Николай Амврази
История о чудесном обращении ко Христу еврейского раввина Исаака
к оглавлению
ПРОРОК МАЛАХИЯ ОБ ИОАННЕ ПРЕДТЕЧЕ И КРЕСТИТЕЛЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА
В Священном Писании есть и пророчество Малахии о пророке Иоанне как Предтече Христа. Открой, Самуэль, 3 главу и прочитай.
"Вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы желаете. Вот Он идет, говорит Господь Саваоф".
И в 4 главе 5 стих сказано: "Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великаго и страшнаго. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием".
Каким образом, Исаак, - спросил Самуэль, - мы можем отождествлять пророка Илию с Иоанном Предтечей?
Во-первых, поскольку об этом говорит Сам Христос.
Где? - спросил Самуэль.
В евангельских книгах. У Матфея мы читаем: "Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит!"
А у Марка следующее свидетельство: "И спросили Его (Христа): как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому как написано о нем, надлежит много пострадать и быть уничижену; Но говорю Вам, что и Илия пришел и поступили с ним, как хотели, как написано о нем".
Святый же апостол Лука повествует нам: "Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ...ибо жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн... ибо он будет велик пред Господом... и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов к детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный".
Также пророк Исайя свидетельствует об Иоанне в 40 главе стихи 3-5. Вот, послушай: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в пустыне стези Богу нашему; Всякий дол да наполнится и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими; И явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это".
А святые апостолы и евангелисты подтверждают пророчество об Иоанне Предтече.
- О, как мы должны быть благодарны Божественному Промыслу, открывшему все это избранным Своим, - сказал Самуэль.
Священное Писание также свидетельствует о Мессии как о Носителе следующих достоинств и званий: первое - Пророка; второе - Учителя; третье - Спасителя, далее - Архиерей-Первосвященник, Пастырь, Царь и Судия.
Великий Моисей говорит во Второзаконии (гл. 18, ст. 15):
1) "Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой - Его слушайте".
2) А в стихе 18 той же главы: "Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему".
В Новом Завете Господь Иисус Христос подтверждает: "Ибо я говорил не от Себя, но пославший меня Отец, Он дал мне заповедь, что сказать и что говорить" (Иоанн, гл.12, ст.49).
3) Пророк Захария говорит о Мессии как Царе и Спасителе: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной".
В Новом Завете ап. Павел говорит: "Христос Иисус пришел в мир грешников спасти".
4) Царь Давид в 109 псалме: "Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека".
Что подтверждает и апостол Павел: "...сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечнаго, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека" (К Евр., гл.5, ст. 10).
5) Святый пророк Иеремия: "Вот, наступают дни, говорит Господь, - и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле".
А сейчас, ребе Самуэль, я познакомлю вас с другими пророчествами, которые, как свидетельствует история, исполнились на Христе.
1) О предателе Христа - Иуде, который был один из двенадцати Его учеников, в 108 псалме царя Давида говорится: "Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой". Это подтверждает и евангелист Матфей! Послушай: "Тогда Иуда предавший Его, увидев что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную... и бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился" (Матф., гл. 27, ст. 3-5). А св. апостол Лука пишет в "Деяниях Апостолов" (гл. 1, ст. 15-20): "И в те дни Петр, став посреде учеников, сказал, - было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия, надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; Он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; И это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть"земля крови". В книге же псалмов написано: "Да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем"; и "достоинство его да приимет другой".
Святый же пророк Захария в 11 главе ст. 12 свидетельствует: "И скажу им: если угодно вам, то дайте мне плату мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в которую они оценили Меня! И взял я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника". Это подтверждает святой евангелист Матфей: "Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников. И с того времени он искал удобного случая предать Его" (Матф., гл. 26, ст. 14-17). В главе же 27 ст. 3-10 у евангелиста Матфея сказано: "Тогда Иуда, предавший Его... раскаившись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам... и бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взявши сребренники, сказали: не позволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделавши же совещание, купили на них землю горшечника для погребения странников. Посему и называется земля та "землею крови" до сего дня. Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит: "и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь".
Не только об этом провещевает Святый Дух. Так слова, произнесенные Мессией-Христом на кресте: "Или! Или! лама, савахфани! то есть Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил! (Матф., гл.27, ст.46) в точности предвещает 21 псалом царя Давида: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты оставил Меня? Далеким спасения Моего слова вопля Моего". Этот псалом с удивительной глубиной и точностью описывает крестные страдания Мессии. "...Все видящие Меня, ругаются надо Мною; говорят устами; кивая головою: Он уповал на Господа, - пусть избавит Его; пусть спасет, если Он угоден Ему... Не удаляйся от Меня; ибо скорбь близка, а помощника нет... Раскрыли на Меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. Я пролился как вода; все кости Мои рассыпались, сердце Мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности Моей. Сила Моя иссохла как черепок; язык мой прильпнул к гортани Моей, и Ты свел Меня к персти смертной. Ибо псы окружили Меня, скопище злых обступило Меня, пронзили руки Мои и ноги Мои. Можно было бы перечесть все кости Мои, а они смотрят и делают из Меня зрелище; Делят ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросают жребий".
Слушай, как об этом нам повествует живой свидетель этих событий Евангелист Матфей: "И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие... А и пришедше на место, называемое Голгофа, что значит "лобное место" дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий... проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти! если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста и уверуем в Него; Уповал на Бога, пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын" (Матф., гл. 27, ст.31-43).
Дух Святый чрез пророков также свидетельствует о Вознесении Мессии-Христа и об исходе на проповедь учеников Христовых. Так святый пророк Захария говорит: "И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку". О том же говорит святый пророк Давид в 67 псалме 19 стих: "Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков".
Объяснение смысла этих слов находится у апостола Павла в послании к Ефесеям 4 главе: "Посему и сказано: восшед на высоту пленил плен и дал дары человекам". А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Низшедший, Он же есть и возшедший превыше всех небес, дабы наполнить все".
То, что предсказано у пророков, в точности исполнилось в истории. Так, святый евангелист Марк говорит: "Итак, Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога" (гл.16, ст. 19).
Святый же Лука в своем Евангелии повествует: "И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостию. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь" (гл.24, ст.50-53).
Тот же евангелист Лука в "Деяниях" сообщает нам интересные подробности этого события: "Сказав сие. Он поднялся в глазах их, (учеников. - Прим. переводчика) и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути..." (гл.1, ст.9-12).
О распространении же света Христова Евангелия в языческом мире находим у пророков следующее:
1) Захария: "И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному".
2) Пророк Исайя: "И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли" (Исайя, гл.49 ст.6).
И в другом месте: "Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы" (Исайя, гл.42, ст.6,7).
И в 9 главе у пророка Исайи: "Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, за - Иорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, узнает свет великий: на живущих в стране тени смертной свет воссияет".
3) У пророка Малахии: "Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя мое между народами, говорит Господь Саваоф" (Мал., гл.1, ст.11).
Это же узрел и Симеон Богоприимец, будучи исполнен Всесвятаго Духа: "Ныне отпущаеши раба своего, Владыко, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля" (Лука, гл.2, ст.29-32).
По воскресении Господь наш Иисус Христос явился ученикам Своим и в полноте Божественной власти повелел: "...Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Матфей, гл.28, ст. 19).
Также у святаго евангелиста Марка: "...идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари, кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать осужден будет" (Марк, гл. 16, ст.15-16).
Удивительно! Удивительно! - воскликнул Самуэль, - думаю, что надо быть безумным, чтобы противиться Божественной правде, с такой поразительной ясностью запечатленной в пророческих книгах. Скажи мне, ребе Исаак, есть ли другие свидетельства Ветхого Завета, которые предызображают события в жизни Иисуса Христа?
Безусловно. Я приведу тебе несколько примеров:
1) Так жертвоприношение Авраамом сына своего Исаака является прообразом Крестной жертвы Мессии. Авраам с глубочайшим смирением покорился Божественному повелению: "Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе... и простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалеешь сына твоего, единственного твоего, для Меня" (Бытие, гл. 22, ст.2-12).
Так же и Господь наш Иисус Христос, по словам апостола Павла, "предан за грехи наши" (Римл., гл. 4, ст. 25) и в другом месте того же послания: "Тот, который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас..." (Рим., гл.8, ст.32).
2) Так же и пребывание пророка Ионы в утробе кита три дня и три ночи предызображает трехдневное погребение Иисуса Христа: "И повелел Господь большому киту проглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи" (книга пр. Ионы, гл.2).
В Новом Завете мы читаем: "...некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дается ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Матф., гл.12, ст.38-40).
3) Также пасхальный Агнец иудеев прообразует Агнца Божия, взявшего грехи мира. В 12 главе "Исхода" мы читаем: "И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: Месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу Израильтян: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство... Агнец у вас должен быть без порока; мужского пола, однолетний; возьмите его от овец или от коз. И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и перекладинах дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне, с пресным хлебом и горькими травами пусть съедят его. Не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями. Не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностию; это Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской, и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь" (Исход, гл. 12, ст. 1-12).
А сейчас послушай, ребе Самуэль, что говорят о Мессии-Христе Иоанн Предтеча и апостол Павел:
1) "На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира; Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня; Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем; Я не знал Его; но пославший меня крестить в воде, сказал мне: на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий" (Иоанн, гл.1, ст.29-34).
В послании же к Коринфянам апостол Павел говорит: "Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто. Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1 поел. к Коринф., гл. 5, ст.6-7).
Так что, как видишь. Агнец, которого вкушали отцы наши в Египте во время исхода прообразует Мессию-Христа. И как кровь пасхального агнца спасла первенцев Израильтян, т.к. по словам Писания "кровью были помазаны двери домов, в которых вкушали пасху": "И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую" (Исход, гл.12, ст. 13). Так и "Кровь Иисус Христа, Сына Божия, очищает нас от всякаго греха" (1 поел. ап. Иоанна, гл.1, ст. 7).
Достойна внимания и следующая интересная деталь. По словам Писания: не должно сокрушать костей пасхального агнца (Исход, гл. 12, ст. 46). Это в точности исполнилось на Христе. Так свидетельствует об этом Иоанн, возлюбленный ученик Мессии, который был свидетелем распятия: "Но как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий, просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак, пришли воины, и у перваго перебили голени, и у другого, распятого с Ним; но пришедши ко Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: "кость Его да не сокрушится" (Иоанн, гл. 19, ст. 31-36).
Есть еще одна интересная параллель: апостол Павел в послании к Евреям пишет: "Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, - то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат... (ворот)" (Евр., гл. 8, ст. 10-12; Левит, гл.4, ст. 12).
Также образ медного змия, пригвожденного к древу, предызображал крестную смерть Мессии. Открой, ребе Самуэль, 21 главу книги "Чисел".
Самуэль зачитал: "И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне? Ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змей, которые жалили людей, и умерло множество из сынов Израиле-вых. И пришел народ к Моисею и сказал: Согрешили мы против Господа и против тебя; помолись Господу, чтобы Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе меднаго змея и выставь его на знамя (то есть укрепи его на древке) и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей меднаго змея и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на меднаго змея, оставался жив" (Числа, гл. 21, ст. 5-9).
А вот что говорит Иисус Христос о Себе в Евангелии: "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах; И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоанн, гл. 3, ст. 13-16).
Если Господь Бог так возлюбил мир, значит, и нас возлюбил, - сказал Самуэль, - и за нас отдал Сына Своего Единородного, чтобы мы не погибли?
Воистину, дорогой ребе, если мы будем иметь живую и истинную веру в Него - не погибнем.
Но я, - сказал Самуэль, - до сего времени пребывал в неверии, в пренебрежении ко Христу и Его Божественному Евангелию, жил во грехах, в лукавстве... Что скажешь, брат Исаак, могу я спастись?
Открой, Самуэль, третью главу Евангелия от Иоанна, из которой мы только что прочитали слова Иисуса Христа о Моисее и медном змие и зачитай слова Господа, обращенные к праведному Никодиму, начиная с 17 стиха, и ты найдешь ответ на свой вопрос.
Самуэль прочитал: "Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал в имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы" (Иоанн, гл.3, ст. 17-19).
Видишь, Самуэль, "верующий в Него не судится". Но, чтобы рассеять все твои сомнения, я напомню тебе знаменательные слова апостола Павла, который прежде обращения своего был жестоким гонителем христиан и именовался Саулом (или Савлом). В послании к Тимофею он свидетельствует: "Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение. Меня, который прежде был хулитель и гонитель, и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; Благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовию во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Иисус Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтоб Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной" (1-е к Тим., гл.1, ст.12-16). Убедительно? - спросил я ребе Самуэля.
Он ничего не ответил, а смотрел на меня, проливая слезы умиления...
Послушай, дорогой ребе, послушай последнюю удивительную историю из жизни апостола Павла. Когда он вместе с другим апостолом Силой был посажен в темницу в городе Филиппы, темничный страж получил приказание крепко стеречь их. Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе. И, выведши их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твои. И проповедовали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их, и немедленно крестился сам и все домашние его" (Деяния, гл.16, ст.25-33).
Довольно, брат Исаак, довольно, - сказал Самуэль, - я более не нуждаюсь в доказательствах, что Мессия пришел. Мне свидетельствует об этом сердце мое... Не нужны другие свидетельства Священного Писания, убеждающие в том, что Иисус Христос есть Сын Бога Живаго, есть истинный Эль-Гибор, Эммануэль, истинный Мессия, которого напрасно ожидает неверный наш народ... Я чувствую. Я верю и исповедую, что Он есть мой Спаситель, мой Мессия - Христос. Я есть последователь Мессии - христианин! Буду христианином! Умру христианином! О! Благодарю Тебя, Боже мой, благодарю, ибо Ты отверз мне глаза, чтобы узреть Истину, слава Тебе! Отныне буду повсюду проповедовать Твою Истину...
Трудно описать радость брата Самуэля, он целовал мои руки, называл своим спасителем, поскольку чрез меня познал Истину. Одним словом, Николай, он пережил то же, что и я в Коринфе, где с твоей помощью познал Мессию.
Я сейчас прилагаю старание обучить брата Самуэля вере в Господа. Мы вместе изучаем Новый Завет на еврейском и греческом языках. Вчера я посетил греческие книжные магазины в Галате и купил беседы Иоанна Златоустого на четыре евангелия и послания. Это удивительные книги, какая в них духовная сила и высота! Можно подумать, что сей святитель второй Павел...
Самуэль много времени посвящает молитве... Он неоднократно просил меня рассказать о тебе, брат Николай, ибо узнал, что ты явился для меня как бы ангелом-спутником, приведшим к Мессии-Христу. Передаю тебе в письме его братское целование. Вот и приближаюсь к окончанию сего длинного послания... Что мы собираемся делать?.. Верю, что Господь просветит нас. Об этом узнаете в последующих письмах. Я благодарю Бога, даровавшего мне брата по вере. Теперь я не один... Мы два раввина, ставшие христианами. Одежда наша и покров головы как у всех иудейских раввинов. А сердце?.. Сердце христианское.
Самуэль решил в ближайшее время в субботних собраниях в нашей синагоге начать истолкование 53 главы пророка Исайи. Причем беседы свои хочет построить в виде диалога, и в конце открыть свою истинную веру и убеждение, что Христос есть истинный Мессия, он уверен, что множество прихожан последуют за ним, если и я поддержу его. Я думаю, это неплохая идея. Мы будем молиться и верим, - Господь нам откроет волю Свою.
Радуйся, брат Николай! Просим тебя молиться за нас. Передай наилучшие пожелания твоей семье.
С любовью о Господе твой во Христе брат Исаак. М.
Меня поразила глубина, с какою он сумел постигнуть прикровенные тайны Божий и облечь их в удивительную гармонию Единого Откровения. Видно, Сам Господь отверз ему ум к уразумению Писаний! Я не мог не возрадоваться и о заблудших овцах дома Израилева, которые в лице моего друга получали дивную возможность вернуться к их Небесному Отцу, Который и сейчас Себе ищет поклонников "в Духе и Истине". Ибо Он Сам открыл Божественному Павлу, что"ожесточение во Израиле произошло до времени", и что придет час, когда снимется покрывало с их помраченных глаз и они с любовию воззрят на Того, Его же некогда распяли их обезумевшие предки. Это письмо было подобно для нас масличной ветви, которую принес голубь в Ноев Ковчег, извещая, что уже отошли воды Потопа и снова явится жизнь на земле.
к оглавлению