Апокалипсис Святой Руси
О духовных причинах падения Третьего Рима и наступления эпохи «последних времён»
к оглавлению
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛЕМИКИ НА АФОНЕ
В начале развития спора догматическое учение, изложенное в книге «На горах Кавказа» и одобренное афонскими отшельниками, не устроило, прежде всего, образованную («интеллигентную») часть афонских монахов, назвавших его «имябожием», примитивным мудрованием «фиваидских мужичков», выдумавших «свой догмат». Возражения вызвал в первую очередь тезис «Имя Божие есть Бог», воспринятый о. Иларионом из сочинений св. прав. Иоанна Кронштадтского.
«Простецы»-монахи были обвинены в обожествлении букв и звуков имени «Иисус», магизме и пантеизме. Противники имяславцев — получившие от своих оппонентов прозвище «имяборцы» — говорили лишь о субъективном психологическом отождествлении имени и его носителя, не выходящем за пределы человеческого разума. По их мнению, Имя Божие — номинально и присуще только сознанию, оно тварно и не может быть отождествлено с Богом.
Наибольшего накала конфликт между противоположными лагерями достиг па Святой Горе Афон. Главными противниками богословской позиции о. Илариона стали духовник Фиваидского скита иеромонах Алексий (Киреевский), схимонах Хрисанф (Минаев), проживавший в Ильинском скиту, и о. Феофан «питомец Казанской духовной академии, бывший инспектор […] Вологодской семинарии»21. Первые два монаха происходили из состоятельных семей, о. Алексий в свое время учился в Московском Университете и Духовной Академии, инок Хрисанф, по некоторым слухам, ходившим среди монашествующих, был изгнан из России в связи со своим нигилистическим прошлым. Они и начали разъяснительную работу среди святогорцев, направленную на развенчание авторитета книги «На горах Кавказа».
В 1908 году духовник Свято-Пантелеимонова монастыря о. Агафодор так же встал на позиции активного неприятия сочинения о. Илариона22. Он направляет игумену Андреевского скита Ватопедского монастыря23 Иерониму экземпляр книги с просьбой найти человека, способного написать на нее критический отзыв. Выбор пал на иеросхимонаха Антония (Булатовича)24, выделявшегося среди братии своим дворянским происхождением, прекрасным образованием — он закончил Александровский лицей — и выдающимися заслугами мужественного офицера и путешественника. Ознакомившись с книгой «На горах Кавказа», о. Антоний нашел здесь прекрасно изложенное учение об умном делании, но счел соблазнительными утверждения старца о Божестве Имени «Иисус» и написал старцу Илариону письмо, в котором изложил свое несогласие с выражением «Имя Господа Иисуса Христа — Сам Господь Иисус Христос». «Но когда я написал это письмо, — свидетельствовал впоследствии о. Антоний, — то на меня навалилась какая-то безконечная пустота, хладность и темнота овладели сердцем. Чувствовалось оставление благодатью Божией; молитва сделалась бездейственной, богослужение не доставляло утешения». Проведя несколько дней в таком безблагодатном состоянии, о. Антоний случайно наткнулся на подаренную ему когда-то о. Иоанном Кронштадтским, по благословению которого он отправился на Св. Гору, брошюру «Мысли христианина». Открыв ее наугад, о. Антоний прочел: «Великие Имена: Пресвятая Троица или Отец, Сын и Святой Дух, Отец, Слово и Святой Дух, призванные с живою сердечною верою и благоговением или воображенные в душе, суть Сам Бог и низводят в душу нашу Самого Бога в Трех Лицах»25. После этого о. Антоний с облегчением уничтожил свое письмо и, вернув игумену книгу, сказал, что «книга весьма духовна и написана в духе святых отцов»26. На этом на ближайшие три года роль о. Антония в имяславских спорах была исчерпана. Для себя он сделал необходимые выводы, и в 1909—1910 годах жил в Андреевском скиту, занимаясь умным деланием, созданием книг «Памятка Подвижнику», «Летопись Андреевского скита», работая над переводом «Посмертных вещаний преподобного Нила М?роточивого», издание которого произошло в 1912 году. С марта 1911 по январь 1912 года о. Антоний вместе с монахом Иеронимом находился в Абиссинии (Эфиопии). Целью поездки были неосуществленные планы открытия русской православной духовной миссии и подворья Афонского Свято-Андреевского скита со школой на острове оз. Хорошал; визит к умиравшему негусу Менелику II27, с которым о. Антония связывали давняя дружба, взаимные восхищение и симпатии; а также свидание с приемным сыном о. Антония эфиопским мальчиком Васькой, вернувшимся на родину по совету св. Иоанна Кронштадтского в 1908 году28.
Рецензия на книгу «На горах Кавказа» все-таки появилась и была написана иноком Хрисанфом (Минаевым) в 1909 году. Хрисанф отрицал главный тезис имяславцев «Имя Божие есть Бог» и обвинял монахов в «обожении имени» и «воплощении имени в самую Сущность Божества», в пантеизме, в поклонении имени «Иисус», а не Самому Господу Иисусу Христу. По его утверждению Имя «Иисус» - меньшее из Имен Божиих, которое носили многие люди как до, так и после земной жизни Христа Спасителя. Сами Имена Божии он называл «номинальными», «посредствующими ума и сердца», человеческими изобретениями. Данная рецензия, распространенная в рукописном виде по Св. Горе, вызвала бурю возмущения со стороны монахов - защитников Божественного достоинства имени Господа Иисуса. И в 1910 году во втором издании книги отца Илариона были помещены возражения схимонаха на рецензию инока Хрисанфа.
Догматические споры на Св. Горе вылились в постоянные столкновения и конфликты между противоборствующими партиями. Противники имяславия обвиняли «фивадских мужичков» в обоготворении звуков Имени Божия, введении в Троицу четвертой Ипостаси — Имени Иисус. Были предприняты и административные меры — старец и строитель скита Фиваида о. Авраамий через благочинного приказал духовникам не принимать на исповедь активных имяславцев29. В качестве демонстрации безсилия Имен Божиих некоторые из них позволяли себе заведомо кощунственные поступки — «попрание ногами записочки со Святейшим Именем Господа Иисуса Христа»30; другие писали на бумажке Имя «Иисус», клали в карман и говорили: «вот я твоего Бога в карман положил» или брали бумажку и бросали под ноги и говорили: «где же Бог твой?»; третьи посылали на поклонение к монаху по имени Иисус или говорили «Я с вашим Иисусом был в кабаке», имея в виду этого монаха31.
Имяславцы так же были далеки от пассивного несогласия с позицией их противников. Во-первых, они начали активно собирать высказывания Св. Отцов, богослужебные тексты, цитаты современных авторов в защиту достопоклоняемости Имени Иисус. Часто в стенах Пантелеимонова монастыря и различных скитов возникали стихийные диспуты об Имени Божием. Некоторые иеромонахи отказывались от совместного служения с «имяборцами», многие избегали их благословения или принятия из их рук антидора32. В декабре 1910 года монахи скита Новая Фиваида направили игумену Свято-Пантелеимонова монастыря Мисаилу письмо (10 подписей) с указанием на заблуждения оо. Хрисанфа и Алексия и с приложением выписок из духовной литературы в качестве доказательств Божественности Имен Божиих. В этом же году имяславцы Андреевского скита направили жалобу на действия своих противников (в частности, духовника Пантелеимонова монастыря о. Агафодора) сенатору П. Б. Мансурову, известному дипломату и церковному деятелю, члену «Кружка ищущих духовного просвещения».
Фиваидские иноки в оправдание истинности своей веры подготовили свод святоотеческих текстов и представили краткое «Исповедание», в котором, в частности, говорилось: «Божественнейшее и святейшее Имя Иисус называю Богом по своей сердечной вере, что оно неотделимо и не может быть отъято от Него, Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа, но едино с Ним». Игумен Пантелеимонова монастыря о. Мисаил, ознакомившись с представленными текстами, сказал: «чтож, и я так верую», но подписать «Исповедание» отказался, требуя в первую очередь примириться с о. Алексием (Киреевским)33.
В обоснование «боголепного почитания Имени Божия» иноки-исповедники имени Господня, или как они себя называли «имяславцы», приводили обширный свод из ссылок на Священное Писание34, богослужебные тексты35 и писания Святых Отцов36. Приведем основные вероисповедные тезисы имяславцев, сформулированные в ходе спора37:
- Исповедую, что Бог неотъемлемо присутствует в Своем Имени Иисус.
- Исповедую, что Имя Иисус есть Сам Бог, то есть Имя от Бога не отделяя и считая, что то и другое нераздельно.
- Исповедую, что Имя Иисус есть Богоипостасное и относится равно и к человечеству и к Божеству Его.
- Исповедую, что Имя Иисус вследствие присутствия в Нем Божества, всесильно творить чудеса и знамения и спасает призывающих и надеющихся на Него; и что чудо исцеления хромого Ап. Петром […] соделалось Божественною силою Имени Господня, как он и сам (апостол Петр) исповедал сие (Деян. 3: 16).
- Исповедую, что Имя Иисус нисколько не меньше и не больше других Имен Божиих, как то: Господь, Саваоф, и других Имен, коими Бог именовался во вся веки от начала бытия міра.
- Отрицаюсь тех, кто Имя «Иисус» считают меньшим прочих Имен Божиих, и что Оно аки бы не предвечно, но лишь не столь давно наречено Ангелом.
Было предложено несколько кратких имяславских исповеданий, например: «Имя Божие есть словесное действие Самого Бога и Сам Бог»38.
Одну из первенствующих ролей в обосновании имяславских идей играли сочинения праведного Иоанна Кронштадтского, авторитет и святость которого уже В то время для многих были безспорны. Отец Иоанн не раз говорил о своем опыте, свидетельствовавшем о живом присутствии Бога в Его Имени. Можно привести лишь некоторые цитаты: «Имя Божие есть Сам Бог»; «Имя Господа есть Сам Господь»; «Слово Бога — все равно, что Сам Бог. Потому несомненно веруй всякому слову Господа; слово Бога — дело […] Потому и на молитве слова наши должны быть делом и истиною»; «Господь, при безконечности Своей, есть такое простое Существо, что Он весь бывает в одном имени Троица, или в имени Господь, в имени Иисус Христос»39 и др. Слова святого Иоанна Кронштадтского приводились имяславцами в апологетических сочинениях наряду со словами Святых Отцов. К тому времени дневник отца Иоанна «Моя жизнь во Христе», опубликованный на многих языках, был широко известен благочестивому читателю. До начала имяславских споров утверждения отца Иоанна у подавляющего большинства иерархов Российской Церкви не вызывали возражений, более того, сами оппоненты имяславцев употребляли в своих сочинениях подобные выражения40.
О. Антоний (Булатович) указывал и на духовную связь защитников Имени Божия с кронштадтским пастырем. «Отпуская меня на Святую Гору, он мне сказал несколько прозорливых предсказаний, относившихся и до сей имяборческой ереси, которые и сбылись», — писал о. Антоний41. Как уже было сказано, книга о. Иоанна «Мысли христианина», собственноручно подаренная им Булатовичу со словами «Вот тебе в руководство», вразумила о. Антония в тот момент, когда он намеревался отправить критическое письмо схимонаху Илариону. Фотография о. Иоанна, также подаренная им Булатовичу, была надписана следующим образом: «Афонским инокам — венцы мученические». В этом о. Антоний усмотрел пророчество о будущей судьбе имяславцев скончавшегося в начале 1909 года о. Иоанна Кронштадтского.
к оглавлению