал церкви; равно обратил в церковь и еврейскую синагогу в Борионе, в стране мавританской, и самих евреев привлек к христианской вере.

Патр. Анфим.

5 июня сего года ум. патриарх Епифаний; по ходатайству императрицы Феодоры патриархом сделался Анфим, еп. трапезундский, тайный противник халкид. собора. Это до того ободрило акефалов (монофизитов), что начальнейшие из них прибыли в Константинополь, именно: Север, бывший ант. патриарх, Петр, бывший еп. апамейский, и сирский монах Зоара. Они пользовались покровительством придворных императрицы, устрояли алтари в частных домах для богослужения, крестили многих.

[535-1] В последствии встречаются на востоке и почетные архиепископы, т.е. епископы, коим императоры давали этот титул с правом независимости от областного митрополита, и с зависимостию только от патриарха.

Лето от Р. Хр. 536, Юстиниана 10.

Папа в Конст.

В феврале сего года прибыл в Константинополь папа Агапит с пятью епископами; это сделал он вследствие угрозы короля Теодата, что если папа и сенат римский не сумеют удалить из Италии армии императора, то будут казнены. В главном деле своем папа не имел успеха, потому что император уже не мог отступиться от сделанных завоеваний. Но он успел убедить императора низложить еретика Анфима и воспретить собрания еретические. На место Анфима был самим папою посвящен (13-го марта) пресвитер Минна, бывший начальник госпиталя преп. Сампсона. Некоторые епископы и монахи письменно просили папу соборно исследовать поступки и вероучение Анфима, Севера и др., но папа не успел этого сделать, так как умер в Константинополе 22 апреля сего же года. Тело его отвезено было в Рим и там похоронено в церкви св. Петра.

Сильверий папа и Вигилий дьякон.

Когда в Италию пришла весть о смерти Агапита, то король Теодат велел избрать на его место Сильверия, но императрица уже обещала папство Вигилию, диакону и апокрисиарию римской церкви, который с своей стороны обещал ей не признавать халкид. собора и внесть семьсот фунтов золота. Вигилий ждал только удобного случая к занятию престола, тем более, что и Рим взят Велисарием 9-го октября сего года.

Собор в Константинополе.

В мае и июне сего года патр. Минна держал в Константинополе; собор для исследования поступков и вероучения: Анфима, Севера и др. монофизитов, поселившихся в Константинополе под охраною двора императрицы. Первое заседание происходило 2 мая, а последнее 4 июня. Решение собора предать анафеме сочинения еретиков (Север был очень плодовитый писатель), не позволять Анфиму, Северу, Петру и Зоаре жить в столице, в ее окрестностях и в других значительных городах, распространять свое учение, крестить и под., было утверждено императором уже через два месяца, 6-го августа.

Моноф. Секты в Александрии.

Сего же года ум. патриарх алекс. Тимофей, и на его место избран партиею севериан-фтартолатров книжный человек Феодосий; но во время самого отпевания покойного патриарха афтартодокеты выгнали его из церкви и доставили престол Гаяну, ученику Юлиана галикарнасского. Только чрез три месяца императрица исхлопотала у императора утверждение первому и ссылку второму.

Лето от Р. Хр. 537, Юстиниана 11

Низложение Сильверия.

Папа Вигилий.

Сильверия обвинили в переписке с королем Витигесом, преемником Теодата, и сослали в ликийский город Патару; 22 ноября Вигилий посвящен на его место. Он послал Юстиниану православное исповедание веры и патр. Минне общительную грамоту, хотя Антонин, супруге Велисария, доверенному лицу Феодоры имп., дал обязательство не признавать халкидонского собора.

Последующая судьба Сильверия.

Епископ патарский Юлиан заклинал императора судом Божиим оказать справедливость папе Сильверию. Юстиниан велел возвратить его в Рим для переследования дела. Но едва он показался туда, как Вигилий вытребовал его у Велисария (в июле 538), грозя в противном случае ничего не заплатить за свой сан, и сослал на остров Пальмарию (не далеко от устьев Тибра, близ г. Террачины), где он и умер в нужде и голоде 540 года.

Перемена в счислении.

Сего года император приказал, чтобы на всех указах, судебных решениях, духовных завещаниях и прочих официальных бумагах означаем был год его царствования, тогда как до сего писалось "в консульство такого-то".

Лето от Р. Хр. 538, Юстиниана 12

Патриархи александрийские.

Юстиниан обратил наконец внимание на монофизитов египетских и сослал алекс. патриарха Феодосия, а на его место велел посвятить в Константинополе Павла, игумена тавенского монастыря, находившегося по монастырским делам в Константинополе. Он предоставил ему верховную власть над дуксами и трибунами (военоначальниками) египетскими, чтобы тем удобнее сдерживать наглость еретиков. Тотчас по прибытии в Александрию, Павел обязал все монастыри признать халкидонский собор.

Софийский храм в К-ле.

25 ноября сего года происходило освящение храма св. Софии Константинополе. Первый храм в честь Софии, Премудрости Божией (т.е. Христа Бога), начатый Константином В., окончен Констанцием в 360 г. Истребленный пожаром 20 июня 404, возобновлен в 415 г. и опять сожжен в 532 г. бунтовавшими партиями цирка, 23 февр. 533 г. был заложен новый, великолепнее и больше прежнего, и окончен к ноябрю сего года. Издержки на построение были столь велики, что не пренебрегалось и взятками с чиновников, и даже на некоторое время прекращены были пособия (жалованье) из казны публичным преподавателям наук. По утвержденному императором штату, при Софийском храме состояло 80 священников, диаконов 150, диаконисс 40, иподиаконов 70, чтецов 160, певцов 25, остиариев (привратников, служителей) 75. Софийский клир заведовал еще и тремя другими церквами по соседству. Софийский храм существует и доныне, хотя обращен турками в мечеть.

Право патроната.

Одним из законов сего года постановлено, что строитель церкви не имеет права сам собою назначать к ней клира, а только – представлять от себя епископу угодных и способных людей. Это – древнейший след патроната ("подаванья" в зап. России), столь долго бывшего в силе на востоке и западе.

Летосчисление от создания мира.

В 540 г Юстиниан велел вести счет годов не от основания Рима, как было доселе, а от создания мира, но начало гражданского года оставил прежнее с 1 сентября, которое было вместе началом и церковного года, по определению 1-го вселенского собора.

Козьма Индоплаватель.

От сих времен сохранились записки александрийского купца, любознательного и ученого человека, Козьмы, по делам торговым бывавшего и в Абиссинии, и в Аравии, и в Индии. В третьей книге его "Христианской Топографии" читаем: "Весь шар земной исполняется учением Христовым и Евангелие проповедуется во всем мире. И я скажу поистине, что видел и узнал, бывши во многих странах. На острове Тапробане [538-1], во внутреннейшей Индии, где Индийский океан, есть и церковь (έχχληςία) христианская, и клирики, и верные, хоть не знаю, есть ли дальше за сим. Подобно в Малэ, где растет перец [538-2]; а в так называемой Каллиане есть и епископ, получающий хиротонию в Персии. Равно и на о. Диоскориде [538-3] в Инд. море, где есть потомки поселенных там Птолемеями колонистов, говорящие по гречески, есть клирики, рукополагаемые и посылаемые к тамошним христианам из Персии. И у бактров, гуннов (в нын. Афганистане), персов, остальных индийцев, персармян, мидян, сламитов и во всей земле персидской есть бесчисленное множество церквей, и епископы, и монахи"...

[538-1] Тапробана – нын. Цейлон. В 11-й кн. говорится обстоятельстве: "на острове есть церковь пребывающих там персидских христиан, и священников и диакон. и все церк. устройство; но туземцы и цари – другой веры".

[538-2] Т.е. в Малабаре Калина-же, теперь деревня, находится верстах в 50 от Мангалора.

[538-3] Нын. Сокоторе (длина около 60, ширина ок. 25 верст).

Лето от Р. Хр. 541, Юстиниана 15.

Обращение абхазцев.

Войска Юстиниана овладевают укрепленным замком Трахеею, близ Никопсиса, и распространяют рим. власть на Авазгов (абхазцев), которые доселе пребывали в язычестве, чтили деревья и животных. Князья их имели обычай отбирать у своих подданных мальчиков, скопить их и поставлять их и девочек, в виде дани, царям персидским, или продавать римлянам. Законом сего года Юстиниан воспретил зверский обычай, а для распространения христианства посланы туда священники, построены церкви (доселе существует построенная в Питиунте, нын. Пицунди) и учреждена кафедра архиепископская (неподведомая никакому митрополиту, а только патриарху конст.) в Пицунде.

Патр. александрийские.

В этом же году александрийский диакон Псоий был тайно умерщвлен императорским наместником (augustalis) Египта в сообществе с некиим гражданином; по расследованию дела, и патриарх Павел оказался знавшим это. Император велел первых двух казнить, а Павла низложить и сослать в Газу. На кафедру александрийскую возведен Зоил, из священников.

Кончина св. Кесария арелатского.

В августе 542 г. скончался св. Кесарий, еп. арелатский; от него осталось много поучений нравственного содержания, говоренных народу в церкви. Из пастырских его постановлений замечательно обязательство мирянам петь псалмы и песни в церкви на два лика – по гречески и по латыни; это доказывает, что греческий язык еще оставался в живом употреблении в Арле и других местностях южной Галлии.

Лето от Р. Хр. 543, Юстиниана 17.

Осуждение оригенистов указом императорским.

Сего года император, на имя патриарха Минны, издал указ против оригенистов. Еще около 520 г. между палест. монахами появились споры из-за сочинений Оригена. В так назыв. новой лавре были жаркие защитники его. В 530 г. св. Савва лично ходил в Константинополь и просил императора об изгнании оригенистов, но он умер прежде, чем император успел на что нибудь решиться. Оригенизм усиливался особенно чрез двух ученых монахов Домитиана и Феодора Аскиду. Оба притом же пользовались и благосклонностию императора, который около 537 г. возвел их на еписк. кафедры, Домитиана в Анкиру, что в Галатии, а Феодора в Кесарию Каппадокийскую. Опираясь на них, оригенисты выгнали своих противников, так наз. савваитов, из обоих лавр. Изгнанники обратились к патр. Ефрему ант., и этот на своем соборе 542 г. анафематствовал заблуждения Оригеновы. Палест. оригенисты, в отмщение Ефрему, домогались от своего патриарха Петра, чтобы этот изгладил имя его из церк. помянников; а противники их представили императору извлечения из сочинений Оригена и просили гласно осудить их; патр. Минна и рим. апокрисиарий, диакон Пелагий, приняли участие в этом деле. И вот появился указ на имя Минны. Император говорит, что к сожалению узнал он о некоторых продерзостных людях, которые защищают заблуждения Оригена, сродные языческим, арианским и манихейским учениям. Но кто следует Оригену, тот едва ли и может называться христианином, потому что он: 1) ниспровергаете учение о св. Троице, говоря, что Отец больше Сына, а Сын больше Духа св. Сын и Дух суть творения, и как мы – подобие Сына, так и Сын-Отца; 2) о творении учит, что могущество Божие ограничено; Он мог сотворить только известное число духов и известное количество материи, которою располагает; 3) души человеческие предсуществовали на небе и потом уже за охлаждение любви к Богу ниспосылаются в тела; 4) по воскресении тела будут иметь круглую форму, неподобную теперешней; 5) есть множество миров: солнце, луна, звезды и воды превыше небес суть разумные существа; 6) некогда произойдет восстановление (άποχατάςαςις) всего в первобытный вид, и наказание демонов и грешников будет иметь конец. В указе перечисляются эти заблуждения с довольно подробным опровержением их из Писания и Отцов и поручается патриарху собрать епископов и настоятелей столичных монастырей на собор (ςυνοδος ένδημαςα) и обязать их к анафематствованию Оригена и его последователей, а копии с сего указа разослать для подписи другим епископам и настоятелям. О том же писано, говорит император, к папе Вигилию и другим патриархам. За сим в указе еще приложены 24 извлечения из четырех книг Оригена "о началах" и девять анафем против вышеприведенных мнений и других о воплощении (будто душа Иисуса Христа существовала прежде соединения с Словом; будто Христос в будущем веке распят будет для спасения демонов); десятая анафема относится к самому Оригену и его последователям. Таков указ императора!

Осуждение их на соборе конст.

В силу его состоялся в К-ле собор, к которому также писал император, производя заблуждения палестинских монахов от Пифагора, Платона и Оригена и поручая отцам обсудить опасные для веры заблуждения и нелепости. Собор в 15-ти анафематизмах осудил их.

Лето от Р. Хр. 545, Юстниана 19.

Палест. оригенисты.



Пр. Иоанн Молч.

Когда в Палестину пришла весть об осуждении оригенистов, то многие монахи из лавры пред. Саввы удалились и начали жить на полях; они надеялись на покровительство Феодора, еп. Кесарии Кап., близкого к императору и пребывавшего в столице. То хитростию, то насилием они наконец утвердились в новой Лавре, а к настоящему году привлекли на свою сторону и большинство монахов старой, где стал настоятелем оригенист Георгий. Православные разбежались; преп. Иоанн Молчальник удалился из своего затвора в пещеру горы Елеонской. В тот день, когда он оставил свою келью, умер внезапно Нонн, начальнейший из оригенистов.

Возникновение разногласия о трех главах.

Феодор Аскида, не дерзая явно защищать оригенистов, подписался под осуждением их, но в тоже время для отвлечения внимания от них поставил императору на вид удобство соединить с церковию противников халкидонского собора, если только [545-1] будут осуждены не осужденные им три учителя сирской церкви, единомысленные с Несторием – Феодор мопсуетский, Феодорит кирский и Ива едесский. Сильно желая водворить единомыслие в империи, император внял представлениям Аскиды, и в сем году разослал предстоятелям церквей "исповедание веры" в нескольких отделах или главах, из коих три гласили так: "Кто защищает Феодора мопсуетского и не анафематствует его сочинений и последователей, да будет анафема. Кто защищает сочинения Феодорита, писанные в оправдание Нестория против св. Кирилла, кто одобряет их и не анафематствует, да будет анафема. Кто защищает нечестивое письмо Ивы к Марису, персид. еретику, кто защищает его все или частию, да будет анафема". Многие из предстоятелей церквей с трудом соглашались подписаться к этому определению, так как дело шло об осуждении лиц давно умерших; к числу их принадлежал и сам Минна патриарх. Но папский апокрисиарий Стефан и миланский еп. Дакий, случившийся в Конст., решительно отказались; вызванный же императором папа, отправившись из Рима в ноябре сего года, весь следующий год провел в Сицилии.

[545-1] Еще в 535 г. при патр. Анеиме прибывшие из Александрии монофизиты-акефалы (Север и др.) в публичных беседах укоряли православных в несторианстве потому, что халк. собор не осудил несторианствующих Феодора, Иву и Феодорита.

Лето от Р. Хр. 547, Юстиниана 21.

Вигилий папа в К-ле.

Вигилий прибыл в Константинополь 25 генваря сего года и после четырехмесячного упорства подписался в согласии на три главы (или, как говорилось тогда же по употреблению слова "глав" в смысле лиц, на осуждение трех глав). Прожил он тут долее, чем ожидал; император не отпускал его в Рим по политическим причинам, опасаясь связей с готами, которые еще держались в Италии.

Кафедра еп. в Тмуторакани.

Около сего же времени жившие между устьями Дона и Кубани варвары (готы и аланы), узнавши, что Юстиниан дал епископа абхазцам, чрез послов испрашивают и для себя епископа, так как бывший у них доселе умер. Дело шло вероятно о замещении кафедры Фанагорийской, известной с 519 г. Но занимавшие после сего эту кафедру жили в м. Тметарх (Та мани) и назывались Тмутороканскими. Прокопий о войне Готской, кн. 4.

Монастырь кающихся женщин.

28 июня 548 г. умерла Феодора, супруга Юстиниана. Она первая устроила прибежище ("дом покаяния", μετάνοιαν) для падших женщин, желавших исправиться. Это был женский монастырь, в котором находили приют пятьсот несчастных.

Лето от Р. Хр. 550, Юстиниана 24.

Пр. Авраамий пустынник.

Около сего времени скончался преп. Аврамий, пустынник, подвизавшийся в геллеспонтской области, близ г. Лампсака, славный обращением многих язычников к св. вере и племянницы своей Марии (в г. Ассосе, в двух днях пути от Лампсака) на путь спасения. Память его 16 марта.

Предположение о вселенском соборе.

По случаю осуждения трех глав возникли разногласия особенно в латинских провинциях империи: епископы иллирские держали собор (неизвестно где) и осудили своего архиепископа (первоюстинианского) Бенената, подписавшего осуждение трех глав; в Африке собор карфагенский также высказался против осуждения; сам папа Вигилий отрекся от своей подписи. Император в 551 г. сослал в г. Евхаиту архиеп. Репарата карфагенского, а некоторых других в иные места, но для умирения церкви счел нужным издать в 552 г. приглашение на всел. собор.

Евтихий патриарх.

В авг. 552 г. ум. Минна патриарх; на престол возведен св. Евтихий, бывший игуменом монастыря в провинции Еленопонте, коей митрополиею была Амасия. Незадолго пред тем он прислан своим митрополитом в Константинополь заступать его место на предстоявшем всел. соборе, понравился Минне и императору и еще при жизни первого решил недоумение многих – позволительно ли осуждать мертвых? – указанием на пример царя Иосии, который велел выкопать и сжечь кости идолослужителей (4 Цар. 23, 16). При вступлении на престол имел от роду сорок лет.

Владения империи в Ис-нии.

В Испании вельможа Атанагильд возмутился против короля Агилы и просил помощи у греков, которые тогда уже владели, кроме Африки, островами средиземного моря и всею Италиею. Патриций Либерий помог (552 – 553 г.) Атанагильду, но за то овладел городами Кордовою, Картагеною, и всем побережьем от Малаги до Лагоса в нын. Португаллии, во имя Юстиниана; только лет чрез семьдесят прекратилось тут владычество римской империи.

Лето от Р. Хр. 553, Юстиниана 27.

Деяния пятого всел. собора.

4-го мая сего года происходило первое заседание пятого вселенского собора, в зале патриаршего дома близ св. Софии. Председательствовал Евтихий патриарх; Аполлинарий алекс. и Домн антиох. лично присутствовали, а Евстохий иерус. и Пасхазий, архиеп. карфагенский, имели своих местоблюстителей. Всех же отцов собора было 165, а заседаний – восемь: последнее 2-го июня. Отцы торжественно подтвердили определения халкидонского собора, на 5-м заседании изрекли осуждение нечестивым мнениям Оригена, и на 8-м тем мнениям Феодора, Феодорита и Ивы, кои оказались сходными с лжеучением Нестория. На этом последнем собрании уже не собирали голосов отдельно, и прочтен протокол, в коем говорилось, между прочим: "видя, что последователи Нестория усиливаются приписать и церкви свое нечестие чрез Феодора мопсуетского и его сочинения, чрез нечестивые творения Феодорита и нечестивое письмо, написанное будто Ивою к персиянину Марису, мы собрались, волею Божиею и повелением императора, для уничтожения сего злоупотребления... и проч. Подписались все присутствовавшие, и во главе их патр. Евтихий.

Поведение папы.

Папа, недовольный на императора за удержание в Константинополе, не присутствовал на соборе и только чрез шесть месяцев подписал его определения.

Лето от Р. Хр. 554, Юстиниана 28.

Изгнание оигенистов.


Кирилл писатель.

В Палестине патр. Евстохий напрасно старался вразумить монахов оригенистов и они, по указу императора, были изгнаны не только из лавры, но и из всей области; на их место поселились там 120 православных монахов, в том числе и преп. Иоанн Молчальник, проживший еще три года и скончавшийся 107 лет от роду. Память его 13 мая. Жизнь его и св. Саввы описана Кириллом скифопольским, лаврским монахом того времени.

Конец папы Вигилия.

Пелагий папа.

Вигилий был наконец отпущен из Константинополя (когда получено известие о совершенном покорении Италии и удалении остальных остготов вне пределов ее) с подарками и подтвердительною грамотою на имения римской церкви, дарованные или подтвержденная ей бывшими остготскими королями; но на дороге он заболел и умер в Сиракузах 10-го генваря 555 года. Чрез три месяца (16-го апр.) посвящен на его место архидиакон Пелагий.

Лето от Р. Хр. 556, Юстиниана 30.

Усердие папы к православию.

Пелагий папа употребил много старания, чтобы побудить к признанию пятого вселенского собора епископов северной Италии и Галлии, кои не хотели согласиться на осуждение "трех глав". В декабре сего года писал он об этом деле и франкскому королю Хильдеберту, а в феврале следующего послал ему обширное исповедание веры, где изъясняет учение о Троице, о воплощении Господа Иисуса и воскресении мертвых (в опровержение мнений евтихианских и оригенистических). В северной Италии не принимали осуждения "трех глав" епископы Венетии и Италии с своим митрополитом Македонием аквилейским и стояли на своем больше ста лет.

Кассиодор писатель.

Около сего времени сконч. в одном из монастырей южной Италии, близ г. Скилакса, Кассиодор, уроженец калабрийский, первый министр короля Теодорика, по падении Витигеса (540 г.) оставивший придворную жизнь и основавший в Калабрии монастырь латинский, но по образцу греческих – двойной, для общежития и уединенной жизни. Кассиодор известен переводами многих творений греческих отцов на лат. язык.

Лето от Р. Хр. 559, Юстиниана 33.

Иоанн папа.

Пелагий папа сконч. 2-го марта сего года; преемствовал ему Иоанн 3-й.

Восстановление православия у свевов.

Сего же лета ум. Каррарих, король свевов, незадолго пред тем обратившийся из арианства в православие со всех народом своим. Это он сделал по обету пред св. Мартином турским, коего память чрезвычайно уважалась в Галлии и Испании, по случаю смертельной болезни сына. Сын выздоровел и был преемником своего отца; назывался Ариамиром (или Теодемиром). Во дни сего Ариамира, в 561 г., происходил собор в Браге, из восьми епископов, на котором осуждены лжеучения прискиллианистския, преданы проклятию не признающие действительного вочеловечения Христова, верящие в предсуществование душ, в самобытность, то есть несотворенность, диавола, в зависимость человека от светил небесных, осуждающие брак и под. На сем же соборе положено учредить в королевстве и другую митрополию – в Лугосе; к ней причислены епархии собственно так наз. Галисии, а за Брагийскою осталась северная Португаллия.

Св. Мартин думский.

Между присутствовавшими на соборе был и св. Мартин, настоятель основанного им в Думе (Dume) монастыря, уроженец Паннонии и весьма образованный человек. Прибыл в Португаллию в зрелом возрасте, основал много монастырей и своими посланиями утверждал новообращенных в вере. По окончании собора, возведен в сан епископа думского.

Лето от Р. Хр. 564, Юстиниана 38.

Юст. покровительствует ереси афтордопетов.

Под конец жизни Юстиниан увлекся заблуждением одной из монофизитских сект, что тело Христово было нетленное, и, следовательно, не могло подвергаться страданиям. В нын. году созвал он многих епископов и убеждал их подписаться под составленным в таком смысле исповеданием веры, но получил отказ и заключил некоторых в монастыри. Евтихий конст. также воспротивился повелению императора, говоря, что не так учили апостолы. "Согласившись с вашим мнением, мы необходимо должны признать, что и воплощение было призрачно, и обрезание, и питание, и распятие, и прободение копьем, и воскресение".

Никита, еп. трирский.

И с запада явились обличители. Никита, епископ трирский, чрез священника Лактанция, отправлявшегося на богомолье в Иерусалим, переслал императору письмо, в котором убеждал его отстать от заблуждения и гонения на православных, возвещая притом, что уже вся Италия, Африка, Испания и Галлия отвращаются от него.

Лето от Р. Хр. 565, Юстиниана 39.

Перемена на конст. престоле.

22-го генв. сего года император сослал Евтихия в один из монастырей амасийской митрополии; его место заступил 12-го апреля Иоанн Схоластик, апокрисиарий антиох. патриарха Анастасия. Хотя ни сей Анастасий, ни Иоанн не согласились на подпись имп. определения веры, но были оставлены в покое.

Смерть Юстиниана.

Постройка церквей им.

Синайский монастырь.

Карф. Лавра.

14 ноября ум. Юстиниан, на 84 году своей жизни. Хотя в последнее время он, по старческому своенравию, нанес беспокойство церкви, но умер в добром исповедании и оставил по себе добрую память усердием к православию и распространению христианства; постройка церквей в Африки и Малой Азии, на Кавказе и в Иллирии, в Сирии и Палестине свидетельствуют о его благочестии. Он же построил и укрепил стенами Синайский монастырь, в защиту от кочевых арабов, и поселил близ него для охранения и услуг двести семейств рабов с берегов Дуная и Египта. В Карфагене, по его же соизволению, выстроен укрепленный монастырь (541 г.), называвшийся Лаврою преп. Саввы, потому что заселен был монахами из палест. Лавры сего святого.

Первые дела Юстина на пользу церкви.








Копты.


Яковиты.

Преемником Юстиниану был Юстин 2-й, племянник его от сестры. Он тотчас дал свободу епископам, заточенным по поводу спора "о трех главах" и в последнее время, и в первом же году своего царствования издал указ, коим приглашал всех христиан оставить разномыслие и споры и соединиться миром в духе апостольской и кафолической веры. Но монофизиты египетские (которые преимущественно и имелись в виду) и сирские не вняли призыву. Первые, по смерти своего патр. Феодосия, ум. в ссылки 539 г., продолжали ставить своих патриархов, живших в пустынных монастырях, совершенно изгнали греч. язык из церк. употребления, ввели туземный египетский и привлекши массу городского и сельского населения навсегда отделились от церк. общения под именем коптов; в Египте остались в православии только жители греческого происхождения. И монофизиты сирские, состоявшие большею частию в персид. подданстве, еще с 541 г. составили, старанием Иакова Барадея, ученика Северова, тесно сплоченное общество, имевшее главою этого Иакова, называвшегося патриархом антиохийским, но жившего в Едессе; от него они и получили название яковитов.

Лето от Р. Хр. 568, Юстина 3.

Лонгобарды в Италии.

Лонгобарды, народ германского происхождения, с 530-х годов занимавшие Панновию, как союзники империи против гепидов (коих главным городом был Сирмиум) и других варварских народцев, передавши свои земли аварам, в апреле сего года вторглись чрез р. Эчь в сев. Италию и в короткое время без труда овладели ею, а равно и Тосканою. Только Рим и Равенна, в которой жил имп. наместник (экзарх), удержали наплыв врагов. Из лонгобарцов некоторые были ариане, но большинство вместе с королем своим, Албоином, оставались язычниками.

Архиеп. аквилейский усвоит себе титул патриарха.

Павлин, архиепископ аквилейский, страшась варваров, с сокровищами своей церкви удалился на остров и в город Градо, верстах в 15-ти от Аквилеи, который, как и все прибрежье до Триеста, оставался во власти греков. Он с епископами своего округа не принимал постановлений пятого всел. собора и потому находился в раздоре с папами: думают, что он же первый из аквил. архиепископов, в знак независимости, стал именоваться патриархом, каковой титул удерживали и его преемники. Об аквилейской и граденской кафедрах см. sfrorer Bysantinische geschichten, Band 1 (изд. 1872).

Лето от Р. Хр. 573, Юстина 9.

Патр. антиохийские.

Анастасий, патриарх ант., низложен по некоей личной неприязни императора; его место занял Григорий, из игуменов Синайского монастыря.

Преп. Иоанн Лествичник.

После Григория настоятельствовал в Синае преп. Иоанн Лествичник, так называемый по его сочинению "Лествица", в коем излагаются, начиная с отречения от мира, тридцать степеней духовного восхождения на высоту нравственного совершенства.

Папа Венедикт.

Сего же года, 16 мая, чрез десять месяцев по смерти папы Иоанна, посвящен преемник ему Венедикт, прозванием Боноз.

Лето от Р. Хр. 577, Юстина 12.

Возвращение Евтихия патр.

23 авг. скончался патр. конст. Иоанн Схоластик, и по единогласному требованию народа, император возвратил Евтихия на престол. Святитель был принят (2-го окт., в субботу) с необычайным торжеством: его посадили на ослицу, окружили с пальмовыми ветвями и устилали путь одеждами; всю ночь город был освещен. В воскресенье, 3-го окт., совершал он литургию в софийском храме и желавших приобщиться из его рук было так много, что приобщение продолжалось три часа.

Воцарение Тиверия 2-го.

26 сент. 578 г. Юстин объявил своим преемником зятя своего Тиверия, славившегося мужеством и щедростию, и умер 5-го окт. того же года.

Гомериты.

580 г. Масрук, царь гомеритский, пал в битве с персами; персы овладевают царством, но христиан не преследуют; впрочем последние находились преимущественно только в Негране и Санаа, и, теперь признали над собою власть католикоса персидского.

Лето от Р. Хр. 582, Маврикия 1.

Маврикий имп. Лат. Язык перестает быть оффицальным в империи.

5-го авг. сего года умирает Тиверий, оставивши престолы зятю своему Маврикию. Со времени Маврикия, который и сам не разумел латин. языка, этот последний перестал быть оффициальным языком в империи и уступил место греческому. От того и название "римская империя" в истории заменяется названием "империя греческая", хотя восточные императоры и продолжали называть себя римскими до последних времен, и сами греки называли себя римлянами (ромеи, ρωμαίοι).

Св. Феодор Сикеот.

Еще пред женитьбою Маврикия и вступлением на престол св. Феодор Сикеот предсказал ему царство. Возвращаясь после побед над персами чрез Галатию, Маврикий пожелал принять благословение от знаменитого подвижника, жившего в пещере близ села Сикеи, и простершись у ног его, просил помолиться Богу, чтобы его путь к императору был счастлив. Святый, помолившись, сказал ему: "сын мой! ты скоро будешь царем, и тогда, прошу, не забывай бедных". Маврикий тотчас по вступлении на престол писал Феодору, прося молитв о себе, и положил ежегодно отпускать ему 600 четвериков хлеба для раздачи бедным.

Иоанн постн.

На место скончавшегося 6-го апр. сего года патр. Евтихия, 12-го апр. возведен Иоанн Постник, из пресвитеров антиохийских.

Лето от Р. Хр. 585, Маврикия 4.

Казнь св. Ермингельда в Испании.

25 марта, в день Пасхи, король вестгот. Леовигильд велел в Таррагоне отрубить голову сыну своему, Ермингельду. Ермингедьд, женатый на православной дочери франкского короля, получивши наместничество в Севилье, старанием супруги своей и тамошнего епископа, Леандра, принял православие. В 583 году должен был с оружием в руках защищаться против отца, искал наконец убежища в Кордубе (которая была в 570 г. завоевана вестготами, но в 581 г. Снова занята греками) у греческих властей; но греческий патриций за 30000 солидов сдал город и беглеца королю. Король долго держал его в темничном заключении и, после напрасных усилий возвратить к арианству, казнил. Память его – 13 апр. Некоторые православные епископы были сосланы, а супруга Ермингельда и епископ Леандр бежали в Константинополь.

Падение королевства свевов.

В защиту Ермингельда двинулся было к Севильи свевский Король Мир; но потерпел поражение (583 г.) и должен был признать себя вассалом Леовигильда. По смерти Мира, возникли междоусобия в стране свевов, и король вестготский без труда присоединил их землю к своим владениям (в 535 г.). Так как свевы были православные, то усилили собою сторону православных в королевстве.

Лето от Р. Хр. 587, Маврикия 6.

Обращение короля вестгот.

Преемник Леовигильда (ум. в 586 г.), король Рекаред в сем году торжественно объявил себя православным христианином и с успехом уничтожил попытки ариан поднять против него бунт в Испании и Галлии; он опирался на большинство своих подданных.

Арианство между лонгобард.

Около сего же времени король лонгобардов, Автарис, обратился из язычества в христ. веру, но по лжеучению ариан. Его примеру последовала и большая часть его народа.

Аквилейский патриарх не повинуется папе.

Папа Пелагий 2-й, преемник Венедикта († 578), просит Смарагда, экзарха равеннского, силою заставить аквилейского архиепископа Илию, жившего по примеру своих предшественников в Градо, признать определения пятого всел. собора; но Илия и подчиненные ему епископы выхлопотали у имп. Маврикия полную свободу своим действиям.

Лето от Р. Хр. 589, Маврикия 8.

Толедский собор.

15 мая сего года в Толеде, столице королевства, происходил собор из 70-ти еп. Испании и Галлии, в присутствии Короля Рекареда; здесь торжественно присоединились к Церкви восемь арианских епископов с своим митрополитом, множество низшего духовенства и знатных мирян. По окончании собора. Леандр севильский говорил речь, где высказал, между прочим: "Мы воздыхали, когда терпели насилия и поругания, но воздыхания произвели, что бывшие для нас бременем по причине неверия соделались теперь венцом для нас чрез свое обращение. Так Сарра, хотя часто возбуждала желание в царях (Быт. 20), не потерпела нарушения невинности, и еще обогащала Авраама... Восхвалим Бога, что Он не потерпел расхищения людей вне Своего стада, за которых пролита кровь единородного Сына Его; ибо мир Христов разрушил преграду несогласия, устроенную диаволом, и дом, коему чрез разделение угрожало падение, уже соединяется в едином краеугольном камени, Христе. Рцем убо: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение".

Север аквил.

Север аквил., преемеик Илии, схвачен в кафедральной церкви Градо и под стражею доставлен в Равенну, где в присутствии Иоанна архиеп. равенского подписал определение пятого всел. собора; но еще около года задержан был в Равенне.

Собор в Константинополе.

В июне сего года происходил собор в Константинополе по делу ант. патриарха Григория, который требовал суда над обвинявшими его в нечистой жизни. Григорий был оправдан, а главный обвинитель публично сечен на городских площадях и сослан. На соборе присутствовали и прочие патриархи; в суждении участвовал и сенат. В решении патриархи подписались прежде сенаторов, а эти прежде митрополитов.

Неудовольствие папы.

Патриарх конст., извещая и папу о происходившем на соборе, подписался как "архиепископ конст. и вселенский патриарх". Титул вселенского уже издавна усвоялся патриархам конст. в указах императорских (Иоанну Кап., Епифанию, Анфиму, Минне) в том же, без сомнения, смысле, в каком и председатель коллегии двенадцати учителей, заведовавшей преподаванием наук в империи, назывался "вселенским учителем". Но папа Пелагий счел это превозношением и запретил своему апокрисиарию, архидиакону Лаврентию, участвовать в служениях с патриархом.

Епископство Феодора Сик.

Около сего же времени Феодор Сикеот, по избранию клира и народа, рукоположен от митрополита анкирского во епископа городу Анастасиополю. На содержание отпускалось ему обществом по золотому в день, то есть в год около двух тысячь наших серебр. рублей. Жизнь его описана в Четь-Мин. 22 апр.

Лето от Р. Хр. 590, Маврикия 9.

Папа Григорий Великий.

С половины генваря началась в Риме моровая язва, от которой вскоре, именно 8 февр., и умер папа Пелагий; в сентябре на его место, посвящен архидиакон Григорий, бывший некогда апокрисиарием в Константинополе. Он тотчас отправил, по обычаю, общительную грамоту четырем восточным патриархам и архиепископу карфагенскому (Доминику).

Север акв.

Север аквил., отпущенный из Равенны, по прибыли в Градо отрекается от своих подписей, сделанных в Равенне, как вынужденных насилием.

Лето от Р. Хр. 591, Маврикия 10.

Григорий турский.

Сего лета Григорий, епископ турский в Галлии, окончил свою "Историю", в которой подробно говорит о галльских церквах при государях, преемниках Хлодвига; но прожил еще четыре года и ум. 17 ноября 595 г. Слог его писаний отзывается варварством и упадком просвещения в то время; латынь нечистая.

Теоделинда королева лон.

3-го сент. умер Автарис, первый христ. король лонгобардов; его вдова, Теоделинда, дочь герцога баварского, вышла замуж за герцога Агилульфа и доставила ему королевский престол. Она была православной веры, склонила к ней мужа и многих других лонгобардов. Папа Григорий переписывался с нею.

Св. Голиндуха.

Около сего же времени жила "живая мученица", персиянка Голиндуха; о страданиях ее, бегстве в греч. страны и смерти см. Четь Мин. 12 июля.

Аквилейские дела.

Папа Григорий, определивши созвать местный собор, пригласил и Севера акв. с его епископами, но так как не ожидал от них добровольного согласия, то предварительно испросил на это указ императора. Север, получивши указ, объявил его епископам своего округа, как жившим в стране Венетов на твердой земле, под властию лонгобардов, так и находившимся в Истрии, под властию греков. Все епископы обратились к императору с жалобами на притязательность папы, а жившие в подданстве лонгобардском объявили, что если Севера принудят явиться на рим. собор и подписать единение с папою, то они лучше подчинятся соседним митрополитам в Галлии, чем захотят сносить тиранию папы. По этому Маврикий написал Григорию: "так как твоей святыни хорошо известны настоящие замешательства в Италии, и так как ты должен взвесить необходимость приспособляться ко времени, повелеваем твоей святыни не тревожить истрийских епископов, но оставить их в покое, доколе не устроится опять мир в тамошних странах". Это было в 592 году.

Лето от Р. Хр. 593, Маврикия 12.

Ант. и иерус. патриархи.

По смерти Григория, патр. ант., возвращен на престол Анастасий, который и занимал его еще лет пять. В этом же году скончался и патр. иерус. Иоанн, коему преемствовал Амос.

Евагрий историк.

Смертию Иоанна церковный историк Евагрий окончил свою "Историю", обнимающую происшествия ста шестидесяти трех лет (с 431 г.); после сего мы уже не имеем последовательной истории церкви до девятого века, а только материалы для ней в житиях святых, грамотах, соборных деяниях и под.

Беседы папы Григория.

Около сего времени папа Григорий кончил свои "диалоги" или разговоры о святых италийских; от того и называется сам он Диалогом, т.е. Беседовником, или, пославянски, Двоесловом. Труд свой выслал он (в след. году) королеве Теоделинде, в надежде, что знакомство с подвигами описанных святых посодействует обращению лонгобардов.

Грузия в зависимости от греков.

Маврикий, оказавши царю перс. Хозрою помощь против изменников, по условию освободил Иверию (Грузию) от подданства персам и поставил туда царем Гурама, вельможу из династии Багратидов, давши ему титул куропалата. Нужно знать, что со смерти Вакурия 3-го ок. 575 г. не было царя в Грузии, а цари персидские для своих целей дали большую власть, право наследования ее и почти независимое друг от друга положение, ериставам (частным правителям); от того и впоследствии царская власть в Грузии не могла усилиться, так что сын и преемник Гурама, Стефан, не осмеливался даже принять цар. титула, именуясь только вождем ериставов.

Лето от Р. Хр. 595, Маврикия 14.

Мнение папы о титуле "вселенский".

Иоанн Постник в прошлом году сообщил папе решение суда над одним священником обвиненным в ереси, и в подписи назвался "вселенским". Григорий, опасаясь поползновения к верховенству в церкви, поспешил братски вразумить его и чрез своего апокрисиария, и письменно; в пяти письмах от 1 генваря сего года, адресованных патриархам конст., алекс. и антиохийскому (одно), императору, императрице и своему апокрисиарию Савиниану он проводит мысль, какая опасность для Церкви может возникнуть от преимущества одного епископа пред другими, "Если тот, которого называют епископом вселенским, впадет в заблуждение, то стало быть вся церковь ошибется с ним". И потому сам, в знак смирения, начал подписываться "рабом рабов Божиих" (servus servorum Dei). Но чего опасался папа, т.е. верховенства в Церкви, того стали добиваться не патриархи конст., а его преемники, наследовавшие его смиренный титул, не смирение.

Номоканон.

2 сентября сего же года скончался патр. Иоанн Постник, нестяжательный и воздержный. Он собрал воедино государственные законы, касавшиеся Церкви, и правила вселенских соборов, и этот свод получил название Номоканона (от νόμος – закон гражд., и χάνων – правило церковное).

Патриарх конст. Кириак и решение спора из-за титула "вселенский".

Преемник Иоанна, Кириак, по его примеру всегда подписывался "вселенским"; и папа просил его оставить "имя языческое и гордое". Но император Маврикий вмешался в это дело, в грамоте к Григорию назвал его человеком не рассудительным (indiscretum) и повелел не заводить спора из-за титула.

Арм. собор в Тевине.


Кирин, католикос груз.

Католикос армянский, Авраам, на Тевинском (в г. Тевине) соборе 596 г. выразительно отвергнул четвертый вселенский собор, узаконил принятую в трисвятое прибавку "распныйся за ны" и изрек анафему Кирину, католикосу Иверии, и всем приемлющим халкид. собор. Вероятно, близкое соседство греков и влияние их в Грузии показались Аврааму опасными для армян, так что он счел нужным провесть опять черту разделения. Кирин, груз, католикос, известен и по переписки с папою Григорием Великим, именно о способе принятия несториан в церковь.

Лето от Р. Хр. 597, Маврикия 16.

Римские миссионеры в Британии.

Британния, завоеванная в 450 годах язычниками англами и саксами, разделялась в это время на семь государств. Король кентский (cantuarinus, в г. Кенте, нын. Кентербери) Етельберт, женившись на франкской принцессе Берте, позволил ей иметь при себе священника. Папа решился воспользоваться этим обстоятельством и отправил в Англию сорок венедиктинских монахов для обращения неверных; во главе их стоял аббат Августин. Король сначала позволил им только крестить желающих, но скоро и сам принял крещение. Августин пошел в Галлию, от архиепископа арелатского посвящен в епископа Кенту, и, по возвращении, на праздник Рождества Христова в том же году (597) крестил более десяти тысяч англов. Посредством брачных связей христианство скоро проникло и в другие места и уже в 600 г. Папа учредил для новообращенных еще две кафедры в городах Иорке и Лондоне, бывших столицами соседних Кенту королевств. К сожалению, римские пришельцы надменно отнеслись к найденным в стране древнебританским христианам, которые в Валлисе и Нортумберланде имели не менее семи епископских кафедр, и успеха в обращении завоевателей не имели только потому, что эти стыдились принять веру побежденных. Августин требовал, чтобы древнебританское духовенство признало его своим митрополитом, папу – верховным пастырем, приняло римские служебники, праздновало Пасху по римскому обычаю и подобное. Когда же получил отказ, то он и его преемники употребляли против них насильственные меры, пока, с распространением христианства во всех королевствах англов и саксов, не утвердилось римское господство и над древнебританскими христианами к половине восьмого века.

Лето от Р. Хр. 599, Маврикия 18.

Бедствия войны и скупость императора.

Авары, утвердившиеся в Паннонии и Сирмиуме, сего года осаждали г. Томи в Малой Скифии (Добрудже) и нанесли такое поражение греческому войску, спешившему на помощь, что граждане столицы, при вести о том, хотели бежать на азиатский берег. Император едва успокоил их и поспешил заключить мир с ханом, обязавшись ежегодно уплачивать ему 20000 золотых монет, но за пленных дать особый выкуп (стыд данничества варварам сглаживался, по прежним примерам, зачислением их в союзники империи). По своей скупости, Маврикий не хотел ничего взносить за пленных, хотя хан понизил наконец оценку каждого из них до четырех кератов, т.е. всего до пятидесяти нын. копеек серебром. Хан велел тогда избить всех пленных (600 г.), и это чрезвычайно раздражило подданных против императора. Война возобновилась, но без особенных успехов для греческого оружия.


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  Предисловие     1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2019 Церковь Иоанна Богослова