Е. К. Кистерова
Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу
к оглавлению
Приложение
[1] Послание было составлено архиеп. Сергием (Страгородским) на основании докладов архиеп. Антония (Храповицкого), архиеп. Никона (Рождественского) и проф. С. В. Троицкого и опубликовано в Церковных Ведомостях за 18 мая 1913 г.
[2] Они были прозваны "имяславцами", а от своих противников "имябожниками"; имяславцы же своих противников назвали "имяборцами".
[3] Епископ Модест, которому было поручены непосредственные переговоры с имяславцами, писал: "Благодарение Господу Богу, все иноки имеславцы оказались истинными чадами Церкви" (Письмо еп. Модеста к А. Л. Гарязину, от 14 мая 1914 г. // Колокол, 1914, 24 мая).
[4] Беседы схиархим. Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. СПб., 1991, с. 58
[5] Троицкие листки, 1899, т. 5, с. 137. Здесь и далее выделено сост.
[6] Архиепископ Никон (Рождественский). Меч обоюдоострый. СПб, 1995.
[7] Моя жизнь во Христе, т. 2, с. 237.
[8] Там же, с. 422.
[9] Мысли христианина, СПб. 1903, с. 46?47
[10] Слова святого Кирилла: Сказал: ради Имени Твоего, то есть, ради Сына. Ибо сила Отца есть Сын (Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена, псалом 67, ст. 3. Киев, 1882, т. I, с. 326, сноска 1).
[11] Иеросхимонах Антоний (Булатович). Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус. Москва, 1913, гл. II.
[12] ...
[13] Иеросхимонах Антоний (Булатович). “Моя борьба с имеборцами на Афоне”, гл. II.
[14] Письмо к члену Миссионерского Совета NN. Впервые опубликовано: Священник Павел Флоренский, Переписка священника Павла Александровича Флоренского и Михаила Александровича Новоселова с присоединением писем иеросхимонаха Германа Зосимовского, иеросхимонаха Антония (Булатовича), иеромонаха Пантелеимона (Успенского), В. М. Васнецова, Ф. Д. Самарина, Ф. К. Андреева, С. Н. Дурылина, И. П. Щербова / Общая ред. игум. Андроника (Трубачева), Томск, 1998, с. 181?186. (Выдел. Новоселовым).
[15] Слова из молитвы Литургии Василия Великого.
[16] Иеросхимонах Антоний Булатович поясняет, что во времена св. Василия Великого печати были именными. "На самой печати с трудом читаем имя, но на оттиске оно ясно и понятно, так и в Сыне явились непостижимые совершенства Отца".
[17] Творения преподобного Максима Исповедника, "Мартис", 1993, книга I, с. 189.
[18] Преп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 2, гл. 2, О творении.
[19] Апология, гл. II.
[20] Преп. Макарий Великий, Беседа 12, главы 6 и 8.
[21] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке, СПб, 1995, с. 27.
[22] Современный протестантский писатель, популярный и в среде некоторых т. н. православных К. Льюис в своих сказках изображает Бога под видом льва, которого и называет Асланом. Положительные герои его действуют во имя Аслана, призывают это имя в трудные минуты и т. п. Для православного человека должно быть понятно, что это есть богохульство уже само по себе, независимо от всего остального, что сочинил о Боге автор.
[23] Св. Григорий Нисский, Сочинения, ..., ч. 2, с. 412.
[24] Св Кирилл Иерусалимский, Тайноводственные слова, 1893, с. 71?76.
[25] Преп. Симеон Новый Богослов, Сочинения, 1890, ч. 2, с. 73.
[26] Св. Тихон Задонский, Сочинения, ... т. 3, кн. 2, с. 64?65.
[27] Толковая Псалтирь Зигабена, Пс. 110, 9.
[28] Свт. Иоанн Златоуст, Сочинения, т. 9, с. 492.
[29] Св. Ерм, Пастырь, Подобие 9, гл. 14.
[30] Неизвестно, отдавали ли себе отчет авторы Послания в том, что и "моя душа" это не иносказание, хотя иногда и употребляется как синоним слова "человек". Ведь человек имеет кроме души и тело, так что выражение "моя душа" имеет и вполне конкретный, особый смысл, а "особое учение" о душе действительно содержится в Писании и Предании Церкви.
[31] Св. Кирилла Иерусалимского Тайноводственные слова, 1893, Слово 5-ое, с. 298.
[32] Апология, гл. I и II.
[33] Архиеп. Никон, Мечь обоюдоострый.
[34] Апология, ч. 2, с. 99-100.
[35] Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. Триада III, ч. 2, гл. 8.
[36] Авторы Послания перевернули эту мысль, направляя ее не против тех, кто считает Божество не Богом, а против почитателей Имени Божия, которые будто бы обоготворяют сотворенное имя. Правда, возможно, что искажение смысла речения Святителя Григория не было намеренным, так как, к сожалению, его писания в то время были в России практически совершенно неизвестны. Поэтому и в Послании стоит ссылка не на труды св. Григория Паламы, а на Историю Афона еп. Порфирия.
[37] М. К. Афонский бунтарь (От нашего сумского корреспондента) // Русское Слово, 1913, 9 июля.
[38] Архиеп. Никон (Рождественского), статья "Великое искушение около Святейшего имени Божьего".
[39] Творения Святых Отцев, т. VIII, ч. IV, с. 271.
[40] Письмо к Л. З. Перв. изд. Ревнитель, Март 1915 (Воронеж, 1916), с. 23-38; перепечатано: Начала. Религиозно-философский журнал № 1-4. Имяславие. Вып. I (М., 1996), с. 183-196.
[41] Триада III, 1, 8.
[42] Триада III, 1, 40.
[43] Геннадий (Георгий) Схоларий. К кир Иоанну, спрашивающему о выражении блаженного Феодора Грапта, по поводу которого шумят пустомыслящие акиндинисты, а также о том, что они измышляют о Святом Духе // Georges Scholarios. Oeuvres compietes, t. III, Paris, 1930, p. 225-226.
[44] Свт. Марк Эфесский, Окружное послание // Архим. Амвросий (Погодин). Св. Марк Эфесский и Флорентийская уния.
[45] Николая Кавасилы, архиеп. Фессалоникского Семь слов о жизни во Христе. М., 1874, с. 6.
[46] Триада III, ч. 2, гл. 7, 10, 11, 12.
[47] Выделено в тексте Послания.
[48] Такой документ был составлен имяборцами Афонского Пантелеимоновского монастыря 20 августа 1912 г.
[49] "Моя жизнь во Христе", выпуск 5, "О молитве", изд. общедоступное, 1893 г., с. 30, 79.
[50] Журнал "Русский Инок", № 19 за 1912 г.
[51] Апология, гл. II.
[52] "Моя жизнь во Христе", с. 46-47.
[53] Письмо к Л. З. Выделено о. Иларионом.
[54] Доброт. т. 5, с. 399.
[55] Рецензия на книгу о. Илариона "На горах Кавказа" инока Хрисанфа // "Русский Инок", №№ 4, 5, 6.
[56] "Русский Инок", № 10.
[57] Толкование на Евангелие от Матфея.
[58] Толкование на Пс. 95, 5 Зигабен, т. II, с. 111, сноска 1.
[59] Владимир Мосс, Имя Божие и имябожническая ересь; опубликовано на сайте "Романитас".
[60] Св. Димитрий Ростовский, Слово на Обрезание Господне, Четьи Минеи, 1 Января.
[61] Апология, гл. II.
[62] При этом в церковном Предании первичной и основной является греческая, а не еврейская транскрипция Имени Сына Божия "Иисус", и в качестве Имени Его употребляется греческое, а не еврейское слово "Христос". В церковнославянском (и русском) языке слово "Христос" в именительном падеже сохраняет даже греческое окончание, в косвенных падежах заменяемое славянскими окончаниями.
[63] Ин. 16, 24.
[64] Апология, гл. III.
[65] Подробнее см. "Семь слов о жизни во Христе" св. Николая Кавасилы.
[66] Поклонение дарам, как уже претворенным в Тело и Кровь, непосредственно при словах "Приимите, ядите, сие есть Тело Мое..." и "Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя...", прежде молитвы: "И сотвори сей хлеб честное Тело Христа Твоего..." и проч.
[67] Один из современных защитников имяборчества пытается по-своему истолковать это Послание, как будто бы в нем только осуждается выражение, употребленное Булатовичем: "Сам Иисус по благодати, но еще не по существу". Однако, даже если это выражение и является не совсем обычным, то смысл его вполне ясен: речь идет о присутствии Именуемого благодатью Его в Дарах, приготовленных на проскомидии.
[68] Апология, гл. I.
[69] Апология, гл. II. В квадратных скобках примечания иеросхим. Антония.
[70] В. Мосс, Имя Божие и имябожническая ересь.
[71] Беседы (омилии) Святителя Григория Паламы, М., "Паломник", 1993, часть I, с. 119. Омилия о честном и Животворящем Кресте.
к оглавлению