Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   YouTube канал проповедей отца Олега   YouTube канал стихотворений Олега Урюпина   Facebook страничка  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Летопись
Церковных событий
и гражданских, поясняющих Церковныя.

От Рождества Христова до 1879 года.

Архимандрита Арсения


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  Предисловие     1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...  
к следующей страницек следующей странице


.

.

Лето от Р. Хр. 602, Маврикия 21.

Колюмбам, ирландский монах.



Празднование пасхи.

Монахи ирландских и древнебританских монастырей посвящали свои труды обращению язычников на материке Европы; из них Колюмбан, из монастыря Банкорского в Ирландии, с двумя другими, прошед великую Британию и северную Галлию, основал монастырь у подошвы Вогезских гор и дал своей общине правила, долгое время исполнявшиеся в Галлии. Так как в праздновании Пасхи он, по примеру ирландских и древнебританских церквей, следовал древнему малоазиатскому обычаю, т.е. праздновал в 14-й день луны, каков бы ни был этот день, то его беспокоили епископы галльские и пресвитер Кандид, посланный около этого времени папою в Галлию по делам церковным. Два раза писал папе Колюмбан в защиту древнего обычая, ссылаясь притом на одобрение его блаженным Иеронимом: "а кто воспротивится авторитету блаж. Иеронима", говорил, "тот, как еретик, будет отлучен западными церквами" (т.е. ирландскими). В тоже время писал и к архиепископу лионскому: "не я – зачинщик разномыслия; мы же готовы до смерти следовать своим древним обычаям".

Несчастный конец Маврикия.

Маврикий велел собранному против аваров войску зимовать по ту сторону Дуная, чтобы кормиться на счет врагов и сократить расходы на него государства. Такая расчетливость возмутила воинов: они провозгласили императором центуриона Фоку и пошли на Константинополь. Маврикий бежал в Азию, и Фока венчан на царство в пятницу 23 ноября, в предместье столицы, откуда чрез два дня имел торжественный вход в нее. Маврикий был схвачен близ г. Пренесты с женою и восемью детьми – пятью сыновьями и тремя дочерьми; Феодосий, старший, соправитель отца, скрылся. В Халкидоне начались казни семейства; самый младший на руках кормилицы был подменен ею собственным младенцем, но Маврикий сам указал палачам своего сына. Во время казни детей он часто повторял слова псалма: праведен еси, Господи, и правы суды Твои! Наконец и сам казнен (27 ноября), царствовавши 20 лет и 3 месяца. Тела их бросили в море, а головы выставлены на публичных местах столицы. Феодосий был также схвачен и умерщвлен. Жена Маврикия с тремя дочерьми была заключена в монастырь, но года чрез три убита вместе с ними. Только сестра Маврикия, Дамианна, вдова, оставлена на свободе; она удалилась в Иерусалим и была там игуменьею женского монастыря. Об ней упоминается в "Лимонаре" Иоанна Мосха.

Лето от Р. Хр. 603, Фоки 1

Отношение папы к новому императору.

Изображения Фоки и его супруги принесены в Рим 25 апреля сего года; сенат и народ приветствовали их обычными кликами: Христе, услыши нас! Да живет император Фоки и императрица Леонтия! Григорий папа поместил изображения в дворцовой церкви св. Кесария, и в июне послал Фоке приветствие со вступлением на престол, где, между прочим, высказал неудовольствие на "грубое обращение" его предшественника.

Бедствие империи.

Восьмилетнее царствование Фоки, человека кровожадного и развращенного, было бедственно для империи. На востоке началась война с персидским царем Хозроем, другом Маврикия, продолжавшаяся, с небольшими перерывами, двадцать шесть лет; на западе авары беспрепятственно опустошали земли от Дуная и Савы к Адриатич. морю до самого Диррахиума.

Папы римские.

12 марта 604 года сконч. папа Григорий Великий чрез пять с половиною месяцев (1 сент.) его место занял Савиниан, живший на престоле всего пять месяцев и девятнадцать дней. В его время рим. область страдала от голода, и папа много давал пособий бедствующим. По смерти его (22 февр. 605 г.), папский престол оставался праздным около года, пока не был избран (15 февр. 606 г.) Вонифатий 3-й. Этот занимал престол всего восемь месяцев и двадцать три дня (ум. 12 ноября 606 г.), но успел выхлопотать для себя у Фоки оффициальный титул "вселенского" (universalis), который так оспаривался у патриархов константинопольских, воспользовавшись нерасположенностию Фоки к патр. Кириаку за участие последнего к семье Маврикия и своим значением для поддержания на западе уважения к Фоке.

Лето от Р. Хр. 607, Фоки 5.

Фома патр.

23 генв. сего года патриархом конст., на место умершего (29 окт. 606) Кириака, сделался Фома, диакон и сакелларий.

Папа Вонифатий 4-й.

В Риме, чрез восемь месяцев по смерти Вонифатия 3-го, вступил на престол (18 сент.) Вонифатий 4-й. Так как величественный Пантеон (храм, построенный лет за 25 пред Р. Хр. в честь всех богов и возобновленный имп. Пертинаксом) продолжал еще существовать, хотя в запущенном виде, то Вонифатий выпросил у императора это здание и обратил его в церковь Божией Матери и всех святых, которая и доныне находится в Риме.

Евлогий, патр. александр.

Сего же года сконч. в Александрии св. Евлогий патриарх, занимавший престол с 579 года, друг папы Григория и писатель. Шесть книг составил против новатиан: в первых четырех обличает их ересь вообще; в пятой доказывает, что нужно чтить мучеников (чего не допускали алекс. новатиане); в шестой опровергает книгу, исполненную басней, под заглавием "Подвиги епископа Новата". В других двух книгах обличает поведение и ересь Тимофея Елура и Севера; в особом еще сочинении поражает гаянитов и акефалов, защищая всюду собор халкидонский. Из всех этих сочинений сохранились только извлечения в "Библиотек" Фотия. Обличал он и ересь агноэтов (евтихианской секты), кои приписывали Иисусу Христу неведение некоторых вещей, извращая смысл некоторых мест Писания (напр. что искал смокв на смоковнице, и не нашел; что Сам сказал о своем неведении дня и часа всеобщего суда). Сочинение против них Евлогий сообщил и папе около 600-го года.



Деятельность и кончина Колюмбана.

Колюмбан, все еще беспокоемый галльскими епископами, ищет защиты у папы Вонифатия и просить дозволить ему хранить древнее предание касательно дня Пасхи, так как оно непротивно вере. "Мы – у себя, потому что не приняли постановлений сих галлов; живем в пустыне, никого не беспокоя. Просим хранить мир и церковное единение, как св. Поликарп с папою Аникитом; следуя канонам ста пятидесяти отцов собора Константинопольского (2-го всел.), церкви, находящиеся в странах варварских, могут жить по своим обычаям". Отвечал ли ему что нибудь папа, неизвестно; только чрез три года он, по повелению бургундской королевы Брунегильды, был изгнан из Галлии, проповедовал слово Божие в стране аллеманов близ нын. Цюриха и Цуга в Швейцарии, перешел в ломбардские владения и скончался около 615 г. в основанном им близ Требии монастыре. Оставленный им в Швейцарии ученик, св. Галл, был основателем знаменитой в последствий обители, названной его именем – Gancti Galli, близ которой завелся и город Сен-Галлен.

Лето от Р. Хр. 609, Фоки 7.

Убиение патр. Св. Иоанн Милостивый.

Патр. алекс. Феодор, преемник Евлогия, убит сего года еретиками; преемником ему был из мирян Иоанн, сын дукса (воен. начальника) кипрского, Епифания. Он был прежде женат; потерял жену и детей, предался подвижнической жизни и заботам о бедных, и хотя не был ни монахом, ни клириком, избран в патриарха. Он известен под именем св. Иоанна Милостивого.

Захария иер.

В этом же году умер патр. Исихий иерус., а преемствовал ему Захария, из констант, священников.

Лето от Р. Хр. 610, Фоки 8, Ираклия 1.

Бунт евреев и умерщвление ант. патр.

Фока велел крестить евреев насильно в Антиохии и др. местах; поэтому ант. евреи взбунтовались, убили (в сент.) патриарха Анастасия младшего (преемника первому † 598) и множество граждан. Бунт усмирен кровопролитием; но патр. престол, по причине смут и войн с персами, оставался незанятым лет около двадцати.

Гибель Фоки и воцарение Ираклия.

Фока навлек на себя общую ненависть подозрительностию, убийствами граждан и трусливым характером, по которому лично не принимал деятельного участия в борьбе с персами. Сенат тайно звал на престол Иракла, наместника Африки, но этот предоставил все сыну своему Ираклию, который с флотом и появился пред Константинополем 4-го окт., в воскресенье. На следующий день Фока схвачен в церкви своего дворца и обезглавлен, а Ираклий вместе с супругою своею венчан на царство патриархом Сергием (с 18 апр. преемником Фомы † 20 марта).

Кандиан, патр. аккил.

Сего года аквилейским патриархом (в Градо) сделался Кандидиан, признававший пятый всел. собор и потому вступивший в церк. общение с папою. Так как и лонгобардский король держался правосл. веры, то не возникало против Кандидиана возражений и со стороны подведомых ему епископов королевства; и папа не заводил спора о патриаршем титуле.

Лето от Р. Хр. 614, Ираклия 5.

Успехи персон.

Поелику месть за Маврикия была только предлогом, а не истинною причиною войны Хозроя против греков, то старание Ираклия заключить с ним мир не имело успеха, а между ним не доставало средств остановить врагов. Еще в первом году царствования Ираклиева персы взяли Едессу и Апамею, и доходили до Антиохии; во втором овладели Кесариею Каппад., в четвертом – Дамаском, а в июне сего года вступили в Иерусалим. Христиане подверглись ужаснейшим бедствиям не столько от персов, сколько от жидов. Последние выкупили у победителей 90000 пленных христиан для того только, чтобы замучить их. Честный Крест Господень увезен к царю в Персию; туда же отведен патриарх Захария со множеством народа и добычи. По удалении врагов, Модест, игумен Феодосиева монастыря, принял на себя управление делами иерус. церкви, восстановлял церкви и монастыри, хоронил валявшиеся всюду трупы.

Дела Иоанна Милостивого.

Патриарх алекс. Иоанн посылал щедрые пособия в Иерусалим, выкупал пленных и призревал несчастных, искавших убежища в Египте. О милостынелюбии его см. в житии 12 ноября. Раз увидевши, что многие ушли из церкви после Евангелия для бесед у паперти, он и сам вышел и сел между ними. Когда те были удивлены его поступком, сказал: "где овцы, там нужно быть и пастырю; я для вас хожу в эту церковь, а для себя могу служить и в домовой церкви". Сделавши тоже и в другой раз, он исправил нерадивых.

Пр. Анастасий Синан, Иоанн Мосх и Софроний монахи.

В его же время, как и при Евлогие, преп. Анастасий Синаит, монах синайской обители, подвизался в Александрии против еретиков и проповедовал народу в церкви. О нем и его сочинениях см. в Прибавлениях к Творениям св. отцов 1857 г., кп. 4. Кроме того монахи Иоанн Мосх и Софроний, как люди образованные, по поручению патриарха, много трудились над обращением севериан и др. еретиков.

Лето от Р. Хр. 616, Ираклия 7.

Потеря греч. владений в Ираклии.

Ираклий, занятый борьбой с персами, которые теперь доходили уже до Халкидона, не мог и думать о противодействии вестготам на далекой окраине государства. В прошлом году патриций Кесарий потерпел два страшных поражения и вестготы, захвативши пленных, обратили их в рабство; но король Сизибут за великую сумму выкупил их и отпустил на волю. Тогда Кесарий поручил епископу ментезскому (Mentesa) Цецилию, еще подданному империи, вступить в переговоры с королем. Король потребовал уступки всего испанского побережья, остававшегося доселе во власти греков, на средиз. Море от Сукруны на востоке до Колопоны на западе, соглашаясь оставить за империею небольшой клочок у океана в нын. Алгарвии, с городами Лакобригою и Оссонобою. Император подтвердил этот договор; он был лично знаком с Сизибутом еще в Африке.

Письмо Сергия конст.

К сему году относится первое обнаружение наклонности конст. патриарха Сергия к монофелитству, зародившемуся среди севериан. Именно, он письмом просил некоего Георгия Арсу собрать для него и выслать свидетельства древних, какие есть, об одной воле во Христе при двух естествах, обещая чрез это положить основание к единению церкви. Св. Иоанн патриарх достал это письмо и может быть сделал бы что-нибудь к вразумлению Сергия, но наступление персов к Египту и последовавшие смуты не дозволили сего.

Железная корона лонгоб. королей.

Сего же года ум. Агилульф, король лонгобардский, православный, и арианство снова усилилось в королевстве. Памятником благочестия его доселе служит так называемая железная корона лонг. королей, которую он пожертвовал в церковь Иоанна Предтечи в г. Монце (Modicia); преемники его короновались ею. Наз. железной потому, что в нее вкован железный гвоздь от креста Спасителя, присланный папою Григорием королеве Теоделинде.

Лето от Р. Хр. 619, Ираклия 10

Кончина Иоанна Мил.

Персы в 617 г. овладели Анкирою в Галатии, а другой отряд их вступил в пределы Египта и в 618-м начал грозить самой Александрии. Многие граждане бежали отсюда; св. Иоанн патриарх, по поручению патриция Никиты, отплыл в Константинополь просить императора о скорейшей помощи городу, но достигши Кипра, заболел, и в г. Амафунте, на своей родине, скончался в ноябре 619 года.

Ианн Мосх в Риме.

Лимонар, книга.

Иоанн Мосх с 12-тью учениками, из коих старшим был Софроний, отправился чрез Кипр и Самос в г Рим. Здесь он составил или окончил книгу λεμονάριον -Лимонар, или "Луг духовный", т.е. рассказы о чудесах и примерах добродетели, виденных или слышанных им в продолжение странствований по монастырям палестинским [248-1] и египетским. Умирая (620 года), он вручил книгу Софронию и завещал перенесть тело свое для погребения в гору Синайскую, а если этого нельзя будет сделать, то в палестинский монастырь Феодосия, где принял пострижение. Софроний исполнил волю его и взял останки из Рима; но, достигши Аскалона, узнал о беспокойствах в пустыне от арабов и потому похоронил их в Феодосиевом монастыре.

Хорваты, союзники империи.

Кроме персов одолевали империю с северо-запада авары, а так как они были союзниками лонгобардов, то даже италийские владения находились в опасности. Посему Ираклий завел связи с хорватами – народом славянским, жившим у Бабьих-Гор (в нын. краковской Польше и Силезии), и подарил им земли по рр. Саве, Драве и побережью моря адриат. до р. Наренты, то есть Либурнию (отделяется от Истрии р. Арсою), половину Далмации, часть Боснии и к северо-востоку некоторые страны, с условием выгнать оттуда аваров и быть союзниками империи. В нын. году хан аварский, со своими полчищами приближавшийся уже почти к Константинополю, внезапно отступил при вести о вторжении хорватов в помянутые земли. Хорваты заняли их с бою, истребив или покорив живших там аваров; остатки последних, покоренных, доныне, под именем морлаков, существуют на материке Либурнии, против острова Паго.

[248-1] В Палестинских монастырях находилось тогда много монахов из славянского племени бессов, жившего в округах нын. Пирота, Филиппополя и Самокова. Бессы, называемые в Лимонаре и Восками, обращены в христианство в давнейшие времена; в 5-м в. в той стране славился Никита, епископ Ремесианы, – города существовавшего верстах в 20 от нын. Пирота. См. статью архим. Леонида "о бессах" в чтениях Моск. Общества Истории 1871 г. О Никите у Филарета Святые южных славян, 24 июня.

Лето от Р. Хр 622, Ираклия 13.

Поход Ираклия против персов.

Неоднократные просьбы Ираклия о заключении мира были отвергнуты Хозроем; перс отвечал ему: "я не стану щадить христиан, доколе они не отрекутся от Распятого, называемого ими Богом, и не будут покланяться солнцу". Ираклий увидел необходимость или отказаться от престола, или решиться на деятельнейшую борьбу с врагами. Чтоб обезопасить себя в Европе, он в прошлом году уступил королю Свинтиле последние владения империи в Испании, заключил договор с аварами и четвертого апреля сего года, в праздник Пасхи, приобщившись св. Таин, отплыл из столицы Черным морем в страны прикавказские, чтобы отсюда, чрез земли лазов, сделать вторжение в Персию. Армения была отвоевана от персов в 623-м, а в 624-м Ираклий победоносно перешел за Ефрат и взял г. Газак, где было знаменитое капище с неугасимым огнем.

Православные в Персии.

Хозрой, опасаясь доброхотства своих православных подданных грекам и может быть нуждаясь в деньгах, оградил их церкви и дозволил оставаться христианами только под условием подчинения патриарху несториан, уже известных своею враждебностью в империи.

Лето от Р. Хр. 626, Ираклия 17.

Спасение Константинополя.

Чтобы отвлечь силы Ираклия от Персии, персид. военачальник Сарабаз еще с прошлого года придвинулся к Халкидону и осадил его, а хана аварского пригласил напасть на Константинополь с суши и с моря. Граждане возложили всю надежду на Бога и пресв. Деву, покровительницу города, совершали литии и крестные ходы по городским стенам; малочисленное войско в столице, под начальством мужественного Бонуса, успешно отражало подступы аваров. Наконец страшная буря рассеяла неприятельские ладьи и погубила множество врагов; хан аварский поспешно отступил и двинулся за Дунай, а также и персы удалились. В благодарность Господу Богу и пречистой Деве за неожиданное спасение совершено было церковное торжество и воспет был в честь Богоматери составленный по сему случаю Георгием Писидийским неседальный гимн (акафист), коего первая песнь рифмованными стихами начинается так:

τη ύπερμάχψ 5ρατηγψ τά νιχητήρια,
Wς λυτρωετςα τών δειγώγ, εύχαριςήρια.
Запрос еп. Кира патр. Сергию.

Ираклий, стараясь закрепить найденных им в прикавказских странах армянских монофизитов в союзе с империею, часто вступал с ними в разговоры о вере, и Кир, епископ Фазиса, утвердил его в мысли, что монофизиты присоединятся к православной церкви, если последняя сделает уступку в том смысле, что в Христе Иисусе при двух естествах есть одно действование (ενεργεία), т.е. обнаружение воли, или, что тоже, одна воля. На запрос об этом Сергию патриарху, патриарх отвечал, что на соборах не решался этот вопрос, но что некоторые из отцов допускали одно действие во Христе Господе, именно Мина, конст. патр., и Вигилий папа.

Лето от Р. Хр. 628, Ираклия 19.

Мир с Персиею и триумф императора.

Хозрой, царь перс., еще в феврале прошлого года свержен и уморен с голоду сыном своим Сироем; Сирой поспешил заключить мир с императором и возвратил всех пленных вместе с патр. Захариею и честным древом животворящего креста Господня. В нын. году Ираклий имел триумфальный въезд в Константинополь; колесницу его везли четыре слона.

Разделение акв. патриарха.

Лонгобардский король Аривальд (родственник и преемник сына Теоделинды), восстановивши преобладание ариан в королевстве, задумал и своих православных подданных отдалить от связей с подданными империи. Ему удалось убедить патриарха Фортуната с сокровищами своей церкви бежать из Градо в Аквилею и утвердить здесь свое местопребывание. Так как он, сверх того, был и противник пятого всел. собора, то епископы истрийские и венетских островов признали своим патриархом Примигения, назначенного папою, с соизволения экзарха равен., в феврале сего года. Так разделился аквилейский округ! Патриарху акв. подведомы были епархии Фриуля, а граденскому – островов венет. и истрийские.

Лето от Р. Хр. 630, Ираклия 21.

Перемена на кафедре алекс.

Сего года умирает преемник Иоанна Мил., азекс. патр. Георгий, известный описатель жизни св. Иоанна Злат. Ираклий поставляет на его место фазийского еп. Кира, в видах примирения еретиков с церковию.

Леонтий еп. писатель.

Около сего же времени скончался Леоптий, епископ Неаполя (поздн. Никосии) на острове Кипре; от него осталось много слов и жития преп. Симеона Юродивого († окт. 590 близ Емесы, в Сирии) и св. Иоанна Милостивого.

Лето от Р. Хр. 632, Ираклия 23.

Магометанство.











Исчезновение христианства в Аравии.

Сего года умирает в Аравии лжепророк Магомет. С генваря 611-го года этот дотоле странствующий погонщик верблюдов и торгаш, имея от роду сорок лет, начал выдавать себя за пророка, которому определено восстановить древнюю веру, искаженную многобожниками, евреями и христианами; веру последних знал он по наслышкам от несториан, во время своих странствований. Он составил новую веру (ислам) из смеси всех известных ему, положив в основание, что "нет Бога кроме Бога, и Магомет пророк Его". Целых одинадцать лет общество новых верующих – мусульман не приобретало особенного значения в Мекке, а в 622 году аристократия, опасаясь замыслов проповедника, заставила его спасаться бегством в Медину. Это бегство и принято его последователями за начало нового летосчисления, эгиру – торжественное провозглашение истины. В Медине учение его привилось, и Магомет чрез шесть лет победителем вошел в свой родной город и с энтузиазмом призывал всех к распространению новой веры словом и мечем. При жизни своей успел подчинить себе всю Аравию и обратить ее жителей, за исключением евреев в южной Аравии и христиан в Негране и Санаа, которым дозволил за [632-1] установленную дань оставаться при своей вере. Христианство постепенно угасало тут и к половине 10-го в. совершенно исчезло в Санаа, где найдолее держалось (а христиане негранские еще при первых преемниках Магомета выселились в земли персидские). Последователи Магомета известны в истории под именем агарян (потомков Агари), измаильтян (потомков измаила) и сарацын (восточных людей); а сами называли себя масульманами, то есть верующими.

Переселение сербов.

Около сего же времени, или немного прежде, может быть лет за шесть, полагают переселение сербов из страны Бойков (Boiki, в нын. Галиции) в уступленные им империею южную часть Далмации, Дарданию и верхнюю Мизию, почти запустелые после вторжений аварских. Христианство мало проникало к ним до самого девятого века, тогда как хорваты уже с 640-х годов начали принимать св. веру от высланных из Италии священников.

[632-1] О судьбах христианства в южной Аравии см. статью в Прав. Обозрении 1868 г. март месяц.

Лето от Р. Хр. 633, Ираклия 24.

Кир ал. утверждает монофелитство в Египте.

Кир, бывший епископ Фазиса, с 630 г. патриарх алекс., старался воссоединить с церковию феодосиан секту евтихиан, многочисленных в Александрии, и достиг своей цели, но допустив исповедание одной воли и одного действия во Христе при двух естествах (что противоречит само себе). Акт соединения подписан 4-го мая сего года. Он состоял из девяти членов, выражавших, кроме седьмого, православное учение о троичности и воплощении; но в седьмом сказано, что "Христос и Сын производит действия божественные и человеческие вместе, одною богомужною (ςεανδριχή) деятельностию", – так что различие в Нем божеских и человеческих действий существует только в нашем представлении. Патриарх сообщил этот акт для прочтения монаху Софронию, бывшему тогда в Александрии; Софроний, прочитавши, со слезами умолял его не оглашать столь противного вере и дышащего аполлинаризмом акта. Кир не внял представлениям, и 3-го июня происходило торжество воссоединения. Все феодосиане (клирики, чиновники, военные и простой народ) поспешили в церкви и приобщались св. таин. Кир известил об этом событии императора и патриарха конст. Яковиты и Феодосиане торжествовали, говоря, что не они приняли халкид. собор, а собор перешел на их сторону, и что, признавая одно действие, тем самым признается одно естество во Христе Иисусе.

Действия Софрония и его патриаршество.

Софроний поспешил в Константинополь и убеждал Сергия отвергнуть александрийское лжемудрование, но этот, хлопоча особенно о привлечении еретиков, преобладавших в Египте, одобрил поступок Кира и не обратил внимания на Софрония. Софроний отправился на восток и в Иерусалиме, по смерти патр. Модеста, избран патриархом в конце сего же года и утвержден императором, находившимся теперь в Палестине.

Лето от Р. Хр. 634, Ираклия 25.

Письмо Сергия к папе.

Узнавши о возведении Софрония на патр. престол, Сергий спешит предупредить папу Гонория и пишет ему обширную грамоту, в которой, рассказавши об усилиях императора соединить еретиков, когда находился в Армении и стране Лазов, и как тогда припомнилось учение Минны патриарха и Вигилия папы о единой воли во Христе, и как теперь патр. Кир успел воссоединить египетских еретиков, продолжает: "Между тем святой монах Софроний, теперь уже патр. иерусалимский, как слышно – потому что я не получил еще его соборной грамоты, по обычаю – Софроний, говорю, находясь тогда в Александрии у патриарха Кира, восстал против одного из членов воссоединения, говорящего об одном действии во Христе, поддерживая мысль, что следует признавать два действия. Кир указывал ему на некоторые места у отцов, кои говорили об одном действии, а особенно представлял ему, что часто, для приобретения Богу великого множества душ, наши отцы прибегали к пощаде и снисходительности, без всякого впрочем ослабления точности догматов. Но Софроний никоим образом не хотел принять этой уступки и, пришедши в Константинополь, убеждал нас отвергнуть сей член, что нам показалось жестоким и нарушающим воссоединение толикого числа душ, кои доселе терпеть не могли имени св. Льва папы и собора халкидонского, а теперь прославляют их. Мы много говорили об этом предмете с Софронием и наконец потребовали, чтобы он представил нам точные выражения отцов о двух действиях во Христе, чего, однакож, не мог он сделать. Наконец видя, что спор разгорается, и зная, что так начинались все ереси, мы приложили старание к прекращению словопрений и написали патриарху алекс., чтобы по воссоединении отщепенцев, никто не позволял себе говорить об одном или двух действиях в Иисусе Христе, но чтобы принято было все действия признавать происходящими нераздельно от воплотившегося Бога Слова: потому что выражение "одно действие" хотя и встречается кое-где у отцов, все-таки кажется странным и подрывающим веру в два естества"... В письме проглядывает неуверенность самого Сергия в основательности нового учения и допущена ложная ссылка на патр. Минну и папу Вигилия.

Ответ папы.

Папа Гонорий одобрил поведение Сергия и свой образ мыслей так выразил в ответном письме: "Мы исповедуем одну только волю во Христе, потому что Божество восприняло не грех наш, а наше естество, и в таком виде, какой оно имело до повреждения грехом. И мы не видим, чтоб соборы или Писания высказались определенно об одной или двух волях..."

Общительная грамота Софрония.

Между тем св. Софроний отправил общительные грамоты папе и патриархам, по обычаю; они были одинакового содержания и высланы, по обычаю же, от лица собора, держанного в Иерусалиме. После исповедания веры говорится, между прочим: "Как всякая природа во Христе сохраняет свои свойства, так и действует всякая сообразно своим свойствам..." Софроний далее и подтверждает единство лица против лжеучения Несториева, и обличает слияние природ последователями Евтихия; затем указывает чисто – человеческие действия Христовы (рождение, питание, вознесение и под.) и чисто – божеские (сохранение матери приснодевою, чудеса, пророчества и под.), обличает заблуждения Оригеновы, приемлет пять всел. соборов, писания св. Кирилла и св. папы Льва, проклинает еретиков.

Лето от Р. Хр. 635, Ираклия 26.

Ответ папы Софронию.

Папа, в ответном письме Софронию, советует ему избегать выражений "одна воля", "одно действие", "две воли" и под., а учить, что "один Иисус Христос действуете богомужно" – т.е. без различения действий по природам. Но Софроний не переставал противиться монофелитам и собравши в двух книгах шестьсот отеческих мест, где подтверждалось православное учение и обличалась ересь, этот свой сборник отправил в Рим чрез Стефана, епископа Дары.

Завоевания магометан.

Провинции империи, истощенные и обезлюдненные в персидскую войну, не могли дать надлежащего отпора фанатикам мусульманам; мелкие арабские владельцы у Синайского полуострова еще при жизни Магомета († 632) подчинились ему, а в нынешнем магометане завоевали царство гиренское, подвластное персам, и гассанское (царек живал в Габита, близ Гаурана, в сотне верст к востоку от Иерусалима), подвластное империи; овладевают Емессою и уравнением с собою привлекают многих к своей вере. В нынешнем же году взят ими Дамаск, после семимесячной осады (в сент.).

Об упадке христианства в северной Аравии см. статью "Христианство в северной Аравии" – Правосл. Обозрение 1870 г.

Лето от Р. Хр. 636, Ираклия 27.

Исидор севильский.

Сего лета скончался в Испании епископ севильский Исидор, после сорокалетнего управления церковию. Написал много сочинений и привел в известный ныне порядок "чин" испанской литургии, и теперь еще сохраняемый в некоторых церквах г. Толедо. Из его сочинений видим, что он мало владел способностию обсуждать и проверять свои обширные познания и потому без разбору употреблял выражения, что Дух Св. исходит от Отца и Сына, повторяя Августина, и первый внес в исповедание веры эту мысль на местном толедском соборе 633 г., происходившем под его председательством См. (Hefele Conciliengeschichte III, 74 – второго издания, 1877).

Иерусалим во власти магом.

Магометане в июле поражают греческое войско в битве, при Ярмухе и подступают к иерусалиму; св. Софроний в слове на Рождество Христово горько жалуется, что нашествие варваров не позволяет верным в такой святой день идти в близкий Вифлеем для молитвы. В начале следующего года Иерусалим сдался на волю победителя; халиф (так назывались преемники Магомета) Омар лично вступил во св. град, тотчас велел построить мечеть на запущенном тогда месте храма Соломонова и дал христианам охранительную грамоту такого содержания; "Во имя Бога милостивого и милосердаго. Омар, сын Гиттабов, подтверждает безопасность народу города Елии, как ему лично, так и детям, женщинам и имуществу их, и всем церквам; они не будут ни разрушены, ни заключены".

Лето от Р. Хр. 638, Ираклия 29.

Ектезис.

Ираклий обнародывает "изложение веры" – έχεδνς – составленное патр. Сергием и одобренное папою Гонорием; им повелевалось всем признавать "одного Христа и одну волю" (γέν έηημα). Но эктезис вместо примирения разномыслящих и утверждения единства, на что рассчитывал император, только усилил раздоры. Сергий, составитель эктезиса, умер в декабре сего года.

Взятие Антиохи и покор. Персии мусульманами.

Мусульмане взяли Антиохию, а в 639 г. и Кесарию Палестинскую; с другой стороны они перешли Ефрат, заняли Едессу и всю Месопотамию и покорили царство персидское. Последний царь, Издегерд, убит во время бегства.

Поставление патриарха для Антиохи.

Антиохия уже тридцать лет не имела патриарха и теперь находилась во власти мусульман; но для усиления ли партии монофелитов, или чтобы сохранить хоть духовную связь ее с империею, в 639 году поставляется для Антиохии патриархом монофелит Македоний, который впрочем оставался жить в Константинополе.

Пирр конст.

Св. Максим исповедник.

В генваре 639 года на патр. конст. престол возводится Пирр, из игуменов богородичного монастыря в Хризополе (нын. Скутари), монофелит. В сем же году св. Максим [638-1] оставляет игуменство в Хризопольском монастыре и удаляется в Карфаген, в тамошнюю греческую лавру Саввы Освященного (основанную в 545 г.); по его убеждению Фортуний, архиеп. карф., соборно осуждает присланный из Келя ектезис.

Северин избирается на пап. кафедру.

В Риме, по смерти Гонория в октябре 638 г., избранный на его место Северин не был утверждаем экзархом, доколе не подпишет эктезиса. В 639 году уполномоченные из Рима испросили у императора подтверждение, лицемерно пообещав склонить Северина к подписи, и к концу декабря воротились Рим.

Начало владычества мусульман в Египте.

Мусульмане, поразив греческое войско при Пелузиуми, осадили в конце октября 639 г. Вавилон египетский (Мемфис); начальник крепости и правитель верхнего Египта, верою копт, по соглашению с прочими главами коптов, подчинился мусульманам на условии разных льгот своим единоверцам.

[638-1] Максим был прежде секретарем имп. Ираклия, но в 634 году, ревнуя о православии, оставил двор и постригся.

Лето от Р. Хр. 640, Ираклия 31.

Папы рим.

Северин папа посвящен в июне сего года и тотчас на местном соборе осудил лжеучение монофелитов и отверг эктезис. Он умер чрез два месяца, и в декабре преемствовал ему Иоанн, сего имени 4-й.

Александрия во власти мусул.

22-го декабря сего года мусульмане, после 14 месячной осады, взяли Александрию; копты (евтихиане), из ненависти к грекам, много помогли им. и патриарх ихний, Вениамин, целых десять лет проживший в пустынных монастырях, теперь вошел в Александрию с торжеством. Кир бежал морем в Константинополь и тут [640-1] скончался. Более трехсот тысяч греков из всего Египта бежали пред мусульманами, и коптские христиане начали пользоваться свободою веры и доверенностию мусульм. правительства преимущественно пред мелхитами, как называли тут и в Сирии православных христиан за единоверие их с царем греческим (араб. мелех, melech, значит царь).

[640-1] После Кира был патриархом Петр монофелит; но он не видел Александрии и сконч. в Константинополе 654. С удалением Кира монофелитство в Египте исчезло незаметно.

Лето от Р. Хр. 641, Константина 2-го, Ираклеона, Конст. 3-го 1.

Заявление императора об эктезисе.

Ираклий, узнав, что папа Иоанн подтвердил осуждение эктезиса и в общит. грамоте к Пирру сказал об этом, а также видя общее недовольство на замешательства в деле веры, написал Иоанну: "ектезис – не мой; я ни диктовал его, ни приказывал составлять; но патр. Сергий, составивши его за пять лет до моего возвращения с востока, уже в Константинополе просил меня обнародовать его от моего имени и за моею подписью, и я уступил его просьбам. Теперь же видя, что из-за этого возникли несогласия, объявляю всем, что эктезис не принадлежит мне". Посему списки эктезиса и были сорваны с притворов церковных.

Смерть Ираклия.

Скоро после сего, 11-го марта, Ираклий умер от водяной; на сильные страдания его от болезни народ смотрел, как на Божие наказание за кровосмешение: потому что, не смотря на увещание патр. Сергия, он женился вторым браком (614 г.) на племяннице первой жены, Мартине.

Перевороты на имп. престоле.




Бегство Пирра.

Преемником ему был старший сын, от первого брака, 29 летний Константин, сего имени на востоке 2-й; но чрез сто три дня, 22 июня, он умер, как думали, отравленный своею мачехою. Она и стала управлять именем своего 18 летнего сына, Ираклеона; но уже в конце сентября, по требованию народа, должна была признать соправителем его 11 летнего сына Константина 2-го, Константина 3-го, и венчать его на царство. Патр. Пирр, друг имп. Мартины, предвидя грозу, собиравшуюся над нею, ночью тайно бежал из Константинополя в Карфаген, и на его место в октябре возведен священник и эконом великой церкви Павел, монофелит. Пирр не обманулся, потому что еще в декабре сего года Мартине, по определению сената, отрезан язык, а Ираклеону нос, и обое заточены. На царстве остался один Константин 3-й, внук Ираклия.

Лето от Р. Хр. 642, Константина 3-го 2.

Ответ папы на общит. Грамоту патр.

Папа Феодор, преемник Иоанна, в ответ на общительную грамоту Павла конст. обличает его в лицемерии, потому-то не упомянул об эктезисе, тогда как доселе позволяет спискам его красоваться в храмах, не смотря на повеление Императора сорвать их, – не упомянул и об осуждении своего предшественника, Пирра; а чрез своих апокрисиариев папа обнародовал анафему против всяких новостей в вере.

Сергий кипр.

В 643 г. и Сергий, архиеп. кипрский, от имени всей церковной области своей сообщил Павлу осуждение ереси.

Магометане в Барке, Грузии и Армении.

Магометане овладевают городом и областию Баркою (др. Киренаика) и беспокоят своими набегами область Трипольскую. Жители христиане ищут убежища в Сицилии. Около сего же времени делают вторжение в Армению и Грузию и налагают дань на тамошних владельцев.

Лето от Р. Хр. 645, Константина 3-го 5.

Поведение Пирра в Африке.

Пирр продолжал жить в Карфагене, опираясь на поддержку наместника Африки, патриция Григория (племянника Ираклиева), который, зная беспорядки и истощение империи, не обращал внимания на Константинополь. В июле сего года преп. Максим имел с ним публичное прение о вере в присутствии патриция, нескольких епископов и других лиц. Оно кончилось торжественным раскаянием Пирра; бывший патриарх пошел в Рим и там принять папою Феодором в церковное общение, как патриарх (потому что он не был низложен).

Бегство карф. архиепископа.

На прении не был архиеп. Фортуний; прозревая ли замыслы Григория на корону в Африке, или по другим каким соображениям, он бежал около сего времени в Константинополь и уже не возвращался. На место его в июле 646 г. избран Виктор.

Магометане в афр. областях.

В 647 г. мусульмане овладели Трипольскою [645-1] областию и вторглись в Бизаценскую; у р. Баграда, отделявшей Бизацену от провинции Проконсульской, патриций Григорий дал сражение, но был поражен и пал в бою. Мусульманский военачальник, наложивши дань на покоренных, воротился в пределы Барки.

[645-1] Трипольская область, простиравшаяся по берегу моря от Сирта большого до Сирта малого, заключала в себе шесть еп. кафедр у моря же (потому что внутри страна песчана, безводна и необитаема); название области дано от трех в ней городов – Лептиса, Сабраты и Эи (Oea).

Лето от Р. Хр. 648, Константина 8.

"Тин" веры.

Павел патр. вздумал поддержать ересь новыми средствами и убедил имп. Константина обнародовать от своего имени "тип" (τύπος), т.е. образец веры, где говорилось, между прочим: "воспрещаем всем нашим подданным кафоликам спорить впредь, каким бы-то ни было образом, об одной воле или об одном действии, двух действиях или двух хотениях... и чтобы содействовать единству церкви и отнять всякий предлог у желающих спорить без конца, мы велели снять прибитые в преддверии великой церкви этого царствующего города папирусы, касающиеся того вопроса. Кто осмелится противоречить сему распоряжению, будет подвергнуть страшным наказаниям".

Морские предприятия мусульм.

Тогда как молодого императора занимали дворцовыми интригами и препирательствами богословских партий, магометане не переставали усиливаться, успели завести флот, на берегах Сирии овладели Арадом и на острове Кипр разграбили Пафос с окрестностями.

Невежество папы Феодора.

В сем году папа Феодор, узнав, что незадолго пред cим удалившийся в Равенну к экзарху Пирр снова возвратился на ересь, созвал местный собор и объявил Пирра лишенным сана; к сожалению, ревность свою по благочестию запятнал невежеством и кощунством, потому что, к ужасу всех присутствующих, для подписи под осуждением смешал капли крови Христовой (из чаши) с чернилами.

Павел патр. преследует православных.

Патр. Павел конст. в отмщение папе за несогласие закрыл домашнюю церковь рим. апокрисиариев во дворце Плацидии и воспретил им священнодействовать в столице; других же православных преследовал ссылками и телесными наказаниями.

Лето от Р. Хр. 649, Константина 9.

Собор в латер. церкви Рима, созванный Мартином папою.

Феодор папа умер в мае; преемником его был Мартин, бывший легатом (апокрисиарием) в Константинополе. Тогда как император требовал принятия "типа", Мартин на латер. соборе в октябре сего года в Риме, где присутствовали более ста епископов из областей Рима и Равенны, Сардинии и Сицилии, и одного из Африки с уполномочием от архиеп. Виктора, осудил ересь, зачинщиков ереси и все писания в защиту ее, и это сделал, как сам написал императору, оберегая доброе имя и достоинство его.

Притворство императора.

Император затаил неудовольствие, и так как экзарх Олимпий должен был обращать преимущественное внимание на защиту Сицилии от набегов мусульман, то и папа до времени оставлен в покое.

Лето от Р. Хр. 653, Константина 13.

Папа Мартин и пр. Максим отсылаются на восток.

Новый экзарх Каллиопа, в начале июня вступив в Рим с войском, захватил папу и отправил его морем чрез Сицилию на остров Наксос, где и пробыл он в заключении около года. Приставники разглашали всюду, что это враг империи. В тоже время схвачен и пр. Максим, и отправлен в Константинополь.

Истязание и смерть Мартина.

17 сентября 654 г. Мартин привезен в Константинополь и три месяца просидел в тюрьме (до 15 дек.). Затем потребован к допросу (при чем, по незнанию греч. языка, отвечал чрез переводчика) и снова возвращен в тюрьму с цепью на шеи; а 10 марта 655 г. сослан был наконец в Херсонес Таврический и там скончался 16 сентября. Православная церковь чтит память св. Мартина, как исповедника, 14 апреля (должно быть в день перенесения мощей его в Рим, спустя лет тридцать).

Евгений папа.

На римскую кафедру, еще при жизни Мартина, по требованию императора, состоялось избрание; и 9 сентября 654 г. избран и посвящен Евгений.

Патриархи конст.

На конст. престол, по смерти Павла в конце декабря 654 г., снова вступил Пирр, но в мае 655 г. скончался, и патриархом сделался Петр, из священников великой церкви. По обычаю, послал он общительную грамоту папе; но клир и народ римский дотоле не позволяли Евгению совершать литургии, доколе он не дал обещания никогда не принимать той грамоты.

Лето от Р. Хр. 656, Константина 16.

Твердость Максима и его учеников.

Пр. Максим с своими двумя учениками (оба – Анастасии) более двух лет пробыл в темнице, терпя всякого рода лишения и истязания; на него, между прочим, взводили обвинение, будто он подговаривал жителей Африки не повиноваться императору и даже писал Петру, претору Нумидии в 639 г., не слушать указа Ираклиева – идти с войском на помощь Египту (хотя письма и не могли представить). Все дело сводилось к тому, чтобы Максима привлечь на сторону еретиков. Из письма Анастасия, одного из его учеников, к монахам кальярским в Сардинии можно усматривать его взгляд на сущность ереси монофелитской, какою она теперь представлялась: "наши противники, решившись не следовать учению отцов, волнуются разными мнениями, и после того, как утверждали, что не следует говорить ни об одном, ни о двух хотениях, признали теперь, что есть два и одно, – то есть три."

Первая и вторая ссылка их.

Не смогши склонить Максима к ереси, сослали его во, фракийскую крепость Визу, обоих учеников его в другие места. Но в сентябре сего же года их снова вызвали в Константинополь, позвали на злочестивый собор и заставили выслушать анафему им самим, папе Мартину, Софронию иерусалимскому († 644) и всем, кои слушают их. Наконец, после телесных истязаний, всем трем отрезали язык и правую руку, и сослали в землю лазов, на Кавказ.

Виталиан папа.

В 657 году ум. папа Евгений; преемник его, Виталиан, отправил в Константинополь общительную грамоту. Император чрез папских послов прислал дары в церковь св. ап. Петра, а патриарх в ответной грамоте не преминул сказать о единстве воли и действия во Христе.

Славяне в империи.

Разные славянские племена, еще с IV века постепенно водворявшиеся из-за Дуная в провинциях империи, в области солунской до того пренебрегали властию императора, что последний вынужден был предпринять против них поход в 657 г. и силою подчинить их.

Лето от Р. Хр. 658, Константина 18.

Злодеяния императора.

Император имел брата Феодосия, которого незадолго пред сим велел патриарху посвятить во диакона; после и сам не раз приобщался св. Крови из его рук. По каким-то подозрениям теперь велел умертвить его, но часто стал во сне видеть убитого, а к мучениям совести прибавлялась и ненависть подданных за еретичество и разнузданность нравов его.

Мусульманск. секты.

В обширном царстве мусульман возникли раздоры, и области империи несколько времени не были ими тревожимы. В 659 г. Моавия поразил и убил халифа Али и затем лишил престола сына его Гуссейна, признанного было в Персии. Но приверженцы Алиевы почтили его память, как законного преемника Магометова, и составили особую религиозную секту шиитов, доныне сильную в Персии; признавшие же Моавию получили название суннитов. Моавия перенес столицу царства из Медины в Дамаск.

Лето от Р. Хр. 660, Константина 20.

Стефан, ант. патриарх.

Антиохийские христиане, не желая иметь общения с жившим в Константинополе патриархом Макарием [660-1] монофелитом, с дозволения мусульм. власти избирают себе в патриархи Стефана, из тамошних священников.

[660-1] Макарий, как и его предшественники Македоний († 645), Георгий († 650), монофелиты, и преемники (православные) Феофан (681 – 685) и Александр (686 – 688) жил и настоятельствовал в конст. монастыре пресв. Богородицы. По смерти Александра в Константинополе перестали ставить своих патриархов для Антиохии.

Лето от Р. Хр. 662, Константина 22.

Император оставляет столицу.

Император Константин, не находя покоя совести от видений убитого им брата, – часто являвшегося во сне с чашею и говорившего ему: "пей, брат", – задумал перейти на жительство в Рим, и, оставив жену и детей в столице, отправился на запад, но прожил несколько в Афинах.

Кончина пр. Максима.

Его письмо к Марину.

Сего года скончался в ссылке преп. Максим Исповедник. От него осталось несколько замечательных сочинений. Из переписки его стоит упоминание письма к Марину, священнику на острове Кипр. Вот что писал Максим: Жители столицы возражали на соборное послание нынешнего святейшего папы [662-1] не в стольких пунктах, как вы писали, а только в двух. Один относится к учению о Божестве, поелику, говорят, он сказал, что Дух св. исходит и от Сына; другой принадлежит к учению о божественном воплощении, так как он написал, что Господь, как человек, был без прародительского греха. Что касается первого, то они (западные, то есть) приводили в свое подтверждение изречения латинских отцов, а также Кирилла александрийского в священном сочинении, которое он написал на евангелиста Иоанна. Этим они обнаружили, что не представляют Сына причиною св. Духа, ибо знают, что один Отец есть причина Сына и Духа, одного по рождению, другого по исхождению, но показывают лишь, что Он чрез Него посылается (т.е. – Дух чрез Сына), и таким образом представляют на вид единство и безразличие сущности". Далее говорит Максим, что, согласно желанию Марина, он "просил римлян перевести свои слова (на греч. язык), чтобы избегнуть лукавых козней со стороны противников. Но поелику обычай не позволяет так писать и посылать, то не знаю, согласятся ли. Впрочем они не могут свою мысль с точностию и тонкостию передать на иностранном языке, как на своем родном, или мы на нашем".

[662-1] Вероятно – Мартина в 649 или 650 году.

Лето от Р. Хр. 663, Константина 23.

Император в Италии.

5 июля сего года император прибыл в Рим и встречен папою Виталианом торжественно. Заметивши нерасположенность к себе жителей, не решился остаться тут, велел снять бронзовые крыши некоторых казенных зданий и отправить в Константинополь, наконец и сам, 17 июля, оставил город. На пути в Сицилию безуспешно осаждал Беневент, находившийся во власти лонгобардов, и в сентябре сего же года прибыл в Сиракузы.

Утверждение православия между лонгобардами.

Лонгобарды и их короли продолжали оставаться в арианской ереси, по смерти Агилульфа, а некоторые из народа придерживались и язычества. Около 630 года герцог беневентский, воюя с греками, вздумал овладеть знаменитым монастырем Михаила Архангела на горе Гаргано, состоявшей в округе Неаполя, но был отражен греками, при чудесном заступлении св. Архистратига. С того времени православная вера начала проникать к лонгобардам, и наконец св. Барбат, священник беневентский, убедил своего герцога и его отца, короля Гримоальда (664 г.), присоединиться к православной церкви. Барбат избран и в епископа Беневенту. Монастырь гарганский, по поводу непрерывных стычек с неапольцами стоявший в запустении около 15 лет, теперь обновлен самими лонгобардами.

Патр. конст.

666 г. умер конст. патр. Петр, еретик по преимуществу; престол оставался незанятым месяцев шесть. Наконец в начале 667 г. патриархом сделался Фома, из диаконов и хартофилаксов великой церкви, православный. Не посылал папе общительной грамоты потому, что мусульманские пираты разбойничали в Архипелаге и Средиземном море.

Лето от Р. Хр. 668, Константина 4-го Погоната 1.

Смерть имп. Конст. 3-го.

Константин 3-й четыре года прожил в Сиракузах, утопая в разврате, обременяя жителей налогами, грабя зажиточных и делая набеги на берега Африки, которой жители вынуждены были защищаться от него, как от врага. Наконец 15 июля сего года некто Андрей, прислуживая ему в бане, ударил в голову шайкою и убил; бунтовщики провозгласили императором некоего знатного армянина Мизиза. Но в Константинополе воцарился сын убитого, Константин 4-й.

Феодор тарский.

К сему году и последующим относится деятельность на западе Феодора, митрополита тарсийского, прибывшего с востока в Рим и получившего кафедру кантуарийскую в Англии. О нем см. Христ. Чт. 1865 г.

Лето от Р. Хр. 669, Константина Погоната 2.

Усмирение бунта.

Весною сего года новый император, собравши морские силы из Равенны, Неаполя, Сардинии и Африки, усмирил сицилийских бунтовщиков, казнил Мизиза и других, и чрез несколько месяцев возвратился в столицу. Граждане, приметивши, что он воротился с бородою (πωγών), тогда как отправился безбородым юношею, прозвали его Погонатом (бородатым).

Распространение мусульм. завоеваний.

Усмирение сицилийского бунта сопровождалось отзывом стоявших там войск и ослаблением вообще сил; потому, едва Константин оставил Сицилию, как мусульмане опустошили ее берега и увели много пленных. И в Африке они подвинулись, так как находили слабый отпор со стороны жителей, а войска вовсе не было внутри страны. В 670 г. они в проконсульской провинции основали постоянный укрепленный лагерь Каирван, отсюда распространяли свое владычество посредством набегов и налагали дань на сравнительно более отдаленных от берегов жителей Африки.

Патр. константинопольский.

В сем же (669) году умирает конст. патр. Фома 2-й; преемник его, Иоанн 5-й, занимал престол пять лет и умер 674 г. Преемствовал ему Константин 1-й, а сему в 676 г. Феодор 1-й.

Папы рим.

На папском престоле, по смерти Виталиана 672, сидел Адеодат, коему в 676 г. преемствовал Дон (Donus).

Лето от Р. Хр. 678, Константина Погоната 10.

Заботы об умирении церкви.

Конст. патр. Феодор вместо общительной грамоты послал папе Дону письмо с просьбою о содействии к восстановлению мира церковного; того же желал и император, и с своей стороны просил папу прислать в Константинополь разумных людей для совещания с Феодором конст. и Макарием антиох. (жившим в Константинополе) о церковных делах. Но письмо императора уже не застало Дона, ум. 11 апреля сего года; преемник его, Агафон, поспешил привести в исполнение великое дело, обослался с императором и патр. Георгием (заменившим Феодора, неизвестно по какому поводу низложенного в декабре 678 г.), и в марте 680 г. держал в Риме собор, на котором решено послать уполномоченных на предположенный императором вселенский собор.

Болгаре занимают Мизию, Малую Скифию и часть Фракии.

Болгары, доселе жившие за Дунаем, вторгаются за реку, в нын. Добруджу, поражают выступившее против них греч. войско и в 679 г., по договору с императором [678-1] занимают страну между этою рекою и Гемусом (Балканами), оставляя за собою и прежние земли за Дунаем (части нын. Валахии, Молдавии и Трансильвавнии), так что на севере болгарские земли граничили с аварскими, на юге простирались от Варны до нын. Пирота, на западе граничили с хорватскими. В занятых теперь землях Болгаре нашли рассеянные поселения славян земледельцев и потомков готов в Никопольском округе. Болгаре, бывшие турецкого происхождения и языка, постепенно славянизировались и менее, чем чрез двести лет, не осталось и следов их первоначального происхождения. Аспарух был вождем их при переходе за Дунай.

Успехи против мусульман.

Константин Погонат более счастливо воевал с мусульманами в Сирии, и по договору сего года заставил тамошних пограничных правителей платить себе дань.

[678-1] Кажется, император не очень хотел противиться занятию той страны болгарами, потому что греческое население там было (после готских, аварских и др. движений) малочисленно, а славянское не очень довольно греческим правлением.

Лето от Р. Хр. 680, Константина Погоната 13.

Шестой всел. собор.

7 ноября сего года открылись в Константинополе заседания шестого вселенского собора. До конца сего года было пять заседаний; прочие происходили в след. году, и последнее, 18-е, было 16 сентября. Из наличных защитников ереси монофелитов были на соборе Макарий, патр. антиохийский, живший в Константинополе, и пять монахов, которые все, как нераскаянные, сосланы в Рим. Всех отцов собора было сто семьдесят; из них замечательнейшие: Георгий, конст. патр.; Георгий, священник и монах, местоблюститель патриаршего иерусалимского престола (где был патриархом Феодор 1-й); Петр, местоблюститель александрийского патриаршего престола; [680-1] три епископа местоблюстителя римского папы. Из Африки, по причине тамошних замешательств, не было ни одного представителя. На пятнадцатом заседании монах Полихроний вызвался доказать правоту своего исповедания "одной воли" воскрешением умершего; чтобы не подать толпе повода к обвинениям, отцы собора согласились дозволить ему исполнить это, но еретик осрамился и был осмеян чернию. Окончательным определением собора было: "признавать в Иисусе Христе без смешения и разделения две воли, сообразно двум естествам".

Взнос дани за папский престол.

Пред отъездом из Константинополя легаты папские умолили императора понизить сумму, обычно платимую в казну за утверждение избранного народом папы (а они узнали о смерти Агафона и избрали Льва 2-го); всякий новый папа посвящался не прежде, как император давал свое согласие.

Марониты.

Монофелиты сирские не покорились решению шестого вселенского собора. В Сирии, именно в городе Ботрисе (теперь не существ.), у гор Ливанских, находился их епископ, Иоанн Маронит (названный так по монашеству в обители св. Марона), в 676 г. посвященный Макарием ант. Узнав о низложении сего последнего, он возбудил подчиненных ему ливанских горцев к восстанию против империи, а так как сюда стекались и другие многие беглецы, то марониты скоро отбились от войск империи, отразили с другой стороны мусульман и сделались независимым народом под верховенством своего патриарха, каким и был Иоанн († 707 г.).

[680-1] Собственно православные христиане Египта состояли только в епархии Касрить-Сама, куда, по близости, посвящал епископа митрополит тирский, а в Адександрии незначительное их число удержало за собою церковь св. Саввы.

Лето от Р. Хр. 683. Константина Погоната 16.

Поражение мусульман в Африке.

Мусульмане, постепенно овладевавшие Африкою, сего года потерпели поражение в Нумидии, у гор Авразийских, от греч. войск и соединенных с ними мавров.

Возвращение Федора конст.

В 684 г. умирает патриарх Георгий конст. На престоле опять возвращен Феодор и занимал его еще три года

Георгий патр. ант.

В Антиохии по смерти Фомы († 681), преемника Стефанова († 661), два года не было патриарха, и наконец посвящен Георгий 2-й, присутствовавший на всел. соборе в качестве местоблюстителя иерус. патриарха.

Лето от Р. Хр. 685, Юстиниана 2-го 1.

Юстиниан 2-й.

В сент. умирает Конст. Погонат и оставляет престол сыну своему, Юстиниану 2-му, которому едва исполнилось шестнадцать лет.

Отношение к мусульманам.





Переселение киприотов.

В 686 г. молодые государи, Юстиниан греч. и халиф Абдал-мелик, заключили союзный договор, по которому оба государства остались при том, чем владели, но остров Кипр разделен был на двое, так что одна часть принадлежала империи, другая – халифату, и кроме того халиф обязывался уплачивать, как было прежде при Погонате со стороны сирских мусульм. пограничных начальников, по тысячи золотых монет в день империи за наблюдение по границам. Чрез два года в уплате сей дани последовал отказ; возгорелась война, и греч. войска из Сицилии с бою овладели г. Баркою в стране сего же имени; но скоро император – человек вообще мало способный и недальновидный – для защиты своих Киприотов не нашел иного средства, как переселить их в провинцию Геллеспонтскую (при чем погибло много переселенцев от крушений в море и болезней).

В 688 г. Юстиниан подчиняет славян в Македонии, до 200 тысяч их переселяет в Азию, а живших по р. Стримону, к северу от Солуни, подчиняет стратегу Стримонсвому (в г. Серресе).

Лето от Р. Хр. 692, Юстиниана 8.

Собор трульский.

Поелику ни пятый, ни шестой вселенские соборы не издали никаких правил касательно церковного благочиния, а между тем чувствовалась настоятельная в том нужда, то император созвал собор в Константинополе из двух сот одиннадцати отцов, где, между прочим, находились: преемник Феодора Павел конст., Анастасий 2-й иерус., Георгий антиох., Иоанн, архиеп. первоюстинианский и Василий, митрополит гортинский с острова Крита, "заступающий место всего собора церкви римской" как он подписался.

Его постановления.

Собор этот наз. пятошестым, а по месту заседаний в дворцовой палате со сводами (τρουλλον) – трульским. Повторив осуждение монофелитам, собор принял за церковный закон 85 апостольских правил, правила вселенских и некоторых поместных соборов, канонические послания св. Дионисия, Петра, Афанасия, Тимофея александрийских и некоторых др. отцов (Василия В., Григория чудотворца). Всех же правил постановлено собором сто два. Одним из них подтверждено запрещение избирать в епископство женатых лиц, т.е. кои живут с своими женами; ибо особенно в Африке еще встречались женатые епископы.

Постановление о кипрском архиепископе.

39-м правилом подтверждено за архиеп. кипрским Иоанном, переселившимся с своею паствою в Геллеспонт и жившим в Новом-Юстинианополе, право неподсудности (автокефалии) и избрания своими епископами, и подчинены ему все епископы Геллеспонта, со включением и митрополита кизического, дотоле митрополита геллеспонтского и подчиненного конст. патриарху.

О несостоятельности мнения, будто со времен только Трульского собора вошли в церк. употребление антиминсы, см. Никольского в "об антиминсах" – Спб. 1872 – стр. 7 и дал.

Лето от Р. Хр. 695, Леонтия 1.

Воцарение Леонтия.

Беспутство императора вывело народ из терпения; военачальник Леонтий, по убеждению друзей, провозгласил себя императором, схваченному Юстиниану велел урезать нос (от чего тот и наз. Ринотментом ρινοτμμτός) и сослать в Херсонис-Таврический.

Борьба с мусульманами в Африке.

Арабы в числе сорока тысяч подступили 694 г. к Карфагену, не имевшему войска; начальственные лица и богатейшие жители бежали морем, а оставшиеся сдались. Ограбивши что можно, захвативши многих в неволю и оставивши небольшой гарнизон, арабы пошли внутрь страны, но у горы Авразийской потерпели поражение от царицы маврской, Диги, а между тем прибывший с флотом из Константинополя и Сицилии патриций Иоанн снова занял в 695 г. Карфаген, и остатки арабских полчищ отступили к пределам Барки.

Лето от Р. Хр. 697, Апсииара (Тиверия 2-го) 1.

Конец греч. власти в Африке.





Воцарение Ансимара.

Весною сего года арабы (поразивши греков и мавров на суше 696 г.) вторично подступили к Карфагену и так стеснили его с моря и суши, что греч. военачальник нашелся вынужденным начать переговоры о выкупе; но среди переговоров ночью посадил войска на суда и пристал к Утике. Потерпевши поражение и здесь; греки навсегда оставили Африку. [697-1] Но войско опасаясь наказания от ими. Леонтия на пути из Кипра провозгласило императором Тиверия Апсимара, начальника морских сил провинции Кивирийской, [697-2] и с ним направилось в Константинополь. Апсимар впущен в столицу своими единомышленниками, велел урезать нос Леонтию и заточил его в Далматовский монастырь.

Начало вен. республики.

Сего же года общины 12 венетских островов, доселе имевшие трибунов, с указания имп., избирают дукса (дожа), как общего судию. О начальной истории Венецианской республики и ее отношениях к греческой империи до 1084 года см. Gfrorer Bysantiniche Geschichten, том 1-й, изд. 1872.

[697-1] По всему видно, что имперские владения в Африке (принимаемой в древнеримском смысле) в последнее время ограничивались только приморскими городами – Карфагеном и Утикою; далее на запад вся страна еще со времен Конст. 3-го захвачена мелкими маврит. царьками, а Тинтис (Танжер) – испан. вестготами.

[697-2] Это – часть Киликии, Памфилия, Ликия и Кария; стоянка флота в г. Кивирры.

Лето от Р. Хр. 698, Апсимара (Тиверия 2-го) 2.

Успехи греков в Азии.

Едва вступив на престол, Апсимар позаботился о возвращении киприотов на их родной остров, с которого выгнал мусульман, и послал брата своего Ираклия воевать сих врагов христианства. Ираклий с бою вступил в г. Самосаты, истребил в битвах до 200000 мусульман и одержал блестящие победы в Киликии и Армении.

Успехи мусульман в Африке.

Около сего же времени африканские арабы овладели островом Коссирою (Пантеллариею), верстах в пятнадцати от Сицилии, и к 700-му году овладели всею зап. Африкою, вместе с тем распространяя и мусульманство. Судьба христианства изложена в ст. "История североафриканской церкви 534 года до конца ее существования" в Христ. Чт. 1873 года.


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  Предисловие     1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2019 Церковь Иоанна Богослова