Священник Владимир Зноско.
Христа ради юродивый иеросхимонах Феофил, подвижник и прозорливец Киево-Печерской лавры.
к оглавлению
К читателю
Памяти святых совершати Апостольская заповедь есть. Жития же их и подвиги списовати и во общую чтущим и послушающим предлагати пользу воистину хвально есть и спасительно. (Из жития святых).
Имя блаженного старца иеросхимонаха Феофила настолько популярно среди киевлян и многих чад Православной Церкви, что, несмотря на пятидесятитрехлетнюю давность со дня его кончины, свято и благоговейно чтится в памяти всех близко знавших его.
Правда, немного уже осталось свидетелей его иноческих подвигов, Христа ради юродства и духовной славы. Но и среди потомков этих людей сохраняется немало изустных преданий о Богоугодной жизни и даре прозорливости блаженного, слышанных ими из уст своих отцов и матерей.
С лишним тридцать лет служил старец ярким светильником правды и Евангельской истины для всех православных христиан, и целое десятилетие являлся лучшим украшением иночества Киево-Печерской Лавры.
Как великий учитель благочестия трудился он над улучшением нравов ближнего своего, вразумляя и научая премудрости всякого человека, чтобы представить совершенным во Христе. (Колосс. 1, 28).
Духовным оком, проникая в тайники человеческого сердца, блаженный Феофил видел многое. Видел, как бушует во мраке нашего невежества гордость, самообольщение, ненависть и кровавое насилие. Видел, как, погружаясь в этот страшный хаос бушующих страстей, в который не проникает ни один луч божественного света, люди забыли Бога и, пресыщаясь грехами, только по имени нарицаются христианами, делами же далеко отстоят от того...
Да, многое видел старец Феофил и втайне болел за всех душой. И чтобы поддержать в нас упавший дух веры и любви к ближнему, он воспринял на себя высший подвиг христианского благочестия Христа ради юродство и целую жизнь посвятил врачеванию нравственных недугов, грозно обличая своими притчами людей жестоких, несправедливых, забывающих Бога, и кротким внушением и лаской утешая и поощряя людей верующих и богобоязненных. Так благоугодно Богу юродством, проповеди спасти верующих. (1 Кор. 1, 21).
Во имя благочестия и любви к Богу отказавшись от временных благ, проводил он свою жизнь в смирении, простоте и уничижении. Многие поношения, оскорбления, зло и ненависть испытывал он от людей, но, будучи смирен сердцем и кроток духом, даже Господу не жаловался на своих хулителей и врагов, ограничиваясь только крестной молитвой Великого Страдальца: «Господи, отпусти им, не ведят бо что творят»...
Не отийдет же память его и имя его поживет в роды родов. Премудрость его поведят люди, и хвалу его да исповест Церковь.
Предлагаю здесь читателям только некоторые из рассказов, записанные мной при расспросах старожиловкиевлян, и переданные мне боголюбивыми старцами Киево-Печерской Лавры.
Не буду скрывать их под спудом, а сообщу всем, да явится сей светильник на свещнице и да светит он миру своими делами, которых в свое время не разумел мир, видевший в человеке Божием одно только юродство.
День Успения Пр. Богородицы. К.-П. Лавра. 1906
В. Зноско
к оглавлению