Николай Амврази
История о чудесном обращении ко Христу еврейского раввина Исаака
к оглавлению
ПРОРОКИ И АПОСТОЛЫ О МЕССИИ
Слова пророка Исайи: "...муж скорбей и изведавший болезни" имеет в виду апостол Павел, когда говорит: "Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощех наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха" (Ко Евр., гл. 4.15). Объяснение же слов пророка Исайи: "Он был презираем и мы ни во что ставили Его" находим у евангелиста Иоанна Богослова: "В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли" (Иоанн, гл. 1.10). Стихи 4 и 5 пр. Исайи: "Но Он взял на себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши, наказание, принесшее на мир, было на Нем; и ранами Его мы исцелились" (пр. Исайя, гл.53, ст.4, 5).
Дух Божий дал уразуметь так ясно пророчества Исайи первым Иудеям - апостолам, поверившим во Христа, что мы не можем не удивляться той точности, с какою они используют эти предсказания, когда говорят о деятельности их Божественного Учителя. Так, святой апостол Матфей свидетельствует: "Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных. Да сбудется реченное через пророка Исайю, который говорит: "Он взял на Себя наши немощи и понес болезни" (Матфей, 8 гл., 16,17). А вот и ап. Петр говорит: "Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами его вы исцелились" (гл.2, ст.24). Также ап. Павел имел в виду слова пр. Исайи: "Он изъязвлен был за грехи наши", когда в послании к Римлянам написал: "...вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего" (гл.4, ст.24,25).
Самуэль продолжал чтение пророка Исайи: "Все мы блуждаем как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец, пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут (поднят - так буквально сказано в греческом тексте) от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его".
После прочтения этих стихов Самуэль вспомнил достойный внимания случай.
В последний год нашей учебы преподаватель нашего факультета ребе Шабетай взял на себя труд истолковать нам 53 главу пр. Исайи. Наговорил много несуразиц и нелепостей. Как сейчас помню: объяснял, что Лицо, которое было поражаемо, наказуемо и уничижено Богом, это - Иудейский народ, который страдает, находясь между язычниками. Один из соучеников моих спросил его: "Почему страдает весь иудейский народ?" Ребе Шабетай тогда ответил: "Воистину страдаем за грехи наши, ибо мы преступили Закон Божий и являемся грешниками". Вопрошающий, вероятно, поверил сказанному; но когда мы, слушая толкование, подошли к последнему стиху: "...потому что не сделал греха, и не было лжи во устах Его", ребе хотел обойти сей "подводный камень" и уклонился от объяснения этих слов, перейдя сразу же к следующему стиху. Я же, прервав его, спросил: "Господин Учитель, Вы только что нам сказали, что Иудейский народ страдает за грехи, поскольку мы грешны".
Да, - ответил тот, - я сказал это.
Но здесь пророк говорит, что "Лицо, которое страдает, не сделало греха, и не было лести во устах Его". Скажите, как согласовывается это? Не есть ли здесь явное противоречие?
Помню, как он мгновенно смутился и не смог дать ответ на поставленный вопрос. Он лишь что-то промычал, чему и сам не верил. Я хорошо видел, как все ученики, улыбаясь, переглянулись друг с другом, жалея его, вынужденного в конце концов сказать нам, что имеются у пр. Исайи некоторые необъяснимые места, и не стал уже продолжать толкование сей главы, ибо как раз на его счастье, пришло время заканчивать наш урок.
к оглавлению