Е. К. Кистерова
Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу
к оглавлению
Слово и Имя Божие. Краткий очерк
Православное христианское учение об Имени Божием является как бы частным случаем точнее сказать, важнейшей частью учения о Божественном Слове. Поэтому необходимо ближе рассмотреть, каково это учение и в чем оно коренным образом отличается от современных мiрских понятий.
Для христиан Слово есть в первую очередь, в первичном и главном смысле, Слово Божие Единородный Сын Безначального Отца, Имже вся быша. Он есть и Образ безначального Отца, "Печать равнообразна, в Себе показуя Тя Отца" [15], заключающая в Себе все свойства Своего Родителя. По этой причине Он может быть назван и Именем Безначального Отца [16], как говорит о Нем пророк: се Имя Господне идет! (Исайя, 30, 27), ибо понятие Слово Божие включает в себя и Имя Божие. Преп. Максим Исповедник в толковании на Молитву Господню пишет: "Имя Бога Отца, пребывающее сущностным образом, есть Единородный Сын" [17], а св. Григорий Богослов говорит: "Сын Божий относится к Отцу, как слово к уму... как определение к определяемому [т. е. как имя к именуемому], потому что и определение называется словом" (ч. 3, с. 80).
Иеросхимонах Антоний Булатович пишет, что превечное действие Слова состояло в созерцании или именовании Отца, согласно словам преп. Иоанна Дамаскина, что Бог в предвечности довольствовался созерцанием Самого Себя [18]. Действие Его Ипостасей было направлено к Самому Себе: Слово бе к Богу. "Отец, присно рождая Слово и отражая в Нем Свои совершенства, созерцал в Нем Себя, Слово же, присно именуя Отца, созерцало Его совершенства; Дух же Святый, присно исходя от Отца, вместе с рождаемым Словом исполнял Собою Слово ...Но Бог по благости Своей возжелал дать познать несколько совершенства Свои словесной твари, и создав ее, раскрыл ей постепенно в творении и в Слове Своем некий луч пресиянного Своего Имени". Этот луч есть действие Божества, и Богооткровенное Имя Божие есть Сам Бог. Имя Божие свято и страшно есть (Пс. 110, 9) как луч Его славы, "но, конечно, неименуемое Имя, т.е. полнота славы Божественных совершенств, которую ведает лишь Сын, еще безмерно святее и страшнее, подобно тому, как самое солнце нестерпимо светлее каждого из своих лучей" [19]. В толковании 110-го псалма у Зигабена приводятся Златоустовы слова: "Имя Христово свято, поколику творит безчисленные чудеса... свято и страшно, то есть исполнено великой поразительности и удивления. А если Имя Его страшно, то не гораздо ли более Его Существо".
Итак, во вторую очередь, после Самого Бога Слова, мы именуем словами и именами Божественные воления или мысли: во-первых, о Самом Себе, а затем и о всякой твари, поскольку несотворенными, превечными и Божественными волениями каждая тварь приведена из небытия в бытие, ими же она удерживается в бытии и ими определяется образ и цель бытия всякого творения. И это есть Сам Бог Тот же Самый, простый и неразделимый, в Своих многобразных и неизследимых действиях. Можно сказать, что поистине реально существуют именно Божественные словеса, в то время как твари, изведенные из небытия, существуют только в зависимости от этих волений и именований, не имея сами в себе причины своего бытия.
В повествовании о творении мiра мы видим, как Божественными словами и именованием творений во мгновение ока были призваны к бытию свет, растения, животные. Наречением имен главнейших творений дня и ночи, неба, земли и морей завершилось их создание и тем самым определилось их бытие в дальнейшем. Притом, если слова Писания о руке, или мышце, или ухе Бога Святые Отцы учат понимать как иносказания, то о словах Божественных ничего подобного не говорится, но только поясняется, что речь не идет о вещественном сотрясении воздуха. Однако мы и отмечали уже, что под "именем" или "словом" всегда понимается в первую очередь вовсе не набор звуков и не буквы, ибо и то и другое есть внешнее выражение, проявление или воплощение самого слова, в чем нуждаются причастные веществу, но не Бог, чуждый вещества.
Поскольку человек создан по образу и по подобию Творца, постольку и он обладает свойством словесности. Преподобный Макарий Великий пишет о первозданном человеке до грехопадения: "Как в Пророках действовал Дух и научал их и был внутрь их, и вне их являлся: так и в разсуждении Адама, егда хотел, с ним был и научал его... Вся ему было Слово... Слово Божие было ему наследием, было одеждою и славою, его покрывающею, и было ему наставлением. Дана бо ему была власть нарекати вся; сие нарек он небом, другое солнцем; сие луною, другое землею; сие птицею, другое зверем и иное древом. Как он был сам научаем, тако и имена налагал тварям... [Дух] научал его и повелевал: тако нареки, тако назови" [20]. Итак, Само Слово Божие было для Адама разумением всякой твари, почему наречение имен всем животным, а затем и жене единственное, что успел совершить Адам до падения своего, не было действием чисто человеческим, но Божественным Откровением. В то же время Господь говорит: узрим, како наречет я, как будто Всеведущий не знает, как назовет животных Адам. И этим таинственно указывается, что человек, созданный по образу Божию, призван быть сотворцом, сотрудником Божиим, действующим в Нем свободно, но не самочинно, через причастие по благодати Божественным свойствам. Таким образом, и слова человека такого, каким был он до падения суть слова Божественные, Сам Бог в своих непостижимых действиях. Эту мысль подчеркивает св. Игнатий Брянчанинов, говоря, что Сам Господь в Евангелии приводит слова Адама, сказанные о жене (при наречении ей этого именования), как заповедь Божию [21]. Действительно, к словам Адама сего ради оставит человек отца и матерь и прилепится к жене своей, яко да будут плоть едина, Господь присовокупил: еже Бог сочета, человек да не разлучает. Итак, Он нисколько не положил здесь различия в том, что уста, произнесшие те слова, были Адамовы, ибо сами слова, т. е. истина, заключенная в них, были Божественным повелением.
Но, разумеется, высшими из всех Божественных истин и словес суть истины не о животных и не о человеках, но о Самом Боге, то есть Его Имена, сокровенные, неизреченные, из которых некоторые благоволил Господь открыть и человеку, то есть благоволил несколько открыть Себя в Своих всесовершенных свойствах, насколько это человеку возможно и нужно воспринять.
Грехопадение первозданных началось со слышания лжи о Боге и завершилось лживыми словами самооправдания. Да и всякий грех, совершаемый делом, имеет причиной попрание Божественной Истины. Так подобие Божие было утрачено человеком, а образ помрачился и словесность его исказилась. Обращенная во зло сила словесности утверждает и углубляет падение; полагая пределы этой самоубийственной деятельности, Господь смешал в Вавилоне человеческие языки.
Слова и имена, которыми обычно изъясняется человек по грехопадении, уже являются отражением его ограниченного и поврежденного познания вещей, хотя в них в прикровенном виде и обретаются как бы тени Божественной истины. Такие слова сами по себе текучи и пусты, поскольку не имеют своим источником Бога, однако и они несут на себе печать естественного Откровения, запечатленного в мiре и в человеке.
Праведный же Енох упова призывати Имя Божие, т. е. после веков покаяния обрел дерзновение и благодатную помощь Божию, необходимую для призывания Его Имени, несмотря на всю поврежденность человеческой природы. И так ведение Бога и слово Истины не оскудевало на земле, действием Духа Божия в Его святых.
Прежде заключения Завета с избранным народом Божиим Господь явился Моисею в купине открыл ему Свое Имя Сый, а затем повелел всему народу: Аз есмь Господь Бог твой ... не приемли Имени Господа Бога твоего всуе.
Иеросхимонах Антоний Булатович пишет: «От начала мiробытия Бог написал имена свойств Своих писалом Своего мiротворения. Затем открыл многие имена Свои Духом Святым через пророков, и однажды с горы Синайской вслух всего народа Израильского возгласил Имя Свое и десять заповедей Своих: Аз есмь Господь Бог твой... Наконец, в последок сих дней глагола нам в Сыне (Евр. 1, 1) Имена Своих Ипостасей и Имя Сына "Иисус" и заветы Свои. И это суть имена не Существа Божия неименуемого, но имена свойств Ипостасей и свойств Существа Божия, неотделимых от Существа. Поэтому и в именах Божиих мы имеем все существо Вездесущаго Бога, Невместимо вмещаемое в едином слове Имени Божия, но не ограничимое им и ничем сущим».
Все богодухновенные пророческие писания Церковь приемлет как слово Божие, как действие Духа Истины, глаголавшаго пророки. Читая или слушая благоговейно эти речения, внешне ограниченные, заключенные в звуки и буквы, и этим сходные с обычными человеческими словами, мы почитаем их как действие Самого Бога, то есть как Самого Бога, открывающего Себя нам в Своих всесовершенных действиях.
Стержнем же всех богооткровенных истин являются Божественные имена, отнюдь не произвольные и не придуманные самими людьми, ибо это было бы ложью и хулой [22], но в которых Сам Господь благоволил открыть нам Свои превечные свойства. Многие из имен Божиих сходны со словами, означающими нечто из сотворенного, но не потому, что бы что-то сотворенное условным или произвольным образом прилагалось к Божеству, а потому что в самом сотворенном мiре, и особенно в человеке, как выше сказано, написаны имена свойств Божиих писалом Божия мiротворения, что и выражено в соответствующих именованиях. Примененные к Самому Первообразу, не человеческим самосмышлением, а действием Духа Божия, эти имена и открывают Истину о Боге, являясь, следовательно, богооткровенной истиной, то есть Самим Богом в непостижимых Его действиях.
Преп. Симеон Новый Богослов говорит об этом так: "Един есть Бог, ... имея многие именования, и именуется всем тем, что мы сказали, и не только именуется, но и действительно производит то в нас, как научили нас опытно тому наученные. Хотя о нас говорится многое тому подобное, но это говорится о нас как о людях, а о Нем как о Боге... Слова человеческие текучи и пусты, слово же Божие есть живое и действенное, равным образом и истина Божия есть паче ума и слова человеческого Бог непреложный, сый и живый" (с. 107-108). То есть, как замечает о. Антоний (Булатович), и людей именуют благими, премудрыми, отцами, сынами, Иисусами (как например, сына Навина или Сына Сирахова), но только как людей, по образу Единого истинно Благаго Бога и Единого Господа Иисуса Христа; но если слова, выражающие обычные человеческие понятия, текучи и пусты, ибо говорят об ограниченных и текучих предметах, то истина о Боге, выраженная в Его именах, есть Бог непреложный.
Защитит тя Имя Бога Иаковля (Пс. 19, 2) вот обетование о Имени Божием, данное в Ветхом Завете; да исповедятся Имени Твоему Великому, яко страшно и свято есть (Пс. 98, 3) вот молитва и прославление его.
В Писании, как и церковных молитвах, иногда раскрываются отдельные свойства Божии посредством различных имен, а иногда говорится более общо, например: очисти грехи наша Имене ради Твоего (то есть поскольку, в частности, имя Тебе Благий и Милосердый), или: по Имени Твоему, Господи, тако и хвала Твоя на концах земли (то есть согласно Твоим всесовершенным свойствам, Твоим действиям, о которых свидетельствует Твое Имя).
И наконец, на последок дней явилась вершина, средоточие и полнота всего Божественного Откровения: Само неизреченное и Ипостасное Слово Божие плоть бысть и вселися в ны, исполнь благодати и истины. Среди всех Божественных действий, явленных Само-Истиной Богочеловеком Христом, особое место занимают Его живые и действенные словеса. Поэтому, когда многие из прежних учеников оставили Спасителя, Петр отвечал Ему: Господи, к кому идем? и не добавил: "ведь Ты совершаешь чудеса, исцеляешь больных и воскрешаешь мертвых", но сказал: глаголы живота вечнаго имаши (Ин. 6, 68).
Из всех книг Священного Писания по преимуществу именуется Словом Божиим Благая Весть о воплощении Христовом и о спасении падшего человечества Святое Евангелие. Ему мы совершаем достодолжное поклонение во время богослужения каждением, возжжением свечей и лобызанием. Замечательно, что даже иконоборцы, отвергая почитание икон, не решались отвергнуть почитание Евангелия, хотя и заключенного в вещественную и видимую оболочку.
И если в Ветхом Завете вершиной всего Откровения было возвещение Имени Божия, то еще более важным оказывается в Новом Завете откровение о Имени Воплотившегося Бога. Святое Евангелие есть в первую очередь благовестие о Имени Иисус Христовом и о Имени Отца и Сына и Святаго Духа.
Прежде чем кто-либо из людей мог бы увидеть Сына Божия, пришедшего во плоти, уже явилось Его Имя Иисус, как и все Божественные Имена, не измышленное людьми, но открытое Самим Богом. Завершая же Свое земное служение, Сын Божий в молитве Своей ко Отцу засвидетельствовал: Явих Имя Твое человеком... сказах им Имя Твое и скажу, да любы, еюже Мя возлюбил еси, в них пребудет, и Аз в них (Ин. 17, 6, 26).
Почему же, хотя и известно нам множество имен Божиих, но говорится обычно об Имени Божием как о единственном: "по Имени Твоему" и проч., а не "по Твоим именам"? Почему заповедано крестить во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, а не в имена? Почему о том же самом крещении говорится, что оно во Имя Господа Иисуса Христа?
Если бы под именами подразумевались различные человеческие, субъективные понятия или просто наборы звуков, употребляемые в положенных случаях, то все это не имело бы смысла. Но богооткровенные имена суть богооткровенные истины нераздельные действия препростого и нераздельного Существа Божия, нераздельно и неотъемлемо в них пребывающего.
Поэтому св. Григорий Нисский говорит: "Все имена Божии равно именуют неименуемую сущность Сущаго, по пророчеству: Аз Господь (Пс. 42, 8) Сие Мне Имя вечное и память родов родом (Исх. 3, 15), Аз есмь Сый (3, 14), Яко милостив есмь (Иер. 3, 12). И тысячами иных имен, означающих высоту и благолепие, Святое Писание умело именовать Бога, почему в точности дознаем из сего, что когда скажешь одно имя которое-либо, этим самым одним безмолвно произносится весь список имен. Ибо если именуем Господом, не предполагается этим, что не принадлежат Ему другие имена, напротив того, в одном имени именуется всеми именами" [23].
И св. Кирилл Иерусалимский в 6-ом Огласительном слове пишет: "Для благочестия нам достаточно сего одного знать, что есть Бог, Бог Единый, Бог Сый и Сый вечно [т. е. верою познать Его имена]... Бог Многоименный, и Всемогущий, не имеющий в Существе Своем ничего разнородного. Ибо если именуется Благим, Праведным, Вседержителем, Саваофом, то не бывает посему различен и инаков... Для нас трудно даже слышать Имя Его" [24].
А о Святой Троице говорит преп. Симеон Новый Богослов: "В отношении ко всем именам Божиим, коими Бог именуется по свойствам, общим для всех трех Лиц, одно и то же Имя или свойство созерцается в каждом Лице и во всех трех. Если назовешь Бога Свет, то и каждое Лицо есть Свет, и все три опять суть един Свет" [25]. Поэтому и говорим "Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа", ибо хотя и три Лица Божественных, именуемых Своими ипостасными именами, но одно есть Имя Божие, как един Сам Бог.
Св. Тихон Задонский, толкуя первое прошение молитвы Господней "да святится Имя Твое", пишет: "Имя Божие само по себе так свято, так славно и препрославлено есть, того ради от нас не требует прославления нашего: равно всегда славно, свято и страшно пребывает и лучи славы Своея издает в созданиях... Слава бо Имени Божия вечна, безконечна и непременяема есть, как и Сам Бог, того ради ни умножитися, ни умалитися в себе не может... Великое Имя Божие заключает в Себе Божественные Его свойства, никакой твари не сообщаемые, но Ему Единому собственные, как то: единосущие, присносущие, всемогущество, благость, премудрость, вездесущие, всеведение, правду, святость, истину, духовное существо и пр. Сии собственные свойства открывает нам Дух Святый в слове Своем" [26]. Что же может быть само по себе свято, что может иметь вечную и неизменную славу и изливать лучи ее в творения, а значит, действительно заключать в себе Божественные свойства, кроме только Самого Бога?
Именем Моим бесы ижденут (Мр. 16, 17), сказал Господь, и апостолы засвидетельствовали: Господи, и беси повинуются нам о Имени Твоем! (Лк. 10, 17). Чем же иным, кроме Самого Бога в Его непостижимых действиях, могут изгоняться бесы?
Преподобный Иоанн Лествичник говорит: "Бей супостатов Именем Иисусовым: ибо нет более сильного оружия, ни на небе, ни на земле" (Слово 21, 7). Но что, кроме Самого Бога, может быть сильнейшим не только на земле, но и на небе?
Св. Иоанн Златоуст пишет: "Как же Имя Его страшно? Его трепещут бесы, страшатся болезни; его силою Апостолы истребляли [т. е. очищали] всю вселенную; его употреблявший вместо оружия Давид низложил онаго врага, им совершены бесчисленные дела: им освящаемся в совершении святых таин" [27]. То есть бесчисленные чудеса и все таинства церковные совершаются Именем Божиим.
Он же: "И Апостолы были посланы, ... чтобы и мы, наконец, уверовали. Чему же уверовали? О Имени Его. Мы не должны изследывать сущности Его, но веровать во Имя Его, так как оно творило и чудеса. Во Имя Иисуса Христа, говорит Петр, востани и ходи (Деян. 3, 6)" [28]. Здесь св. Иоанн Златоуст напоминает об исцелении хромого; после этого исцеления апостолы засвидетельствовали перед народом: Что чудитеся о сем? Или на ны что взираете, яко своею ли силою или благочестием сотворихом его ходити?... Бог отец наших прослави Отрока Своего Иисуса... И о вере Имене Его, сего, егоже видите и знаете, утверди Имя Его; и вера, яже Его ради, даде ему всю целость сию пред всеми вами (ст. 12-16). И затем на судилище: Разумно буди вам и всем людем исраилевым, яко во Имя Иисуса Христа Назореа, Егоже вы распясте, Егоже Бог воскреси от мертвых, о сем [т. е. о Имени] сей стоит пред вами здрав... Несть бо иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян. 4, 10, 12).
В толковании на Евангелие блаж. Феофилакта об этом говорится: "Сказав: о вере Имене Его, он, исправляя речь, говорит: утверди Имя Его; потому что исцеленный уверовал вследствие исцеления. Это значит: что я говорю, что хромой твердо стал на ноги, уверовав во Имя Христово? Еще прежде, чем он уверовал, Имя Христово, быв призвано, уже утвердило его. Такую великую имеет оно силу и столько источает благодатных даров".
Среди последних и величественнейших повелений, дарований и обетований Спаситель оставил Своим ученикам и молитву Своим Именем, сила которого уже была им известна. И по воскресении Господнем и сошествии Духа Божия апостолы совершили этим Божественным Именем множество преславных чудес. Вслед за тем они крестили тысячи людей во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, как повелел им Сам Господь.
По Имени Воплотившегося Господа назвались христиане, как носящие на себе чудное Имя Христово. За исповедание веры во Имя Господа Иисуса пострадали сонмы мученические; это Имя донесли до концов вселенной Апостолы и их ученики.
Ангел Господень засвидетельствовал св. Ерму, ученику Христову и апостолу: "Имя Сына Божия велико и неизреченно, и неизмеримо. Оно держит весь мiр" [29].
Среди первых учеников и преемников апостольских не можем мы не упомянуть и священномученика Игнатия Богоносца, прозванного так за всегдашнее ношение им Имени Иисуса Христа во уме и в сердце. Свидетелями этого стали его мучители, когда увидели в сердце святого, сохранившемся от уст львов, златыми буквами начертанное Имя Иисус Христово.
Другие свидетельства Писания и Предания Церкви об Имени Божием мы будем приводить далее по мере разбора имяборческих сочинений.
к оглавлению