Апокалипсис Святой Руси
О духовных причинах падения Третьего Рима и наступления эпохи «последних времён»
к оглавлению
ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА ИМЯСЛАВЦЕВ
— 2 —
До нас дошел и весьма интересный рассказ о жизни имяславцев в период советских гонений:
«Однажды мой духовный старец, схимонах Георгий, — рассказывает неизвестный инок, — уже после изгнания с Афона имяславцев, проводил беседу с одним священником об имяборчестве. Этот священник для беседы с афонцем пригласил своих прихожан. Это было при советской власти. Поэтому о. Георгий для подстрахования отказывался проводить беседу без представителя от местных властей, так как ему по клевете, в то время процветавшей, могли приписать контрреволюцию… Тогда священник обратился к прихожанам: «Братья и сестры! беседа будет на религиозную тему, ни одного слова о политике, ответственность за собрание я принимаю на себя». Отец Георгий попросил запротоколировать собрание. Священник поручил сделать это своему писарю. И только после этого о. Георгий начал свой доклад об Афонских событиях 1913 г., о похулении «Св. Синодом» Имени Божия и Имени Господа «Иисус».
При этом священник что-то шептал на ухо рядом с ним сидевшей старушке. Эта старушка встала и говорит: «Отец проповэднык, а вот сказано, што прыдут под Имэнэм Моим, чи цэ не воно?»
Отец Георгий спросил: а где это сказано? — Та я дэсь читала.
— А мабуть Вы не читалы, а Вам нашепталы?.. (Старушка сконфузилась).
— Это сказано в Евангелии от Матфея: «Берегитесь, чтобы кто вас не прельстил. Ибо многие придут под именем Моим», и: «будут предавать вас и убивать за Имя Мое» (Мф. 24, 4, 9). Так вот, если мы убивали за Имя Господне имяборцев, то, значит, мы лже-христы и лжепророки; а если нас убивали имяборцы за Имя Божие, значит, они лжехристы и лжепророки. Но не мы убивали и изгоняли имяборцев с Афона, это они нас убивали за Имя Божие и изгнали с Афона, как об этом свидетельствует только что рассказанная мною история на основании «Церковных Ведомостей» от 18 мая 1913 года. Теперь Вам понятно, кто такие лжехристы и лжепророки?
— Понятно! спасы Господы! — ответила старушка.
Затем о. Георгий задал священнику несколько контрольных вопросов.
1) Что такое Православие? Священник ответил: «Православие — это, ну, семь Вселенских Соборов и Символ веры, который мы читаем в Церкви и дома».
— Позвольте, батюшка, это — содержание Православия; а вот что такое именно само Православие?
Батюшка пожал плечами. Тогда о. Георгий сказал: Святитель Игнатий Брянчанинов учит: «Православие, это истинное Богопознание; Православие — это истинное Богопочитание. Православие — это истинное поклонение Богу в духе и истине; Православие — это прославление Творца разумной тварью, и обратное прославление Творцом разумной твари дарованием ей Святаго Духа. Где нет дарований Святаго Духа, там нет Православия; и где нет истинного Православия, там нет дарований Святаго Духа». Вот что есть Православие по Игнатию Брянчанинову. А он является Отцом и Наставником Русского подвижничества.
Следующий вопрос. 2). Что для Вас дороже всего на свете?»
Батюшка ответил: «Для меня всего дороже — сон».
А о. Георгий сказал: «Для спасающихся православных христиан дороже всего память Божия, т. е. непрестанная молитва Иисусова. Св. Василий Великий учит: «а посредством памяти водруженная в нас мысль о Боге есть вселение в нас Самого Бога.» А что есть дороже этого?»
Батюшка спросил: «А можете ли вы назвать хоть одного святого имяславца?»
— Могу, только, пожалуйста, возьмите два листа бумаги и ручку и будете записывать, хорошо? — Хорошо!
Незадолго до Своих Крестных Страданий Господь Иисус Христос молился к Своему Отцу: «Отче, прославь Имя Твое! Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю!» (Ин. 12, 28). Запишите двух Имяславцев: Бога Отца и Бога Сына; — Батюшка записал.
— Дух Святой устами Святого Царепророка Давида прославляет Имя Божие: «Хвалите Имя Господне, хвалите раби Господа, аллилуиа!» (Пс. 134). «От восток солнца до запад хвально Имя Господне» (Пс. 112, 3). «Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века»!(Пс. 112, 2) «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу» (Пс. 113, 9).
— И безчисленное множество раз Святый Дух в Псалтири прославляет Имя Божие. Запишите Третьего Имяславца — Бога Духа Святаго. (Батюшка записал).
— А из женского пола святые принимаются? — спросил о. Георгий.
— Принимаются, — ответил Батюшка.
— При встрече с Праведной Елисаветой Пресвятая Богородица в Своем радостном восторге воспела Господу гимн: «Величит душа Моя Господа… И Свято Имя Его». Запишите четвертую Имяславицу — Пресвятую Богородицу.
Батюшка записал.
— Когда Денница-Сатана похулил Имя Его, то святой Архангел Михаил со всем небесным воинством защитил Имя Господа, воскликнув: «Кто, яко Бог!» — и низверг в преисподнюю и Денницу, и третью часть ангелов, последовавших за ним. Запишите, батюшка, небесных Имяславцев Архистратига Михаила со всем небесным воинством.
— О, да Вы себе уже и всё небо забрали!
— Но это еще не всё. Святой Царепророк Давид, все Пророки, Святые Апостолы, Преподобные, Мученики и все Святые, переселившиеся на небо, во всю свою жизнь и словом и делом прославляли Имя Господне, и мученики умирали за Имя Господа Иисуса; запишите, батюшка, в имяславцы и всех Святых.
— А теперь, по долгу взаимности, назовите, батюшка, хоть одного святого имяборца. — Да это надо еще подумать.
— Не затрудняйтесь, я Вам помогу. Первый ваш “святой” имяборец, похититель Имени Божия, Денница-Сатана, первый восхуливший Имя Божие и восставший против Бога. Затем ваши “святые”-имяборцы: Арий, Несторий, Македоний, все древние ересеначальники; а из последних — это Фаррар, Лев Толстой, Святейший Синод, а рядышком с ними и Вы. Но, простите, я хотел бы задать Вам такой вопрос.
— Вы меня уже замучили вашими вопросами, — ну задавайте!
— Чем Вы, батюшка, спасаетесь?
— Как чем? естественно, молитвами. — Погибнете, батюшка!
— Добрыми делами. — Погибнете!
— Смирением. — Погибнете!
— Покаянием. — Погибнете!
— Да что вы со мной спорите, я священник, а вы простой монах?
— Простите, не я спорю с Вами, а Вы спорите с митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).
— Да от вас можно спастись только бегством! — И схватив шляпу, батюшка стрелой выскочил во двор. А оставшимся сидеть и со вниманием слушающим о. Георгий рассказал эпизод из жизни святителя Филарета Московского, названного «мудрым Филаретом».
Увидев нравственный упадок не только в части народа, но даже в духовенстве, которое выходит слабым из духовных семинарий и академий, и желая несколько поднять уровень духовного облика священнослужителей, святитель Филарет решил самолично экзаменовать семинаристов на выпуске, то есть каждого в отдельности. Он экзаменовал их не по семинарской программе, по которой они обучались, но задавал им необычные, не знакомые для них вопросы, хотя ответы на них обнимали собою всю сущность христианства, и, конечно же, незнавший правильных ответов на них не мог быть истинным пастырем.
Первым на экзамен вошел к Святителю полный, раскрасневшийся семинарист, богато одетый.
Святитель обратился к нему с словами Апостола: «Пресвитерства желаете?» — Да, Владыко святый.
— Доброго дела желаете, говорит Апостол. А готовились ли Вы к этому великому делу, к служению Богу?
— Да, Владыко, готовились, изучали катехизис, литургику и прочее.
— Ну, ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: чем Вы спасаетесь?
Монах, покачивая головой и улыбаясь Святителю, говорит: «Вашими святыми молитвами, Владыко!»
— Что за комплименты говорите Вы мне, что я Вам, барышня? У Вас на брюхе шёлк, и в брюхе щёлк, и Вы моими молитвами спасаетесь? Погибнете! Следующий!
Вошел прилично одетый, выхоленный семинарист. После тех же вступительных апостольских слов, Владыка спросил: Чем спасаешься?
Он уже слышал неправильный ответ первого семинариста и поэтому ответил: Смирением!
— А! перед Филаретом смиряешься, а как ты своих послушников по затылку щелкаешь? — и… добрыми делами.
— Ах ты, фарисей, а много ли у тебя добрых дел? погибнешь! Следующий!
Вошел третий семинарист, в бедной одежде и с бледным лицом.
— А ты чем спасаешься? — Именем Господа нашего Иисуса Христа!
— А! Откуда ты это взял? — У камня веры, Апостола Петра.
— А где об этом сказано? — В Деяниях святых Апостолов, глава 4, стих 12.
— А что там говорится?
— «Несть бо иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам» (кроме имени Иисусова).
— Объясните мне, я этого не понимаю…
— То есть, я спасаюсь православной сердечной верой в Крестные Заслуги Господа нашего Иисуса Христа, выражаемые Именем «Иисус», и покаянием, восполняющим недостающие добрые дела, или добрыми делами, совершаемыми в духе покаяния…»
— Молодец! пресвитером будешь, архимандритом будешь, — и, указав на первых двух семинаристов, сказал: — А вы идите на кухню ложки мыть! — И отправил их на это послушание доучиваться…
Таким образом, в лице самых первых трех экзаменуемых Святителем семинаристов премудрый Филарет, митрополит Московский, испытал всю Россию и определил, что в ней православных осталась только третья часть, а две третьих народа — всякий сброд: лицемеры и кривоверы. И это было около 190 лет тому назад.»312.
к оглавлению