А. К. Булатович
С войсками Менелика II
к оглавлению
1. Предисловие
[1]
Настоящее издание представляет собой дневник моего второго путешествия в глубь Африки в 1897 1898 гг.
Первое путешествие в Абиссинию я совершил с санитарным отрядом Российского Красного Креста, командированным на театр итальяноабиссинских военных действий в 1896 г. В конце 1896 г. отряд возвратился в Россию, а я предпринял самостоятельное путешествие в западные области Эфиопии. Тогда я достиг западных границ Абиссинии и перешел р. Баро, дотоле не исследованную ни одним европейцем. На обратном пути я побывал в низовьях р. Дидессы, долине Голубого Нила и в первых числах мая 1897 г. возвратился в Россию.[2]
В сентябре 1897 г. отправлена была к императору Менелику II чрезвычайная дипломатическая миссия с действительным статским советником Петром Михайловичем Власовым во главе. Чрезвычайного посланца сопровождала его супруга. В состав миссии входили:
Секретарь миссии титулярный советник Орлов. Состоящие в распоряжении чрезвычайного посланца:
Поручик лейбгвардии гусарского полка Булатович.
Поручики лейбгвардии стрелкового батальона Коховский и Давыдов и поручик кавалергардского полка Чертков. Конвой чрезвычайного посланца:
Начальник конвоя сотник лейбгвардии атаманского полка Краснов
и 21 нижний чин (18 казаков гвардейской казачьей бригады, 2 казака лейбгвардии Донской батареи и 1 рядовой лейбгвардии гусарского полка).
Командированные от военного министерства:
Полковник Генерального штаба Артамонов и поручик лейбгвардии Измайловского полка Арнольди.
Санитарный состав миссии:
Врач статский советник Лебединский.
Врач статский советник Бровцын.
Фармацевт Лукьянов.
Классный чиновник Сассон и фельдшер Кузнецов.
Чрезвычайная миссия выехала из С.Петербурга в конце сентября 1897 года и в первых числах февраля 1898 года прибыла в столицу Абиссинии АдисАбабу. Д[ействительный] с[татский] с[оветник] Власов, его супруга, секретарь миссии Т. С. Орлов, весь санитарный состав миссии и несколько нижних чинов конвоя находятся до сих пор в Абиссинии; остальные же возвратились в Россию.
Чтобы известить императора Менелика об отправлении к нему чрезвычайной миссии, нужно было командировать курьера. Выбор пал на меня ввиду моего знания абиссинского языка и знакомства с условиями путешествия по этой стране.
9 сентября 1897 года я выехал из Петербурга в сопровождении рядового лейбгвардии гусарского полка Зелепукина и 15 октября прибыл в АдисАбабу ко двору императора.
В конце ноября снаряжалась значительная экспедиция абиссинских войск с целью присоединения к Эфиопской империи еще не исследованных южных областей, лежащих между Абиссинией и оз. Рудольфа. Я воспользовался представившейся мне возможностью сделать с этой экспедицией поход через неведомые страны. 5 июня 1898 года я возвратился в АдисАбабу, 14 июня выехал в Россию и 19 июля прибыл в Петербург. Почти тотчас по возвращении я заболел и, как только оправился, принялся за обработку собранного мною материала, но едва успел окончить эту работу, как вновь состоялась моя командировка в Абиссинию.
к оглавлению