Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   YouTube канал проповедей отца Олега   YouTube канал стихотворений Олега Урюпина   Facebook страничка  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Летопись
Церковных событий
и гражданских, поясняющих Церковныя.

От Рождества Христова до 1879 года.

Архимандрита Арсения


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  Предисловие     1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...  
к следующей страницек следующей странице


Лето от Р. Хр. 705, Юстиниана (вторично) 1.

Возвращение Юстиниана.



Патр. Кир.

Юстиниан, опасаясь за свою жизнь, еще в 702 году бежал в Дорос готский. Отсюда завязал сношения с хазарским ханом, и женившись на сестре его, назван, в крещении Феодорою, проживал с нею в Фанагории. Подкупленный из Константинополя хазарский правитель Воспора задумал умертвить его; но предупрежденный женою, Юстиниан бежал к хану болгарскому, в Мизию, и с вспомогательным от него войском пошел к Константинополю. Единомышленники впустили его в столицу чрез трубы водопровода. Апсимар и Леонтий после разных истязаний казнены; патр. Каллиник (преемник Павла † 693) ослеплен, как венчавший обоих на царство, и сослан в Рим, где скоро умер. Память его – 23 авг. На патриарший престол вызван из Амастриды пустынник Кир.

Папа признает определения трул. собора.

В начале сего года, ум. папа Иоанн 6-й. Преемник его, Иоанн 7-й, подписался под высланными ему теперь определениями трульского собора, так как прежние папы (Сергий † 701 и Иоанн 6-й) не соглашались на то.

Лето от Р. Хр. 711, Юстиниана (вторично) 7.

Испания под властью магометян.

В июле сего года магометане, переправившиеся из Африки чрез пролив Гибралтарский, после восьмидневной битвы при г. Херес поразили короля вестгот. Родрига и быстро начали овладевать всею Испаниею. Только в горах Астурии укрывшиеся вестготы сохранили свою независимость и избрали в короли себе Пелагия, потомка древних государей; столицею его был г. Овиедо. Оставшиеся в малом, владениях христиане получили от своих свободных братьев название мозарабов, mixti arabis т.е. живущие между арабами, от чего и древняя испанская литургия известна под именем мозарабской.

Обстоятельства падения Юстиниана и воцарения Филиппика.

Юстиниан никак не мог забыть [711-1] своей ссылки в Херсоне и оскорблений, какие наносили ему тамошние граждане; херсонитяне же вошли в теснейшие связи с хазарами, признали покровителем своим кагана а приняли от него наместника (тудуна). Юстиниан послал в 710 г. войско для покорения Херсона. Херсон был взят, многие граждане казнены, тудун взят в плен и хотя скоро возвращен, но на пути к кагану умер.

При вести об убийствах в Херсоне готские правители привели свои укрепления в возможно лучшее оборонительное состояние и кроме того просили помощи у хазар. Между тем Император вторично отправил войско с приказанием избить всех херсонцев с женами и детьми. Но появление хазар под стенами Херсона удержало войско от высадки, и вместо исполнения кровавого приказа оно провозгласило императором начальника флота Вардана, по вере монофелита. Новый император принял имя Филиппика и без труда овладел Константинополем. Юстиниан и семилетний сын его Тиверий были убиты. Это происходило к концу сего года.

[711-1] О его злопамятстве рассказывают следующее. Когда он из Тавриды отравился морем к хану болгар, и восстала сильная буря, то один из приближенных сказал ему: "государь! дай Богу обет, что если возвратишься на престол, не будешь мстить никому из врагов своих." Юст. с гневом отвечал: "да погубит меня Господь, если прощу хоть одному. " И действительно, в Константинополе не пощадил ни одного, да и херсонцам, лет восемь кормившим его, готовил смерть.

Лето от Р. Хр. 712, Филиппика 1.

Восстановление монофелитства.

Филиппик сослал патр. Кира и возвел на его место диакона и хартофилакса великой церкви Иоанна монофелита, велел уничтожить в церквах изображение шестого вселенского собора и на созванном в июне сего года соборе сжег его деяния и осудил; не хотевших подписываться преследовал. Но в Риме сенат и народ отказали ему в повиновении и не приняли его изображения.

Св. Андрей Кр.

Св. Андрей, архиеп. критский, скончался сего года на обратном пути из Константинополя, на островке Иерисе, близ острова Митилена (Лесбоса). Кроме нескольких слов, имеем от него так наз. "великий канон" покаяния. Намять его 4-го июля.

Лето от Р. Хр. 713, Анастасия 2-го 1.

Воцарение Анастасия 2-го.

Филиппик возбудил общее неудовольствие своим поведением и не деятельностию против хана болгарского, Тербела, простиравшего свои набеги до великой стены Анастасиевой; [713-1] дворцовые офицеры схватили его сонного к вечеру 11-го мая, вывели на ипподром и ослепили; провозглашенный императором протоасикрит (πρώτος a secretis, статс – секретарь). Анастасий выслал его на остров Проту, в Мраморном море, где он скоро и умер.

Низложение конс. патр. Иоанна 6-го.

С ним прекратилась и сила монофелитов в империи; патр. Иоанн, в письме к папе Константину (708 – 715), в оправдание своей и некоторых других подписи на соборе Филиппиковом, сказал, что он сделал это в предупреждении большого зла и сохранил подлинные акты шестого всел. собора. Все-таки не избавился от подозрения в еретичестве и низложен в следующем году, а на его место переведен из епископов кизических Герман 1-й.

[713-1] Это – большой вал с укреплениями по местам, простиравшийся от Селимирии (в 60 в. от Константинополя) при Мрам. море до Деркоса при Черном море, и так. образом замыкавший путь к Константинополю на сухом пути; пространство 50 верст или около того. Устроен имп. Анастасием 1-м в 512 и след. годах.

Лето от Р. Хр. 715, Феодосия 3-го 1.

Воцарение Феодосия 3-го.

Анастасий, заключив с болгарами мирный договор, по коему точнее прежнего обозначены границы Болгарии, не оставил без внимания и сарацын; но высланное против них войско, достигши Родоса, возмутилось, обратилось в малоаз. город Адрамит, там не очень важного сановника, Феодосия, против его воли, провозгласило императором и направилось к столице (в начале сент.). Анастасий [715-1] не противился, был пострижен и сослан в Солунь (где чрез три года убит по повелению Льва Исавра).

[715-1] В царствование сего Анастасия, думают, прибыл из Вирита (Бейрута) в Константинополь диакон Роман, известный под именем Сладкопевца, творец многих церковных песнопений (кондаков). Первым его произведением был кондак на Рождество Христово: Дева днесь... См. статью Ловягина "О форме греческих церковных песнопений" в Христ. чтении за 1876 год.

Лето от Р. Хр. 717, Льва 3-го Исавра 1.

Воцарение Льва.

Полководец азийских войск, Лев исаврянин, принял императ. титул, проник до Никомидии и захватил детей Феодосия; последний добровольно уступил престол, за обещание безопасности жизни, и удалился в Ефес, где принял священство. 25 марта Лев венчался на царство.

Мусульмане осаждают Константинополь.

Частые мятежи вносили расстройство в области империи, истощали казну и давали врагам возможность усиливаться; мусульманские пираты почти безнаказанно опустошали острова и прибрежные места, уводили в плен и неволю множество народа, и с июля сего года до половины августа следующего держали в постоянной осаде (блокаде) самый Константинополь. Наконец, греческий огонь [717-1] и бури истребили флотилию их.

Христианство в герм. землях.

В Германских землях проповедовали Евангелие ирландские и британские монахи, нисколько не относясь к Риму; знаменитейшими из них, после Колюмбана и Галла, были монах Килиан в Тюрингии (Вюрцбург), Вилъфрид и Виллеброд в стране Фризов. В 718 году выступил на поприще человек, который придал единство разрозненной доселе деятельности миссионеров и подчинил германские церкви папскому престолу. Это был британский монах Винфрид, или, как стал называться латин. именем, Бонифаций. Он первый отправился в Рим просить у папы благословения на распространение христианства в Германии в союзе с рим. церковию, с соблюдением римских обычаев. Папа Григорий 2-й дал ему благословение, и Бонифаций, сперва помогая Виллеброду утрехтскому в обращении фризов, потом самостоятельно действуя в Тюрингии и Гессене (где впрочем до него еще положены основания веры), так угодил папе, что он в 723 г. сделал его епископом тюрингенским.

Мера к уничтожению икон в мусул. странах.

Мусульм. халифу Езиду внушил какой-то жид, что он процарствует тридцать лет, если только прикажет истребить всякие изображения в своем царстве; тот поверил, и целый год шпионы мусульманские и жидовские уничтожали в христиан. церквах иконы. К счастию, Езид умер в 724 г. и преемник его, Гешам, отменил распоряжение его об иконах.

[717-1] Греч. огонь – состав из сиры, нефти и других веществ, изобретенный в царство Конст. Погоната неким Каллипиком из г. Траллы, горевший и на воде.

Лето от Р. Хр. 726, Льва Исавра 10.

Начало иконоборства.





Поведение патриарха и папы.

Лев Исавр был хороший полководец, по плохой [726-1] политик и невежда. Ему представилось, что благословение Божие будет на всех делах его (а он затевал возвратить империи давно утраченные области), что евреи и магометане сблизятся с христианством, если он истребит почитание св. икон, на которое и епископ наколийский во Фригии, Константин, научил его смотреть, как на идолослужение. В той же мысли укреплял его и Везер сирианин, бывший магометанин, теперь придворный чиновник. В нын. году император стал публично говорить и распространять мысль, что почитание икон есть идолослужение и велел ставить их в церквах повыше, чтобы народ не лобызал их. Патр. Герман тщетно противоречил ему и старался вразумить тех епископов, которые были одних мыслей с императором. Константина наколийского вызывал в столицу для увещания, а Фоме клавдиопольскому (в Понте) отправил довольно обширное послание о почитании икон. Папа Григорий 2-й, одобряя и превознося патриарха похвалами за твердость, писал ему, что и римская церковь, вполне согласна с константинопольскою относительно почитания св. икон.

Бунт на греч. островах.

Когда в Грецию пришло императорское повеление "удалить с глаз человеческих" иконы, то в городах Монемвасии, Навилии, Афинах, а особенно на Кикладских островах, вспыхнул бунт: некто Косма провозглашен был императором и двинулся на столицу с флотом. Но 18 апр. 727 года флот был сожжен в виду Константинополя, Косма бросился в море, а два главные военачальники и заправители всего дела попались в плен и казнены.

Анастасий синкелл входит в планы иконоборства.

Успешное подавление бунта ободрило императора, но все-таки он сдерживал себя и подготовлялся только к более решительным мерам; и так как не было надежды, чтобы патр. Герман принял сторону его, то ожидал случая к низложению его и приискивал подходящего преемника ему. Император скоро нашел такого в диаконе Анастасие, синкелле патриаршем, посвятил его в свою тайну и обещал ему престол. Патриарх не знал ничего о предстоявшей затее, но (в 729 г.) однажды, когда при входе в царские палаты Анастасий, шедший позади, наступил на его одежду, сказал: "не спеши, успеешь попасть на ипподром". Анастасий был смущен этими словами, но исполнение их почувствовал только чрез пятнадцать лет.

Судьба равен. экзахарта.

Король лонгоб. Луитпранд, пользуясь общим неудовольствием греческих подданных северной Италии на императора за его меры против почитания св. икон, двинулся против Равенны и занял ее вместе со всем экзархатом. К счастию, папа Григорий 2-й по своим соображениям не желал усиления лонгобардов и в 729 г. убедил венец. дожа Урса изгнать их из экзархата. Лонгобарды не могли состязаться с венец. флотом и уступили Равенну. Но экзарх Евтихий, евнух, за то вынужден был порвать связи с империею и повиноваться королю, а в 741 г. Луитпранд снова занял Равенну, предоставив Евтихию некоторый местности для кормления по смерть.

[726-1] Впрочем империя обязана ему некоторыми хорошими узаконениями о сокращении рабства, свободе поселян, отмене патронатства вельмож над сельскими жителями. См. статью "Законодательство иконоборцев" в Журн. Мин. Нар. Просвещения 1878, окт.

Лето от Р. Хр. 730, Льва Исавра 14.

Указ против икон; удаление Германа.

Седьмого генваря сего года император издал определение против икон и потребовал от патриарха подписаться в готовности исполнять его; но Герман [730-1] отказался и пожелал лучше оставить престол. Тогда раздраженный Лев послал в патриарший дом офицеров, кои с пинками и другими оскорблениями выгнали восьмидесятилетнего старика. Он удалился в село Платанию, близ Константинополя, и там скоро умер. Память его – 12 мая.

Анастасий патриарх.

На патр, престол, 22 генв., возведен Анастасий, бывший синкелл, и подписался под импер. указом. Исполнение указа начато вооруженною рукою.

Уничтожение изображения Христа Спасителя ; казнь чтителей икон.

В преддверии великого дворца (τό μέγα παλάτιον), украшенном портретами императоров, на верху медных врат стояло изображение Христа Споручника (άντιψωνη) на кресте, которое пользовалось особенным уважением. Предание говорило, что поставил его Константин В. в память бывшего ему явления, и передавало о чудесах, совершившихся здесь. Так некоторый Феодор купец, потерявши все свое имение в кораблекрушении, занял пятьдесят фунтов золотом у жидовина Авраама и дал поручителем за себя Христа изображенного на кресте; после того двукратно лишался всего и наконец приобрел богатство и отдал занятое при таком явном содействии Христовом, что и заимодавец познал истину и крестился со всем домом своим (Пролог, 31 окт.). С этой-то иконы и начал император, пославши чиновника уничтожить ее. Напрасно толпа мужчин и женщин умоляла не касаться изображения; чиновник взошел по лестнице и начал бить молотом по изображению. Тогда некоторые из присутствовавших приняли лестницу и упавшего чиновника предали смерти. Войско разогнало народ, некоторых избило, а десять лиц захвачены, как главные виновники, и после разных истязаний казнены. Память их 9-го августа. Все-таки изображение было уничтожено и оставлен простой крест, потому что иконоборцы допускали крест, если на нем не было человеческого изображения.

Сожжение библиотеки и ученых в Конст.

Лев, хотя сам был невежда, желал, чтобы люди образованные подтвердили правоту его действий и потребовал от вселенского учителя, чтобы он с своими подведомыми письменно объявил иконопочитание равным идолослужению. "Вселенским", в римском смысле (ср. Лук. 2, 1), или "Великим Учителем" назывался священник или монах, наблюдавший за ходом учебного дела в империи, – нечто в роде министров народного просвещения; у него было двенадцать (или шестнадцать) сотрудников, занимавшихся собиранием книг и надзором за публичным преподаванием наук. Все они жили в одном огромном здании, не вдалеке от храма Софийского, где помещалась и государственная библиотека (до 36000 томов), заведенная Константином В., умноженная Констанцием и Юлианом, и после пожара возобновленная Зеноном. На содержание их, как и публичных преподавателей наук, а равно и на поддержание здания отпускались деньги из государственной казны. Когда учители отказались исполнить волю иконоборца, то этот приказал ночью сжечь их вместе с зданием, и был таким образом причиною упадка просвещения на много лет.

Жестокости Льва; указ папе.

В тоже время пострадали и многие другие поборники почитания св. икон, были уродуемы или ссылаемы, а иные и казнены; по всем церквам иконы отбирались и сжигались. Папе был послан указ о том же, с угрозою низложения, если не станет повиноваться. Но известие об этом только усилило недовольство императором; да не было и человека, который бы поддержал требование его. Потому что равенский экзарх, доселе главный начальник и римской области, теперь сам жил только потому, что в его положении принял участие папа, как сказано прежде.

Косма 1-й, патр. алекс.

К 730 г. относится восстановление преемства православных александр. патриархов. Неизвестны ближайшие обстоятельства сего дела; только немногочисленные православные в семь году избрали в патриархи ремесленника (игольника). Коему, оказавшегося наиболее способным управлять церковию в те трудные времена. Ибо, в 737 г. отправившись в Дамаск к халифу, успел выхлопотать у него возвращение от коптов двух церквей в Александрии и так обеспечил права своей кафедры, что она не считалась у правительства каким либо незаконным явлением. На русском языки историю александрийского патриархата см. в Христ. Чт. 1856 г.

[730-1] От патр. Германа имеем "Последовательное изложение церковных служб и обрядов" и несколько песней церковных. Изложение церк. служб в рус. переводе издано в Христианском Чтении 1865 г.

Лето от Р. Хр. 731, Льва Исавра 15.

Папа Григорий 3-й отлучает императора.


Отпадение рим. области от империи.





Император отбирает поз. владения и епархии у папы.

В феврале сего года умер папа Григорий 2-й, последний из утвержденных властию восточного императора. Преемник его, Григорий 3-й, писал две увещательные грамоты Льву и патриарху конст., и, не получив ответа, на римском соборе 732 года отлучил всех иконоборцев от церкви. Тогда вся латинская Италия, бывшая еще во власти греч. империи (собственно римская область), отложилась. На севере только венец, республика, связанная с империею торговыми выгодами, продолжала признавать верховенство империи, хоть об уничтожении икон и не думала, а на юге Апулия, Калабрия и Сицилия, имевшие в большинстве жителей греческого происхождения пребыли верными, как и полугреческие общины Неаполя, Гаэты и Амальфи, хотя не исполняли указов об истреблении св. икон. Император конфисковал в оставшихся ему землях италийских все поземельные владения (patrimonia) рим. престола, ценившиеся в три с половиною таланта золотом, т.е. около 200000 сереб. рублей, и подчинил патриарху константинопольскому как иллирския епархии с митрополиею солунскою, так и нижнеиталийские, доселе числившиеся в округе папы римского. Только епископы Неаполя, Гаэты, Бара и Амальфи скоро восстановили связь с папою; император должен был удовольствоваться от них признанием его светской власти.

Начало светской власти папы.

Верховная власть над рим. областию перешла к папе, который, чтоб обезопасить себя от греков и лонгобардов, поспешил скрепить союз с Карлом Мартеллом (Молотом), управлявшим королевством франков на правах полновластного министра. Таково было начало светской власти пап римских!

Пр. Иоанн Дамаскин.

На востоке в защиту св. икон выступил препод. Иоанн Дамаскин. Сын знатных родителей. Иоанн получил прекрасное воспитание от кадабриского монаха Космы, которого отец его выкупил [731-1] из плена у мусульман; теперь он был главою дамасских христиан. Как только дошли сюда вести о действиях императора, Иоанн написал для граждан константинопольских первое свое сочинение в защиту икон, начинающееся так: "Сознавая свое недостоинство, я конечно должен бы хранить вечное молчание и довольствоваться исповеданием своих грехов пред Богом. Но видя, что церковь, основанная на камне, обуревается сильными волнами, я не считаю себя в праве молчать, потому что больше боюсь Бога, чем императора. Напротив, это-то меня и возбуждает: потому что пример государей может и подданных заразить. Мало людей, кои отвергают их несправедливые указы и думают, что и цари земные состоят под властию Царя небесного, которого законам должны повиноваться". Затем сказавши, что церковь не может погрешать и подозреваться в идолослужении, подробно рассуждает об иконах, выражаясь между прочим: "я дерзаю делать изображение Бога невидимого не так, как Он существует в невидимости, но как Он открывался нам", изъясняет места Вет. Завета, значение слов "изображение" и "поклонение" приводит места св. отцов (Дионисия, Григория Нисского, Василия В. и др.), и в заключение говорит, что "поставлять определения о делах веры могут только вселенские соборы, а не цари". Это писано еще до низложения Германа, а потом написаны еще два сочинения о том же предмете. На возражение, что народ боготворит иконы, Иоанн отвечает: "нужно учить безграмотный народ". Послание эти производили сильное действие, и император, в отмщение писавшему, оклеветал его пред халифом, хитро доставив ему подложное письмо, в котором Иоанн предлагал ему будто сдать Дамаск. Халиф, поверив клевете, велел отрубить у него правую руку; но чудесною помощию пресвятой Богородицы отсеченная рука срослась с составом своим, и преподобный, оставив Дамаск, провел остальную жизнь в лавре св. Саввы, близ Иерусалима. От него остались нам многие церковные песни и каноны, Осьмогласник (воскресные службы на восемь гласов), книга о ересях и "точное изложение православной веры" – первый опыт систематического богословия. Год его кончины неизвестен; память 4 декабря.

[731-1] Прекрасный рассказ об обстоятельствах выкупа и принятия обязанностей воспитания Иоанна и его совоспитанника Космы см. в житие Иоанна Дамаскина (Чет. Мин. 4-го дек ).

Лето от Р. Хр. 734, Льва Исавра 18.

Пр. Петр Афонский.

Сего года полагают кончину преп. Петра Афонского, подвизавшегося на утесистых высотах св. Горы пятьдесят три года. Память его 12 июня.

Беда монах.

735-го года умер Беда Достопочтенный, монах одного из английских монастырей в Нортумбрии. С семи лет обучался он в школе Петропавловского монастыря, где процветало изучение св. Писания, греческих и латинских писателей. Сделавшись монахом, написал много сочинений, но особенно известен "Историею Англии", богатою памятниками и преданиями о судьбе древнебританской церкви.

Муч. за веру.

По окончании войны с греч. империею в 736, араб, халиф Гашам велел казнить всех пленных христиан, которые не согласятся принять мусульманство. Многие кончили жизнь мученически, но известен особенно Евстафий, в Харране, в Месопотамии.

Лето от Р. Хр. 741, Константина 5-го Копронима 1.

Константин Копроним, имп.

18 июля умер Лев, оставив престол 22-х летнему сыну своему Константину, прозванному Копронимом (Гноеименным, потому что из суеверия любил запах лошадиной [741-1] мочи). Это был иконоборец, подобно отцу своему; самого Христа Бога называл не Богом, а человеком и чернокнижником. Женат был с 732 г. на Ирине, дочери правителя хазарского в Воспоре (Керчи), от коей имел сына Льва, – а по смерти ее (750 г.) еще на двух, из коих от третьей имел нескольких детей.

Св. Стефан сурожский.

Скоро по воцарении Константин, уступая просьбе супруги своей, дал свободу св. Стефану, еп. сугдейскому, за исповедание веры томившемуся в темнице конст. Она еще в отечестве научилась чтить добродетельного святителя. Память его 15 дек. См. Макария "История христианства в России до св. Владимира" стр. 89 – 93 изд. 1846. Спб.

Воцарение Артавазда.

Арабы еще пред кончиною Льва возобновили войну и избивали всех пленников, которые не отрекались своей веры. Копроним лично выступил в поход против них. Отсутствием его воспользовался Куропалат Артавазд, женатый на его сестре. При ликованиях граждан столицы он объявил себя императором и помазан на царство патриархом Анастасием, который поклялся народу, что Константин не признает Иисуса Христа Богом. Артавазд немедленно восстановил св. иконы во всех областях, признавших его.

[741-1] Наз. и Кавалином (χαβαλλινός), за любовь к лошадям.

Лето от Р. Хр. 743, Константина Копронима 3.

Возвращение Константина.

2-го ноября сего года Константин овладел столицею, выколол глаза Артавазду и двум его сыновьям, а патр. Анастасия велел с позором провезть по городу и ипподрому на осле, но оставил на престоле. Так исполнилось предсказание св. Германа!

Пр. Косма маиум.

В сем году пр. Косма песнописец, совоспитанник Иоанна Дам., делается епископом в г. Маиуме. Память его. 12 окт.

Св. Петр дамасский.

Около сего же времени халиф Валид 2-й (цар. не больше 15 месяцев, пьяница) велел урезать язык св. Петру, митрополиту дамасскому, за некоторые слова против магом, веры, и сослать в южную Аравию, где он и умер. От сего пастыря имеем несколько сочинений нравственного содержания. На русском языке изданы в Москве 1874 года.

Лето от Р. Хр. 750, Константина 5-го 10.

Междоусобия арабские и завоевания греков.

В халифате происходили междоусобия около десяти лет; наконец Мерван был схвачен и убит Моавиею (750), а первым халифом из дома Аббасидоз. Из дома Оммаядов спасся только Абдерам, бежавший в Испанию и здесь провозглашенный халифом. Моавия сделал своею столицею Багдад, и Дамаск потерял свое значение в арабском халифате. Константин воспользовался междоусобиями аравитян и в 751 г. покорил Арчен (Эрзерум, т.е. римский Арген и Мелитину, главный город) римской Армении.

Лето от Р. Хр. 752, Константина 12.

Папа одобряет похищение престола.

Пипин, сын Карла Мартелла, управлявший франками, как major domus, оставивши королю Хильдерику одно имя государя, прислал папе Захарии запрос: следует ли и на будущее время оставить это дело в таком положении? Папа отвечал, что, не извращая порядка, следует дать имя короля тому, кто имеет действительную власть. На этом основании Пипин принял титул короля и помазан на царство Бонифацием, теперь уже митрополитом майнцким; торжество происходило в Суассоне, первого марта сего года. Пипин начал собою вторую династию королей франкских; потомки Хлодвига повымирали в монастырях, куда были заточены.

Лето от Р. Хр. 754, Константина 14.

Иконоборческий собор в Константинополе.




Константин, патриарх.

Устроивши дела свои на востоке, Константин воротился в столицу с любимою мыслию – уничтожить иконы; к его услугам был и созванный им, продолжавшиеся с 10 февр. по 8 авг., собор единомысленных епископов (патриарха не было, так как Анастасий незадолго пред тем умер). На беззаконном соборе признали идолопоклонством всякую честь, воздаваемую иконам, сравнили чтущих оные с последователями Ария, Нестория и Евтихия, назвали почитание св. мощей суеверием, а вместе коснулись и монашества, которое наименовали опасным заблуждением. По окончании собора император назначил патр. константинопольским Константина, епископа силлейского (г. ςύλαιον) в Памфилии.

Гонение на иконочитателей, особенно на монахов.

Решение собора было опубликовано 20-го авг. в столице, а затем и в провинциях; иконоборцы всюду жгли иконы, грабили свящ. вещи, безобразили церкви, стирая на стенах священные изображения и оставляя зверей, растения и под. Исполнители указов рассеялись по всей империи и особенно тешились над монахами и монахинями. Это было причиною, что монахи из М. Азии бежали в Тавриду и на острова Кипр и Крит, а из других мест в италийские страны и положили основание многим обителям в Калабрии и Сицилии (эти страны все были тревожимы императором, из опасения бунта). См. "Творения св. отцов в рус. переводе" 1860. кн. 3-в Прибавлении стр. 410 и далее.

Увеличение владений римского престола.

Папа Стефан отправляется в Париж и возлагает королевский венец на Пипина (вторично; в первый раз сделано это Бонифацием) и просить у него защиты против лонгобардов, угрожавших взять Рим. Пипин в след затем пошел в Италию и заставил короля Айстульфа обещать папе уступку бывшего экзархата и отказаться от своих планов на Рим; но едва удалился, как лонгобарды подступили к Риму. Папа немедленно написал Пипину письмо от имени самого апостола Петра с просьбою о помощи. Пипин вторично прибыл в Италию (755 г.) и отняв у короля города бывшего равенского экзархата, отдал их пале. Это были Равенна, Болонья, Римини, Комаккио и др. Эти владения стали называться имуществом (patrimonium) ап. Петра. Папа был государем их, а Пипин удовольствовался покровительством ему и званием римского патриция. Импер. Константин тщетно требовал у Пипина возвращения Равенны; занятый борьбою с арабами и своими подданными, он не мог своих требований подкрепить силою оружия.

Св. Иоанн готский.

В числе подписавшихся под определениями иконоборческого собора 754 г, был и епископ готфский (в Тавриде) Иоанн, который в награду за уступчивость переведен императором на митрополию ираклийскую. Жители Готфии на место отступника избрали другого Иоанна, уроженца торгового местечка Партенита. Иоанн [754-1] не вдруг принял епископство, но еще отправлялся на богомолье в Иерусалим, где и провел три года, а около 760 г. ходил для посвящения в Иверию (Грузию), к тамошнему католикосу (потому что соседние епископы были сомнительной веры).

Пр. Андрей муч.

761 г. преп. Андрей, монах, живший в куще (χαλυβη) в части Константинополя, наз. Крисис (χρίςις), всенародно обличил императора в нечестии, и был сожжен. Память его 17 окт.

[754-1] О св. Иоанне Готфском, а равно и христианстве готфов, см. Васильевского "Русско – Византийские Отрывки" в Журнале Министерства народного Просвещения за генварь 1878 года.

Лето от Р. Хр. 764, Конст. Копронима 24.

Соб. в Иерус.

Патриархи Феодор ант., Феодор иер. и Косма ал. Сходятся на собор в Иерусалими и низлагают некоего епископа, приставшего к иконоборству из своих личных расчетов. О происходившем на соборе осуждении иконоборства и защите св. икон Феодор иер., от лица прочих патриархов, сообщил папе Павлу 1-му и некоторым др. православным епископам (напр. Иоанну готфскому). Впрочем, грамота прибыла в Рим уже по смерти Павла к его преемнику Константину 2-му в 767 г., который известил о сем короля Пипина, переславши ему и самое послание с лат. переводом, чтобы король мог убедиться, какая ревность к св. иконам господствует на востоке.

Пр. Стефан Новый и др.

Имп. Константин вновь обнародовал указ против икон и заставил патриарха торжественно, с амвона, произнести анафему на иконопочитателей, после чего патриарх приглашен был к столу императора, где сидел увечанный цветами (по языч. обычаю), слушая музыку и кушая мясо в противность своему монашеству. Из пострадавших в сем году за иконопочитание известен преп. Стефан Новый (28 нояб.), осужденный императором на смерть и скончавшийся под ударами черни, когда его влачили по улицам, и некий затворник в мон. св. Михаила, у пролива сосфенского (констант.), с урезанием ноздрей сосланный в Херсон; в последствии он был епископом "в Хазарии" (см. Пролог 28 ноября) – т.е. вероятно в Воспоре.

Жестокости императора.

В авг. 766 г., на посмеяние были собраны толпы монахов и монахинь и принуждены плясать на ипподроме, при стечении народном; 25 авг. преданы казни 19-ть высших воен. сановников, нелюбимые императором за благочестие и добрые отзывы о мучениках за иконы. 30 авг. некоторые клирики донесли императору, что патриарх худо отозвался об нем; имп. низложил его и сослал на один из Принцевых [764-1] островов в Пропонтиде (Мраморное море), а на патр. престол возвел евнуха Никиту, славянина родом. 6 окт. 767 г. велел привесть бывшего патриарха, торжественно снять с него его сан в церкви св. Софии, а на след. день, после утонченных истязаний, обезглавить. Затем казнил Петра столпника и многих других, монастыри частию обратил в казармы, частию предал запустению. В провинциях особенно выдающимися исполнителями его приказаний были Михаил Милисен, в Анатолии, и Михаил Лаханодракон во Фракии. Монахов всюду заставляли вступать в брак или переменять одежды, а противившиеся лишались очей, свящ. Сосуды отбирались в казну, а книги церковные сжигались, равно как и мощи. Ибо император воспретил молитвы пресв. Богородице и святым. Ковчег с мощами прехвальной мученицы Евфимии († 304) в Халкидон велел сжечь, смешавши с разными нечистотами; но верующие успели подменить ковчег и мощи переслали на остров Лемнос (где они пребывали до 783, когда имп. Ирина поставила их в кльской церкви св. Евфимии близ ипподрома).

[764-1] Это – девять островов, получившие название Принцовых от того, что один из них по преимуществу служил для летнего пребывания государей (principis) и особенно государынь еще до Юстиниана и после него; этот остров и теперь называется πρίγχηπος.

Лето от Р. Хр. 773, Константина 33.

Клеймение рук в Иерусалиме; ослабление греч. народности.

Халиф Альмансор, посетивши Иерусалим около сего времени, велел клеймить руки тамошних христиан и жидов, от чего многие бежали в земли империи. Он запрещал христианам также учиться греч. языку; оттого и богослужение на арабском языке стало почти исключительным в иерусал. патриаршем округе.

Конец лонгоб. королевства.

774 г. король франков Карл осадил лонгоб. Столицу Павию и после шестимесячной осады взял ее. Дезидерий, король лонгоб., заточон в один из французских монастырей. Таков был конец королевства лонгобардов! И папе досталось кое-что из владений павшего государства.

Лето от Р. Хр. 775, Льва 4-го 1.

Отношение нового имп. к почитанию св. икон.

Константин, лично отправившись на войну с болгарами, заболел и умер 14 сентября в Селимврии. Ему наследовал 25-ти летний сын его, Лев 4-й, прозванный по матери "Хазаром". С 769 г. женат был на благородной афинянке Ирине. Питая особенное уважение к монахам, он хотя гласно не восстановлял монастыри, но не преследовал восстановлявших; равно и за иконопочитанием не слишком следил, и только за несколько месяцев до своей смерти заключил в тюрьму нескольких придворных сановников, уличенных в почитании св. икон.

Крещение хана болгарского.

В 776 г. Телерик, хан болгарский, спасаясь от наветников, оставил свою землю, прибыл в Константинополь и принял св. крещение. Лев дал ему достоинство патриция и сродницу своей жены в супруги.

Обращение саксонцев.

Карл, король франков, начинает (776 г.) войну с саксонцами, продолжавшуюся с малыми перерывами больше тридцати лет и кончившуюся порабощением их и насильственным обращением в христианство.

Лето Р. Хр. 780, Ирины и Константина 6-го 1.

Павел патр.

6 февраля умирает патриарх Никита, и преемствует ему 20 числа того же мисяца Павел 4-й, из диаконов великой церкви, ревнитель иконопочитания, но вынужденный к молчанию, так как партия иконоборцев была сильна.

Воцарение Константина и Ирины.

8 сентября умер импер. Лев 4-й, оставивши престол девятилетнему сыну Константину 6-му, под опекою императрицы Ирины. Она начала свое царствование обьявлением полной свободы правосл. вере, хотя на торжественное восстановление иконопочитания не решалась еще.

Бедствия христиан в Сирии.

В Сирии халиф Альмогади велел всех рабов – христиан обратить в магометанство, причем многие умерли за веру, и отнял многие церкви, в противность давним условиям арабских завоевателей с христианами.

Лето от Р. Хр. 783, Ирины и Константина 3.

Подчинение сл. Племен в Фессалии и Пелононезе.

В генваре сего года полководец Ставракий с торжеством воротился в столицу после побед над славянскими племенами, жившими в Фессалии и Греции. Некоторые князья их приведены в Константипополь, а все остальные покорились и обложены данью. Вероятно, и христ. вера между ними распространялась, хотя сведений о том не сохранилось. Славяне проникали в эти земли, почти запустелые после давних войн и частых случаев голода и моровой язвы, почти без препятственно и, оставляя города в стороне, селились в открытых местностях, часто прерывали сообщения между Константинополем и Солунью, и хотя в 758 г. были на время покорены, но только на время; поход Ставракия более укрепил их зависимость от империи.

Лето от Р. Хр. 784, Ирины и Константина 5.

Перемена на патр. престоле.

Предположение о всел. соборе.

Патр. конст. Павел отказался от престола 31 августа и удалился в монастырь св. Флора, где вскоре и умер. Память его 31 августа. Ему преемствовал из секретарей, (άςηχρήτις ? a secretis) императора Тарасий, посвященный 25 декабря сего же года. Принял сан под единственным условием, что созван будет вселенский собор. Он тотчась послал общительные грамоты патриархам [784-1], в том числе и папе римскому Адриану, где после исповедания веры прибавлено н осуждение иконоборного собора, происходившего в 754 г. Император с своей стороны послал приглашение на вселенский собор.

Ответ папы.

Ответное письмо папы к патриарху заключает одобрение веры его; но в ответе императору, от 26 октября 785 г., он просил возвращения патримоний (имуществ) и патриарий своей власти над некоторыми провинциями (Иллирии, Калабрии и Сицилии) и указал на Карла, который, "удовлетворяя нашим желаниям, подчинил нашей власти все варварские народы Запада и навсегда подарил церкви римской области, города, крепости и имения, удержанные было лонгобардами, но по праву [784-2] принадлежавшие св Петру, и доселе жертвует много золота и серебра на нужды церкви". В заключение папа известил, что посылает от себя двух уполномоченных (легатов) на всел. собор.

Уполномоченные с вост.

От патр. престолов Антиохии и Иерусалима был уполномоченным монах и синкелл Иоанн, а от Александрии – монах и синкелл Фома; оба они, из боязни подозрительного мусульманского правительства, отправились в Константинополь тайком.

Отсрочка соб.

Днем открытия вселенского собора назначено было первое августа 786 г., в Константинополе, в храме св. апостолов; но схоларии (гвардия), бывшие в столице, по наущению некоторых иконоборных епископов, вторглись туда с оружием в руках и разогнали собравшихся, крича, что не попустят разорения дела, совершоннего императором Константином (Копронимом). Императрица отложила собор, пока не вызвала из провинций новые войска и не обезоружила столичных, коих (до шести тысяч) с женами и детьми разослала по разным местам (что произошло уже в сентябре 786 г.). Собор же положено открыть в Никее, в мае 787, но открылся он только в сентябре.

[784-1] В то время патриаршествовали; в Александрии – Политианв, преемник Космы, в Антиохии – Феодорит (777 – 794). В иерусалиме ? Илия 3-й (сконч. 797 г.)

[784-2] По праву. В папской канцелярии вероятно еще при папе Захарии сочинена была дарственная грамота Константина В., которую он уступает папе Сильвестру и его преемникам Рим и почти всю Италию с островами. Как ни груба была подделка, но общее невежество в истории, особенно между дворянством, было настолько велико, что папа представил ее Карлу, не опасаясь улики в обмане. В славянском переводе см. эту грамоту на стр. 134 – 145 2-й части сочинения Терновского "Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в древней Руси" изд. 1875 – 1876 г. в Киеве. По частям оно печаталось в "Киевских Унивеситетских Известиях" 1874 года.

Лето от Р. Хр. 787, Ирины и Константина 8.

Отсрочка соб. и его деяния.

24-го сентября открыты заседания соборные в никейской церкви св. Софии. Всех епископов и отцов было 367; за исключением двух папских легатов и двух с востока, это были греческие подданные из Фракии, Еллады, Анатолии, островов архипелажского и средиземного морей, Сицилии, Сардинии [787-1] и Италии южной. Кроме того, присутствовали два императ. сановника, множество монахов и других лиц. Епископы сицилийские заговорили первые: "считаем приличным, чтоб святейший архиепископ константинопольский начал соборные занятия". Все согласились, и Тарасий открыл собор речью, в которой, возблагодаривши Бога за свободу церкви, просил епископов отвергнуть новизны и хранить церковные предания. Затем прочтена была подобного же содержания речь импер. Ирины, послание папы Адриана к собору и приняты кающиеся иконоборные епископы – Василий анкирский, Феодор мурский и других восемь. Предав всех иконоборцев анафеме, отцы поставили вероопределение, в котором сказано, между прочим: "храним ненововводно все Писанием и без Писания установленные для нас церковные предания, из которых одно касается иконного живописания... Ибо когда чрез изображение на иконах лики Спасителя, Богородицы и святых бывают видимы, то взирающие на них побуждаются к воспоминанию и люблению первообразов их и чествованию их лобызанием и почитательным поклонением, не собственным, по вере нашей, богопоклонением, которое приличествует единому Богу, но почитанием, воздаваемым изображению честнаго и животворящего креста, святому евангелию и прочим святыням. Следует чтить св. иконы и кланяться им не как Богу, а как воспоминательному начертанию Его и святых Его". Кроме сего постановлены 22 правила благочиния церковного. Всех заседаний было восемь; последнее (23 окт.) происходило уже в Константинополе, во дворце Магнавра, в присутствии императора и матери его.

Лат. перевод деяний собора.

Определения собора сообщены всем церквам; папские легаты принесли в Рим греческий оригинал их, тут же переведенный по распоряжению папы.

Еп. на соборе из местностей нын. России.

От епархий, находившихся в пределах нынешней России, подписались на соборе: за епископа Иоанна готфского Кирилл монах; от лица епископа воспорского Андрея – Давид, диакон церкви воспорской; Стефан, епископ Сугдеи (Сурожа), один из преемников св. Стефана.

Пр. Филарет Милостивый.

В ноябре 788 г. имп. Константин 6-й женился на Марии, внучке знатного пафлагонца, Филарета Милостивого, сконч. около 792 г. О его жизни и добродетелях читай житие в Ч.-Мин. 1 декабря.

[787-1] Архиеп. кальярский Фома имел на соборе уполномоченным от себя и всех епископов сардинских Епифания, диакона церкви катанской (в Сицилии). Это служит доказательством, что Сардиния, принадлежавшая еще вост. империи, и в церк. отношении не зависела от папы, а состояла в ведении патриарха константинопольского. Только с 850-х годов, когда по случаю усиления арабов связи с империею были порваны, сардинские судьи, judices, – а их было четыре, – и епископы примкнули к папе в церк. делах.

Лето от Р. Хр. 790, Ирины и Константина 10.

Муч. Феофил.

Сего году мусульмане, высадившись близ Атталии, поразили войско греческое и взяли в плен правителя (дукса) Киликии, Феофила. Феофил был представлен халифу Гарун-аль-Рашиду и так как не согласился отречься от христианства, обезглавлен. Память его 22 июля.

Св. Або, муч. в Тифлисе.

К сему же времени относится мученич. кончина св. Або, в Тифлисе. Он был мусульманин из Багдада, знаток мусульм. священных книг и по ремеслу составитель благовонных мастей. На 18 году возраста последовал из Багдада за Нерсесом, эриставом Карталинии (бывшим в тюрьме и освобожденным), научился грузинскому языку и вере, и отрекся Магомета. Но из страха от магометан не принимал св. крещения, доколе; Нерсес снова не вынужден был опасаться за свою жизнь и бежать чрез Дарьяльское ущелье в Осетию и затем к кагану хазарскому. В стране хазарской (обнимавшей земли от устьев Волги до Днепра) "были", по словам жизнеописания, "города, в коих безбоязненно христиане служили Христу" и св. Або поспешил принять крещение. Когда же племянник Нерсеса, с 786 г. выхлопотавший у халифа правление Карталиниею, успел и для Нерсеса выхлопотать позволение воротиться на родину, то за Нерсесом, не смотря на предостережения, последовал и Або. Три года провел он в Тифлисе, никем не тревожимый; наконец магометане обратили внимание на него, как отступника их веры, и отрубили ему голову пред церковью сорока мучеников. Память его 3 генваря.

Лето от Р. Хр. 794, Ирины и Константина 14.

Собор в г. Франкфурте.

Суждение об иконах.

Адриан папа выслал королю Карлу деяния 7-го всел. собора для обнародования их в землях франков и германцев. Король передал их на рассмотрение собору епископов франкских во Франкфурте; 794 г. Эти нашли, что определения собора несогласны с их обычаями, потому что "можно имет в храмах иконы, но почтение [794-1] воздавать им не следует"; что "от чести, воздаваемой св. мощам, нельзя заключать к почитанию изображений святых;" что "собор, держанный в Вифинии, не был вселенским". Такого рода неосновательный отзыв прислан папе епископами от имени Карла. Ясно, что тут действовали политические опасения самого Карла, что-бы на западе не возбуждалось сочувствие грекам: посему-то сочтено нужным сделать поправки в определениях собора и у самаго собора отнять значение вселенского. Папы хорошо поняли это и умеренностию своею постепенно доставили определениям седьмого всел. собора надлежащую силу.

Ересь адоптиан.

На сем же соборе, как и на регенсбургском 792, была осуждена возникшая в мусульм. Испании, при посредстве несториан [794-2] кордубских, ересь адоптиан, кои признавали Иисуса Христа усыновленным (adoptivus) Богу по человечеству, а не Сыном Божиим. Главными представителями ереси (с 780-х годов) были Елипанд, епископ толедский, и Феликс, еп. ургельский. Когда некоторая часть Испании у Пирин. Гор завоевана была (788 г.) Карлом, то Феликс старался свое заблуждение пронести и в епархии франкския, но был осужден и сослан в Лион. Впрочем, и в самой Испании со смертию Елипанда не стало слышно о том лжеучении.

Послед. годы Св. Иоанна готф.





Храм, осн. им.

К сим же временам следует относить кончину св. Иоанна готфского. Около 788 г. хазары поставили свой гарнизон в главном городе Готфии, Доросе (или Феодоры, εοδορώ, Манкуп), и скоро были изгнаны готами, воодушевленными Иоанном. Но жители какой-то местности, приверженные к власти хазар, предали Иоанна в руки врагов, после чего и остальные готы покорились. Каган пощадил князя Готфии (χυρος γοτίας), но семнадцать слуг его казнил, а Иоанна велел посадить в темницу в г. Фуллах. [794-3] Отсюда он бежал в Амастриду, за море, где и скончался чрез четыре года. Тотчас по кончине тело его, сопровождаемое св. Георгием, еп. амастр., и всем городом с кадилами и свечами, перенесено на корабль и перевезено в таврич. городок Партениту и там похоронено в монастырской церкви св. апостолов. В 1871 г. открыты в деревни Партените значительные остатки большого христ. храма и найден камень с отчетливою греческою надписью: "Этот всечестный и божественный храм святых славных и всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла был основан с основания в давние времена иже во святых отцом нашим архиепископом города Феодоро и всей Готфии Иоанном исповедником. Ныне же возобновлен, как он зрится, митрополитом города Феодоро и всей Готфии кур Дамианом в лето 6936, индикта 6, в десятый день сентября" т.е. в 1428 году от Р. Хр.

[794-1] Очевидно, епископы намеренно не поняли смысла соборных опредений об иконах.

[794-2] Первые арабские халифы, для укрепления за собою завоеваний в Испании, высылали сюда с востока насельников, напр. из Дамаска в Гренаду, из Емесы в Севилью, из Палестины в Херес, из Египта в Оссонобу и др. В числе таких переселенцев из Персии и Сирии были и "братья кордубские" (т.е. христиане с востока), на которых часто ссылались представители адоптианства. как на знатоков истины.
[794-3] - Фуллы (м. 6. нын. Рускофил на Никитском мысе) имели своего князька, но под верховною властию хазар.

Лето от Р. Хр. 795, Ирины и Константина 15.

Соблазнительное поведение государя.

В генваре сего года имп. Константин, по страсти к придворной девице Феодоте, развелся с женою своею Мариею (от которой имел уже дочь Евфросину) и велел постричь ее, не взирая на возражение патриарха (а мать была удалена от дел правления еще в окт. 790). В августе провозгласил Феодоту императрицею, и, поелику патриарх не соглашался свенчать их, заставил Иосифа, эконома великой церкви, благословить брак (4 сент.). Поступок императора произвел великий соблазн не только в Константинополе, но и в других местах: как знаем из жития преп. Феодора Студита, союзные империи князья (топархи) Воспора и Готфии из подражания императору развелись с своими женами и взяли других; да и все лица, имевшие власть, поступали так же.

Пр. Феодор Студит.





Таврические епископы и монахи.

Патр. Тарасий не решился исполнить своей угрозы – отлучить императора от Церкви; он опасался, как бы Константин во гневе не пристал к иконоборцам, которых везде было много еще. Но преп. Феодор, игумен монастыря Саккудион, близ вифинской горы Олимпа, а равно и предшественник его по настоятельству, преп. Платон, по болезни живший на покое, смело обличали беззаконие и объявили царя достойным отлучения от Церкви. Когда узнал об этом Константин, то, после тщетных попыток склонить их ласками на свою сторону, велел 796 г. Феодора и его монахов (11-ть), наказавши плетьми, сослать в г. Солунь, а Платона заточить в конст. монастыре Михаила Архангела. Но примнр их мужества и терпения нашел подражателей в епископах и монахах Тавриды, кои тоже подвергались гонениям, но обличали распущенность и разнузданность нравов.

Падение царства Аваров. Христианство там.

В царстве аваров, обнимавшем теперь только нын. собственную Австрию с протяжением до р. Дравы и нын. Венгрию до р. Тисы, возникли междоусобия; тудуны (местные главари) старались заискать покровительства короля Карла, каган был убит, и сын Карлов, Пипин, победоносно пройдя в 796 г. до устьев Дравы и разорив укрепления (ринги) аваров, заставил нового кагана, во св. крещении принявшего имя Феодора, признать зависимость от франков. Но как вместе с сим пало древнее дружинное устройство аварских племен, поставлены или признаны славянские князья и немецкие графы, то авары быстро начали сливаться с немцами и славянами и ко второй половине девятого века безследно исчезли. В церк. отношении бывшие аварские земли причислены с 796 г. к округам Зальцбургского и Пассавского архиепископов.

Лето от Р. Хр. 797, Ирины 17.

Ослепление и смерть Константина.

Константин навлек на себя общую ненависть разными непотребными делами; мать его, предупреждая собственное изгнание, по соглашению с высшими сановниками, велела схватить его и ослепить [797-1] 19 августа, от чего он и умер чрез несколько лет. Ирина одна начала царствовать, и тотчас вызвала всех сосланных; но с халифом принуждена была заключить позорный мир, обязавшись ежегодно платить дань.

Пр. Феодор в мон. Студийск.

Преп. Феодору, воротившемуся с монахами в обитель саккудийскую, императрица и патриарх предложили вскоре перейти в столичный монастырь Студийский, доселе неоправившийся после запустения во дни Копронима и имевший не более двенадцати монахов. Феодор переселился сюда, и скоро число братии возрасло до тысячи. Платон стал жить тут же, в затворе.

[797-1] Историки замечают, что он был ослеплен в той самой комнате дворца, в которой (19 авг. 787, в субботу же) велел ослепить дядю своего Христофора, а прочим пятерым (все сыновья Копронима) урезать языки. Что Константин был жив еще в 799 году, видно из того, что некоторые афиняне затевали, с помощию славян, князя Акамира, идти к столице возвратить престол ослепленному, – но были в сем же году схвачены и казнены.

Лето от Р. Хр. 800, Ирины 20.

Восстановление западной рим. империи.

В апреле 799 г. два племянника покойного папы Адриана († 795) составили заговор против его преемника Льва 3-го, и напавши на него во время торжественного хода, страшно изувечили, стараясь вырвать глаза и язык; едва спасенный друзьями, папа бежал в Галлию, к королю франков. В нач. 800 года воротился, а в след за ним прибыл в Италию и сам Карл, и посетил Рим. В праздник Рождества Христова, 25 дек., по предварительному соглашению, папа возложил на него в церкви ап. Петра драгоценную императ. корону, при общих кликах: "Карлу Августу, венчанному рукою Божиею, великому и миротворному императору римскому, жизнь и победа!" После того сам папа простерся у ног Карла и помазал его и его сына Пипина священным миром. Так совершилось восстановление римского императорского сана на западе.


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  Предисловие     1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2019 Церковь Иоанна Богослова