Николай Амврази
История о чудесном обращении ко Христу еврейского раввина Исаака
к оглавлению
ТОРА И НОВЫЙ ЗАВЕТ О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ
Я открыл Новый Завет и громко прочитал: "Дана мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам, и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Матфей, 28.19). И в другом месте, послушай, Самуэль! "Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино" (1 Послание ап. Иоанна, гл.5, ст.7). А также Евангелие от Иоанна свидетельствует: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (от Иоанна, гл.1, ст. 1-3).
Удивительно!- воскликнул Самуэль, - вполне можно поверить, что существует тесная связь между Торой и Новым Заветом! Сейчас я понимаю, что значит связь единственного числа с множественным и множественного с единственным в словах: "-Наасе адам бецальмену" = "Сотворим человека по образу нашему". Но почему Сын называется Логос = Слово?
По той причине, что Логос Бога или Слово Божие - это "Рече Бог" = "И сказал Бог". Что говорит 3-ий стих 1 главы Бытия?
Самуэль прочитал: "Ваномер Элогим гехи ор, вагехи ор" и перевел: "И сказал Бог: Да будет Свет. И стал Свет".
Понимаю, сказал Самуэль, - "Йомер Элогим" означает Слово Божие. Скажи, пожалуйста, Исаак, только книга Бытия свидетельствует об этом, или кто-нибудь из пророков также говорит об этом?
Божие пророки глаголали Духом Святым, они понимали книгу Бытия и согласны с ней. Вот что говорит пророк Давид в 6 стихе 32 псалма: "Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его - все воинство их".
Здесь, - сказал Самуэль, - Давид говорит и о Духе. Почему книга Бытия (Бэрейшит) не говорит о Духе?
И книга Бытия говорит о Духе. Прочитай, пожалуйста, 2 часть 2 стиха 1 главы. Что говорится?
Самуэль прочитал следующее: "И Дух Божий носился над поверхностию вод" ("Вэ руах Элогим мера хефет альпеней гама-им").
Удивительно! - сказал ребе Самуэль, в какой глубокой тьме я находился, несчастный! Бесконечное число раз я читал эти строки. И однако! Только сейчас начинаю их понимать!..
Скажи мне, пожалуйста, Исаак, есть ли другие высказывания в Торе, касающиеся Троичности Божества (т.е. Отца и Сына и Святаго Духа) и подтверждающие истинность свидетельства Нового Завета?
Безусловно! - сказал я Самуэлю, - прочитай 22 стих 3 главы Бытия. Что говорится?
Самуэль прочитал: "И сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло".
Итак, какое слово употреблено в еврейском тексте и переводится "из Нас"?
Миммену, - ответил Самуэль.
Что значит в точности "миммену"?
Значит точно "...из Нас".
Почему же Единый Бог не говорит: "Вот стал Адам как Я", а говорит: "Вот стал Адам как один из нас"? Кого "Нас"?
Безусловно, христиане правы! - воскликнул Самуэль, - "Один из нас" значит "один от Святыя Троицы" - Отца, Сына и Святаго Духа! Тора, бесспорно, приводит нас к христианской вере! Есть ли еще подобное свидетельство?
Конечно, прочитай 1, 2 и 3 стих 18 главы Бытия. Самуэль прочитал следующее: "И явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневнаго. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли. 3) И сказал: Господь мой, если я обрел благоволение твое пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего".
Да, это совершенно точно! - воскликнул Самуэль.
Что можно заметить?
Господь явился Аврааму, - сказал Самуэль, - как Един Господь, но Сего Единого Господа Авраам видит как "три мужа" и поклоняется им до земли. Но, обращаясь к этим "трем мужам", говорит как бы Одному: "Господь мой..." Видит Трех, а именует Одного, ибо Един Господь, но видится в Трех Лицах. Так что христиане верят в Единого Бога как он явился Аврааму, во Отца и Сына и Святаго Духа... О, теперь я вижу, что мы, иудеи, как бы ослеплены и не имеем глаз, дабы узреть истину и осуждаем христиан как идолопоклонников, которые веруют в трех Богов. Однако же они веруют в Того Бога, который явился Аврааму, в Того Бога, которого увидел и в которого уверовал Авраам, почему и именуется Авраам - Отец верующих. Таким образом, имеющие сию веру христиане есть чада Авраама...
Ты мне напомнил об Аврааме, Самуэль, и очень хорошо сделал! Наши раввины не могут дать ясного толкования на обетования Божий Аврааму и только обманывают иудейский народ.
Не понимаю! О чем ты говоришь?
Открой, пожалуйста, Самуэль, следующие стихи 17 главы Бытия, - и я указал ему.
1 стих: "Авраам был девяноста девяти лет, и Господь явился Аврааму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен (совершен)".
2 стих: "И поставлю Завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя".
4 стих: "Вот Завет Мой с тобою: Ты будешь отцом множества народов".
5 стих: "И не будешь ты больше называться Аврамом; но будет тебе имя Авраам; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов".
Как ты думаешь, - спросил я Самуэля, - что это за народы?
Ясно, что это все народы, которые имеют веру Авраама:
греки, итальянцы, французы, англичане, славяне и другие народы.
Тот факт, что народы земли обратятся к вере в Спасителя Мира (что мы и видим сегодня!), становится ясным из многих пророчеств.
Каких?
Открой 2 главу Исайи-пророка, что видишь? Читай!
"И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы... ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима", и в 9 главе: "Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет". К чему все это?
Слова эти объясняет пророк в 6 стихе той же главы: "Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец будущего века, Начальник мира".
И в 10 стихе 11 главы: "И будут в тот день: к корню Иссееву, который станет как знамя для народов, обратятся язычники..."
И в 6 стихе 49 главе: "...но я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение мое простерлось до концов земли..."
И немножко ниже в 8 стихе: "И Я буду охранять Тебя и дам в завет народов, чтобы восстановить землю, глаголя узникам: Выходите! И тем, которые во тьме: Откройтеся! (Покажитеся!)"
Все это очень ясно и убедительно, - сказал Самуэль, - но для того, чтобы увериться совершенно, думаю, необходимо исследовать характерные черты Машиаха (Мессии), чтобы увидеть, насколько они соответствуют личности Христа, как Его принимают христиане.
Конечно, - сказал я, - это очень разумно! Давай посмотрим, во-первых, где рождается Мессия? История свидетельствует о том, что Мессия христиан родился в Вифлееме Иудейском. Вот что говорится в Новом Завете: "...когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с Востока, и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это. Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: Где должно родиться Христу? Они же сказали ему: В Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка".
Знаешь, Самуэль, кто из пророков предсказывает рождение Мессии?
Кто?
Михей. Открой Книгу пророка, найди в 5 главе 2-ой, 4-ый и 5-ый стихи.
Самуэль прочитал:
- Стих 2: "И ты Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою во Израиле, и Которого происхождение из Начала, от дней Вечных".
Стих 4: "И станет Он и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он - Мир".
О рождении Мессии с ясностью говорят пророки, - сказал Самуэль, - но что означают у пророка Михея слова: "Котораго происхождение из Начала, от дней Вечных?"
Ответ очень простой: вечность Мессии как Бога, т.е. свидетельство Его Божественного происхождения. Поскольку рождается как человек, но чтобы мы не думали, что Он только человек, пророк Михей говорит, что "исходы Его из Начала, от дней Вечных", а пророк Исайя в 9 главе 6 стиха подчеркивает: "Владычество будет на раменах Его" и в другой главе 53 ст.8 : "От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит?" А в Новом Завете сказано: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог".
Поразительно! Но ведь ты знаешь, что раввины и наш иудейский народ ожидают Мессию как простого человека, - сказал Самуэль.
Если Мессия - простой человек, то он не может спасти Израиль и все народы! Проклят всяк, кто надеется на него, если он простой человек. Сие проклятие изрек Господь через пророка Иеремию, сказав: "Так говорит Господь: Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа". Но в стихе 7: "Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь".
Новый Завет прекрасно объясняет это в посл. ап. Павла к Евреям (2 гл., ст. 14-18): "А как дети причастны плоти и крови, то Он также воспринял оныя, дабы смертию лишить силы, имеющаго державу смерти, т.е. дьявола. И избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом для умилостив-ления за грехи народа. Ибо как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь".
Однако рождение Мессии раввины и Иудейский народ ожидают естественное, как всех людей, т.е. от отца и матери.
Заблуждаются! Изобличает их пророк Исайя, глаголя в 14 стихе 7 гл.: "Итак, Сам Господь даст вам ЗНАМЕНИЕ: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил". Если Матерь Мессии не является Девой, т.е. не родила, пребыв Девой, но родила подобно всем другим женщинам, тогда где же ЗНАМЕНИЕ, которое дает Сам Господь? Ведь рождение от отца и матери есть рождение по естественному закону и не является ЗНАМЕНИЕМ! ЗНАМЕНИЕ - как раз и есть рождение без семени мужа, рождение от Девы. Младенец сей называется у пророка Исайи Эммануил, что значит "С нами Бог", т.е. это Богочеловек; в 9 главе в 6 стихе Он именуется: "Чудный Советник, Бог Крепкий (Эль-Гибор), Отец будущего века. Начальник мира", как, впрочем, и пророк Моисей сказал: "И сей будет Мир". Вот как Новый Завет описывает Ангельский гимн во время рождения Мессии: "И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лука 2, гл. 13, 14).
Согласно мнению авторитетнейших толкователей: "Тебе - Мессии! Слава в вышних!", "Ты Мир живущих на земли!", "Ты Благоволение в человеках!"
Теперь скажи мне, Самуэль, кому ты больше доверяешь: раввинам, которые ожидают естественное рождение Мессии, или Святому Духу, глаголющему через пророка Исайю и именующего Деву - Матерью Мессии?
Конечно же. Святому Духу! - воскликнул Самуэль, - истина совершенно очевидна, христиане в этом вопросе правы! Однако я желаю знать все, что касается дальнейшей деятельности Мессии. Свидетельство Нового Завета согласовывается ли со сказанным Святыми пророками?
Хорошо известно из Нового Завета, что Мессия сотворил множество чудес: исцелил слепых, глухих, немых, парализованных, воскресил мертвых, благотворя всем; благодаря сладчайшей проповеди возвратил многих заблудших на путь Истинный; любил детей, был кроток и незлобив к кающимся грешникам. Все сие с подробностию возвещают пророки Божий.
Какие пророки? - спросил Самуэль.
Открой, пожалуйста, и прочитай 11 гл. пр. Исайи. Самуэль прочитал: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (страха Божия)".
Открой, пожалуйста, и в 35 гл. 4,5 стихи.
Самуэль прочитал: "Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь".
И 6 стих 42 главы Самуэль прочитал: "Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в Завет для народа, во свет для язычников. Чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и селящих во тьме - из темницы".
Также Мессия свидетельствует о Себе в книге пророка Исайи в 50 гл. 4 ст.: "Господь Бог дал Мне язык мудрых... Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим, лица Моего не закрывая от поругании и оплевания". И в 61 главе: "Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам - открытие темницы. Проповедывать лето (год) Господне благоприятное мщения Бога нашего, утешить всех сетующих...
Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем... Ибо как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, - так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами".
Открой, пожалуйста, Самуэль, 14 стих 33 главы пророка Иеремии.
Самуэль зачитал: "Вот, наступят дни, говорит Господь, когда Я выполню то доброе слово, которое изрек о доме Израилевом и о доме Иудином. В те дни и в то время возвращу Давиду Отрасль праведную, - и будет производить суд и правду на земле. В те дни Иуда будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: Господь - оправдание наше!"
Достаточно! - сказал Самуэль, - но если воистину Мессия сотворил чудеса, о которых говорится в Новом Завете, тогда почему же отцы наши не видели этих чудес, а если видели, то почему не поверили?
Подожди, Самуэль, - вопрос твой очень разумный. Отцы наши видели чудеса Христа, поскольку все происходило в их присутствии. Те, которые были разумные, честные и боящиеся Бога, как раз не последовали за сребролюбивыми фарисеями и книжниками! Они поверили во Христа, и наследники их - сегодняшние христиане! Поистине, как свидетельствует история, тогда не малая часть иудейского народа поверила в Евангелие. А те, которые были лукавы, объясняли чудеса Спасителя, исходя из лукавства завистливых сердец.
Считают ли раввины, что чудеса, сотворенные Иисусом Христом, были истинные?
Сомневаюсь, Самуэль. В Талмуде и книгах раввинов упоминаются чудеса Христа - удивляюсь, как ты до сих пор не познакомился с ними, можешь почитать эти книги!
Но как оправдывают раввины свое отрицательное отношение к чудесам Христа?
Глупо и нелепо! Некоторые из раввинов говорят, что якобы Христос творил чудеса с помощью лукавых духов, которые находились в Его власти. Другие же, баснословя, полагают, будто бы невыразимое имя Бога, т.е. слово Иегова, которое написано было Соломоном и хранилось двумя львами в некотором потаенном месте Храма, каким-то образом стало известно Иисусу. Дескать, Он похитил его и всегда носил с Собою, получив власть творить чудеса силою сокрытого в знании этого невыразимого имени Бога.
Воистину нелепо сие! - воскликнул мой друг, - и достойно безумцев!
Итак, современные Христу иудеи были свидетелями чудес Христовых, хотя и отрицают, что Он творил их силою Божией.
к оглавлению